– дать основные теоретические понятия. Объяснить природу гоголевского смеха, привить интерес к произведениям писателя.
1.«Тут всем досталось, а больше всего мне…». Николай I.
2.Гоголю было дано то, чем не обладали другие сатирики. С. Залыгин
3.Идейная ценность комедии «Ревизор» в огромной обличительной силе. А.Грибоедов
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1.Организационный момент. | Приветственное слово учителя. Проверяет готовность к уроку. Проверяет наличие домашней работы в тетрадях (при возникновении вопросов организует разбор д/р у доски) - Здравствуйте! Мы начинаем с вами урок. А это значит, нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир слова. - Желаю всем плодотворной и интересной работы, и сделать много новых открытий! | Приветствуют учителя Показывают тетради с д/р, задают вопросы, возникшие при выполнении д/р | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
2.Актуализация опорных и знаний и их коррекция. Проверить уровень полученных ранее знаний по теме | Обучающийся с ОВЗ (ЗПР) На предыдущих уроках мы изучали произведения Пушкина и Лермонтова. А сегодня познакомимся с творчеством другого писателя. У вас на столах лежат карточки и в них есть отрывки произведений этого писателя. Попробуете определить тему и цели нашего урока. | Ученик работает с текстом Отвечают конспекты, работают с биографией автора | Регулятивные: осуществляют коррекцию, вносят необходимые дополнения и коррективы. Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи. Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения, спорить. Активно использовать речь для регуляции собственной деятельности |
3. Целеполагание. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи. | Узнай. (работа в группах по карточкам) Из какого произведения Гоголя Н.В. отрывок. Имя героя, пропущенное в отрывке. С какой целью мы выполним это задание? КАРТОЧКИ № 1 - А поворотись-ка, сын! Экой ты смешной какой! Что это на вас за поповские подрясники? И эдак все ходят в академии? – Такими словами встретил старый ---------- двух сыновей своих, учившихся в киевской бурсе и приехавших домой к отцу. № 2 Проезжал через Диканьку ... архиерей,.. остановился перед новою хатою. - А чья это такая размалеванная хата? – спросил преосвященный у стоявшей близ дверей красивой женщины с дитятей на руках. - Кузнеца ---------- ! – сказала ему, кланяясь, Оксана,.. ... на стене сбоку, как войдешь в церковь, намалевал ---------- черта в аду, такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо... № 3 ----------, казалось на роду был написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела. ..Уже испытанной уверенностью стали теперь означаться его движения, и в них не могли не быть заметны наклонности будущего вождя. Крепостью дышало его тело, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу льва. № 4 ...ни одна ярмарка на этом месте не проходила без беды. Вчера волостной писарь проходил поздно вечером, только глядь – в слуховое окно выставилось свиное рыло и хрюкнуло так, что у него мороз подрал по коже; того и жди, что покажется опять красная свитка! - Что ж это за красная свитка? № 5 ----------- весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей. ... Бешеную негу и упоение он видел в битве: что-то пиршественное зрелось ему в те минуты .., а он несется как пьяный в свисте пуль, в сабельном блеске, и наносит всем удары, и не слышит нанесенных. № 6 -------- посмотрел на берег: в тумане мелькали легкие, как будто тени, девушки в белых , как луг, убранный ландышами, рубашках; золотые ожерелья, монисты, дукаты блистали на шеях, но они были бледны, тело их .. будто светилось насквозь при серебряном месяце... Послышались голоса. - Давайте в ворона играть, в ворона! - Кому же быть вороном? Кинули жребий - Нет, я не хочу быть вороном!.. Мне жалко отнимать цыпленка у бедной матери! - «Ты не ведьма! – подумал ------- - Выберите слова, связанные с именем Гоголя, свой ответ аргументируйте: сатира, «Шинель», Михайловское, Остап, «Мцыри», А. С. Пушкин, Александринский театр, Простакова, Тарас Бульба, «Недоросль», «Узник», Андрий, «Бежин луг», «Мертвые души», Дубровский, Сорочинцы. – А теперь назовите мне тему урока? - Сформулируйте цели сегодняшнего урока? Мы не в первый раз встречаемся с Н.В.Гоголем, и сейчас я предлагаю вспомнить уже знакомые вам сведения о жизни этого замечательного писателя и о его творчестве. Верные/неверные утверждения 1. Детские годы Н.В.Гоголь провел имении родителей Васильевке. 2. Николай Гоголь увлекся театром только после окончания гимназии. 3. Повесть «Страшная месть» входит в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки». 4. «Вечера на хуторе близ Диканьки» описывают трагические события украинской истории. 5. В повести «Тарас Бульба» Н.В.Гоголь прославляет героическое прошлое запорожских казаков. 6. Н.В.Гоголь любил путешествовать. - С какими утверждениями вы не согласны и почему? | Выполняют задания по карточкам, формулируют тему и цели урока. Проверяют получившие ответы по ключу. Ключ: № 1, 3, 5 «Тарас Бульба»; № 1 Бульба № 3 Остап № 5 Андрий № 2 «Ночь перед Рождеством»; Вакула № 4 «Сорочинская ярмарка» № 6 «Майская ночь, или Утопленница»; Левко Выбирают слова, аргументируют свой ответ. Отвечают на вопросы, вспоминают факты биографии Н.В.Гоголя. | Регулятивные: принимают учебные задачи, сформулированные вместе с учителем Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками |
4. Изучение нового материала. Познакомить учащихся с видами определения и уметь их отличать Практикум. Исследование текста. | Николай Васильевич Гоголь - она их значимых фигур в литературе первой половины XIX века. Гоголь - одинокая «звезда» в русской словесности, неповторимая писательская индивидуальность. О «тайне», «загадке» художественного таланта спорят уже на протяжении полутора столетий. Мы с вами тоже постараемся открыть для себя - то новое и осознать, что творчество великого писателя - живое явление современности. История создания комедии и источник сюжета. Н.В.Гоголь очень любил театр и имел замечательную способность угадать человека и юмористически, шутливо изобразить его. А.С.Пушкин, заметив такую склонность Гоголя, посоветовал взяться за большое сочинение, предложил сюжет для поэмы «Мёртвые души», а потом и для комедии «Ревизор». В 1835 А.С. Пушкин получает от Гоголя письмо, в котором говорится: «Сделайте милость , дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь, смешной или несмешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию». В ответ на просьбу Гоголя Пушкин рассказал ему историю о мнимом ревизоре: однажды в Нижнем Новгороде, который Пушкин проезжал, собирая сведения о Пугачёве, его приняли за важного государственного чиновника. Это рассмешило Пушкина и запомнилось в качестве сюжета, который он и подарил Гоголю. Этот пушкинский забавный случай оказался столь характерным для русской жизни, что делало его особенно привлекательным для Гоголя. Он писал в “Петербургских записках 1836 года”: “ Ради бога, дайте нам русских характеров, нас самих дайте нам, наших плутов, наших чудаков на сцену их, на смех всем!” Идейный замысел Гоголя. «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». Работа с учебником. Чтение статьи «О драматических произведениях». Учащиеся получают задание: дома выписать значения терминов «драма» (в широком смысле) «трагедия», «комедия», «драма» (в узком смысле). Сценическая история. Первая постановка «Ревизора» в Петербурге. Комедия удивила актёров ещё во время первого чтения её автором. Она казалась трудной и малопонятной. Присутствуя на репетициях, Гоголь видел то смятение, в котором находились актёры: их смущали непривычные герои пьесы, отсутствие любовной интриги, язык комедии. Актёры не придавали значения советам Гоголя, игнорировали его указания. Общественного содержания пьесы актёры не оценили и не разгадали. И всё же «Ревизор» произвёл на публику ошеломляющее впечатление. И день первой постановки – 19 апреля 1836 года – стал великим днём русского театра. На этой премьере присутствовал царь. Уезжая, он сказал: «Тут всем досталось, а больше всего мне». Постановка пьесы «Ревизор» в Москве. После премьеры в Петербурге настроение Гоголя изменилось: он переслал московским актёрам пьесу. В письме актёру Щепкину просил «взять на себя всё дело постановки «Ревизора», а самому Щепкину предложил взять роль Городничего. Гоголя просили приехать в Москву и начать репетиции, но этого не произошло. Однако он переписывался со Щепкиным, делился своими соображениями по поводу постановки. 25 мая 1836 года в Малом театре состоялась премьера «Ревизора». Спектакли проходили с успехом. Пьеса стала темой всеобщих разговоров. – Какой же основной вопрос у нас возникнет при чтении комедии? (За что же досталось царю?) – Что же так возмутило высокопоставленную публику? (мнения учащихся) Знакомство с действующими лицами. «Говорящие» фамилии. | Слушают учителя, участвуют в диалоге, делают записи в тетради Работают с учебником Слушают учителя, участвуют в диалоге, делают записи в тетради | Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения. Коммуникативные: формулировать свое мнение и позицию аргументировать её. умение произвольно и выразительно строить монологическую и диалогическую контекстную речь умение соотносить свои действия с планируемым результатом. |
5. Физминутка. | Организует смену деятельности. Сейчас мы будем приседать И колени разминать Ноги до конца сгибать, Раз – два – три – четыре - пять! (Приседания.) Напоследок пошагаем, Выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте.) | Учащиеся выполняют физические упражнения в соответствии с поставленными учителем условиями | Личностные: знание основ ЗОЖ и здоровьесберегающих технологий |
