СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по биологии на тему "Земноводные"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии на тему "Земноводные"»

7 класс.

Учитель биологии ООШ Чишминский филиал Ахмадуллина А.

Тема урока «Размножение, развитие и происхождение земноводных. Годовой цикл жизни земноводных».

Цели: создать условия для изучения влияния сезонных изменений в природе на жизнь земноводных, особенностей размножения, развития и происхождения земноводных, содействовать развитию умений самостоятельного поиска знаний, способствовать развитию интереса к изучению окружающей природы. Способствовать формированию у обучающихся универсальных учебных действий: 1) личностных: через принятие и реализацию самостоятельных решений, установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом; 2) познавательных: через осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием литературы, установление причинно-следственных связей; 3) регулятивных: через контроль и организацию учебной деятельности; 4) коммуникативных: через распределение ролей и функций участников групповой работы, выполнение индивидуальных функций в совместной работе в группе, контроле и коррекции, оценке действий партнёра.

Оборудование: электронное пособие, презентация, политическая карта мира

(Предварительная подготовка к уроку: написать на обратной стороне доски тему урока, цели, план урока, подготовку к рефлексии)

Тип урока: комбинированный

Ход урока:

I.Организационное начало урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Приветствие учителем обучающихся

2.Фиксация отсутствующих.

3.Проверка внешнего состояния классного помещения.

4.Проверка подготовленности обучающихся к уроку.


1.Приветствие учителя.

2. Подготовка к уроку.

II. Проверка домашнего задания

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Тест.

1-й вариант записывает номера утверждений, характерных для рыб, 2-й вариант – для земноводных.

2. Индивидуальный опрос по карточкам «Весёлые лягушата»


1. Указывают на листочках фамилию, имя, номер варианта.

2. Работают над тестом.

3. Отвечают на вопросы карточек (5-6 человек устно).

1.Шея не выражена.

2. Мышечная система сегментирована.

3. Хорошо развиты отдельные группы мышц.

4.Глаза не имеют век.

5.Глаза имеют веки.

6. Орган слуха представлен только внутренним ухом.

7.Орган слуха представлен внутренним, средним ухом и барабанной перепонкой.

8. У всех представителей сердце трёхкамерное.

9. У большинства представителей сердце двухкамерное: состоит из одного предсердия и одного желудочка.

10.Дышат лёгкими и через кожу.

11.Дышат жабрами.

12.Имеют один круг кровообращения.

13. Имеют два круга кровообращения.

14.Есть клоака.

15. Имеют плавники.

16. Органы выделения – почки.

17. Большинство представителей имеют плавательный пузырь.

18. Центральная нервная система представлена головным мозгом, спинным мозгом и нервами.

19.Кровеносная система замкнутая.

20. Тело покрыто слизью и чешуёй.

(Обучающиеся, сидящие за одной партой, обмениваются листочками. Проводится взаимопроверка ошибок, проверяющий выставляет оценку своему партнёру. Листочек с тестом возвращается назад и отвечающий ниже сам оценивает свою работу. Затем обучающиеся сдают тесты учителю для выставления окончательной оценки)

Ключ к проверке (выводится через проектор)

1-й вариант «Рыбы»

2-й вариант «Земноводные»

1, 2, 4, 6, 9, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 18, 19, 20

1, 3, 5, 7, 8, 10, 13, 14, 16, 18, 19

Индивидуальный опрос (3-6 человек) по карточкам «Весёлые лягушата» по пройденным темам:

Карточка №1.

1.Какое строение имеет сердце у земноводных?

2.Какие органы чувств развиты у земноводных?

Карточка №2

1.Какие функции выполняют кожные железы у земноводных?

2.Сколько позвонков в шейном отделе у земноводных?

Карточка №3

1.Назовите части тела лягушки.

2.Перечислите отделы скелета земноводных.

Карточка №4

1. Сравните мозжечок земноводных и рыб. Какую функцию он выполняет?

