СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе в 7 классе на тему "Сочинение по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

РР. Сочинение по повести "Тарас Бульба"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе в 7 классе на тему "Сочинение по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"»

11.12.18 год. Литература. 7 класс. (26 урок)

Тема: «Подготовка к домашнему сочинению «Смысл сопоставления Остапа и Андрия в повести Гоголя».

Цели: формирование коммуникативной  компетенции через сравнительную характеристику героев повести Н.В.Гоголя

Задачи урока: развить понятие о литературном герое; показать особенности изображении человека в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»; помочь ученикам осмыслить своеобразие конфликта в повести; прививать навыки самостоятельной работы с текстом; совершенствовать навыки анализа текста.

Планируемые результаты:

Личностные: Формирование у учащихся навыков взаимодействия в группе по алгоритму;

Метапредметные: уметь узнавать , называть и определять объекты в соответствии с содержанием; применять метод информационного поиска; формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия

Предметные: научиться выявлять авторское отношение к героям повести.

Тип урока: подготовка к сочинению

Методы и приемы: эвристическая беседа, репродуктивный, анализ текста.

Техническое обеспечение урока: учебник литературы под ред. В.Я. Коровиной, ноутбук, проектор.



Структура и ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.Организационный момент.


Приветственное слово учителя. Проверяет готовность к уроку.

Проверяет наличие домашней работы в тетрадях (при возникновении вопросов организует разбор д/р у доски)


- Здравствуйте! Мы начинаем с вами урок. А это значит, нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир слова.

- Желаю всем плодотворной и интересной работы, и  сделать много новых открытий!

Приветствуют учителя



Показывают тетради с д/р, задают вопросы, возникшие при выполнении д/р



Принцип психологической комфортности.


УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация опорных и знаний и их коррекция.
Проверить уровень полученных ранее знаний по теме

Обучающийся с ОВЗ (ЛУО) - Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник»

Обучающийся с ОВЗ (УУО) – С.Михалков «Важные дела».



«... Да разве найдутся на свете такие огни и муки и сила такая, которая бы пересилила  русскую силу!» – так заканчивает свою повесть Н. В. Гоголь, рассказав нам печальную историю о жизни запорожцев, их борьбе за свободу родной земли, за христианскую веру.

Обращение к прошлому, к трагическим момента истории – это не уход от действительности, а ответ на многочисленные вопросы:

Каково место человека в обществе? Что происходит в политической жизни страны? Каким должен быть человек?

- Еще одним сложнейшим вопросом гоголевской повести является вопрос об отношении к предательству. Этот вопрос волновал самого Гоголя, и об этом нам говорит вторая редакция повести. Например, в сцене гибели Андрия основное внимание уделяется его мыслям, переживаниям. Причем, не только Андрия, но и отца. В то время как в первой редакции Н. В. Гоголь Андрия сделал подлым трусом, он прятался в бою за спины противника, молил о пощаде. В первой редакции такая боязнь объясняется еще и тем, что он чувствовал, что душа его не совсем чиста.

Ученик работает с текстом





Отвечают конспекты, работают с биографией автора



Регулятивные: осуществляют
коррекцию, вносят необходимые дополнения и коррективы.

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.
Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения, спорить. Активно использовать речь для регуляции собственной деятельности

3. Целеполагание. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.

Организация обратной связи.


Авторская позиция проявляется в сопоставлении сцен смерти Остапа и Андрия. Андрия осознает свою вину, поэтому беспрекословно слезает с коня по приказу отца. Он боится смерти, но не может ослушаться отца, потому что чувствует, что только отец вправе наказать его за измену. Даже перед лицом смерти он не просит о пощаде, он не раскаивается, он твердо сделал свой выбор и умирает с именем прекрасной полячки на устах.  

В поведение Остапа перед смертью есть сознание свой правоты, есть твердость духа.

«И упал он силою и воскликнул в душевной немощи:

- Батько! где ты! Слышишь ли ты?

- Слышу! - раздалось среди всеобщей тишины, и весь миллион народа в одно время вздрогнул».