6. Закрепление полученных знаний. | Словарь терминов: Афиша - объявление о спектакле, концерте, кинофильме, лекции. акты (действия) - Часть драматического произведения (Трагедия в пяти актах. Комедия в трёх действиях.) Явления (сцены) - в пьесе: часть акта, в которой состав действующих лиц не меняется. Отдельная часть действия, эпизод в пьесе, повести, романе. Драма в четырёх действиях, в двенадцати сценах. Монолог – речь одного лица, обращённая к слушателям или к самому себе. Сценический м. Внутренний Диалог- разговор между двумя лицами, обмен репликами.. Реплика - в сценическом диалоге: текст, заключающий в себе слова одного из действующих лиц. Ремарка – в пьесе: пояснение автора к тексту, касающееся обстановки, поведения действующих лиц, их внешнего вида. - Действие в пьесе развивается, проходя ступени: Экспозиция – действие пьесы, рисующее характеры и положения действующих лиц до начала действия. Завязка – событие, с которого начинается активное развитие действия. Кульминация – момент наивысшего напряжения в пьесе. Развязка – событие, завершающее действие. Работа в паре (по учебнику) Задание: - Перелистайте пьесу «Ревизор», определите, сколько актов (действий) в ней и из скольких явлений состоит каждый акт? (5 действий, в каждом от 6 до 16 явлений) - Сколько действующих лиц? Кого мы не назвали? (25 конкретных действующих лиц разного ранга и положения, множество гостей, купцов; уже чтение афиш дает возможность предположить, что в комедии показана широкая картина жизни, своеобразная анатомия уездного города: здесь и глава администрации – городничий, и чиновники: смотритель училищ, судья, попечитель богоугодных заведений, полицмейстер; уездный лекарь, полицейские чины, городские помещики и городские дамы, и купцы, и мещане, и слуги.) | Записывают определения в тетрадь, анализируют композицию произведения, участвуют в диалоге Отвечают на вопросы Работают в паре по учебнику | Регулятивные: устанавливать целевые приоритеты самостоятельно контролировать своё время и управлять им . Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве Познавательные: строить логические рассуждения включающие установление причинно-следственных связей, умение работать индивидуально и в группе, находить общие решения извлечение необходимой информации из текст |
7.Итог урока. Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке | Смех – единственное “честное, благородное лицо в комедии” (если успеем) - Сегодня Н. В. Гоголь является одним из самых популярных писателей. Его творчество – на 3-м месте в мире после Библии и произведений Ф. М. Достоевского. Прежде всего, он известен широкой публике как автор комедии "Ревизор". Она ставилась на сцене разных театров сотни раз. И сегодня, если посмотрим афиши различных театров страны и мира, то увидим непременно «Ревизора». Это один из самых успешных и популярных спектаклей и сегодня. В чём же секрет её бессмертия? Почему проблемы, затронутые автором, актуальны и в настоящее время? Не узнаем ли мы среди действующих лиц героев сегодняшнего века? Чему учит нас великий сатирик? На эти и другие вопросы нам предстоит ответить в ходе изучения комедии. В «Ревизоре»,- вспоминал Гоголь впоследствии, - я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». Этот замысел Гоголя нашел блестящее осуществление в его комедии, определив ей жанр как комедии социально-политической. В комеди рассматриваются не любовная интрига, не события частной жизни, а явления общественного порядка. В основе сюжета произведения — переполох среди чиновников, ожидающих ревизора, и их стремление скрыть от него свои «грешки». Тем самым определилась такая композиционная особенность, как отсутствие в ней центрального героя; таким героем в «Ревизоре» стала, говоря словами Белинского, «корпорация разных служебных воров и грабителей», чиновничья масса. | Делают вывод | Регулятивные УУД: выделение и осознание усвоенного и подлежащего усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
8.Рефлексия. Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке | Предлагает проанализировать свою деятельность. Сегодня Н.В.Гоголь представляется нам совершенно в другом облике, в роли драматурга и режиссера. Я предлагаю составить вам синквейн об этом выдающемся писателе. (проверка синквейна) | Обсуждают в конце урока результаты своих наблюдений. Записывают синквейны, обсуждают их | Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества; оценивают свою активность и качество работы на уроке |
9. Домашнее задание. | 1.Прочиитать 1,2 действие. 2. Сделать характеристику героев (внешность, характер, речь, поступки): 1 ряд: Городничий и его жена; 2 ряд: Хлестаков и Осип; 3 ряд: Бобчинский и Добчинский, Ляпкин-Тяпкин. На выбор: Нарисовать афишу к комедии «Ревизор» | Записывают д.з. в дневник | Регулятивные: принимают учебную задачу |