Цель: на основании знаний учащихся о строении скелета млекопитающих сформировать сходство и отличие скелета человека и животного
Задачи.
Обучающие — познакомиться с основные отделами скелета человека их строением и функциями, научиться доказывать сходство млекопитающих и человека, выявить особенности скелета человека связанные с прямохождением и трудовой деятельностью.
Развивающие – продолжить развитие общеучебных навыков работы с различными источниками информации, а также умений и навыков организации самостоятельной учебной деятельности.
Воспитывающие – воспитывать научное мировоззрение в вопросах родства человека и животных.
Оборудование: модели скелета человека и млекопитающего животного кошки, модели скелета головы раздаточный материал «Позвонки человека»
Презентации на тему «Опорно-двигательная система. Скелет человека»
Литература: «Биология. Человек», 8 класс, Драгомилов А.Г., Маш Р.Д., Москва издательство «Вентана-Граф», 2010 год.
Биология 8 класс «Человек» Рабочая тетрадь к учебнику Драгомилов А.Г., Маш Р.Д., Москва издательство «Вентана-Граф», 2010 год.
Тип урока: комбинированный
Ход урока.
1.Организация урока: приветствие, проверка готовности класса к уроку, проверка отсутствующих.
Определить исходный уровень знаний по теме: «Опорно - двигательная система»
2.Актуализация знаний
Сегодня на уроке мы продолжаем изучение темы: «Опорно - двигательная система»
Фронтальный опрос:
1.Как называется система органов, куда относится скелет? (Скелет относится к опорно - двигательной системе)
2.Какую функцию выполняет скелет человека? (Скелет человека выполняет функцию опоры и движения, а также защитную. Так, грудная клетка защищает сердце, легкие, череп - головной мозг, позвоночный канал - спинной мозг)
3.Какое количество костей в скелете человека? (В скелете человека более 200 костей)
4.Какие вы знаете типы костей? ( По типу строения кости бывают трубчатые, губчатые, плоские кости). Ученик выходит к скелету человека и показывает типы костей. ( Длинные кости, или трубчатые: кости конечностей. Также плоские кости: лопатки, кости черепа, грудная кость, тазовые кости. Губчатые длинные 6ребра, ключицы. Губчатые короткие: позвонки, кости предплюсны, кости запястья)
5.За счет чего кость растет в длину? (Кость растет в длину за счет хряща)
6.За счет чего кость растет в толщину? (Кость растет в толщину за счет деления клеток надкостницы)
7.Каков химический состав костей? Как можно выяснить свойства его компонентов?
В состав костей входят минеральные и органические вещества, это можно проверить с помощью опыта демонстрирующего наличие в костях этих веществ. Если сжечь кость, то она почернеет от углерода, оставшегося от сгорания органических веществ, если выгорит и углерод, получится белый остаток, твердый, но хрупкий, это минеральное вещество кости. Чтобы определить свойства органических веществ кости, надо удалить минеральные вещества с помощью соляной кислоты (5% р. - р. соляной кислоты, кость сохранит свою форму, но при этом она станет гибкой, так, что ее можно завязать узлом).
8.Объясните, почему искривления костей чаще бывают у детей, а переломы - у пожилых людей. (У детей в костях относительно велика доля органических веществ, поэтому кости редко ломаются, но легко деформируются под влиянием неправильной позы или неравномерной нагрузки. У пожилых людей в костях увеличивается доля минеральных веществ, поэтому их кости более ломкие)
3.Изучение нового материала
Скелет человека
Слово учителя, на уроке используется презентация
И так вы уже знаете значение и функции опорно - двигательной системы, типы костей, макроскопическое и микроскопическое строение костей, химический состав кости. Сегодня на уроке мы изучим с вами скелет человека, давайте вспомним зоологию и ответим на вопрос:
1.Что общего между скелетом человека и скелетом млекопитающего животного, найдите черты сходства? (учащимся представлены модели скелета человека и скелета млекопитающего кошки). (Это отделы скелета, кости отделов, строение и свойства костной ткани, рост костей)
В скелете человека различают осевой и добавочный скелет. Осевой скелет состоит из скелета туловища (позвоночник, грудная клетка) и черепа, а также добавочного скелета (пояса и костей конечностей) (здесь и далее учитель все отделы и кости скелета показывает на модели скелета человека).
