СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по математике "Числовые и буквенные выражения"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

образовательные: ввести понятие числового и буквенного выражений; находить значение выражений; повторить чтение и запись выражений, название компонентов при вычитании и сложении; закрепить вычислительные навыки; проверить уровень усвоения изученной темы.

развивающие: развивать логическое мышление учащихся; развивать навыки математической речи; развивать навыки самостоятельной работы.

воспитательные: воспитывать интерес к изучаемому предмету; воспитывать коллективные взаимоотношения, взаимопонимания.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике "Числовые и буквенные выражения"»

Предмет: математика

Класс: 5

Тема урока: Числовые и буквенные выражения

Базовый учебник: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд, Математика 5 (учебник для общеобразовательных учреждений, М: Мнемозина 2015)

Место в общей структуре курса: глава 1, § 2, п.8

Тип урок: урок «открытия» нового знания

Цели урока:

образовательные: ввести понятие числового и буквенного выражений; находить значение выражений; повторить чтение и запись выражений, название компонентов при вычитании и сложении; закрепить вычислительные навыки; проверить уровень усвоения изученной темы.

развивающие: развивать логическое мышление учащихся; развивать навыки математической речи; развивать навыки самостоятельной работы.

воспитательные: воспитывать интерес к изучаемому предмету; воспитывать коллективные взаимоотношения, взаимопонимания.

Задачи урока:

образовательные (формирование познавательных УУД): создать условия для осмысления детьми понятий числовые и буквенные выражения, выполнять числовые подстановки в буквенные выражения и находить числовые значения, составлять буквенные выражения по заданным условиям и для жизненных ситуаций; самостоятельно находить информацию.

воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): научить слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, самостоятельно организовывать взаимодействие в группе; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, оценивать работу участников группы в тактичной форме, отражать результаты в устной и письменной речи, соблюдая правила речевого этикета, использовать знаково-символические средства, воспитывать ответственность и аккуратность.

развивающие (формирование регулятивных УУД) : самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, проговаривать последовательность действий на уроке; фиксировать собственные затруднения на уроке; проводить рефлексию собственной деятельности и деятельности группы; осуществлять контроль правильности действий; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий.



  1. Организационный блок

Планируемые результаты урока

  • Понятия и термины, которые будут закреплены в ходе урока

Числовое выражение. Буквенное выражение. Значение выражения. Компоненты при сложении и вычитании


  • Предметные знания и умения, которыми овладеют обучающиеся в результате проведения урока

Научиться записывать числовые и буквенные выражения по словесной формулировке; уметь составлять числовые и буквенные выражения; находить значение выражений


Универсальные учебные действия (УУД), которые будут формироваться в ходе урока

предметные: составлять числовые и буквенные выражения, находить значение выражений, выполнять числовые подстановки в буквенное выражение, составлять буквенные выражения при решении задач;

развивать культуру вычисления;

личностные: ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; понимать смысл поставленной задачи; осуществлять самоконтроль, формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку.

регулятивные: с помощью учителя определять и формулировать цель урока,

выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно.

познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, анализировать, сравнивать и обобщать факты; ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания, используя учебник, жизненный опыт, информацию, полученную на уроке;

коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, в дискуссии выдвигать аргументы и контраргументы.


Инструкции и пояснения



  • Вводное слово учителя

Доброе утро! Ребята, я вижу, не у всех настроение в начале урока отличное, но давайте проведём наш урок так, чтобы в конце урока у всех ребят нашего класса настроение было прекрасное.

- Повернитесь лицом к соседу, улыбнитесь и скажите ему:

Я желаю тебе добра;

Если тебе будет трудно, я помогу.


  • Распределение по группам

Объединяются в группы по четыре человека


  • Выработка правил работы (определение норм, процедур работы)

Проговариваются правила работы в группах:

необходимо помнить:

- время на выдвижение идей ограничено

- все без исключения идеи – и серьезные, и шутливые – принимаются и фиксируются

- члены группы поддерживают друг друга взглядом, развивают идеи товарищей, активно подбадривают коллег, задают (если нужно) вопросы на понимание

- критические замечания не принимаются ни в какой форме

- члены группы поочередно высказываются о каждой предложенной идее

- пока один говорит – остальные слушают

- обсуждаются идеи, а не те, кто их выдвигал

- каждая из обсуждаемых идей как приемлемая, неприемлемая, требующая дальнейшей доработки

- формулируется решение поставленной проблемы


  1. Мотивационный блок

На доске записаны числовые и буквенные выражения

Обучающиеся должны сами (без наводящих вопросов учителя) придумать задачу, или поставить вопрос


(243+479) -126; m-25 + 36



(п-479) + 125; 264 : 3 + 11



х:5 +18; 576 – (129 +36)



  1. Информационный блок.

