СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению Тема: Л.Н.Толстой « Прыжок». Былина « Как боролся русский богатырь»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебник: Ефросинина Л.А., Оморокова М.И.; литературное чтение . - Ч. 1. - М.: «Вентана-Граф», 2011.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению Тема: Л.Н.Толстой « Прыжок». Былина « Как боролся русский богатырь»»

Конспект урока по литературному чтению

Тема: Л.Н.Толстой « Прыжок». Былина « Как боролся русский богатырь»

Предмет: литературное чтение

Класс: 3» г»

Учебник: Ефросинина Л.А., Оморокова М.И.; литературное чтение . - Ч. 1. - М.: «Вентана-Граф», 2011.

Цель урока: познакомить учащихся с рассказом «Прыжок» и былиной «Как боролся русский богатырь».

Задачи:

Образовательные - продолжить знакомить детей с творчеством Л. Н.Толстого, продолжить работу с разножанровыми произведениями Л. Н.Толстого (сказка, басня, былина, рассказ) формировать читательские умения.

Развивающие – способствовать развитию основ мыслительной деятельности: память, внимания, воображения; умение сравнивать, анализировать, делать выводы, развивать речь.

Воспитательные: воспитывать умение слушать других, работать в паре, адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: формирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности; планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока; оценивание своей работы на уроке.

Познавательные: овладение логическими действиями: анализ, синтез, сравнение, установление причинно - следственных связей.

Коммуникативные: использование речи для регуляции своего действия; оформление своих мыслей в устной форме.

Личностные: привитие нравственных ценностей: любовь к природе, животным, родителям, уважение к старшим.

Тип урока: открытие новых знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, в парах, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: учебник, рабочая тетрадь, компьютер, телевизор.
















Структура и ход урока

1. Самоопределение к учебной деятельности

- Здравствуйте ребята! У нас сегодня необычный урок, повернитесь, поприветствуйте гостей.


Один –прозвенел звонок

Два – начался урок

Три – красиво встать

Четыре, пять – тихо за партой свое место занять.


- Мне хотелось бы начать наш урок со слов известного французского писателя Жан Жака Руссо, а вы должны мне помочь.

"Вы талантливые дети! Когда - нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много хорошего вы умеете, если будете постоянно работать над собой и ставить новые цели и стремиться к их достижению".


- Чтобы разговаривать, надо выговаривать все правильно и внятно, чтобы было всем понятно.

- Начнем мы с речевой разминки.


- У вас на партах, у каждого, лежат карточки со скороговорками. Отработайте чтение скороговорки.

( Чтение скороговорок несколькими учениками вслух)

Чтение по японски:

Яхта легка и послушна моя,
Я бороздить на ней буду моря.

(Читают предложение справа налево)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения

- Над творчеством, какого писателя мы с вами работаем? (Л.Н.Толстого)
- Что вы узнали о писателе?

(краткие биографические данные)

Лев Толстой - известный русский писатель. Жил в имении «Ясная поляна». Писал и для взрослых и для детей. У себя в имении открыл школу для сельских детей и сам их обучал. Написал для детей много поучительных рассказов и басен, составил «Азбуку».

 - Я хочу узнать, насколько хорошо вы знаете жанры произведений, называйте жанр и произведения этого жанра.

( Произведения Л.Н.Толстого:

Басни, Художественные рассказы, Научно –познавательные рассказы, Сказки, Были , Былины) (Заполняют схему)

- С какими жанрами нам необходимо познакомиться?

(Быль и Былина)




3. Постановка учебной задачи

- Что такое быль?

(Быль – произведение, рассказывающее о реальном событии.)
- Можно назвать быль рассказом?

- Начнем наше знакомство с произведения «Прыжок»

Работа с былью «Прыжок»

- Отгадайте загадку:
Направо вода и налево вода
Плывут здесь суда и туда, и сюда,
Но если захочешь напиться, дружок,
Соленым окажется каждый глоток.
(Море)
- Как связана отгадка с произведением?
(события в произведении проходят в море)
- Посмотрите внимательно на слайд, на все ли вопросы вы сможете ответить?

1. Откуда возвращался корабль?
2. Кто был в центре внимания на корабле?
3. Какой момент в рассказе самый напряженный?
4. Почему мальчик совершил прыжок?
- Какую задачу мы должны с вами решить?
(будем читать, анализировать содержание, давать оценку событиям, выяснить, почему мальчик совершил прыжок)


4.Построение проекта выхода из затруднения(открытие)

Словарная работа

- Прежде чем мы начнем читать, выясним значения некоторых слов и словосочетаний, которые нам встретятся в тексте.

Первичное чтение (жужжащее чтение)

- Теперь мы можем ответить на вопросы?

(отвечают на вопросы)

- Предлагаю вам план рассказа, прочитайте его внимательно.
- Все здесь правильно?