2. Какие отличительные черты строения органов дыхания появились у земноводных по сравнению с рыбами?

Карточка №5

1.Чем строение глаз земноводных отличается от строения глаз рыб?

2.Объясните происхождение названия «земноводные».

Карточка №6

1.Кто такие холоднокровные животные?

2. Чем представлена выделительная система у земноводных?

III.Подготовка обучающихся к восприятию нового учебного материала, подведение их к формулированию темы и целей урока.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Вопросы, помогающие подвести к формулировке темы урока.

1. Назовите животных, которые относятся к классу Земноводные?

2. Почему сейчас мы не можем услышать призывного кваканья лягушек?

3. Какой период переживают сейчас земноводные, обитающие в умеренных широтах?

4. Почему земноводные так боятся холода?

5. О чем говорит удивительное сходство личинок лягушки – головастиков с рыбами?


Учитель сообщает цели урока: изучение влияния сезонных изменений в природе на жизнь земноводных, особенностей размножения, развития и происхождения земноводных.

1.Обучающиеся формулируют тему урока: «Размножение, развитие и происхождение земноводных. Годовой цикл жизни земноводных»


Реализацию данных целей мы будем осуществлять через беседу, работу с учебником и дополнительной литературой, использование электронного пособия.

Приступаем к изучению новой темы, записываем тему урока и домашнее задание.

IV.Изучение нового материала. Домашнее задание: параграф 38, устно ответить на вопросы 1-5 с.185 (у), к следующему уроку подготовить сообщения о представителях отрядов Хвостатые, Бесхвостые, Безногие, о которых упоминается в параграфе 39. Сегодня на уроке нам предстоит рассмотреть следующие вопросы:

План урока:

1. Влияние сезонных изменений в природе на жизнь земноводных.

2. Органы размножения у земноводных.

3. Размножение земноводных.

4. Развитие земноводных на примере лягушки.

5.Забота о потомстве.

6. Происхождение земноводных.

7. Древние земноводные - стегоцефалы.

Рассмотрим первый вопрос плана урока. 1. Влияние сезонных изменений в природе на жизнь земноводных.

Обратимся к тексту учебника с.182.

1.Почему у амфибий умеренных широт хорошо выражен годовой жизненный цикл? (Предполагаемый ответ: Потому что в умеренных широтах выражены холодные и теплые сезоны)

2.Где зимуют озерная, прудовая, травяная лягушки? (Предполагаемый ответ: В водоёмах группами, под камнями, закапываются в ил, в непромерзающих местах водоёма)

3.Где зимуют жабы, жерлянки, тритоны, саламандры? (Предполагаемый ответ: На суше в ямах, норах грызунов)

4. Каковы признаки оцепенения? (Предполагаемый ответ: резкое снижение обмена веществ, уменьшение частоты дыхательных движений, сердечных сокращений, снижение потребления кислорода)


Переходим к изучению второго вопроса нашего плана.

2. Органы размножения у земноводных.

1.Как называются половые железы у самцов земноводных? (Предполагаемый ответ: семенники)

2.Как называются половые железы у самок земноводных? (Предполагаемый ответ: яичники)

3.Как называются мужские половые клетки у земноводных? (Предполагаемый ответ: сперматозоиды)

4.Как называются женские половые клетки у земноводных? (Предполагаемый ответ: яйцеклетки)

Как же происходит размножение земноводных? Записываем следующий пункт плана, но сначала немного прервёмся для физкультурной паузы. У нас в гостях Crazy Frog (безумный лягушонок) со своей песней.

(Физкультминутка под песню «Безумный лягушонок» проводится одним из обучающихся класса)


3. Размножение земноводных.

В теплые весенние вечера, в конце апреля и в мае, с прудов и речек доносятся громкие квакающие звуки. Эти концерты устраивают самцы лягушек для привлечения самок. У самцов зелёных лягушек в углах рта расположены резонаторы (голосовые мешки), которые при квакании раздуваются, как пузыри, усиливая звуки (Электронное пособие).

