СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по финансовой грамотности "Бюджет семьи и бережное потребление"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал можно использовать на уроках обществознания и финансовой грамотности в 8-9 классах.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по финансовой грамотности "Бюджет семьи и бережное потребление"»










Внеклассное мероприятие в рамках

Недели финансовой грамотности

на тему: Бюджет семьи и бережное потребление











Подготовила: Лесняк В.Б.

учитель истории и обществознания

МБОУ Степано-Савченская оош





Цель мероприятия: развитие финансовой грамотности обучающихся.

Задачи мероприятия:

  1. Обучающие:

а) познакомить обучающихся с понятием семейного бюджета;

б) выяснить источники доходов и направления расходов средств в семье;

в) познакомить обучающихся с видами бюджетов семьи.

2. Развивающие:

а) развивать кругозор обучающихся;

б) развивать умения анализировать и основываться на личном опыте, выполняя задания, связанные с экономической деятельностью.

3. Воспитывающие:

а) воспитывать бережливость;

б) прививать правильное отношение к деньгам.


Организационная форма мероприятия: эвристическая беседа с анализом практических ситуаций.


Оборудование: компьютер, проектор.

Реквизиты: бюджеты 3-х семей для анализа, тест «Умеете ли вы управлять деньгами?», ручки, памятка советы управления деньгами для обучающихся.

Время проведения: 40 минут.

Место проведения: учебный кабинет.





Ведущий 1

(Слайд № 1)

– Здравствуйте, ребята!

Вы, возможно, знаете, что в нашей стране с 9 по 22 апреля проводится Всероссийская неделя финансовой грамотности.

Неделя финансовой грамотности проводится в рамках Проекта Минфина «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» и приурочена к международной акции Global Money Week, которая ежегодно собирает более 3 миллионов детей из 118 стран мира.

(Слайд № 2)

Основные темы Недели финансовой грамотности (Недели сбережений) в 2018 году:

  1. Финансовое воспитание в кругу семьи

  2. Бережное потребление и сбережение

  3. Вкладывай средства в своё будущее.

Ведущий 2

Сегодняшнее мероприятие хочется начать со слов немецкого писателя Бертольда Авербаха.

(Слайд № 3)

Нажить много денег – храбрость;

сохранить их – мудрость, 

а умело расходовать – искусство.

Как вы считаете, о чем эти слова? (об экономии денег)

Ведущий 1

А откуда берутся деньги? (зарабатывают)

Ведущий 2

А где вы берете деньги? (у родителей, родственников)

Ведущий 1

Смогли бы вы и ваша семья в настоящее время прожить без денег? (нет) А почему?

Ведущий 2

Итак, мы сегодня с вами поговорим о деньгах, и о том, какую роль они играют в бюджете семьи

Ведущий 1

(Слайд № 4)

Как правильно распоряжаться деньгами, является одним из самых важных вопросов в современной жизни. Уже сейчас, многие из нас хотели бы знать, как приумножить свое состояние. Копить или тратить — что поможет стать богаче и счастливее?

Сокровищница житейской мудрости богата поговорками, пословицами и афоризмами, которые говорят о пользе, как накопления, так и траты денег:

Ведущий 2

(Слайд № 5)

«Лучше полезть в карман за словом, чем за деньгами» (В. Брынцалов),

«Слишком многие люди тратят деньги, которые они с трудом заработали, на вещи, которые им не нужны, чтобы впечатлить людей, которые им не нравятся». (Уилл Роджерс)

«Деньгами надо управлять, а не служить им» Сенека.

Деньги – хороший слуга, но плохой господин. (Финеас Тейлор Барнум)

Есть люди, которые откладывают и копят деньги, чтобы они водились, потому, что «копейка рубль бережет». И есть те, которые придерживаются правила тратить, потому, что «деньги должны работать».

И у того, и у другого подхода к распоряжению деньгами есть свои плюсы и минусы.

Что лучше — копить или тратить?

Ведущий 1

(Слайд № 6)

Давайте попробуем разобраться, каждую из этих моделей поведения можно назвать выгодной,:

  1. Что дает накопление? (вопрос к ним)

- накопление обеспечивает возможность остаться при деньгах в случае возникновения непредвиденной ситуации.