Устные источники

Устные задания из учебника

стр. 51, №315(а-в), №300, №301





Письменные источники

Учебник












Графические источники (схемы, диаграммы)



Электронные источники





Видео источники



ДРУГИЕ (вещественные, изобразительные, статистические)



Источники информации для учащихся подбирает учитель



  1. Аналитический (практический) блок.

Устные и письменные задания из учебника.

Нахождение значения выражений

Решение задач 2 способами (составлением выражения, по действиям)

Упрощение выражений

Сочетание индивидуальной, групповой, фронтальной работы в учебном процессе.


  1. Оценочный блок.

Оценка (формализованная – отметка, неформальная – поддержка или критика).

Самооценка.

Взаимооценивание.

  1. Рефлексивный.

Проанализировать результаты своей работы, сделать выводы и выбрать домашнее задание

Подведение итогов. Учащимся предлагается проанализировать свою работу и выбрать для себя домашнее задание.

Если было очень легко, то домашнее задание – карточка более высокого уровня сложности (зеленый цвет карточки).

Если было очень трудно, то домашнее задание – карточка более низкого уровня сложности (карточка красного цвета).

Если проблемы с одним видом заданий, то домашнее задание – аналогичные задания из учебника (карточка желтого цвета).






Структура и ход урока





№/п

Этап урока

Дидактические задачи

Деятельность учителя

Форма работы

Деятельность учащихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Время, отведенное на выполнение задания

УУД

1

Организационный этап

Цель: Создание комфортной ситуации для начала урока

Создание благоприятного климата на уроке.

Приветствие, проверка готовности к уроку. Раздает учащимся сигнальные карточки 3 цветов: зеленые, желтые, красные.

индивидуальная

Проверяют готовность к уроку (наличие тетради, учебника, необходимых принадлежностей)

В тетрадях записывают: «Число», «Классная работа»

2

Личностные: осознать смысл учения и понимать личную ответственность за будущий результат;

Познавательные: ставить перед собой цель: «что я хочу получить сегодня от урока»

Коммуникативные:

планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

Регулятивные: организовывать свою учебную деятельность

2

Актуализация знаний

Активизация мыслительной деятельности учащихся

Проводит беседу о том, что учащимся известно о слове «выражение», где они с ним «встречались»

Предъявляет задание с информацией проблемного характера.

Предлагает задать вопросы, возникшие в связи с данной информацией, используя вопросительные слова. Предлагает разбить на группы данные выражения

фронтальная индивидуальная

Обсуждают поставленную проблему

Формулируют вопросы

(243+479) -126

(п-479) + 125

х:5 +18

m-25 + 36

264 : 3 + 11

576 – (129 +36)

3

Личностные : проявлять интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний Познавательные : формулировать информационный запрос.

Регулятивные : определять цели учебной деятельности


3

Целепологание и мотивация учебной деятельности

Формулировка цели урока. Постановка проблемы.

Создаёт проблемную ситуацию.

По какому принципу вы разбили данные выражения на группы?

Какая цель нашего урока?

Как бы вы сформулировали тему нашего урока?

фронтальная

Отвечают на вопросы учителя. Пытаются решить поставленную проблему и сформулировать тему урока

Записывают в тетрадь тему урока

3

Личностные: усилить мотивацию к обучению;

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные:

осуществлять продуктивное взаимодействия с одноклассниками и учителем

4

Первичное усвоение новых знаний

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы: Числовые и буквенные выражения.

Учитель корректирует работу учащихся, задает наводящие вопросы

Фронтальная индивидуальная

Первый ученик у доски с комментированием выполняет задание (на нахождение значения числового выражения)

Второй ученик у доски с комментированием выполняет задание( на нахождение значения выражения, содержащего переменную).

После выполнения данных заданий проговаривают определение числовых и буквенных выражений, приводят примеры числовых и буквенных выражений выражений.

