СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе 5 класс Литература народов России. Стихотворение Р. Гамзатова "Песня соловья"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе 5 класс Литература народов России. Стихотворение Р. Гамзатова "Песня соловья"»

Урок литературы. 5 класс.

Тема урока: Литература народов Российской Федерации». Стихотворение. Р. Г. Гамзатов. «Песня соловья»

Методическая база урока

Цели урока

Обучающие:

  1. Познакомить с содержанием стихотворения Расула Гамзатова «Песня соловья», закрепить умения анализа произведения.

  2. Формировать умения определять тему и идею стихотворения.

Развивающие:

1. Развивать мыслительные операции и устную речь учащихся;

2. Развивать умение обогащать изученный материал и лексический запас.

Воспитательные:

1. Воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности;

2. Формирование гуманистического мировоззрения, гражданской позиции, любви и уважения к литературе.



Планируемые метапредметные результаты в ходе урока

Регулятивные УУД:

• ставить и адекватно формулировать цель деятельности (целеполагание);

• планировать последовательность действий и при необходимости изменять её (планирование);

• осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию, рефлексию и др. (оценивание, коррекция, саморегуляция).

Познавательные УУД:

• осознавать познавательную задачу, решать ее (под руководством учителя или самостоятельно).

Коммуникативные УУД:

• владеть всеми видами речевой деятельности;

• адекватно воспринимать устную и письменную речь.

Дидактические средства:

1. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – 12-е изд. – М. : Просвещение, 2021. – 303 с. : ил. – ISBN 978-5-09-078168-8.

2. Доска.

Тип урока: комбинированный урок.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный.

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, коллективная.



План урока.

1. Организационный момент – 1-2 мин.

2. Проверка домашнего задания – 8-10 мин.

3. Изучение нового материала – 15-17 мин.

4. Закрепление нового материала – 8-10 мин.

5. Подведение итогов – 5 мин.

6. Домашнее задание и оценка работы учеников – 2-3 мин.





Ход урока.

  1. Организационный момент (3 минуты).

Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность).

  1. Проверка домашнего задания:

Учитель: Ребят, давайте вспомним какое у нас было домашнее задание?

1 ученик: домашним заданием было составить небольшой приключенческий рассказ (не менее 10 предложений).

Учитель: Давайте проверим домашнее задание. Кто желает нам прочитать свой рассказ?

Ученики: Тянут руки.

Учитель: спрашивает по желанию всех, слушает комментирует и задает вопросы по пройденной теме.

Вопрос:

Что такая приключенческая литература?

Ответ: Приключенческая литература – это один из видов художественной литературы, основным содержанием которой является увлекательный, захватывающий рассказ о реальных или вымышленных событиях.



  1. Изучение нового материала:



Учитель: Запишем сегодняшнее число и тему урока. ( Число было написано в начале урока на доске).

Цель нашего сегодняшнего занятия - знакомство с литературой народов России. Сегодня мы поговорим о творчестве дагестанского писателя Расуле Гамзатове и проследим, как сохранились в его произведениях традиции русской классической поэзии.

Учитель: Вы что-то знаете об этом писателе? Может читали его стихи?

Ученики: Да, знаем.

Учитель: Знакомясь с творчеством писателей-представителей разных народов нашей страны, мы с вами не раз убеждались в справедливости слов М.Горького, утверждавшего, что «литература всего легче и лучше знакомит народ с народом» и что «каждый писатель есть звено, которое связует разноязычных и разнородных людей во единое, человеческое...».

Учитель: Поговорим немного о биографии писателя.

Гамзатов Расул Гамзатович родился 8 сентября в 1923 году, в республике Дагестан, селе Цада. Его отец был поэтом, писал стихи, а мать домохозяйкой. Среднее образование Расул получил в Аранинской школе, потом обучался в педагогическом училище, которое закончил в 1939 году. После начал работать учителем в младших классах, а уже в 1941 году во время войны сменил профессию на журналиста и стал работать на радио и в редакциях газет.

Расул Гамзатов прославился своим творчеством. В детстве он любил слушать стихи своего отца, которые вдохновляли его на написание своих стихов. И уже в 9 лет он написал свой первый стих. его первые стихи были о школе, друзьях и учителях. Его первое стихотворение было опубликовано в газете " Большевик гор" на тот момент Расулу было всего 13 лет. Первое время он подписывал свои произведения псевдонимом своего отца – Цадаса, но потом в качестве своего псевдонима он стал использовать фамилию своих предков.

В 1943 году была издана его первая книга, написанная на его родном аварском языке, которая представляла собой сборник стихов, большинство из них были на военную тему, которая была ему очень близка, ведь в эти годы происходила Великая Отечественная война, где погибли два старших брата Расула.

После окончания войны в 1945 году он переехал в Москву и получил там высшее образование. Он поступил в Литературный институт, в 1950 году он его окончил и уже через год, его избирают председателем писательской делегации Дагестана. На этой должности он работал до конца своих дней. Он также работал во многих газетах и журналах.

