СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по биологии "Скелет человека"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: на основании знаний учащихся о строении скелета млекопитающих сформировать  сходство и отличие скелета человека и животного

Задачи.

 Обучающие — познакомиться с  основные отделами скелета человека их строением и функциями, научиться  доказывать сходство млекопитающих и человека, выявить особенности скелета человека связанные с прямохождением и трудовой деятельностью.

Развивающие – продолжить развитие общеучебных навыков работы с различными источниками информации, а также умений и навыков организации самостоятельной учебной деятельности. Воспитывающие – воспитывать научное мировоззрение в вопросах родства человека и животных.

Оборудование: модели скелета человека и млекопитающего животного кошки, модели  скелета головы раздаточный материал «Позвонки человека»

Презентации на тему «Опорно-двигательная система. Скелет человека»

 Литература: «Биология. Человек», 8 класс, Драгомилов А.Г., Маш Р.Д., Москва издательство «Вентана-Граф», 2010 год.

Биология 8 класс «Человек» Рабочая тетрадь  к учебнику Драгомилов А.Г., Маш Р.Д., Москва издательство «Вентана-Граф», 2010 год.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии "Скелет человека"»

Цель: на основании знаний учащихся о строении скелета млекопитающих сформировать  сходство и отличие скелета человека и животного

Задачи.

 Обучающие — познакомиться с  основные отделами скелета человека их строением и функциями, научиться  доказывать сходство млекопитающих и человека, выявить особенности скелета человека связанные с прямохождением и трудовой деятельностью.

Развивающие – продолжить развитие общеучебных навыков работы с различными источниками информации, а также умений и навыков организации самостоятельной учебной деятельности.
Воспитывающие – воспитывать научное мировоззрение в вопросах родства человека и животных.

Оборудование: модели скелета человека и млекопитающего животного кошки, модели  скелета головы раздаточный материал «Позвонки человека»

Презентации на тему «Опорно-двигательная система. Скелет человека»

 Литература: «Биология. Человек», 8 класс, Драгомилов А.Г., Маш Р.Д., Москва издательство «Вентана-Граф», 2010 год.

Биология 8 класс «Человек» Рабочая тетрадь  к учебнику Драгомилов А.Г., Маш Р.Д., Москва издательство «Вентана-Граф», 2010 год.

 Тип урока: комбинированный

Ход урока.

1.Организация урока: приветствие, проверка готовности класса к уроку, проверка отсутствующих.

Определить исходный уровень знаний по теме: «Опорно - двигательная система»

2.Актуализация знаний

Сегодня на уроке мы продолжаем изучение темы: «Опорно - двигательная система»

Фронтальный опрос:

1.Как называется система органов, куда относится скелет? (Скелет относится к опорно - двигательной системе)

2.Какую функцию выполняет скелет человека? (Скелет человека выполняет функцию опоры и движения, а также защитную. Так, грудная клетка защищает сердце, легкие, череп - головной мозг, позвоночный канал - спинной мозг)

3.Какое количество костей в скелете человека? (В скелете человека более  200 костей)

4.Какие вы знаете типы костей? ( По типу строения кости бывают трубчатые, губчатые, плоские кости). Ученик выходит к скелету человека и показывает  типы костей. ( Длинные кости, или трубчатые: кости конечностей. Также плоские кости: лопатки, кости черепа, грудная кость, тазовые кости. Губчатые длинные 6ребра, ключицы. Губчатые короткие: позвонки, кости предплюсны, кости запястья)

5.За счет чего кость растет в длину? (Кость растет в длину за счет хряща)

6.За счет чего кость растет в толщину? (Кость растет в толщину за счет деления клеток надкостницы)

7.Каков химический состав костей? Как можно выяснить свойства его компонентов?

В состав костей входят минеральные и органические вещества, это можно проверить с помощью опыта демонстрирующего наличие в костях этих веществ. Если сжечь кость, то она почернеет от углерода, оставшегося от сгорания органических веществ, если выгорит и углерод, получится белый остаток, твердый, но хрупкий, это минеральное вещество кости. Чтобы определить свойства органических веществ кости, надо удалить минеральные вещества с помощью соляной кислоты (5% р. - р. соляной кислоты, кость сохранит свою форму, но при этом она станет гибкой, так, что ее можно завязать узлом).