Самостоятельно решают в тетрадях с дальнейшей взаимопроверкой(обмениваются тетрадями)

Стр.49, №297(а, в)







Стр.50, №303(а)

























Стр.51. №308(а),

№309(а)








10

Коммуникативные: решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы, фронтальной работы;

Познавательные: структурировать найденную информацию в нужной форме, выбирать наиболее подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации, создавать устные и письменные высказывания

Регулятивные: поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоен , и того, что еще неизвестно.

5

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознан-ности изучения темы

Организует проверку уровня усвоения знаний.

Раздает карточки с дифференцированными заданиями каждому ученику(3 варианта). Подведение итогов самостоятельной работы. На «откидной доске» записаны решения для каждого варианта

индивидуальная

Самостоятельное решение на листах.

Самопроверка.

Поднимают зеленую карточку (задание выполнено полностью), желтую (с задание справились не в полном объеме-выполнено 3 задания), поднимают красную карточку (с задание не справились, выполнено 2 задания и меньше)

Вариант I

1) Найдите значение выражения а:13 + 397, если а=325

2) Какой путь прошел поезд 11 часов, если он шел со скоростью v км/ч?

3) В двух товарных составах k вагонов. В одном из них 122 вагона. Сколько вагонов в другом составе?

Вариант II

1) Найдите значение выражения х: 53 + 1003, если х=954

2) Какой путь прошёл пешеход, если он шёл 3 часов со скоростью v км/ч?

3) В двух железнодорожных цистернах y т нефти. Сколько тонн нефти в первой цистерне, если во второй цистерне 38 т?

Вариант III (для более cильных учащихся).

1)Запишите выражение и найдите его значение:

сумма разности чисел 411 и 196 и числа 512.

2)Найдите значение выражения: (а+57):(87-d) если, а=123, d=27.

3)Составьте буквенное выражение для решения задачи:

Три шоколадки можно купить за d рублей, а три яблока -за с рублей. На сколько одна шоколадка дороже одного яблока? Вычислите при d=27, n=15.

4) Составьте числовое выражение для решения задачи и найдите его значение:

В первом цехе работает 49 человек, во втором — в 3 раза больше, чем в первом, а в третьем — на 29 меньше, чем в первом и во втором цехах вместе. Сколько всего человек работает в трех цехах?

7

Регулятивные: выдвигать версии, составлять план действий;

Познавательные: проанализировать ход и способ действий


6

Первичное закрепление

Выполнить тренировочные упражнения.

1. Учитель предлагает разобрать задачи из учебника.

После разбора задач учитель с учениками отвечают на поставленные в начале урока вопросы.


групповая

Получают информацию от учителя, отвечают на вопросы поставленные учителем.

Сильные учащиеся помогают более слабым учащимся в усвоении нового материала

Стр.50, №305 (а), №306 (а), стр.51. №312

15

Регулятивные: находить и исправлять ошибки с помощью учителя и самостоятельно.

Коммуникативные:

осуществлять продуктивное взаимодействия с детьми и взрослыми;

интегрироваться в группу сверстников


7

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Обеспечить понимание детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

По уровню подготовленности к выполнению домашнего задания, каждая группа учащихся( 3 группы) получают индивидуальное задание

фронтальная

1 группа учащихся (получили на самостоятельной работе красную карточку) будут выполнять задание по образцу.

2 группа учащихся (получили желтую карточку на самостоятельной работе) получают задание базового уровня.

3 группа учащихся (получили зеленую карточку) получают задание профильного уровня)


Стр.53, №328(а, б), №330(а, б)








Стр.53, №329, №333









Стр.53, №334, №336(а, в)

з

Регулятивные: оценивать степени успешности своей работы на уроке.

Коммуникативные:

уметь слышать и слушать, выражать свои мысли.

Регулятивные: осознать то, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения

8

Рефлексия (подведение итогов занятия).

Озвучить выполнение задач, поставленных в начале урока.

Организовать оценивание учащимися собственной работы на уроке, оценить обучающихся учителю.

- Чему научились на уроке?

- Кто работал на уроке лучше других?

- Кому надо стараться?

- С каким настроением вы уйдёте с урока?


Фронтальная

индивидуальная

Учащиеся проговаривают причины возникших на уроке затруднений, фиксируют способы исправления возникших ошибок, оценивают собственную работу на уроке.


3

Коммуникативные:

излагать свое мнение, аргументируя фактами.

Регулятивные:

оценить степень успешности своей работы на уроке

Личностные:

осознавать, что научился работать с числовыми и буквенными выражениями




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!