Также он был переводчиком, он переводил произведения знаменитых поэтов классиков и современников с русского языка на аварский язык. Во время обучения в институте завел много новых друзей, среди которых были поэты и переводчики, они переводили произведения поэта на русский язык.

Книги Расула Гамзатова издавались миллионными тиражами, на его выступления собирались полные залы, его творчество читатели оценили очень высоко. Его стихи стали песнями известных исполнителей. Ему было присвоено множество наград, медалей, орденов. Сам президент Владимир Путин в 2003 году вручил поэту орден Андрея Первозванного. О нём снято несколько документальных и художественных фильмов, ему воздвигнуты памятники, в его честь названы улицы, библиотеки, учебные заведения.

Расул Гамзатов был женат на Патиме Саидовне. Они были знакомы с детства и жили по соседству. Его супруга была младше на восемь лет, но это не помешало им прожить долго и счастливо, а прожили они вместе 69 лет. В их браке родилось три дочери.

3 ноября 2003 года Расул Гамзатов умер. У поэта была болезнь Паркинсона. Его похоронили в его родном Дагестане, рядом с могилой жены.

Учитель: Давайте запишем в тетраде годы жизни писателя и где он родился.

Годы жизни:1923 год (8 сентября) – 2003 год (3 ноября)

Место рождения: Дагестанская АССР, Хунзахский район, аул Цада

  1. Закрепление нового материала:

Учитель: Мы с Вами познакомились с биографией Расула Гамзатова, а теперь давайте прочитаем его стихотворение: «Песня соловья».

(Стихотворение читает учитель).

Слышишь песнь соловья?
В ней звучит торжество.
Но о чем он поет?
Неизвестно, увы, никому.
Я уверен:
О родине песня его.
Ведь другая давно б надоела ему!

Ученики: В это время слушают внимательно учителя.

Учитель: Что автор говорит в этом стихотворение? Какой смысл этого стихотворения?

Ученик 1: стихотворение: «Песня соловья» – очень короткое стихотворение. В нем автор говорит не столько о соловье, сколько о Родине. Соловей поет о ней без устали, и только о ней петь не устанет. Смысл стихотворения в том, что Родина является очень важной темой творчества, о Родине можно говорить без конца.

Учитель: В какой строчке стихотворения нашло отражение чувство гордости лирического героя за свою родину?

Ученик 2: В ней звучит торжество.

Учитель: Верно! А кто герои стихотворения?

Ученик 3: Герои стихотворения - это сам автор и соловей. Птица поет прекрасную звонкую песню, а автор стихотворения рассуждает, о чем эта песня. Он ни мгновения не сомневается. что соловей воспевает свой край. О чем-то чужом или незначительном такая красивая песня не получилась бы.

Учитель: Правильно! А теперь давайте прочитаем пословицы о родине и постараемся объяснить их значения:

(Пословицы будут распечатаны).

  1. Дома и стены помогают. (Русская)

  2. Человек без родины – соловей без песни. (Русская)

  3. Своя земля и в горсти мила. (Русская).

  4. Где выросла сосна, там она и красна. (Русская)

Ученик 1: Значение первой пословицы, что лучше находиться дома, там более комфортно, где либо еще и в случае неприятностей лучше приди домой и обдумать происходящее.

Учитель: Да, верно. Кто желает объяснить значение следующей пословицы?

Ученик 2: Значение второй пословицы , что  у человека нет дома.

Учитель: Правильно. Читаем следующею пословицу.

Ученик 3: Своя земля и в горсти мила. Это пословица означает что твоя Родина, твой город тебе всего дороже на свете, ведь ты же здесь живёшь, ходишь в школу, здесь твоя семья, твои друзья, ты здесь родился. И хоть ты уйдёшь на край света, но всё равно ни какое место не заменит твои родные края.

Учитель: Верно. И давайте объясним значение последней пословицы?

Ученик 4: Значение четвертой пословицы подразумевает, что нет лучшего места для реализации человека, чем края, где он появился на свет, вырос, был воспитан

Учитель: Да, верно, молодец. А есть еще похожая на эту пословицу пословица. Кто-то знает её?

Ученик: Да, знаю. Где родился, там и при годился.

Учитель: Правильно. Какие мы все умницы!

4. Подведение итогов

Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы познакомились с литературой народов Российской Федерации. Давайте сделаем вывод о том, какую же роль играет литература народов России, какие качества она развивает у человека?

Ученик: Литература народов России играет огромную роль. Произведения народов России знакомят нас с их историей и культурой.

Учитель: Верно, ребята, я полностью с вами согласна!

5. Домашнее задание

Учитель: Ребята, домашним заданием к следующему уроку литературы будет выучить наизусть стихотворение Р. Г. Гамзатова «Песня соловья». Вам понятно домашнее задание?

(Записывает домашнее задание на доске).

Ученик: Да, домашнее задание понятно.

(Учитель объявляет оценки за урок и прощается).


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя