СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по Музыке в 3-м классе по теме раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» Урок «Звучащие картины: Прощание с масленицей»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок способствует развитию духовно-нравственных качеств школьников, таких, как доброта, всепрощение, щедрость, открытость, формирует знания и пололожительное отношение к фольклору и народным традициям.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по Музыке в 3-м классе по теме раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» Урок «Звучащие картины: Прощание с масленицей»»

2. Конспект урока по Музыке в 3-м классе по теме раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» Урок «Звучащие картины: Прощание с масленицей», с использованием игровой, информационно-коммуникационной, разноуровневой, здоровьесберегающей технологий

Урок музыки в 3-а классе

по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной

Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло»

Цель: воспитание уважения к фольклору (масленичные песни, частушки), как к источнику народной мудрости, знакомство с традициями древнейшего праздника Масленицы.

Планируемые результаты

Предметные:

Наблюдение за использованием музыки в жизни человека;

Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному фольклору России;

Умение выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки;

Умение оценивать произведения разных видов искусства;

Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания народной музыки в различных видах музыкальной деятельности (пении, слове, пластике (импровизация), игре на детских музыкальных инструментах)

Метапредметные:

Размышление о роли русской народной музыки в жизни человека, о многообразии музыкального фольклора России

Овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества

Личностные:

Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений;

Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;

Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач;

Развитие мотивов музыкально- учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

Развитие духовно- нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональной отзывчивости; уважительного отношения к обычаям и традициям русского народа

Тип урока: первичное усвоение новых знаний.

Дидактическое обеспечение урока: презентация.

Техническое обеспечение урока: баян, компьютер, интерактивная доска и мультипроектор.

Методы: деятельностный подход.

Виды деятельности учащихся:

  1. Слушание музыки

  2. Пение

  3. Инструментальное музицирование

  4. Музыкально – пластическое движение

Музыкальный материал:

  1. Русский народный хор «Ой, вставала я ранёшенько»

  2. Р.н.п. «Как вставала я ранёшенько» (минус)

  3. Р.н.п. «Блины»

  4. Частушки…

  5. Кадриль

  6. «Эх, Масленица»

Заставка перед началом урока.

Ход урока.

1.Организационный этап (перед началом урока звучит музыка - Хор «Ой, вставала я ранёшенько» р.н.п.)

Учитель поёт:

Музыкальное приветствие (частушка):

Все сумели мы собраться,

За работу дружно взяться

Будем думать, рассуждать

Можем и урок начать!

Ну что, дорогие мои, можем мы урок начать?

Ну, тогда, здравствуйте! Присаживайтесь.

2. Актуализация знаний

Вы обратили внимание, какая музыка звучала в начале урока? (Р.Н.П.)

Вам понравилась песня? (да!) Мне хотелось ещё больше поднять вам настроение, и я пропела вам музыкальное приветствие – частушку. Весёлая музыка всегда поднимает настроение.

Как вы думаете, кто сочиняет народную музыку композитор или народ?

Где чаще исполняют р.н. песни? (на праздниках, посиделках, на гуляньях) Нас скоро ожидает весёлый праздник, а вот какой, узнаете, когда отгадаете загадку:

Учитель:

Праздник этот знаем мы –

Время проводов зимы.

Люди в эти дни должны

 Веселиться, печь блины. (Масленица)

У: Назовите тему нашего урока? («Прощание с Масленицей»)

Слайд 2.

3. Постановка цели и задач урока

Цель нашего урока?

– познакомиться с историей и традициями русской Масленицы, её песнями, частушками, играми, загадками и поговорками.

У: Мне очень хочется, чтобы каждый из вас проявил свои музыкальные, артистические и творческие способности. А кто из вас бывал на таком народном гулянье - тот знает, что это за праздник - Масленица!

У: Почему этот праздник получил такое название? (от традиции печь блины)

У: Чем блины хозяйки смазывают? (маслом)

У: Есть такое выражение в народе - замаслить, что это значит?

Дети: задобрить.

У: Кого ж надо было задобрить?

ДетиЗимушку!

У: Правильно! Зима еще не ушла, а весна не пришла.

Зима недаром злиться, прошла ее пора,

Весна в окно стучится и гонит со двора.

У: А вы хотите узнать, как на Руси отмечали проводы зимы. Масленицу?

У: Сегодня мы будем говорить об очень древнем празднике, который уходит своими корнями в Древнюю Русь. Во время этого праздника люди прощаются с зимой и встречают весну.

Масленица бывает в конце февраля – начале марта.

Слайд 3.

Учитель: Вы видите, как праздновали Масленицу в старину. Это веселые проводы зимы, радостное ожидание близкого тепла, весеннего обновления природы.

Слайд 4

Непременный атрибут Масленицы – БЛИНЫ. Круглые, румяные, горячие, как символ солнца, которое светит всё чаще и ярче и дни становятся длиннее. Масленица продолжается целых семь дней.

Праздновали на Руси Масленицу шумно, разгульно, весело и стар и млад. В каждом доме пекли блины, оладьи, пирожки, калачи, праздник сопровождался обрядовыми играми, хороводами, танцами, песнями, которые дошли и до наших дней. А кто их придумывал? (Народ). Как эти песни дошли до нашего времени(Они передавались из уст в уста, из поколения в поколение)

Учитель: Все дни масленой недели имеют свои названия:

Слайд 5. 

Понедельник — встреча. К этому дню устраивали горки, качели, балаганы для скоморохов, столы со сладостями, катались на тройках - целый день звучало веселье. В первый день наряжали масленицу.

Учитель: А из чего ее делали? (Из соломы делали чучело, одевали в яркое женское платье, платок – и превращалось чучело в Масленицу, которую чествовали, величали, блинами угощали, в санях возили…)

Слайд 6

У: Масленица любит, чтобы в ее честь песни пели да хороводы водили.

Давайте вместе встретим масленицу песней. Девицы – красавицы становитесь в хоровод, а молодцы помогайте нам.

ХОРОВОД «Как вставала я ранешенько

(девочки поют запев, мальчики поют припев.)

1.Ой, вставала я ранёшенько,

Умывалася белёшенько.

Припев: Ой, ли да-ли, калинка моя,

В саду ягода-малинка моя!

2.Надевала черевички на босу,

Я гнала свою корову на росу.

3.Я гнала свою корову на росу…

Повстречался мне медведь во лесу.

4.Я медведя испугалася,

Во часты кусты бросалася.

5.Ты, медведюшка - батюшка,

Ты не тронь мою коровушку.

6.Ты не тронь мою коровушку,

Не губи мою головушку!

7.Я коровушку доить буду,

Малых детушек поить буду.

У: Замечательный хоровод у нас получился!

Так праздновали первый день праздника: понедельник – встреча.

У: Второй день заигрыши.

В какие игры играют на Масленицу?

  1. Бой мешками

  2. Ледяной столб

  3. Снежный тир

  4. Кулачные бои

  5. Перетягивание каната

  6. Жмурки

Слайд 7  Приглашаю детвору на веселую игру «Гори, гори, ясно»

Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек.
Все хором.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят!

Игроки бежали вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший “горит”, т.е. водит.

У: Вот так на Руси отмечали Вторник – заигрыши, играли в разные игры.

У: Среда - «Лакомкой зовётся»

Каждая хозяюшка колдует у печи. Пекут всякие лакомства: кулебяки, сырники, пироги и блинчики.



У: Какое главное угощение на празднике?

Дети: Блины

Слайд 8. 

У: На что блины похожи? (на солнышко)

Первые блинчики давали ребятам, они подбрасывали свои блинчики в небо, а потом ловили и съедали: кто быстрее. Ох и вкусный первый блинок!

