Конспект урока по литературному чтению
Тема: Л.Н.Толстой « Прыжок». Былина « Как боролся русский богатырь»
Предмет: литературное чтение
Класс: 3» г»
Учебник: Ефросинина Л.А., Оморокова М.И.; литературное чтение . - Ч. 1. - М.: «Вентана-Граф», 2011.
Цель урока: познакомить учащихся с рассказом «Прыжок» и былиной «Как боролся русский богатырь».
Задачи:
Образовательные - продолжить знакомить детей с творчеством Л. Н.Толстого, продолжить работу с разножанровыми произведениями Л. Н.Толстого (сказка, басня, былина, рассказ) формировать читательские умения.
Развивающие – способствовать развитию основ мыслительной деятельности: память, внимания, воображения; умение сравнивать, анализировать, делать выводы, развивать речь.
Воспитательные: воспитывать умение слушать других, работать в паре, адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: формирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности; планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока; оценивание своей работы на уроке.
Познавательные: овладение логическими действиями: анализ, синтез, сравнение, установление причинно - следственных связей.
Коммуникативные: использование речи для регуляции своего действия; оформление своих мыслей в устной форме.
Личностные: привитие нравственных ценностей: любовь к природе, животным, родителям, уважение к старшим.
Тип урока: открытие новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, в парах, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: учебник, рабочая тетрадь, компьютер, телевизор.
Структура и ход урока
1. Самоопределение к учебной деятельности
- Здравствуйте ребята! У нас сегодня необычный урок, повернитесь, поприветствуйте гостей.
Один –прозвенел звонок
Два – начался урок
Три – красиво встать
Четыре, пять – тихо за партой свое место занять.
- Мне хотелось бы начать наш урок со слов известного французского писателя Жан Жака Руссо, а вы должны мне помочь.
"Вы талантливые дети! Когда - нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много хорошего вы умеете, если будете постоянно работать над собой и ставить новые цели и стремиться к их достижению".
- Чтобы разговаривать, надо выговаривать все правильно и внятно, чтобы было всем понятно.
- Начнем мы с речевой разминки.
- У вас на партах, у каждого, лежат карточки со скороговорками. Отработайте чтение скороговорки.
( Чтение скороговорок несколькими учениками вслух)
Чтение по японски:
Яхта легка и послушна моя,
Я бороздить на ней буду моря.
(Читают предложение справа налево)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения
- Над творчеством, какого писателя мы с вами работаем? (Л.Н.Толстого)
- Что вы узнали о писателе?
(краткие биографические данные)
Лев Толстой - известный русский писатель. Жил в имении «Ясная поляна». Писал и для взрослых и для детей. У себя в имении открыл школу для сельских детей и сам их обучал. Написал для детей много поучительных рассказов и басен, составил «Азбуку».
- Я хочу узнать, насколько хорошо вы знаете жанры произведений, называйте жанр и произведения этого жанра.
( Произведения Л.Н.Толстого:
Басни, Художественные рассказы, Научно –познавательные рассказы, Сказки, Были , Былины) (Заполняют схему)
- С какими жанрами нам необходимо познакомиться?
(Быль и Былина)
3. Постановка учебной задачи
- Что такое быль?
(Быль – произведение, рассказывающее о реальном событии.)
- Можно назвать быль рассказом?
- Начнем наше знакомство с произведения «Прыжок»
Работа с былью «Прыжок»
- Отгадайте загадку:
Направо вода и налево вода
Плывут здесь суда и туда, и сюда,
Но если захочешь напиться, дружок,
Соленым окажется каждый глоток.
(Море)
- Как связана отгадка с произведением?
(события в произведении проходят в море)
- Посмотрите внимательно на слайд, на все ли вопросы вы сможете ответить?
1. Откуда возвращался корабль?
2. Кто был в центре внимания на корабле?
3. Какой момент в рассказе самый напряженный?
4. Почему мальчик совершил прыжок?
- Какую задачу мы должны с вами решить?
(будем читать, анализировать содержание, давать оценку событиям, выяснить, почему мальчик совершил прыжок)
4.Построение проекта выхода из затруднения(открытие)
Словарная работа
- Прежде чем мы начнем читать, выясним значения некоторых слов и словосочетаний, которые нам встретятся в тексте.
Первичное чтение (жужжащее чтение)
- Теперь мы можем ответить на вопросы?
(отвечают на вопросы)
- Предлагаю вам план рассказа, прочитайте его внимательно.
- Все здесь правильно?
- Возьмите листочки и расставьте в кружочках цифры соответственно сюжета произведения. Поработайте в парах.