Например, в случае автомобильной аварии, поломки телевизора или иных неожиданных расходов вы всегда будете иметь в своем распоряжении нужную сумму денег;

- накопление дает возможность приобретать вещи или услуги, не прибегая к займу значительной суммы денег;

- накопление дает возможность делать более значительные приобретения.

Если вы не в состоянии с месячной зарплаты купить новый телефон, то откладывание определенной суммы денег определенно даст вам эту возможность;

- также, накопление обеспечивает психологическую защищенность, создает своеобразную «подушку безопасности».

Человек, который регулярно откладывает деньги, не беспокоится о том, удастся ли протянуть до следующей зарплаты, как выжить в случае увольнения или других непредвидимых ситуациях

(во время беседы учащиеся высказывают свою точку зрения, приводят примеры).

Ведущий 2

2. Что дает свободное распоряжение деньгами?

- подход к деньгам «сколько есть, столько и трачу» дает возможность регулярно чувствовать «вкус жизни», ощущать праздник, не чувствовать себя ущемленным и вынужденным откладывать;

- свободное распоряжение деньгами создает определенный психологический настрой — «у меня все хорошо, у меня есть деньги, и я могу их тратить».

Человек, который излучает позитивный настрой, получает в ответ позитив. В то же время откладывание денег «на черный день» зачастую чревато тем, что «черный день» действительно наступает;

- свободное обращение с деньгами позволяет деньгам «работать» и притягивать другие деньги. Трата денег освобождает пространство для прихода новых денег.

Ведущий 1

Что же подходит именно вам?

Способ, который определяет вашу зону роста — тот, который вами наименее освоен.

- Если вам регулярно не хватает денег, и вы не в состоянии отложить даже 100 рублей, осваивайте накопление.

Считается, что откладывать нужно не менее 10% месячного дохода.

Ведущий 2

- Если у вас на полке скопилось больше денег, чем вы позволяете себе тратить, разрешайте себе тратить.

Вероятно, вы не только не разрешаете себе «отпускать» деньги, но и не позволяете себе жить, откладывая эту возможность на более долгий срок.

Но не стоит бросаться из крайности в крайность и начинать тратить напропалую.

Тратьте на то, что вам действительно нужно.

Ведущий 1

В жизни стоит просто выбрать золотую середину, уравновесить потребность тратить и желание обезопасить себя.

(Слайд № 7)

В этом помогут знания о планировании доходов и расходов семьи, т.е. семейного бюджета.

В переводе с французского бюджет- денежный кошелек

Ведущий 2

(Слайд № 8)

Бюджет состоит из доходов и расходов.

(Слайд № 9)

А каким образом в семье появляются деньги? (доходы…)

Что является основным доходом семьи? (ответы - основными видами доходов в семье будут заработная плата, которую получают люди за свой труд в различных организациях, пенсия, которую получают пожилые люди или инвалиды и пособие на детей).

(Слайд № 10)

Зарплата – основной источник доходов.

(Слайд № 11)

Следующий источник – это социальные выплаты. Государство может прийти на помощь и поддержать человека социальным пособием. Например, пособие по уходу за ребенком, пособие безработным и другие.

Третий источник — доходы от владения собственностью.

(Слайд № 12)

Четвёртый источник — заёмные средства. Это средства, взятые в долг у знакомых или в банке в виде кредита. Этот вариант позволяет, конечно, реализовать, если на эти цели не хватает собственных средств. Например, необходимо сделать ремонт или купить холодильник вместо сломавшегося. В этом случае человек может пойти в банк и попросить кредит. Однако за пользование заёмными или полученными в долг деньгами придётся заплатить, т. е. вернуть больше, чем было одолжено. Поэтому этим источником дохода надо пользоваться очень аккуратно.

Таким образом, чем больше у семьи различных источников дохода и чем сами доходы выше, тем комфортабельнее такая семья может жить.

Ведущий 1

Как вы думаете, что можно сделать, чтобы существенно улучшить материальное положение семьи? (нужно стремиться к получению постоянных доходов)

Как мы уже сказали – доходы необходимы для удовлетворения различных потребностей членов семьи. Назовите эти потребности. (Предполагаемый ответ: питание, приобретение различных вещей, услуги).

(Слайд № 13)

Приобретая всё необходимое для удовлетворения потребностей, у любой семьи появляются расходы. Расходы – это денежные затраты, идущие на удовлетворение потребностей членов семьи.

Ведущий 2

(Слайд № 14)

Все расходы людей делятся на обязательные, желательные и неразумные.

