Урок литературы в 7 классе по
повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
Тема: Суд над Андрием Бульбой.
Цели: 1) в игровой форме проверить и обобщить знания учащихся по повести «Тарас Бульба»;
2) развивать монологическую и диалогическую речь учащихся;
3) воспитывать любовь к родному слову.
Ход урока.
1. Организация урока.
Урок оформлен как судебное заседание со всеми его атрибутами и традициями. До занятия был осуществлен выбор трех сторон: обвинения, защиты и суда, а также присяжных заседателей. Каждому объяснили сущность выбранной должности. Защитник и обвинитель под руководством учителя составили текст речи. Все оставшиеся ученики – свидетели, которые должны говорить только «правду и ничего, кроме правды» (должны хорошо знать первоисточник).
- Встать! Суд идет! (и т.д. о начале судебного заседания).
2. Представление обвиняемого.
3. Речь обвинителя.
Уважаемый суд! Почтенная публика!
Перед нами - обвиняемый Андрий Бульба, красивый и умный. Но что же скрывается за этой красотой и умом? Вглядимся же повнимательнее в него, господа!
Если его брат Остап прямодушен, суров и добр, наш подсудимый -изобретательный, по словам Гоголя.
В бурсе подвигнув своих товарищей на какое-нибудь опасное мероприятие, затем увёртывался с лёгкостью от наказания, оставлял товарищей своих.
Значит, сей господин думает, прежде всего, о себе, значит, едва ли он может чувствовать сердцем «святые узы товарищества», чувствовать их так, как это понимали Остап и Тарас, сложившие голову за веру и Отчизну.
Даже такое великое чувство, как любовь, не даёт нам возможности оправдать многие его поступки. Да что там любовь? Ведь и в любви ведёт Андрий себя как покорный и слабый человек. Вот он стоит, как телок, а полячка, смеясь, навешивает на него всякие женские побрякушки и делает с ним «тысячу разных глупостей». А дальше, как вы помните, господа, он был поколочен сначала сторожем, а потом многочисленной дворней польского пана. Только быстрые ноги спасли его. А теперь, господа, ответьте мне, пришёл ли хоть раз ещё наш влюблённый бурсак? Конечно, нет, а почему? Испугался? Не хотел быть битым? То есть опять о себе позаботился. А где же великая его любовь?
Андрий - человек, который подчиняется обстоятельствам. Случилось так, что татарка от лица панночки попросила у Андрия помощи. А дорого ли стоила ему эта помощь? Мешок хлеба? Это грубо, но так получается, что он купил любовь за мешок хлеба.
Андрия можно было бы понять, если бы он перешёл к ляхам по глубокому убеждению, по идейным соображениям. Украина стояла тогда перед выбором: римский папа или русский царь, то есть католичество или православие. И каждый мог, имел право сделать индивидуально такой выбор.
Но не католический «алтарь... в сиянии, ни его кадильный дым в воздухе как радужно освещенное облако», не изумление Андрия при виде величественного рёва органа, наполнявшего костёл, предопределили нравственный выбор Андрия, а тот платок, шитый шёлком, которым возлюбленная утирала слёзы, катившиеся из глаз.
«Отчизна моя - ты! Вот моя отчизна!» И всё, что ни есть, продам, отдам, погублю, за такую отчизну»
И продал, и погубил... Отца, и брата, и товарищей своих.
И смерть свою заслужил. Собаке - собачья смерть!
Виновен! И достоин самого страшного наказания: людского осуждения и проклятия на веки вечные.
4. Речь защитника.
Уважаемый суд! Господа присяжные заседатели! Почтенная публика!
Перед вами - обвиняемый Андрий Бульба. Взгляните ж на него! Как он хорош собою! «Здоровый, мощный цвет юности» - так пишет Гоголь, характеризуя этого молодца. Молодые черные усы ярко оттеняют белезну его щек. Узорчатый пояс перетягивает казакин алого цвета, яркого, как огонь.
Не жалеет автор художественных средств для описания нашего героя: «Он был и мертвый прекрасен, мужественное лицо его выражало чудную красоту, черные брови, как бархат, оттеняли его побледневшие черты».
Да и воин он отменный, не обделила его природа ничем. «Рука его крепка в бою». «Бешеную негу и упоение он видел в битве». Не зря сам Тарас называл его добрым воякой.
А как охотно и без напряжения учился Андрий! Бог даровал ему ум изобретательный, чувства развитые и живые. Андрий «кипел жаждой подвига».
