СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе в 10 классе.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературе в 10 классе. Тема: "Н.В.Гоголь.Жизнь и творчество".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе в 10 классе.»

22.10.18 год. Литература. 10 класс. (22 урок)

Тема: «Н. В. Г о г о л ь. Жизнь и творчество. Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сатирическое и эпикодраматическое начало в сборнике «Миргород»

Цели: вызвать интерес к личности и творчеству Н. В. Гоголя, писателя разносторонне талантливого, независимого и твердого в своих убеждениях; показать роль великого Пушкина в осознании Гоголем писательского призвания; расширить и углубить представления учащихся о ранее изученных произведениях писателя, помочь почувствовать их самобытность и красоту; работать по формированию умений анализировать эпизоды (или рассказы) из прочитанных произведений.

Задачи урока.

  1. Продолжить знакомство с жизнью и творчеством великого русского писателя; показать своеобразие и неповторимость, значение творчества Н.В.Гоголя для русской литературы;

  2. Развивать умение выбирать главное, вести краткую запись лекции, конспектировать.

  3. Воспитывать нравственные качества, эстетический вкус учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

1.Организационный момент.

Эпиграфы.

Влияние Гоголя на русскую литературу было огромно. Не только все молодые таланты бросились на указанный им путь, но и некоторые писатели, уже приобретшие известность, пошли по этому же пути, оставивши свой прежний.

В.Г.Белинский

Он сказал нам, кто мы таковы, чего недостает нам, к чему должны стремиться, чего гнушаться и что любить. И вся его жизнь была страстною борьбою с невежеством и грубостью... вся была одушевлена одною горячею, неизменною целью — мыслью о служении благу родины.

Н. Г. Чернышевский

2.Актуализация знаний.

Вступительное слово о Гоголе – младшем современнике Пушкина и его великом продолжателе.

Николай Васильевич Гоголь (1809–1852) – писатель-сатирик и реалист, нежный лирик и романтик, смелый критик и публицист.

Обратившись к важнейшим общественным проблемам своего времени, Гоголь стал одним из величайших писателей-реалистов в русской и мировой литературе (великий Гоголь в творчестве шел от романтического к реалистическому изображению жизни). Восхищаясь его талантом, Чернышевский писал: «Давно уже не было в мире писателя, который был бы так важен для своего народа, как Гоголь для России».

II. Работа над иллюстрациями и фотографиями из альбома «Н. В. Гоголь».

Рассмотрите портреты и фотографии, иллюстрации из фотоальбома «Н. В. Гоголь».

Вопрос: А каким вы представляете себе писателя? Вот каким увидели Гоголя известные романисты.

С. Т. Аксаков: «Наружность Гоголя так переменилась, что его можно было не узнать: следов не было прежнего, гладко выбритого и обстриженного франтика в модном фраке! Прекрасные белокурые густые волосы лежали у него почти по плечи; красивые усы… довершали перемену; все черты лица получили совсем другое значение; особенно в глазах, когда он говорил, выражались доброта, веселость и любовь ко всем; когда же он молчал или задумывался, то сейчас изображалось в них серьезное устремление к чему-то высокому… Самая фигура Гоголя в сюртуке сделалась благообразнее. Шутки Гоголя, которых передать нет никакой возможности, были так оригинальны и забавны, что неудержимый смех одолевал всех, кто его слушал; сам же он всегда шутил, не улыбаясь».

Г. П. Данилевский: «Среднего роста, плотный и с совершенно здоровым цветом лица, он был одет в темно-коричневое длинное пальто и в темно-зеленый бархатный жилет, наглухо застегнутый до шеи, у которой, поверх атласного черного галстука, виднелись белые, мягкие воротнички рубахи. Его длинные каштановые волосы прямыми космами спадали ниже ушей, слегка загибаясь над ними. Тонкие, темные, шелковые усики чуть прикрывали полные, красивые губы… Небольшие карие глаза глядели ласково, но осторожно и не улыбаясь, даже тогда, когда он говорил что-либо веселое и смешное. Длинный, сухой нос придавал этому лицу и этим сидевшим по его сторонам осторожным глазам что-то птичье, наблюдавшее и вместе добродушно-горделивое…»

III. Выступления учащихся.

1. Детские и юношеские годы Н. В. Гоголя.