(работа в парах)
-Проверьте правильность , исправьте ошибку.
o На палубе o Погоня за обезьянкой o Обезьяньи проказы o Вынужденный прыжок o На перекладине o Спасение | 1.На палубе 2.Обезьяньи проказы 3. Погоня за обезьянкой 4.На перекладине 5.Вынужденный прыжок 6.Спасение |
- Для чего нам нужен план рассказа?
- Попробуйте пересказать это произведение согласно плану.
Дополняем схему произведением « Прыжок»
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Работа с былиной «Как боролся русский богатырь»
Упражнения с изученными произведениями:
- Ребята, угадайте произведение.
1. Берегись, дитятко, Пучай - реки, не купайся в ней. Налетит на тебя Змея, как один с ней справишься?
(былина «Добрыня и змей»)
2. Мы с тобой как уговаривались? В поле один на один биться? А почему за тобой стоит войско целое?
(былина «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» )
-Какой жанр у этих произведений? -былина
- Что такое былина?
(Это произведение русского фольклора о подвигах героев, которые жили в далеком прошлом. Они боролись со злыми силами, с врагами русской земли. Герои былин - богатыри.)
- Сегодня мы с вами познакомимся еще и с былиной «Как боролся русский богатырь»
Словарная работа
- Прежде чем мы начнем читать, выясним значения некоторых слов и словосочетаний, которые нам встретятся в тексте.
- Вашим домашним заданием было найти значение конкретного слова в толковом словаре.
Печенеги - кочевое племя, совершавшее набеги на Русь.
Сам-четверт - четвертый
Побрани - поругал
Мне не показалось, как он это делает, я и побрани его.- Мне не понравилось, как он это делает, я и поругал его.
Чтение былины по цепочке.
Беседа после чтения:
- Как звали богатыря?
- Почему Ивана назвали богатырем?
-Расскажите, как русский богатырь победил печенега?
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- Предлагаю вам поработать в парах и сделать модель обложки к произведению «Как боролся русский богатырь».
(Самостоятельная работа - моделирование обложки)
(Проверяем по эталону)
- Выполним задания в тетрадях на печатной основе самостоятельно.
Задание 1.
Почему Ивана назвали богатырём. Отметьте ответ галочкой
●потому что он был высоким и сильным
●потому что он разорвал шкуру и сразился с быком
●потому что он победил печенежского силача
Задание 2.
Как сказал Иван о своей силе? Найдите ответ в тексте и запишите его.
«Я не знаю своей силы. Надо испытать».
Задание 3.
Как вы думаете, почему силач – печенег не мог поднять Ивана? Отметьте ответ галочкой
●Иван был очень большой
●ему помогали братья
●его держала сила русской земли
Задание 4.
Где происходили события? Какой уговор был принят до начала боя? Подчеркните.
При князе Владимире напали на Русь печенеги. Подошли они с большим войском под Киев. Князь Владимир вышел со своим войском навстречу. Сошлись они на реке Трубеже и остановились. Князь печенежский подъехал к реке, позвал князя Владимира и сказал: «Зачем нам много народа убивать. А сделаем вот как: ты выпустишь своего силача, а я своего выпущу, и пускай они поборются. Если твой будет сильнее моего, так я уйду, а если мой одолеет, то покорись ты со всей своей землёю».
-Сверьте свои ответы с ответами на экране.
- У кого всё правильно поднимите руки?
- У кого есть 2 ошибки?
- У кого более 2?
-Молодцы!
- Чему учит нас эта былина?
( Храбрости, стойкости, гордости за то, что Русский народ не перед кем не склоняет голову. И за свою родину будет стоять до конца)
Дополняем схему произведением «Как боролся русский богатырь »
7. Рефлексия
-Итак, ребята, подведём итог.
Обобщение читательского опыта детей.
- Кто назовет фамилию автора?
- Почему Л.Н. Толстого называют разножанровым писателем?
(он писал рассказы, былины и были, сказки).
- Какие произведения вам особенно запомнились?
Продолжите предложения.
1)Сегодня на уроке я узнал….
2)На этом уроке я похвалил бы себя за…
3)После урока мне захотелось…
- Хорошо, а теперь запишите домашнее задание по вариантам:
первый вариант готовит пересказ рассказа «Прыжок» ;
второй вариант: выразительное чтение былины «Как боролся русский богатырь»
- Урок окончен. Всем спасибо за работу!
- Вам понравился рассказ?
- Кто герои произведения?
Ученики.
- Мальчик, капитан, обезьяна.
Учитель.
- Какие эпизоды оказались наиболее напряженными?
Ученики.
- Когда мальчик бросил мачту и ступил на перекладину. Когда он опомнился , увидел как он высоко и зашатался. Когда капитан закричал, что бы мальчик прыгал, что он будет стрелять.
Учитель.
- Какие чувства вы испытывали , когда слушали рассказ?