Обязательные расходы — это те, без которых обойтись просто невозможно. Нельзя не тратить денег на покупку продуктов питания — без еды человек жить не может. Нельзя не платить за газ, свет и воду, иначе их отключат, и придётся сидеть в тёмной комнате со свечой, а воду таскать из реки или ручья. И наконец, если не платить за квартиру, то на тебя подадут в суд те организации, которые отвечают за обслуживание дома.

Немного сократить семейные расходы можно только за счёт желательных покупок. Так называют расходы на те товары или услуги, без которых вообще-то прожить можно. Например, походов в кино, украшений и косметики для девочек и т. д.

Но тогда жизнь потеряет много привлекательного и покажется совсем унылой. Недаром существует шутка, что человек может прожить без необходимого, но не может без лишнего!

Когда денег не хватает, надо найти в себе силы отказаться от необязательных покупок, иначе нечем будет платить за действительно необходимое.

Ну а главный враг семейного благосостояния — расходы лишние. Это то, без чего можно легко обойтись, но что так активно призывают купить различные рекламные объявления по телевидению, радио и в Интернете. И устоять перед такой рекламой многие не могут.

Ведущий 1

Итак, зная, какие бывают доходы и расходы семьи, мы с вами подошли к основному понятию –семейный бюджет. Для чего он нужен?

(Слайд № 15)

Бюджет – это роспись доходов и расходов за определенный период. 

(Слайд № 16)

Бюджет семьи – это финансовый план семьи, составляющий доходы и расходы семьи за определенный период времени (месяц, год).

(Слайд № 17)

Составляется он для того, чтобы знать, сколько было доходов и расходов у семьи за определенный срок. В России семья обычно составляет бюджет на месяц. И на основе полученных данных можно делать выводы, экономно ли живет семья.

Ведущий 2

(Слайд № 18)

Итак, давайте с вами рассмотрим, какие бывают виды бюджета. На одну чашу весов мы положим доходы, а на другую – расходы семьи.

Первый случай, если доходы больше расходов, то такой бюджет называется избыточным (профицитным). А что мы будем делать с излишком денег? (Предполагаемый ответ: положим в банк, в копилку). Действительно, излишек денег отправляют в накопления. Накопления порой делают и намеренно, если хотят получить в будущем дорогостоящую услугу или покупку.

Второй случай, если доходы меньше расходов, то такой бюджет называется дефицитным. А что мы будем делать, если нам не хватило денег до зарплаты? (Предполагаемый ответ: возьмем кредит в банке, достанем деньги из копилки). Действительно, если денег не хватает, то их берут в долг или используют предыдущие накопления. Но самое главное, стоит пересмотреть потребности семьи, возможно, следует от чего-то отказаться.

Третий случай, если доходы равны расходам, то такой бюджет называется сбалансированным (от слова «баланс», что значит равенство).

Как вы считаете – какой вид бюджета более предпочтителен для вас?

Ведущий 1

Динамическая пауза:

А сейчас немного разомнемся.

Я вам буду называть виды доходов и расходов. Если я называю доходы – вы похлопайте, а если расходы – потопайте. Начинаем.

  1. ЗП папы 50 000 рублей.

  2. Оплата коммунальных услуг.

  3. Плата за обучение дочери.

  4. Накопления в банке.

  5. Покупка одежды.

  6. Оплата мобильной связи.

  7. Пенсия бабушки.

  8. Похлопайте сами себе!

Молодцы, закончили. Мы продолжаем.

Ведущий 2

(Слайд № 19)

А сейчас вам предлагается проанализировать бюджеты отдельных семей.

Вам представлены семейные бюджеты, проанализировав доходы и расходы которых, определите тип бюджета (профицитный, дефицитный, равновесный). При этом, в течении 2-3 минут подумайте, какие расходы можно сократить.

(ребята комментируют свои записи.)

Какой у вас получился бюджет?

На каких расходах может сэкономить семья Ивановых, Петровых, Сидоровых

Ведущий 1

(Слайд № 20)

И так, ребята, мы с вами рассмотрели расходы и доходы среднестатистической семьи. Как думаете, эта семья бедная?

Эта семья не бедная, но и не богатая тоже, потому что из расчетов они не испытывают недостатка в чем-то важном и могут оплатить различные расходы.