Остап просит поддержки, просит услышать голос отца, и отец, отвечая ему, вселяет в сына твердость духа. Остап умирает смертью героя, в этом и есть главное отличие гибели двух братьев. Одного казнят, как героя, другого – как преступника.


Слушают учителя, участвуют в диалоге.

Отвечают на вопросы учителя, формулируют тему и цели урока.



















Регулятивные: принимают учебные задачи, сформулированные вместе с учителем
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками




4. Изучение нового материала.
Познакомить учащихся с видами определения и уметь их отличать








Практикум.

Исследование текста.




Темы сочинения:

1.«Тарас Бульба» Остап и Андрий: два брата – две судьбы.

2. Образ Тараса Бульбы – главного героя повести Н.В.Гоголя

Какую бы тему вы ни выбрали, работа должна идти по следующему плану:

Расшифровка темы: перефразируйте тему в вопросительное предложение (Например, в чем сходство и в чем различие братьев?). Сформулируйте ответ на вопрос. Сходство: одна семья, воспитание, окружение. Различие: внешность, характер, отношение к людям, отношение к войне. Составьте план сочинения:

  1. Вступление. Остап и Андрий – главные герои повести. Проблемный вопрос: почему же братья стали врагами?

  2. Основная часть. Раскрытие пункта.

  3. Вывод. Мое отношение к героям и их поступкам.

  4. Подберите материал. Наполните каждый пункт планам конкретными эпизодами и цитатами.

- Почему в бою Тарас отдает предпочтение Остапу, несмотря на равную храбрость братьев?

- Что объединяет Андрия с Сечью?

- Почему Андрий идет в осажденный город?


Выводы.

Андрия отличала тонкая душевная организация, жажда подвига, безумная смелость, способность переживать прекрасное (красоту женщины и природы), то, что он не такой, как все. Остапа же отличает прямота характера и сила натуры, суровость, верность товариществу; прежде всего он – воин. Остап – человек своего времени. Этими качествами он ближе своему отцу – Тарасу, который выделяет его перед Андрием. Андрия объединяет с Сечью дерзость его поступков, сила страсти, безудержность натуры. В нем с новой силой ожили прежние чувства к полячке и заслонили всю казацкую жизнь, сказалось его стремление к неизведанному.


Аналитическая беседа.

- Когда вы восхищаетесь Тарасом, а когда он кажется жестоким, страшным?

- Каковы черты в образе Тараса, связанные со временем действия повести?

- Что является содержанием жизни Тараса? Почему он убивает своего сына?

- Трагичен ли образ Тараса?


Рассмотрение эпизода смерти Тараса.

Чем заключается величие Тараса?

- Опишите, как выглядит Тарас в момент, когда казаки не слышат его слов, в момент, когда он видит уплывающих запорожцев.

Что вы можете сказать о заключительных словах повести: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»?

Что говорили про своего атамана плывшие по Днестру казаки?

Почему?

Отвечают на вопросы, делают выводы, анализируют сказанное






















Составляют план

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения.
Коммуникативные: формулировать свое мнение и позицию аргументировать её. умение произвольно и выразительно строить монологическую и диалогическую контекстную речь

умение соотносить свои действия с планируемым результатом.


5. Физминутка.

Организует смену деятельности

Сейчас мы будем приседать

И колени разминать

Ноги до конца сгибать,

Раз – два – три – четыре - пять! (Приседания.)

Напоследок пошагаем,

Выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте.)

Учащиеся выполняют физические упражнения в соответствии с поставленными учителем условиями

Личностные: знание основ ЗОЖ и здоровьесберегающих технологий

6. Закрепление полученных знаний.



Гоголь создал настолько многогранным образ Андрия, что мы с вами еще долго можем рассуждать и спорить. Но если задать вопрос: «По отношению к Родине, к казачеству, к семье. Кем оказался  Андрий? Думаю, что вы ответите не задумываясь. 

- Кем был Тарас Бульба? Как он выглядел?