Вопросы к просматриваемому материалу:

1.Что такое половой диморфизм? (Предполагаемый ответ: внешние различия самцов и самок)

2.Хорошо ли у земноводных развит половой диморфизм? (Предполагаемый ответ: плохо)

3.К какому возрасту лягушки становятся половозрелыми? (Предполагаемый ответ: 3 года)

4.Почему икринки земноводных окрашены в тёмный цвет? (Предполагаемый ответ: для улавливания света)


Что же происходит с отложенными икринками в дальнейшем? Рассмотрим развитие земноводных на примере лягушки (рис. 137 в учебнике).

4. Развитие земноводных на примере лягушки.

Яйцеклетки земноводных называют икринками. Оплодотворение у земноводных наружное. Гроздья оплодотворённой икры прикрепляются к водным растениям или комками плавают у поверхности воды.

Электронное пособие. Вопросы к просматриваемому материалу:

  1. Через какое время зародыш прорывает яйцевые оболочки? (Предполагаемый ответ: 8-10 суток)

  2. С помощью чего головастик передвигается на первых этапах своего развития? (Предполагаемый ответ: с помощью хвоста)

  3. Какие конечности первыми закладываются у головастиков? (Предполагаемый ответ: передние)

  4. Какие признаки в строении головастика указывают на сходство с рыбами? (Предполагаемый ответ: жабры, наличие боковой линии, один круг кровообращения, двухкамерное сердце)

  5. За счет чего живёт головастик на первых этапах своего развития? (Предполагаемый ответ: за счет запаса веществ в икринке)

  6. Как долго длится процесс превращения головастика в лягушку? (Предполагаемый ответ: 2-3 месяца)

  7. От чего зависит скорость развития земноводных (Предполагаемый ответ: от температуры)

8. Почему у большинства земноводных образуется огромное количество икринок? (Предполагаемый ответ: часть икринок может оказаться неоплодотворенной, быть съеденной другими животными, много личинок земноводных погибает, так и не достигнув взрослого состояния)

9. Почему же значительная часть потомства у земноводных погибает? (Предполагаемый ответ: так как большинство земноводных не заботится о своём потомстве, не оберегает его)

А вот у некоторых земноводных выражена забота о потомстве, поэтому они откладывают гораздо меньше икринок. Давайте послушаем, как это происходит у сумчатой лягушки и жабы-повитухи (электронное пособие). Переходим к изучению пятого вопроса плана.


5.Забота о потомстве.

Ребята! Вы также должны были подготовить сообщения о том, как у земноводных выражена забота о потомстве. Кто подготовил информацию об остромордых лягушках, африканских крапчатых роющих лягушках, лягушках-древолазах, ринодерме Дарвина? Сообщения обучающихся:

1-й ученик: Прудовые, озёрные и травяные лягушки отложили икру — и ушли.
Но у остромордых лягушек (слайд №1) именно самцы остаются её охранять. И они нападают на всех, кто приближаются к кладке! Они не покидают свои посты до тех пор, пока не вылупятся головастики. Лишь тогда изголодавшиеся отцы выйдут на сушу и смогут наесться.

2-й ученик: Подобным образом ведёт себя и самец африканской крапчатой роющей лягушки (слайд №2) . Пока головастики все вместе питаются у поверхности воды, отец плавает поблизости или среди них, частично высунув наружу голову. У него острые зубы и большие размеры (20-25 см в длину) и он сражается за своих детей, нападая даже на крупных животных и людей.

3-й ученик: Некоторые амфибии Южной и Центральной Америки — древолазы (слайд №3) — откладывают икру не в воду, а прячут её в лесную подстилку, в расселины под камнями, пристраивают на листьях, которые низко висят в тени над водой. И оба родителя или охраняют кладку постоянно, или навещают её время от времени. Они также смачивают икринки принесённой во рту водой.