Ребята, мы выяснили с вами, откуда берутся деньги в вашей семье, выяснили и то, на что они тратятся. А все доходы и расходы семьи за месяц и есть семейный бюджет.

(Слайд № 21)

Если записывать свои расходы из месяца в месяц, то со временем можно достаточно точно представлять, сколько придётся потратить на те же цели в следующем месяце. И ваши записи предстоящих расходов будут совпадать с реальными тратами. И тогда уже не деньги будут править вашей жизнью, а вы — деньгами!

Ведущий 2

(Слайд № 22)

При планирован семейного бюджета следует избегать некоторых ошибок:

Низкая финансовая грамотность

Отсутствие цели

Спонтанные покупки

Пренебрежение анализом и планированием

Нерегулярность др.Путь к благополучию, зажиточности и, возможно, богатству всегда предполагает овладение двумя важнейшими умениями:

1) тратить денег меньше, чем зарабатываешь, т. е. держать под контролем свой бюджет;

2) находить законные способы увеличения своих регулярных доходов.

Ведущий 1

(Слайд № 23)

Вы пока не работаете, но родители Вам дают карманные деньги дарят на день рождения, обратите внимание на следующие советы.

Советы управления деньгами:

1.Старайтесь планировать бюджет и следовать ему.

Ведущий 2

2. Запомните, что финансовая грамотность играет огромную роль в вашем будущем и вашей независимости.

Ведущий 1

3. Учитесь отличать «потребности» от «желаний». Первые обычно менее затратные, чем желания.

Ведущий 2

4. Отказываемся от вредной еды и вредных привычек.

Ведущий 1

5. Когда вы идете за покупками, то старайтесь выбрать те товары, в которых нуждаетесь. Если выберете сразу несколько товаров с одинаковыми функциями, то научитесь сравнивать цены и делать грамотный выбор.

Ведущий 2

6. Старайтесь не «брать взаймы». Нехорошо быть в зависимости от кого-либо, взяв чужие деньги. Удержитесь и от желания жить в кредит.

Ведущий 1

7. Учитесь вести запись и учет всех своих покупок в специальном блокноте. Заведите лист доходов и расходов или приложение на телефон.

Ведущий 2

8. Старайтесь тратить деньги с умом. Родители зарабатывают деньги своим трудом.

Ведущий 1

(Слайд 24)

Таким образом, первыми шагами на пути повышения финансовой грамотности и увеличения своего благосостояния должны стать:

  1. Организация собственной домашней бухгалтерии, в которой ведется учет своих доходов и расходов по категориям, планируется и соблюдается свой бюджет.

  2. Тренировка навыка принятия осознанных финансовых решений, соблюдение финансовой самодисциплины

  3. Ежедневные действия, позволяющие вам увеличивать ваши доходы и уменьшать расходы, не снижая при этом общее качество жизни.

Ведущий 2

Определите свое отношение к управлению деньгами ответив на вопросы теста

Ведущий 1

Результаты

15-35 Испытываются трудности при обращении с деньгами и не до конца понимаются приоритеты по расходам. Деньги никогда не были главным в жизни, и на самом деле не особо задумываетесь о них, исключая обстоятельства, когда деньги заканчиваются раньше, чем заканчивается месяц, или когда выплаты по долгам требуют вашего внимания. Необходимо пересмотреть свои привычки и принципы расходования денег.

Ведущий 2

35-55 В принципе все более или менее в порядке. Иногда, конечно, удивляетесь тому, что не можете аккумулировать часть доходов, но в общем расходы не превышают доходов. Если необходимо, то можно калькулировать сумму расходов очень аккуратно. Скорее всего, были предприняты попытки создать определенные накопления, но не возведено это в законченную систему. Есть над чем поработать.

Ведущий 1

55-75 Полностью контролируются как свои доходы, так и расходы, ну или во всяком случае очень близко к этому. Ваша натура такова, что требуете от себя аккуратности и ответственности при ведении учета.

Способность к накоплению потенциально очень велика, и, возможно, уже использован удобный случай для создания накоплений и инвестирования. Наибольшее сомнение – это где хранить и куда разместить сэкономленные средства.

Ведущий 2

Вы проанализировали свои навыки управления деньгами.

И помните пожалуйста

Деньги – всего лишь инструмент. Они приведут туда, куда вы хотите, но не заменят вас в качестве водителя.


Спасибо за внимание





8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!