8.Объясните, почему  искривления костей чаще бывают у детей, а переломы - у пожилых людей. (У детей в костях относительно велика доля органических веществ, поэтому кости  редко ломаются, но легко деформируются под влиянием неправильной позы или неравномерной нагрузки. У пожилых людей в костях увеличивается доля минеральных веществ, поэтому их кости более ломкие)

3.Изучение нового материала

Скелет человека

Слово учителя, на уроке используется презентация

  И так вы  уже знаете значение  и функции опорно - двигательной системы, типы костей, макроскопическое и микроскопическое строение костей, химический состав кости. Сегодня на уроке мы изучим с вами скелет человека, давайте вспомним зоологию и ответим на вопрос:

1.Что общего между скелетом человека и скелетом млекопитающего животного, найдите черты сходства? (учащимся представлены модели скелета человека и скелета млекопитающего кошки). (Это отделы скелета, кости отделов, строение  и свойства костной ткани, рост костей)

       В скелете человека различают осевой и добавочный скелет. Осевой скелет  состоит из скелета туловища (позвоночник, грудная клетка) и черепа, а также добавочного скелета (пояса и костей конечностей) (здесь и далее учитель все отделы  и кости скелета показывает на модели скелета человека).

Сегодня на уроке мы изучим отделы и кости осевого  скелета:

1. Скелет туловища. Позвоночник образован 33-34 позвонками, расположенными друг над другом. Между ними находятся прослойки из хрящевой ткани (межпозвоночные диски), что придает позвоночнику гибкость и упругость.

Различают пять отделов позвоночника:

 шейный, состоящий из 7 позвонков

грудной  -12 позвонков

поясничный  -5 позвонков

крестцовый   -5 позвонков

копчиковый  — из 4-5 сросшихся в крестец позвонков

     Строение позвонка, каждый позвонок состоит из тела, дуги и 7 отростков (остистого, поперечных и суставных). Между телом и дугой находится отверстие. Между телами позвонков лежат межпозвонковые хрящевые диски. Они придают позвоночному столбу подвижность, упругость, и смягчают сотрясения при беге, ходьбе, прыжках. Позвоночные отверстия в совокупности образуют позвоночный канал, защищающий  находящийся в нем  спинной мозг. Чем ближе к крестцу, тем массивнее позвонки, что связано с возрастающей нагрузкой.

Позвоночник взрослого человека имеет  четыре изгиба: шейный, грудной, поясничный, крестцовый

( у млекопитающих животных — только  шейный и крестцовый).

Благодаря S - образной изогнутости позвоночник способен пружинить и выполнять роль рессоры, уменьшая толчки при движении. Это тоже приспособление к прямохождению. Шейный и поясничный лордозы - с кривизной вперед, грудной и крестцово - копчиковый кифозы - с кривизной назад, отсутствуют у новорожденного, формируясь. Постепенно образуются окончательно в юношеском возрасте.

Грудная клетка состоит из 12 пар ребер, сочлененных  с телами грудных  позвонков и их поперечными отростками. Ребра могут приподниматься и опускаться. Семь пар верхних, истинных ребер спереди соединяются с плоской костью  - грудиной. Следующие 3 пары ребер соединяются друг с другом хрящами. Две нижние пары ребер свободно лежат в мягких тканях. Грудные позвонки, грудина и ребра вместе с расположенными  между ними дыхательными мышцами образуют грудную полость, которая снизу отделена диафрагмой.

Скелет головы образован  мозговыми и лицевыми отделами черепа. Мозговой отдел черепа составляют две парные кости  (височная и теменная) и четыре непарные (лобная, решетчатая, клиновидная и затылочная). Все они неподвижно соединены между собой швами, формируют полость. В которой располагается головной мозг. В затылочной кости находится большое затылочное отверстие, соединяющее полость черепа с позвоночным каналом. Затылочная кость сочленяется с первым шейным позвонком (атлантом).

Лицевой отдел черепа состоит из парных костей (глазничные, слезные, носовой раковины, скуловые. Носовые, небные, верхнечелюстные) и непарных костей (нижняя челюсть, сошник). Нижняя челюсть  - единственная подвижная кость черепа - сочленяется двумя головками суставного отростка с нижнечелюстными ямками височной кости. Верхняя и нижняя челюсти содержат по 16 ячеек, в которых помещаются корни зубов. Нижняя челюсть снабжена подбородочным выступом, к которому прикрепляются мышцы, участвующие в речи.

