СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по математике на тему: « Круг и шар» (ПНШ)

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать  представление о математических понятиях «круг, шар».

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике на тему: « Круг и шар» (ПНШ)»

Конспект урока по математике на тему: « Круг и шар» 

Предмет: математика (ПНШ)

Класс: 4 класс

Авторы урока: Морозова А.С. (учитель начальных классов).

Образовательное учреждение: МОУ «Средняя школа №10»



Цель: формирование представления о математических понятиях «круг, шар».

Задачи: Знакомить с отличительными особенностями круга, шара.

Закрепить знания о пространственных представлениях: справа, слева вверху, внизу.


Оборудование и материалы: Магнитная доска; изображения геометрических фигур, предметы круглой и шарообразной формы , глобус .


1. -Добрый день, ребята!

-Сегодня у нас необычный урок. Великий немецкий математик Карл Гаусс сказал: "Математика-царица наук". Мы убедимся в этом, без знания математики не взлететь в космос, не отправиться в путешествие. Предметы, окружающие нас- это тоже математика!

-Проверьте, как организовано ваше рабочее место. Для работы потребуется учебник, раздаточный материал, а так же внимание, сообразительность и активность. Итак, начинаем с математической разминки.


2. Устный счет

К-1- Сколько метров в 100 см -1 м.

Р-2 - 48:24=2

У-3 - Сколько содержится минут в 180 с-3 мин.

Г-4- Что общего в прямоугольнике и трапеции? (4 угла)

И-5- (60-35):5=5

Ш-6- (58-4) : 9 = 6

А-7 - 187+3-183=7

Р-8- 72:9=8

-Соотнесите значения выражений и букв. Прочитайте.

(Круг и шар)


3. Откройте учебники на с.80.

-Еще раз прочитайте тему урока: "Круг и шар".

4.- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

5. -Чтобы лучше понять материал урока, давайте вспомним следующие понятия:

радиус-отрезок, соединяющий центр окружности с любой точкой, лежащей его поверхности ;

окружность- замкнутая кривая;

диаметр- отрезок, соединяющий две точки на окружности и проходящий через центр окружности;


6. №264

-На какую геометрическую фигуру похожа наша планета? (На шар)

-Как доказано учёными-географами, на самом деле, Земля - приплюснутый шар.

-С точки зрения математики форма Земли напоминает "эллипсоид"- это название сходно с названием фигуры "эллипс".

*Геометрическое тело, подобное форме Земли , называют эллипсоидом или геоидом.

На доске:

Форма поверхности Земли- эллипсоид или геоид. Запишите в тетрадь.

-Рассмотрите рисунки.(демонстрация рисунков , можно вынести на доску и раздать по группам)

-Но нам кажется , что Земля круглая.

-Рассмотрите глобус, уменьшенную модель Земли.

- Покажите проведенные на глобусе окружности? Как они называются? (параллели и меридианы)

(меридианы - проходят через полюса . Все меридианы имеют одинаковый радиус, совпадающий с радиусом шара.

Параллелями называют окружности , которые расположены от экватора до полюсов. Они имеют . разные радиусы, от 0 до радиуса шара. Параллель, которая имеет радиус шара ,называется экватором).


- Похож ли мяч на модель Земли? ( Демонстрация мяча, модели шара).

-Какую фигуру мы увидим в разрезе, если шар разрезать по плоскости проходящей через центр? (Увидим круг)

Демонстрируем.

-В разрезе действительно круг.

-Для решения задач на уроке, мы будем применять знания о круге и шаре.


7.Класс работает по группам.

-Вспомним правила работы в группах.

(Уметь договариваться; -уметь слушать друг друга; -правило поднятых рук).


8.№ 265

-Прочитайте задание.

-Давайте совершим "путешествие" Миши по глобусу, повторяя его действия. -Из какой точки по глобусу Миша начал движение? (Из точки которую обозначает полюс) ---------Сколько существует таких точек? (2- поскольку на нашей планете 2 полюса Северный и Южный).

-На какую геометрическую фигуру похож путь, пройденный Мишей?

(на треугольник)

-Траектория данного путешествия действительно напоминает треугольник, только стороны образованы не отрезками, а дугами.

-Кто может показать путь на карте? (Использовать карту полушарий)



9.№ 266

Прочитайте задание.

-Есть ли на Земле место, из которого движение в любом направлении будет обязательно движением на ЮГ.

-Как оно называется (Северный полюс).

-А из какой точки в любом направлении всегда мы будем двигаться на Север? (Южный плюс)


Ф.М.



№267 Учащиеся сами читают задание.

1-Можно ли сделать ёмкость для хранения жидкости в форме шара? (Можно, так как шар- это объемная фигура).

2-А в форме круга?

(Нельзя, т.к. круг -плоская фигура)

3-Как называется отрезок , соединяющий центр круга и точку на границе круга?

(Радиус)

4 -Как вы думаете, какой отрезок называется радиусом шара?

( Радиусом шара можно назвать отрезок , соединяющий центр шара с любой точкой его поверхности).


№268

Практическая работа.

-Рассмотрите фигуру которая составлена из 6 одинаковых кругов. На что она похожа? (равносторонний треугольник)

-Из скольких еще одинаковых кругов , можно составить фигуру так же похожую на треугольник?

(Учащиеся составляют фигуры из кругов)

(3,6,10,15)


№269 Практическая работа.

-Прочитайте задание. (Читают самостоятельно, затем один ученик вслух)

-Какое слово отмечено звёздочкой? Где мы можем узнать его значение? (Словарик с.124)

-Рассмотрите рисунок . Из 4 одинаковых шаров составлена фигура , похожая на пирамиду.

-Из скольких одинаковых шаров можно составить "пирамиду".

(Похожую фигуру можно составить из 10 шаров, если добавить конструкцию нижним рядом из 6 шаров (1+3+6=10).

-Есть разные виды пирамид, их название зависит от основания .(треугольная, четырёхугольная и т.д.)


Работа в ТПО

Задания в классе и задать на дом раб


Итог урока.

-О каких геометрических фигурах мы сегодня говорили на уроке?

( Круг, шар)

- Чем они отличаются друг от друга?

(Круг -плоская, шар -объемная).

- Из каких фигур составляли треугольник?

(Из кругов)

-А из каких можно составить пирамиду?

(Из шаров)



Рефлексия: Все смог решить! Уроком доволен; Не совсем все получилось, но я старался.; Мало что получилось, хочу понимать.

































"Эллипс"




























Эллипсоид или геоид































Форма повер-хности Земли- эллипсоид или геоид







1+2=3





















































1+2+3=6

















































1+2+3+4=10

















































1+2+3+4+5=15



































Карл Гаусс сказал:

"Математика-царица

наук"



Радиус-отрезок, соединяющий центр окружности с любой точкой, лежащей на его поверхности ;

Окружность- замкнутая плоская кривая, все точки которой одинаково удалены от центра;

Диаметр- отрезок, соединяющий две точки на окружности и проходящий через центр окружности;




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!