Родился 20 марта 1809 г. в местечке Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье небогатого помещика Василия Афанасьевича Гоголя-Яновского, а детские годы провел в имении родителей Васильевке Миргородского уезда. Отец будущего писателя – Василий Афанасьевич – один из зачинателей украинской комедии. Мать Гоголя, Мария Ивановна, любила и хорошо исполняла народные песни.

Недалеко от Васильевки располагалась Диканька (к которой впоследствии писатель приурочил происхождение своих рассказов). Край был овеян преданиями и легендами. Центр края – Кибинцы, имение богатого помещика Д. П. Трощинского, родственника Гоголей. В имении Трощинского была прекрасная библиотека, а также крепостной театр и оркестр. Именно там юный Гоголь впервые познакомился с театром, слушал музыку, видел шумное общество, а впоследствии и играл в домашних спектаклях.

С 1818 по 1819 гг. юный Гоголь учится в Полтавском уездном училище.

2. В Нежинской гимназии высших наук (1821–1828). Служба в Петербурге.

1 мая 1821 г. Гоголя определили в открывшуюся в г. Нежине Гимназию высших наук, одну из лучших в украинской провинции. Гимназия несколько напоминала Царскосельский лицей. Огромное воздействие на гимназистов оказывали прогрессивные преподаватели: инспектор Гимназии профессор политических наук Н. Г. Белоусов (на занятиях внушал гимназистам мысли о свободе, равенстве и неприкосновенности человеческой личности), директор Гимназии профессор математики К. В. Шапалинский (впоследствии обвиненный в создании тайного общества), профессор словесности и французского языка И. Я. Ландражин, профессор немецкой словесности Ф. И. Зингер. Преподаватели давали своим воспитанникам читать сочинения французских просветителей, а также запрещенные произведения К. Ф. Рылеева, А. Н. Радищева, А. С. Пушкина.

Годы учения Гоголя в Гимназии совпали с большими общественно-политическими событиями в России и на Украине: поражение восстания декабристов в Петербурге и жестокая расправа с его участниками; выступление украинских крестьян против закрепощения в Белой Церкви; восстание Черниговского полка.

В 1827 г. в Гимназии возникло «дело о вольнодумстве», в котором были обвинены любимые преподаватели Гоголя. (На допросе Гоголь дал показания в пользу Белоусова.) «Дело о вольнодумстве» закончилось «отрешением от должности» и высылкой из г. Нежина прогрессивных профессоров Гимназии.

В последние годы учебы проявляется разносторонняя художественная одаренность Гоголя: он много читает, пишет, занимается живописью, учится играть на скрипке, увлекается театром, блестяще исполняет в спектаклях комические роли.

Шестнадцатилетний Гоголь мечтал посвятить свою жизнь государственной деятельности (а не литературе!). Вот что он написал в письме своему дяде П. П. Косяровскому: «…Я перебирал в уме все состояния, все должности в государстве и остановился на одном. На юстиции… Неправосудие, величайшее в свете несчастье, более всего разрывало мне сердце» [5, с. 102].

В декабре 1828 г. Гоголь отправился в Петербург, чтобы осуществить свои планы: служить народу и государству. Но его ждали разочарования: он не мог найти подходящего места службы. Поэма «Ганс Кюхельгартен» (Гоголь опубликовал ее под псевдонимом В. Алов) не имела успеха. Неудача постигла писателя при попытке поступить в Александринский театр. И только в конце 1829 г. Гоголь устроился в один из департаментов переписчиком бумаг. Затем около года прослужил помощником столоначальника в Департаменте уделов.

Н. В. Гоголь о службе: «…Все толкуют о своих департаментах да коллегиях, все подавлено, все погрязло в бездельных, ничтожных трудах…» [5, с. 104]. Он возненавидел службу и при первой возможности навсегда расстался с карьерой чиновника.

В 1830 г. Гоголь познакомился с А. Дельвигом, В. Жуковским, П. Плетневым, а 20 мая 1831 г. на вечере у Плетнева был представлен Пушкину.

3. «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831–1832).

Анализ учащимися прочитанных рассказов из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки», чтение понравившихся эпизодов.

Создавая рассказ, Гоголь широко использовал произведения народного творчества, почерпнув оттуда невероятные сюжеты, образы, характеры, меткие народные слова, песни, предания. В письмах к матери он просил ее описать хороводные игры, национальные костюмы, свадьбы, обычаи.

Но не фантастика, не народные сказания, а жизнь и характер украинского народа – основное содержание «Вечеров…».