- Почему Гоголь не дает подробный портрет героя? (Наверное, в этом нет необходимости - прическа, одежда, обувь были у Тараса как у других запорожцев, да и мало внимания он уделял своей внешности ( вспомним презрение старого запорожца к богатым штанам, запачканным дегтем). Кроме того, его молодость давно миновала, а в зрелые годы красота внешняя заменяется внутренней -умом, волей, силой. Как выглядит Тарас? Он грузен, сед, очень силен ( то есть мускулист), выражение лица серьезное, властное, взгляд умный. Одет неброско, но шаровары шириной в Черное море, папаха из черных смушек с красным верхом, дорогое оружие, в руках - трубка. Говорит громко, но неторопливо. На коне сидит как влитой.)

- Почему Тарас Бульба так быстро принял решение об отъезде вместе с сыновьями в Запорожскую Сечь? (Тарас Бульба, как и его товарищи, смысл своей жизни видел в борьбе за независимость родины, поэтому пренебрежительно относился к оседлой домашней жизни и ко всем занятиям, не имеющим отношения к военной службе. Решение Тараса вести сыновей в Запорожскую Сечь продиктовано не только его упрямством и запальчивостью, но и твердой убежденностью, что лишь в Запорожье - настоящая воинская школа и наука, только там можно стать рыцарем, настоящим воином.

Тарас показан в этом эпизоде, с одной стороны, как человек, привыкший принимать решения, не считаясь с чувствами близких людей, как деспот и человек без сердца, но с другой стороны, - это воин, «рыцарь», которому нет другой жизни, кроме битвы, схватки, поэтому он не только мечтает, чтобы сыновья были такими же, но и сам рвется в дорогому для него миру, едет в Запорожскую Сечь.)

- Почему Тарас, несмотря на успехи сыновей в воинском искусстве, не был доволен жизнью Запорожской Сечи? О чем он мечтал? (Тарас был храбрым и глубоко убежденным в том, что воинская доблесть у молодых казаков воспитывается в битвах и набегах. Так думал не только старый Тарас, но и большинство запорожцев. Поэтому без большого труда удалось Тарасу уговорить их выступить против турок.)

Одним из средств создания характеристики литературного героя являются его высказывания. Наиболее яркой у Тараса Бульбы является его знаменитая речь о товариществе. (Чтение заранее подготовленным учеником речи о товариществе в сокращении)

- В какой фразе заключена основная мысль Тараса Бульбы? («Нет уз святее товарищества»)

- А как вы понимаете, что такое товарищество? А Тарас? (Единение с народом, общность, «братство»)

Именно чувство коллективизма делало казаков сильными. Каждый из героев повести чувствует себя составной частью народной жизни. В беспредельном слиянии личных интересов человека с интересами общенародными - идейный пафос этого произведения.

- Как речь Тараса Бульбы характеризует героя? (Тарас произносит речь перед боем не только потому, что знал, что объединяет и подбадривает людей говоря метко и вовремя, но и потому, что ему хотелось высказать все, что было у него на сердце в этот напряженный и трудный момент. Речь Тараса свидетельствует о его мудрости, патриотических чувствах, гордости, мужестве, об огромном жизненном опыте и страстной убежденности в правоте своего дела. Он выступает в этот момент как выразитель взглядов и патриотических чувств запорожских казаков.)

- В чем особенность текста? (Много обращений. Восклицательные интонации выражают глубину чувств Тараса. Это речь лидера.)

Единение Тараса с казаками проявляется в борьбе за родину.

- В каких эпизодах проявился талант Тараса-полковника?

(Мудрость Тараса, его талант полководца раскрываются главным образом в последнем бою под Дубно, когда приказывает он устроить курени в три табора, устроить засаду и покрыть часть поля острыми кольями, обломками копьев, чтобы погнать на них неприятельскую конницу.)

- Как вел себя Тарас – полковник во время боя?

(Тарас, как опытный воин, всегда в центре сражения, он успевает побывать всюду, вовремя подбодрить казаков, дать нужные распоряжения. В разных местах слышится голос Тараса: «А что, паны, - сказал Тарас, перекликнувшись с куренным. - Есть еще порох в пороховницах? Не ослабли ли казацкая сила? Не гнутся ли казаки?»)

Тарас Бульба не только полковник, но и отец. Героический характер его проявляется не только на поле боя, но и в эпизодах казни его сыновей.

