Открытый урок по математике в 5 классах
«Путешествие в космическое пространство натуральных чисел»
Класс: 5
Предмет: математика
Учебник: Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика:
Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Н.Я.Виленкин и др.
16-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2019.
Тема урока: Путешествие в космическое пространство натуральных чисел. Действия над натуральными числами.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цели урока: актуализация знаний учащихся о сложении, вычитании, умножении и делении натуральных чисел, совершенствование вычислительных навыков учащихся, актуализация знаний учащихся об уравнениях и решении текстовых задач на основе алгебраического метода решения уравнения.
Задачи:
Образовательные (формирование познавательных УУД):
Обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме.
Отработать навыки действий над натуральными числами.
Развивающие (формирование регулятивных УУД):
Развивать умения видеть проблему, находить способы ее решения, анализировать и делать выводы.
Развивать умения выполнять цепочку мыслительных операций, позволяющих разбить сложную задачу на несколько простых.
Развивать умения проводить рефлексию, самоанализ проделанной работы.
Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
Развивать познавательный интерес и расширять кругозор учащихся.
Воспитание культуры математической речи.
Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, отстаивать свою точку зрения.
Умение работать в парах и строить продуктивное взаимодействие.
Воспитание самостоятельности и навыков самоконтроля.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД: самостоятельное выделение проблемы и нахождение способа ее решения, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;
Личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в свою работу и работу сверстников.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, в парах.
Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, экран, электронная презентация, выполненная в программе Power Point.
I. Орг. момент.
Прозвенел звонок веселый,
Мы начать урок готовы,
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
- Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые гости! Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами совершим путешествие в космическое пространство натуральных чисел. У всех у вас должно быть рабочее настроение.
- для математического путешествия в космос нам нужны сила, выдержка и хорошее знание математики.
Нам пригодится материал, пройденный в 1 четверти. Напомню, что работаем мы с натуральными числами.
- А какие числа мы называем натуральными?
- Какое самое маленькое нат. число?
- 0 является нат. числом?
- Какие действия над натуральными числами вы умеете выполнять?
Молодцы! Давайте запишем в тетрадях число 15.11.14, классная работа. И тема урока «Действия над натуральными числами»
II Актуализация знаний учащихся.
Прежде чем полететь в космос, нужно пройти цикл подготовки на земле.
Начинаем подготовку:
Чтобы быть сильным и ловким космонавт должен уметь прыгать с парашютом. И сейчас каждый будет прыгать с парашютом, для этого мы должны быстро и правильно решить примеры.
(устный счет)
2) Следующее испытание – центрифуга. Будущие космонавты должны выносить перегрузки на пределе человеческих возможностей. Вам надо устно решить след. уравнения, но при этом надо сказать какой компонент и как вы находите.
(устное решение уравнений)
3)Решение задачи.
Итак! Внимание! Взлет!
И наша ракета устремилась вперед.
Космос – это фантастика, неразгаданные тайны. Ведь наше путешествие необычное, фантастическое. С чем мы встретимся? Еще неизвестно. Главное в космосе дисциплина и правильная посадка. В иллюминаторе нашего корабля видна планета. Это новая планета. Называется она планета Туманности. Почему она так названа? Её жители не могут справиться с задачей. Поможем им.
(письменное решение задачи)
4)По мере продвижения в космическом пространстве мы встретили Город Будущего. Ученики в этом городе выполняют вычисления только на компьютерах. Но сейчас компьютеры не работают. Давайте покажем решение примеров в столбик. Это очень удобно.
(письменное решение примеров)
5) Космонавты всегда занимаются спортом и делают зарядку. Даже в полете они находят время на спортивные упражнения. Давайте и мы позаботимся о здоровье.
Физкультминутка.
Выпрямляем спинки. Поднимем ручки, потянемся вверх, опустим ручки, выгнемся назад, выгибаем спинки. Сели прямо. Разомнем шею – сделаем круговые движения сначала влево, потом вправо. Отдохнули?
Продолжаем путешествие!
6)На борт нашего корабля поступили какие-то странные зашифрованные сигналы. А чтобы расшифровать эти сигналы я сейчас буду диктовать вам арифметический диктант, а вы запишите только ответы. Всего 4 задания. Постарайтесь расположить ответы именно так.
В ящик положили пятнадцать килограммов яблок, а затем добавили еще восемь килограммов. Сколько килограммов яблок стало в ящике? (23)
Одна сторона прямоугольника равна пяти сантиметрам, а другая — десяти см. Найдите периметр этого прямоугольника. (30)
Какое число на единицу меньше шести тысяч? (5999)
Произведение двух чисел равно 99, а один из множителей – трем. Чему равен второй множитель? (33)
Записали ответы. А теперь расшифровываем послание!
Под ответами запишите слоги и прочитайте, какое слово получилось? (помогите)
Нас просят о помощи! Необходимо помочь одной планете. Ребята, на этой планете в воздухе огромное количество мелкой пыли. Что же случилось? На планете поселился космический пират. Он стал пиратом потому что не умеет решать уравнения. Давайте поможем ему, решим самостоятельно все уравнения: 1ый ряд решает 1 ур, 2-2, 3-3.
Взаимопроверка. (поменялись тетрадями, проверили друг у друга решение. Если есть ошибки – разберите их вдвоем).
Молодцы!
Планету очистили от разной пыли. И пират покинул эту планету.
7)Мы говорим на языке фантастики, но пытаемся решить проблемы, которые стоят перед нами сегодня. На планете Туманности не умеют решать задачи, а в городе будущего – не представляют решение примеров без калькуляторов и компьютеров. Мы должны беречь свои знания и сохранять свою планету, а может быть, делать её ещё прекраснее!
Космос – это дорога без конца, но пора возвращаться домой, на Землю. Но вот незадача, мы сбились с пути! Чтобы отыскать дорогу обратно, каждый из нас должен постараться. Самостоятельно ищем значение выражения, а контролировать себя можете ответами к действиям.
Найти значение выражения: (591 + 1125 : 75) · 56 – 46 · 702
Ответы к действиям.
Получили верный ответ, справились со всеми испытаниями!
Мы на Землю приземлились.
В наш любимый город возвратились.
Рефлексия:
Вам понравился урок?
Какое задание больше всего запомнили?
Возникла ли в чем то трудность?
Кому сегодня помогли?
Домашнее задание: подготовиться к контрольной работе по теме: «Умножение и деление натуральных чисел».