Мы с вами рассмотрели осевой скелет человека, и можем отметить особенности скелета человека, связанные с прямохождением (учитель выслушивает ответы учащихся, дополняет, учащиеся записывают в тетрадь)

Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью:

1.четыре плавных изгиба позвоночника

2.широкая грудная клетка

3.массивность костей нижних конечностей

4.широкие кости таза

5.сводчатая стопа

6.преобладание мозгового отдела над лицевым

4.Закрепление изученного материала

Учитель вызывает 2 -3 человек в зависимости от времени к доске показать на модели скелета отделы и кости скелета человека, задает по теме дополнительные вопросы

Работа в парах заполнение кроссворда

Дополнительно 2 ученика подготовили интересные факты по теме «Скелет человека»

 -В организме человека содержится  10 -15 кг костной ткани

  - Длина бедренной кости -70 см, кости стремечка 3 мм, ее масса 0,2 г.

 - За ночь человек «подрастает» на 2-3 см, а за день его рост уменьшается на 2-3 см

 - Позвоночник выдерживает нагрузку 2 т, большая берцовая кость -1.6 -1,8 т, бедренная кость -1.5 т, плечевая кость -850 кг

  -  1 мм кости выдерживает нагрузку 15 кг, это в 30 раз больше, чем строительный кирпич

























МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Османюртовская СОШ»


368039 РД, с.Османюрт ул. Дружбы 5, тел. 8 (938)207-77-73 эл.адресosmanurtschool@yandex.ru

______ «____»_____________________20____г.


Отзыв

Об открытом уроке «Скелет Человека »,

разработанного и проведённого учителем биологии МКОУ «Османюртовская СОШ» Матаевой Эльмиры Мухтаровны



Урок, проведённый учителем биологии Эльмирой Мухтаровной прошёл на высоком методическом уровне. Данный урок относится к уроку изучения нового материала. В урок были включены такие основные этапы, как:

  • ответы на вопросы учителя по предполагаемой теме

  • выполнений заданий по карточкам с последующей самопроверкой и взаимопроверкой

  • выдвижение предположения о названии темы урока

  • целеполагание и постановка задач к уроку

  • работа со схемами

  • учебное проектирование

  • формулировнаие вывода по результатам экспериментов

  • творческая групповая работа

  • контролирующая самостоятельная работа

  • итог урока.

Следует отметить, что каждый этап урока сопровождался использованием информационных компьютерных технологий. Например, во время знакомства с дополнительным материалом были показаны фрагменты CD диска по теме урока, во время показа слайдов мультимедийной презентации учитель работала совместно с детьми, что значительно увеличивает контакт учителя с классом.

      Учитель умело организовала работу учащихся с лабораторным оборудованием, управляя их учебной деятельностью при работе в группе.
    На уроке получения знаний с системно деятельностным подходом были соблюдены все санитарно-гигиенические требования к учебным занятиям: правила техники безопасности, воздушно-тепловой режим. В течение урока чередовались различные виды деятельности учащихся. Проводилась физкультминутка для отдыха глаз.























Директор МКОУ"Османюртовская СОШ" Абдулкеримова Я.М.






























МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Османюртовская СОШ»


368039 РД, с.Османюрт ул. Дружбы 5, тел. 8 (938)207-77-73 эл.адресosmanurtschool@yandex.ru

______ «____»_____________________20____г.


Отзыв

Об открытом уроке «Скелет Человека »,

разработанного и проведённого учителем биологии МКОУ «Османюртовская СОШ» Матаевой Эльмиры Мухтаровны




    Использование лабораторного оборудования, переключение с одного вида деятельности на другой эффективно повлияло на результативность урока: мотивацию учащихся, отразило итоги работы учащихся на уроке (тест был выполнен с выставлением оценки, самопроверкой), тем самым доказав достижение поставленных целей урока.

По ходу урока формировались коммуникативные, учебные, личностные компетенции каждого учащегося, формировался познавательный  интерес к предмету. Темп урока был оптимальный, соответствовал возрастным особенностям учащихся.

Каждый ученик класса на уроке был успешен, что показали их индивидуальные ответы при работе с рисунками, при составлении отчета о проделанной работе в форме защиты перед одноклассниками.

Взаимоотношения учителя с учащимися и учащихся друг с другом носили  доверительный характер, располагали к успешной работе. Урок получился очень интересным и насыщенным. Через свой урок Эльмира Мухтаровна развивала у школьников мышление, поощряла их на дальнейшее саморазвитие, самообразование.



Директор МКОУ"Османюртовская СОШ" Абдулкеримова Я.М.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!