«Вечера на хуторе близ Диканьки» ценны тем, что Гоголь показал в них красоту духовной сущности народа, его мечты о вольной и счастливой жизни. В многочисленных персонажах он запечатлел такие черты народного характера, как ум, благородство, сметливость, удаль.

Высокую оценку «Вечерам…» дал Пушкин: «Сейчас прочел «Вечера близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства и чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность! Все это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился».

4. Сборник «Миргород» (1835).

Сборник повестей под названием «Миргород» имеет подзаголовок: «Повести, служащие продолжением «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

I часть сборника – повести «Старосветские помещики», «Тарас Бульба».

II часть сборника – повести «Вий», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

Выступления учащихся о прочитанных произведениях.

Сборник «Миргород» – новое явление в русской литературе. Глубина отрицания современной ему пошлой жизни и утверждение положительных гражданско-патриотических идей дали возможность Белинскому назвать Гоголя «главою литературы» и преемником Пушкина.

5. Н. В. Гоголь – драматург.

Гоголь любил театр. Театр, по его мнению, великая школа, глубоко его назначение, «он целой толпе, целой тысяче народа за одним разом читает живой и полезный урок» [15, с. 622].

«Женитьба» (начал писать в 1833 г., окончательный вариант был создан в 1842 г.) – одна из лучших комедий на семейно-бытовую тему. Гоголь показал характерное для купеческой среды опошление любви и брака.

«Ревизор» (1836). 7 октября 1835 г. Гоголь обратился к Пушкину: «Сделайте милость, дайте сюжет; духом будет комедия из пяти актов, и клянусь – будет смешнее черта». Пушкин поделился с Гоголем одним из своих сюжетов.

Премьера «Ревизора» состоялась 19 апреля 1836 года в Петербурге на сцене Александринского театра. Комедия вызвала большой шум и яростные споры.

Беседа с учащимися (или небольшие доклады) по вопросам:

1) Как изображена провинция в комедии «Ревизор»?

2) Каковы основные черты чиновничества царской России?

3) Что сближает Хлестакова с городничим и его семейством?

4) Зачем автор вводит в финале пьесы сцену чтения письма Хлестакова и сообщения жандарма о приезде настоящего ревизора? Каково назначение «немой сцены»?

5) Расскажите об особенностях композиции комедии «Ревизор».

6) В чем бессмертие комедии Гоголя?

Все, что происходит в провинциальном городе, затерянном в глуши («хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь»), знакомо всей России. Современный мир предстает в комедии не только смешным, но и страшным. Вершителем судеб является городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Убежденный взяточник и казнокрад, отъявленный мошенник и невежда, он олицетворяет в городе закон.

Гоголевские герои не совершают никаких «леденящих душу поступков». Просто они даже не подозревают, что можно жить по-другому. Они не знают, что существуют такие понятия, как честь, достоинство, правда.

Мир чиновничества и обывателей разоблачает сам себя своими поступками и речами…

Глубина проникновения писателя в действительность поразительна!

6. Последние годы жизни Н. В. Гоголя.

С июня 1836 г. по апрель 1848 г. Гоголь живет за границей (в Риме, Париже), но не теряет связи с соотечественниками и Родиной (дважды приезжает в Россию).

1837 год. В Париже Гоголь узнает о смерти великого Пушкина. (Гоголь в письме к другу: «Все мое высшее наслаждение исчезло вместе с ним… Когда я творил, я видел перед собой только Пушкина… Несколько раз принимался я за перо – и перо падало из рук моих. Невыразимая тоска!»)

1847 год. Гоголь публикует «Выбранные места из переписки с друзьями».

1851 год. Заканчивает II том «Мертвых душ».

Гоголь не может понять смысла той общественной борьбы, которая происходит в России. Физические и творческие силы покидают писателя. В ночь на 11 февраля 1852 г. Гоголь уничтожает рукопись второго тома «Мертвых душ».

21 февраля 1852 г. утром Гоголь умер в своей последней квартире, в доме Талызина (друга) на Никитском бульваре (г. Москва).

Н. В. Гоголь: «Знаю, что мое имя после меня будет счастливее меня и потомки тех же земляков моих, может быть, с глазами, влажными от слез, произнесут примирение моей тени».

8.Домашнее задание.

Прочитать «Петербургские повести». Дать определение обрауз «маленького человека» в «Петербургских повестях». («Невский проспект», «Шинель» и другие).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!