- Возьмите листочки и расставьте в кружочках цифры соответственно сюжета произведения. Поработайте в парах.
(работа в парах)
-Проверьте правильность , исправьте ошибку.


o На палубе
o Погоня за обезьянкой
o Обезьяньи проказы
o Вынужденный прыжок
o На перекладине

o Спасение

1.На палубе
2.Обезьяньи проказы
3. Погоня за обезьянкой
4.На перекладине
5.Вынужденный прыжок
6.Спасение


- Для чего нам нужен план рассказа?

- Попробуйте пересказать это произведение согласно плану.

Дополняем схему произведением « Прыжок»


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА


 Работа с былиной «Как боролся русский богатырь»

Упражнения с изученными произведениями:


- Ребята, угадайте произведение.

1. Берегись, дитятко, Пучай - реки, не купайся в ней. Налетит на тебя Змея, как один с ней справишься?

(былина «Добрыня и змей»)

2. Мы с тобой как уговаривались? В поле один на один биться? А почему за тобой стоит войско целое?

(былина «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» )


-Какой жанр у этих произведений? -былина

- Что такое былина?

(Это произведение русского фольклора о подвигах героев, которые жили в далеком прошлом. Они боролись со злыми силами, с врагами русской земли. Герои былин - богатыри.)

- Сегодня мы с вами познакомимся еще и с былиной «Как боролся русский богатырь»


Словарная работа

- Прежде чем мы начнем читать, выясним значения некоторых слов и словосочетаний, которые нам встретятся в тексте.

- Вашим домашним заданием было найти значение конкретного слова в толковом словаре.

Печенеги - кочевое племя, совершавшее набеги на Русь.

Сам-четверт - четвертый

Побрани - поругал

Мне не показалось, как он это делает, я и побрани его.- Мне не понравилось, как он это делает, я и поругал его.


Чтение былины по цепочке.

Беседа после чтения:

- Как звали богатыря?

- Почему Ивана назвали богатырем?

-Расскажите, как русский богатырь победил печенега?


6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону


- Предлагаю вам поработать в парах и сделать модель обложки к произведению «Как боролся русский богатырь».

(Самостоятельная работа - моделирование обложки)

(Проверяем по эталону)

-  Выполним задания в тетрадях на печатной основе самостоятельно.

Задание 1.

Почему Ивана назвали богатырём. Отметьте ответ галочкой

●потому что он был высоким и сильным

●потому что он разорвал шкуру и сразился с быком

потому что он победил печенежского силача

Задание 2.

Как сказал Иван о своей силе? Найдите ответ в тексте и запишите его.

«Я не знаю своей силы. Надо испытать».

Задание 3.

Как вы думаете, почему силач – печенег не мог поднять Ивана? Отметьте ответ галочкой

●Иван был очень большой

●ему помогали братья

его держала сила русской земли

Задание 4.

Где происходили события? Какой уговор был принят до начала боя? Подчеркните.

При князе Владимире напали на Русь печенеги. Подошли они с большим войском под Киев. Князь Владимир вышел со своим войском навстречу. Сошлись они на реке Трубеже и остановились. Князь печенежский подъехал к реке, позвал князя Владимира и сказал: «Зачем нам много народа убивать. А сделаем вот как: ты выпустишь своего силача, а я своего выпущу, и пускай они поборются. Если твой будет сильнее моего, так я уйду, а если мой одолеет, то покорись ты со всей своей землёю».


-Сверьте свои ответы с ответами на экране.

- У кого всё правильно поднимите руки?

- У кого есть 2 ошибки?

- У кого более 2?

-Молодцы!


- Чему учит нас эта былина?

( Храбрости, стойкости, гордости за то, что Русский народ не перед кем не склоняет голову. И за свою родину будет стоять до конца)

Дополняем схему произведением «Как боролся русский богатырь »

7. Рефлексия

-Итак, ребята, подведём итог.

Обобщение читательского опыта детей.

- Кто назовет фамилию автора?

- Почему Л.Н. Толстого называют разножанровым писателем?
(он писал рассказы, былины и были, сказки).

- Какие произведения вам особенно запомнились?


Продолжите предложения.

1)Сегодня на уроке я узнал….

2)На этом уроке я похвалил бы себя за…

3)После урока мне захотелось…


- Хорошо, а теперь запишите домашнее задание по вариантам:

первый вариант готовит пересказ рассказа «Прыжок» ;

второй вариант: выразительное чтение былины «Как боролся русский богатырь»


- Урок окончен. Всем спасибо за работу!






































- Вам понравился рассказ?

- Кто герои произведения?

Ученики.

- Мальчик, капитан, обезьяна.

Учитель.
- Какие эпизоды оказались наиболее напряженными?

Ученики.

- Когда мальчик бросил мачту и ступил на перекладину. Когда он опомнился , увидел как он высоко и зашатался. Когда капитан закричал, что бы мальчик прыгал, что он будет стрелять.

Учитель.

- Какие чувства вы испытывали , когда слушали рассказ?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!