Сегодня на уроке мы изучим отделы и кости осевого скелета:
1. Скелет туловища. Позвоночник образован 33-34 позвонками, расположенными друг над другом. Между ними находятся прослойки из хрящевой ткани (межпозвоночные диски), что придает позвоночнику гибкость и упругость.
Различают пять отделов позвоночника:
шейный, состоящий из 7 позвонков
грудной -12 позвонков
поясничный -5 позвонков
крестцовый -5 позвонков
копчиковый — из 4-5 сросшихся в крестец позвонков
Строение позвонка, каждый позвонок состоит из тела, дуги и 7 отростков (остистого, поперечных и суставных). Между телом и дугой находится отверстие. Между телами позвонков лежат межпозвонковые хрящевые диски. Они придают позвоночному столбу подвижность, упругость, и смягчают сотрясения при беге, ходьбе, прыжках. Позвоночные отверстия в совокупности образуют позвоночный канал, защищающий находящийся в нем спинной мозг. Чем ближе к крестцу, тем массивнее позвонки, что связано с возрастающей нагрузкой.
Позвоночник взрослого человека имеет четыре изгиба: шейный, грудной, поясничный, крестцовый
( у млекопитающих животных — только шейный и крестцовый).
Благодаря S - образной изогнутости позвоночник способен пружинить и выполнять роль рессоры, уменьшая толчки при движении. Это тоже приспособление к прямохождению. Шейный и поясничный лордозы - с кривизной вперед, грудной и крестцово - копчиковый кифозы - с кривизной назад, отсутствуют у новорожденного, формируясь. Постепенно образуются окончательно в юношеском возрасте.
Грудная клетка состоит из 12 пар ребер, сочлененных с телами грудных позвонков и их поперечными отростками. Ребра могут приподниматься и опускаться. Семь пар верхних, истинных ребер спереди соединяются с плоской костью - грудиной. Следующие 3 пары ребер соединяются друг с другом хрящами. Две нижние пары ребер свободно лежат в мягких тканях. Грудные позвонки, грудина и ребра вместе с расположенными между ними дыхательными мышцами образуют грудную полость, которая снизу отделена диафрагмой.
Скелет головы образован мозговыми и лицевыми отделами черепа. Мозговой отдел черепа составляют две парные кости (височная и теменная) и четыре непарные (лобная, решетчатая, клиновидная и затылочная). Все они неподвижно соединены между собой швами, формируют полость. В которой располагается головной мозг. В затылочной кости находится большое затылочное отверстие, соединяющее полость черепа с позвоночным каналом. Затылочная кость сочленяется с первым шейным позвонком (атлантом).
Лицевой отдел черепа состоит из парных костей (глазничные, слезные, носовой раковины, скуловые. Носовые, небные, верхнечелюстные) и непарных костей (нижняя челюсть, сошник). Нижняя челюсть - единственная подвижная кость черепа - сочленяется двумя головками суставного отростка с нижнечелюстными ямками височной кости. Верхняя и нижняя челюсти содержат по 16 ячеек, в которых помещаются корни зубов. Нижняя челюсть снабжена подбородочным выступом, к которому прикрепляются мышцы, участвующие в речи.
Мы с вами рассмотрели осевой скелет человека, и можем отметить особенности скелета человека, связанные с прямохождением (учитель выслушивает ответы учащихся, дополняет, учащиеся записывают в тетрадь)
Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью:
1.четыре плавных изгиба позвоночника
2.широкая грудная клетка
3.массивность костей нижних конечностей
4.широкие кости таза
5.сводчатая стопа
6.преобладание мозгового отдела над лицевым
4.Закрепление изученного материала
Учитель вызывает 2 -3 человек в зависимости от времени к доске показать на модели скелета отделы и кости скелета человека, задает по теме дополнительные вопросы
Работа в парах заполнение кроссворда
Дополнительно 2 ученика подготовили интересные факты по теме «Скелет человека»
-В организме человека содержится 10 -15 кг костной ткани
- Длина бедренной кости -70 см, кости стремечка 3 мм, ее масса 0,2 г.