4-й ученик: А самец ринодермы Дарвина (слайд №4) вынашивает своих детей внутри собственного тела! Для этого он помещает откладываемые самкой немногочисленные крупные яйца в свой горловой мешок. Вылупившиеся из яиц личинки срастаются спинками со стенками горлового мешка отца и получают питание через его кровеносную систему. По завершении развития головастики отбрасывают свои хвосты и рождаются через рот папы, переходя к самостоятельной жизни в водоёме.

5-й ученик: Есть среди амфибий и способ вынашивания детёнышей, аналогичный сумчатым млекопитающим. Так, суринамская пипа (слайд №5) выращивает головастиков в ячеистой «сумке» на собственной спине. Самки сумчатых квакш также вынашивают оплодотворённую икру в особом кожном кармане (сумке) на спине (слайд №6)

6-й ученик: Забота о потомстве достигает крайней степени у двух видов австралийских Заботливых лягушек (слайд №7). Эти виды — единственные известные животные, вынашивающие свое потомство в желудке. Самка заглатывает икринки после того, как их оплодотворит самец. Через 7–8 недель полностью сформированные лягушата выползают в рот матери, садятся к ней на язык и с него выпрыгивают в окружающий мир.


Вот видите, среди представителей класса земноводные есть и те, которые заботятся о сохранности своего потомства. Спасибо за интересные сообщения.

Размножение у земноводных происходит так же, как у костных рыб.

1.О чем говорит тот факт, что головастики больше похожи на рыб, чем на своих родителей? (Предполагаемый ответ: о том, что первые земноводные произошли от каких-то древних рыб)

2.Скажите, а у каких рыб парные мускулистые плавники служили для переползания из одного водоёма в другой? (Предполагаемый ответ: у кистепёрых). Обратите внимание на рис. 139 в учебнике. На нём изображен скелет передней парной конечности кистепёрой рыбы (1) и древнего земноводного (2). Одинаковым цветом показаны одни и те же кости конечности рыбы и древнего земноводного.

Группа, включающая историка, биолога, географа и жителя Коморских островов подготовила проект о необычной кистепёрой рыбе латимерии, которая является «живым ископаемым». Давайте предоставим им слово. Итак, переходим к следующему вопросу плана: происхождение земноводных.


6. Происхождение земноводных (Выступает группа обучающихся, подготовивших проект)

Историк: Долгое время кистеперые рыбы или целаканты считались вымершими. Первого живого целаканта нашла в декабре 1938 года Марджори Куртене-Латимер, куратор музея в городе Ист-Лондон (ЮАР). Она исследовала рыб, выловленных рыбаками возле устья реки Чалумна, и обратила внимание на необыкновенную рыбу синего цвета (слайд 8). Не найдя рыбу ни в одном определителе, Куртене-Латимер попыталась связаться с профессором ихтиологии Джеймсом Смитом, но все попытки не увенчались успехом. Не имея возможности сохранить рыбу, Марджори отдала ее для изготовления чучела. Когда профессор Смит вернулся в музей, он сразу же узнал в чучеле представителя целакантов, хорошо известном по ископаемым останкам, дав ей латинское имя в честь Марджори Латимер. Также профессор Смит охарактеризовал эту рыбу как «живое ископаемое», что впоследствии стало общепринятым.

Биолог: Окраска латимерии синевато-серая или коричневая (слайд 9) в зависимости от вида. Самки обоих видов вырастают в длину в среднем до 190 см, самцы — до 150 см, при весе 50—90 кг; длина новорождённых латимерий составляет 35—38 см. Парные плавники целакантов поддерживаются костными поясами, которые напоминают плечевой и тазовый пояса наземных четвероногих позвоночных.