Но все дело в том, что душа его была доступна и другим чувствам. Судьба послала ему великое и прекрасное из чувств – любовь. Да и кто бы не потерял головы, увидев девушку, «черноглазую и белую, как снег, озаренный утренним румянцем солнца»? Кто бы из вас, господа, устоял перед ее ослепительной красотой, которой смех придавал сверкающую силу?
Вот о ней думал Андрий, когда ехал с отцом и братом в Запорожскую Сечь.
Вспомним, какое впечатление произвела на Андрия странная казнь, когда в Сечи вырыли яму, опустили туда убийцу и поставили на него гроб с убитым, а потом обоих засыпали землею. Именно на Андрия, а не на Остапа. Это говорит о том, что сердце у него горячее, душа страдает при виде сего ужаса.
Может быть, не только одна любовь явилась причиной того, что Андрий перешел к ляхам. У молодого казака помутился разум, перехватило дыхание, когда он узнал о том, что его панночка на пороге голодной смерти. И он совершил свой выбор: с одной стороны – отец, брат, товарищи, здоровые, сильные, а с другой – несчастная возлюбленная и ее близкие, умирающие с голода. И он, Андрий, может не допустить этого, спасти их жизни. Так что же лучше: убивать врагов в бою или спасать? Выбор Андрия – истинно христианский. И не важно, какую ветвь христианства он исповедует: католическую или православную! Бог с ним, потому что Бог всегда с теми, кто спасает, и отворачивается от тех, кто убивает.
Да, Андрий – настоящий христианин. Понимая меру того, что он сделал, того, чем он пожертвовал ради любви, он покорился воле Господа и стал бледен, как полотно, увидев ружье жестокого отца, направленное ему в сердце. Может быть, под страхом смерти он изменил себе, испугался за свою жизнь, стал умолять отца пощадить его? Нет, он остался верен себе, своему огромному чувству. «Шевелились уста его… он произносил чье-то имя… это было имя прекрасной полячки».
Уважаемый суд! Почтенная публика!
Взываю к вам: если вы когда-нибудь в жизни любили, то вы поймете, что подсудимый невиновен, ибо родился он не для войны, а для мира, семьи и любви.
5. Допрос свидетелей.
Вопросы формулируют заранее сами учащиеся. Они могут быть такими:
- Как учился Андрий в бурсе? Каким товарищем проявил себя во время обучения?
- Как и при каких обстоятельствах Андрий познакомился с полячкой?
- Как чувствовал себя герой, выезжая сражаться с запорожцами?
6. Вопросы подсудимому.
- Каково ваше отношение к отцу, брату, запорожцам?
- Какие чувства вы испытали, когда увидели перед собой отца?
- Думали ли вы о матери, когда решались на предательство?
7. Присяжные заседатели удаляются на совещание и затем выносят приговор.
8. Слово учителя. Подведение итогов урока.
Один из сложных вопросов повести – вопрос об отношении к предательству Андрия. Эта проблема, очевидно, волновала и самого писателя. Об этом говорят изменения, которые он внес во вторую редакцию повести.
Во второй редакции в сцене гибели Андрия углублена мотивировка поступков героев, напряженнее динамика событий, больше внимания уделяется изображению переживаний героев. Так, Андрий во второй редакции во время боя представляет себе прекрасную полячку. В первой редакции Андрий показан «подлым трусом», он прячется за спины поляков, молит о своем спасении. Во второй редакции он изображается доблестным, смелым воином, который никого не боится, кроме собственного отца. В первой редакции эта боязнь объясняется тем, что он «чувствовал свою душу не совсем чистою». Во второй редакции осознание Андрием своей вины изображается не так прямолинейно (при встрече с Тарасом он сравнивается с провинившимся школьником, который неожиданно столкнулся с учителем).
Авторская позиция проясняется при сопоставлении сцен смерти Андрия и Остапа. Андрий сознает свою вину, молчаливо признает за отцом право его наказать, но не говорит с ним. Он боится смерти («бледен как полотно»), но не просит о пощаде. Сознание своей вины не подвигает его к раскаянию. Умирает он с именем полячки на устах, оставшись при своем, не смирившись. Он уже сделал свой выбор и менять его не стал даже перед лицом гибели.
В поведении Остапа перед смертью есть сознание своей правоты, твердость духа. Он умирает смертью героя. В этом заключается главное отличие гибели двух братьев: одного казнят как героя, а другого – как преступника.