- За ночь человек «подрастает» на 2-3 см, а за день его рост уменьшается на 2-3 см
- Позвоночник выдерживает нагрузку 2 т, большая берцовая кость -1.6 -1,8 т, бедренная кость -1.5 т, плечевая кость -850 кг
- 1 мм кости выдерживает нагрузку 15 кг, это в 30 раз больше, чем строительный кирпич
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Османюртовская СОШ»
368039 РД, с.Османюрт ул. Дружбы 5, тел. 8 (938)207-77-73 эл.адресosmanurtschool@yandex.ru
№______ «____»_____________________20____г.
Отзыв
Об открытом уроке «Скелет Человека »,
разработанного и проведённого учителем биологии МКОУ «Османюртовская СОШ» Матаевой Эльмиры Мухтаровны
Урок, проведённый учителем биологии Эльмирой Мухтаровной прошёл на высоком методическом уровне. Данный урок относится к уроку изучения нового материала. В урок были включены такие основные этапы, как:
ответы на вопросы учителя по предполагаемой теме
выполнений заданий по карточкам с последующей самопроверкой и взаимопроверкой
выдвижение предположения о названии темы урока
целеполагание и постановка задач к уроку
работа со схемами
учебное проектирование
формулировнаие вывода по результатам экспериментов
творческая групповая работа
контролирующая самостоятельная работа
итог урока.
Следует отметить, что каждый этап урока сопровождался использованием информационных компьютерных технологий. Например, во время знакомства с дополнительным материалом были показаны фрагменты CD диска по теме урока, во время показа слайдов мультимедийной презентации учитель работала совместно с детьми, что значительно увеличивает контакт учителя с классом.
Учитель умело организовала работу учащихся с лабораторным оборудованием, управляя их учебной деятельностью при работе в группе.
На уроке получения знаний с системно деятельностным подходом были соблюдены все санитарно-гигиенические требования к учебным занятиям: правила техники безопасности, воздушно-тепловой режим. В течение урока чередовались различные виды деятельности учащихся. Проводилась физкультминутка для отдыха глаз.
Директор МКОУ"Османюртовская СОШ" Абдулкеримова Я.М.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Османюртовская СОШ»
368039 РД, с.Османюрт ул. Дружбы 5, тел. 8 (938)207-77-73 эл.адресosmanurtschool@yandex.ru
№______ «____»_____________________20____г.
Отзыв
Об открытом уроке «Скелет Человека »,
разработанного и проведённого учителем биологии МКОУ «Османюртовская СОШ» Матаевой Эльмиры Мухтаровны
Использование лабораторного оборудования, переключение с одного вида деятельности на другой эффективно повлияло на результативность урока: мотивацию учащихся, отразило итоги работы учащихся на уроке (тест был выполнен с выставлением оценки, самопроверкой), тем самым доказав достижение поставленных целей урока.
По ходу урока формировались коммуникативные, учебные, личностные компетенции каждого учащегося, формировался познавательный интерес к предмету. Темп урока был оптимальный, соответствовал возрастным особенностям учащихся.
Каждый ученик класса на уроке был успешен, что показали их индивидуальные ответы при работе с рисунками, при составлении отчета о проделанной работе в форме защиты перед одноклассниками.
Взаимоотношения учителя с учащимися и учащихся друг с другом носили доверительный характер, располагали к успешной работе. Урок получился очень интересным и насыщенным. Через свой урок Эльмира Мухтаровна развивала у школьников мышление, поощряла их на дальнейшее саморазвитие, самообразование.
Директор МКОУ"Османюртовская СОШ" Абдулкеримова Я.М.