УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»
Урок: Математика Класс: 3
Тема «Деление числа на 0»
Орг.момент: Проверяем готовность к уроку соседа по парте. После звонка поворачиваемся к гостям и улыбаемся, затем улыбаемся соседу по парте и учителю. Присаживаемся так, чтоб было слышно тишину.
Ну, скажи-ка мне дружок:
Ты готов начать урок?
А сосед твой, посмотри?!
Ну,конечно,как и ты!
А теперь гостей встречаем,
Но улыбкой, а не чаем!
Улыбнёмся и друзьям,
и родным учителям!!!- 3мин.
Актуализация знаний. Цепочки примеров.(Слайд 1)
1. (7821+3562):(3562+7821) 2. 125*13 : (53567-53566) 3. ( 2554-2135)*30-12470
-Ребята, перед вами 3 выражения. Но решать мы с вами в тетради будем лишь одно. Догадайтесь которое и объясните свой выбор. (Лишнее выражение третье, так как оно требует письменного решения, а два первых решаются устно. Актуализируются темы «Деление числа на само себя», «Деление на 1»). Решение выражения в тетрадях -6 мин. У доски 2 человека.
-Мы освежили свои знания, а теперь переступим порог и двинемся к новым знаниям.
2.Самоопределение деятельности. На экране проектора зашифрованные буквенные выражения пример:(слайд 1).
D * A= A А : Z =A
A *W =A S : А=?
-Необходимо проанализировать: Что объединяет данные выражения? Есть ли у вас предположения, какое число, зашифрованное под этой буквой? (Дети высказывают свои предположения). Предлагаю вам проверить ваши предположения. Я прочту вам сказку об этом числе, вы дослушаете, а затем проверите себя!
Чтение сказки о числе ноль.
Как вы думаете, правильно ли мы определили загаданное число? (Слайд 2)
Молодцы! Я хочу познакомить вас с этим числом поближе. Учитель рассказывает о числе 0 и знакомит с памятниками данному числу. (Слайды 3-9)
Предлагаю вам по данным схемам освежить наши знания о числе 0, ведь именно, они помогли вам угадать это число, слушая сказку. ВЕРНЁМСЯ к нашим схемам и сформулируем наши знания. (Ответы детей). (Вывешиваются готовые формулировки о числе 0 на доску).
При умножении числа на 0, получаем 0;
При умножении 0 на число, получаем 0;
При на 0, получаем 0.
Предлагаю сформулировать по Слайду 10 тему и цель урока.
Тема: Деление числа на ноль.
Цель: Узнать(выяснить) можно ли делить на О.- 7 мин.
3. Поиск и открытие нового знания. Уравнение на доске записанное учителем. X*0=127
Один человек у доски. Проблемная ситуация. (В учебнике с.41.)
-Какое значение будет иметь произведение х*0, если вместо Х поставить любое натуральное число. Проверка работы и анализ на примере пиццы.
-Внимание!!! Перед нами свежая аппетитная пицца. Скажите, а что нам нужно сделать, чтоб мы все могли ею угоститься?
- Разрезать.
- Верно. Так давайте попробуем её разрезать в по Мире Математики. Каким компонентом мы её назовём, если хотим разделить?
-Делимое. То,что поддаётся делению.
-А что нужно, чтоб разделить делимое?
- Делитель.
-Если у нас делитель?Нож для пиццы или просто кухонный нож,например?
- Нет.
-Значит сможем ли мы её попробовать? Если разломать, то будет нечестно и ни всем достанутся равные части. Если откусить по кусочку, то это негигиенично. Получается, что нож, это 0. Его нет. Отсюда новое математическое правило:
Делить на 0 невозможно.
Вывешивается плакат с правилом на доску.Закрепление в у.с.41 правило. -5 мин.
Физминутка. Мальчики и девочки, а знаете ли вы, с кем пройдёт наша сегодняшняя физ.минутка? Этот сказочный герой похож на число 0? Шалтай-Болтай. (Слайд 11)
Шалтай-Болтай
Сидел на стене.
Шалтай-Болтай
Свалился во сне.
Вся королевская конница,
Вся королевская рать
Не может Шалтая,
Не может Болтая,
Шалтая-Болтая,
Болтая-Шалтая,
Шалтая-Болтая собрать!- 4 мин.
4.Отработка и закрепление полученных знаний. У.с. 41 №111(анализ совместно с учителем).
Работа в парах. Самостоятельно выполняют №112 в парах обсуждают и записывают в тетрадь.- 10мин.
Вторичное закрепление.
Уравнение в №113.( к доске выходят 2 учащихся и выполняют).
Рефлексия. – 2 мин.
Напомните мне цель нашего урока и определите достигли ли мы её?
Значит после звонка мы с вами сможем покушать пиццу?
Нет, так как у нас нет ножа для пиццы, а без него разделить не получится.
Предлагаю вам к вашим ноликам на Шалтаях-Болтаях добавить числа 1, 5 или 10, чтоб я могла узнать на сколько вы поняли тему урока.(На карточках-шалтаях написаны заранее числа 0. На рефлексии учащиеся оцениваниют полученные на уроках знания по шкале. (Слайд 12)
0-ничего не понял.
10-понял,но не всё.
50-понял,но есть вопросы.
100-всё отлично понял.)
Подведение итогов. Считаем жетоны после урока. По результату оценивание.
Домашнее задание. У.с. 49 №131,137 №50. -3мин.
Приложение 1.
D A= A D 0=0 При умножении числа но ноль получаем ноль. | А : Z =A 0 : Z=0 При делении ноля на число, получаем ноль. |
A W =A 0 W=0 При умножении ноля на число получаем ноль. | S : А=? S : 0=? ? |
Деление числа на ноль. |
Узнать(выяснить) можно ли делить на О. |
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.
Сказка о нуле
Далеко-далеко, за морями и горами, была страна Цифирия. Жили в ней очень честные числа. Только это число отличалось ленью и нечестностью.
Однажды все узнали, что далеко за пустыней появилась королева Арифметика, зовущая к себе на службу жителей Цифирии. Служить королеве захотели все.
Между Цифирией и королевством Арифметики пролегала пустыня, которую пересекали четыре реки: Сложение, Вычитание, Умножение и Деление. Как добраться до Арифметики? Числа решили объединиться (ведь с товарищами легче преодолевать трудности) и попробовать перейти пустыню.
Рано утром, как только солнце косыми лучами коснулось земли, числа двинулись в путь. Долго шли они под палящим солнцем и наконец добрались до реки Сложение. Числа бросились к реке, чтобы напиться, но река сказала: «Станьте по парам и сложитесь, тогда дам вам напиться». Все исполнили приказание реки. Исполнил желание и ленивое число, но число, с которым он сложился, осталось недовольно: ведь воды река давала столько, сколько единиц было в сумме, а сумма не отличалась от числа.
Солнце еще больше печет. Дошли до реки Вычитание. Она тоже потребовала за воду плату: стать парами и вычесть меньшее число из большего; у кого ответ получится меньше, тот получит воды больше. И снова число, стоящее в паре с загаданным числом , оказалось в проигрыше и было расстроено.
Побрели числа дальше по знойной пустыне. Река Умножение потребовала от чисел перемножиться. Число, стоящее в паре с ленивым числом, вообще не получило воды. Оно еле добрело до реки Деление.
А у реки Деление никто из чисел не захотел становиться в пару с загаданным числом. С тех пор ни одно из чисел не делится на ленивое число.
Правда, королева Арифметика примирила все числа с этим лентяем: она стала просто приписывать это число рядом с другими числом, которое от этого увеличивалось в десять раз.
И стали числа жить-поживать да добра наживать.