Географ: (Показывает на политической карте районы распространения латимерий). До 1997 года районом распространения латимерии считался только юго-запад Индийского океана (с центром на Коморских островах) Однако позже латимерий, вылавливали возле побережья Мозамбика и юго-западнее от Мадагаскара.

Эколог: Латимерии — тропические морские рыбы, населяющие прибрежные воды на глубине приблизительно 100-300 метров. Предпочитают районы с крутыми обрывами. Пищи на этих глубинах немного, и целаканты ночью часто перемещаются в менее глубокие слои воды. Днём они погружаются назад. Рыбы, поднятые на поверхность, где температура намного выше 20 °C, испытывают стресс, выживание после которого маловероятно даже при помещении рыб в холодную воду. Икринки латимерий достигают размера апельсина. Латимерии являются яйцеживородящими. До сих пор неизвестно, как происходит внутреннее оплодотворение, и где живут молодые рыбы несколько лет после рождения.

Житель Коморских островов: После того, как в 1952 году был пойман второй живой целакант, Коморские острова (тогда — колония Франции) были признаны «домом» этого рода. Со временем все следующие экземпляры были задекларированы как национальная собственность, только французам предоставлялось право проводить промысел данных рыб. После того как прошел слух, что жидкость из нотохорд латимерий продлевает жизнь, быстро образовался черный рынок, где цены доходили до 5000 долларов США за рыбу, и численность латимерий резко сократилась. В 1995 году общая численность оценивалась в менее 300 особей. Латимерия остается под угрозой из-за узкого ареала, очень специализированной физиологии и образа жизни. В 2013 году Международный Союз охраны природы оценил положение коморского вида латимерий как критическое, а индонезийского — как уязвимое.


От древних кистепёрых рыб произошли древние земноводные – стегоцефалы. Одного из представителей этой группы вы можете увидеть на рисунке 138 в учебнике. Вот мы и приблизились к завершению нашего сегодняшнего путешествия по стране знаний о земноводных.

7. Древние земноводные - стегоцефалы.

Стегоцефа́лы (слайд №10) — вымершая группа земноводных животных, одних из первых позвоночных, вышедших на сушу, от которых и произошли современные земноводные.


V. Закрепление изученного материала, связь с ранее изученным.

Подготовка к ГИА.

(слайд №11) А7. Позвоночных животных с трёхкамерным сердцем, размножение которых тесно связано с водой, объединяют в класс:

1)Костные рыбы 2)Млекопитающие 3)Пресмыкающиеся 4)Земноводные


(слайд №12) А9.Каких древних животных считают предками земноводных:

1)стегоцефалов 2)ихтиозавров 3)археоптериксов 4)латимерий


(слайд №13) А20. По какому признаку можно узнать земноводных:

1)сухая кожа с перьевым покровом 2)голая влажная кожа

3)кожа с железами, покрытая чешуёй 4)сухая кожа, покрытая роговыми чешуйками


1. Назовите черты сходства в размножении земноводных и рыб.

2. В чем сходство головастика с рыбами?

3. Что это подтверждает?

4. Какие изменения во внешнем и внутреннем строении происходят у головастика в процессе развития.


Биологические карты.

Биологический лабиринт.


VI. Рефлексия.

Сегодня на уроке я узнал(а)…

Мне особенно запомнилось…

Меня удивило…

Я считаю…

Урок мне…

Мне кажется…


Литература

1. Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко – М.: Вентана-Граф, 2009. – 304 с.

2. Биология. 9-й класс. Подготовка к итоговой аттестации-2008: учебно-методическое пособие / А.А. Кириленко, С.И. Колесников – Ростов н/Д : Легион, 2007. – 160 с. – (Итоговая аттестация.)

3. ГИА – 2009: Экзамен в новой форме: Биология: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов, Я.О. Алексеева, Г.И. Лернер. – М.: АСТ: Астрель, 2009 – 93. – (Федеральный институт педагогических измерений).

4. new -ecopsychology.org

5. ru.wikipedia.org

7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!