-Чем отличаются эти эпизоды?

а) казнь Андрия; (Тарас не чувствует никакой жалости к сыну-изменнику. Он проявляется непреклонность по отношению к предателю. То, что предал его собственный сын, предмет отцовской гордости и надежд, лишь усугубляет его гнев и стремление покарать негодяя. Тарас поступает бескомпромиссно, он не желает понять, что заставило Андрия сделать такой выбор: для него любые причине несостоятельны, если речь идет о предательстве. Гоголь называет его сыноубийцей, после расправы Тарас Бульба не прощает Андрия, навсегда вычеркивая его из своей памяти.

В этом эпизоде раскрылась сила характера Тараса. Он чувствовал свою вину перед товарищами, перед родиной. Именно он, отец и старший товарищ, вовремя не увидел отрицательных черт в характере сына и его неустойчивости, излишней горячности. И, как человек мужественный, страстно убежденный в своей правоте, он сам исправляет свою ошибку. Самое страшное преступление для Тараса — измена отчизне, общему делу: он гораздо выше ставит родство по духу. чем по крови.)

б) присутствие на казни Остапа? (С риском для жизни пробирается он на место казни, не боясь, поддерживает Остапа в самый трудный его час, хотя ничего не может быть горше для отца, чем гибель сына. Тарас страдает, но и гордится Остапом. Тарас не может забыть его безвременной в нечеловеческих страданиях смерти и до конца собственной жизни мстит за сына. Помнит о нем всегда.)

Отношение автора к героям.

Остап вызывает глубокое сочувствие и любовь автора. Гоголь рисует его как былинного богатыря, защитника Родины, сравнивает его со львом. В нём воплощены лучшие черты русского человека, всегда готового бороться за Родину. Андрия же Гоголь осуждает за измену Родине. Он умирает «бесславно, как подлая собака».

План

I. Вступление. «Да разве найдутся на свете такие огни, такие муки, такие силы, которые пересилили бы русскую силу!» (Н. В. Гоголь.)

II. Основная часть.

Тарас Бульба – сын боевого и трудного времени.

1) Тарас – коренной, старый полковник.

2) Гордость казака за своих сыновей.

3) «Нет уз святее товарищества».

4) Опытный полководец.

5) Суровый, беспощадный мститель.

6) Несгибаемый воин даже перед лицом смерти.

III. Заключение. Бессмертие повести и ее героев.




Анализируют, отвечают на вопросы, участвуют в диалоге с учителем.














Регулятивные: устанавливать целевые приоритеты самостоятельно контролировать своё время и управлять им .
Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Познавательные: строить логические рассуждения включающие установление причинно-следственных связей, умение работать индивидуально и в группе, находить общие решения

извлечение необходимой информации из текст

7.Итог урока.

Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке

- Почему же Н. В. Гоголь обратился к историческому прошлому своей Родины?

- (Н. В. Гоголь был патриотом своей Родины, он описывает столь давние исторические события с целью показать героизм, мужество, верность товариществу и подвигам своего народа.

Эпоха, описанная Гоголем в повести, выдвигала соответствующих героев – сильных, мужественных, самоотверженных, воинственных людей, презирающих тепло и уют, скучавших в тихом семейном кругу, привыкших к вольной казацкой жизни, к жестоким сражениям, битвам. Главной ценностью в человеческих отношениях эти люди считают товарищество и братство, основанные на вере и патриотизме. На товариществе и братстве держится мир Запорожской Сечи. Товарищество и братство – то, за что Гоголь любит своих героев.)


Делают вывод


Регулятивные УУД: выделение и осознание усвоенного и подлежащего усвоению, осознание качества и уровня усвоения

8.Рефлексия.

Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке

Предлагает проанализировать свою деятельность.

«Синквейн»


Обсуждают в конце урока результаты своих наблюдений. Записывают синквейны, обсуждают их

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества; оценивают свою активность и качество работы на уроке

9. Домашнее задание

Напишите сочинение по теме.

Записывают д.з. в дневник

Регулятивные: принимают учебную задачу







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!