А вы давно блинов не ели? Вы блиночков захотели?

Послушайте русскую народную песню «Блины» (звучит песня)

У: Какая песня по настроению? (веселая, плясовая, задорная, завлекающая)

У: Среда - «Лакомкой» зовётся.

А сейчас ноги в пляс, так и просятся!!!

Физминутка: «Кадриль» Звучит русский народный оркестр (группа учащихся играют на шумовых музыкальных инструментах).

Учитель: Про этот праздник народ придумал много поговорок и пословиц.

Слайд 10. «Не все коту масленица, а будет и Великий пост»

Как вы понимаете эту поговорку? (ответы детей)

Кто знает и назовёт ещё пословицу или поговорку. («На горках покататься - что в блинах поваляться» т.е. с горки также хорошо кататься, как и блины кушать.)

Сразу после Масленицы начинается Великий пост, который длится до Пасхи, и в это время отменяются игры, развлечения, верующие люди не кушают мяса, молочные продукты.

Учитель: Наступает четверг широкий – середина масленицы, приходит раздольный «РАЗГУЛЯЙ»: Снежные крепости, снежные бои. Тройки с бубенцами на поля выходят. Парни ищут девушек – суженых своих. И если парень с девушкой находили друг друга, они играли свадьбы после Великого поста.

Слайд 11.Картина русского

художника Бориса Кустодиева. «Масленица».

У: Всё это изображено на картине русского художника Бориса Кустодиева. Какой праздник здесь изображен? «Масленица».

Какие приметы праздника вы видите?Катались на горках и качелях, на санях, строили снежные крепости, пели песни, устраивали ярмарку, театры.)

У: Внимательно приглядитесь, какую музыку можно услышать вглядываясь в эту картину?

Д: Весёлую, задорную, плясовую. Можно услышать шум праздничной толпы, перезвон бубенцов на тройках лошадей, колокольный звон.

У: Вот картина Б. Кустодиева ожила и зазвучала, значит и картина может быть звучащей.

У: А какой муз. инструмент главный на празднике?

Отгадаете, когда прослушаете музыкальный фрагмент. (Звучит гармонь)

Дети: Гармонь.

Слайд 12.

У: В руки ты ее возьмешь, то растянешь, то сожмешь,

Звонкая нарядная, русская двухрядная.

У: Ни один праздник на Руси не обходится без этого музыкального инструмента?

У: А сейчас ( ученик) прочитает вам загадку, и вы поймёте, какой музыкальный инструмент является братом гармони, только ещё современнее.

У него рубашка в складку, 
 Любит он плясать вприсядку, 
 Он и пляшет, и поет —
 Если в руки попадет. 
 Сорок пуговиц на нем, 
 С перламутровым огнем. 
 Весельчак, а не буян

Голосистый мой … (баян)

У: Где гармонист или баянист, там и задорная шуточная песенка - что за песня? подскажите мне…(частушка).

Ребята, что такое частушка? (Это короткая весёлая, задорная песенка).

У: Частушка - это весёлая песенка, появились частушки 200 лет назад.

Кто сочиняет частушки? (народ)

Какой характер частушки? (исполняются они в оживленном темпе, характер частушки - озорной, насмешливый, шутливый)

Дети, скажите, почему на праздниках, гуляньях почти всегда поют частушки? ( Они веселые, задорные, шуточные. Когда поют частушки, всем весело, хочется танцевать.)

У: А сейчас готовьте ушки, пропою я вам частушки!

Частушки про Масленицу:

1.Вместе дружно мы живем

вам частушки пропоем

Нынче масленку встречаем

всех блинами угощаем.

2.В понедельник с ясной зорьки

Все катаются на горке.

Яства всякие жуют,

Громко песенки поют.

У: А теперь покажите своё умение, поем и мы смелее. (На слайде текст частушки).

А ребята нам помогут в этом. (Раздаю музыкальные инструменты).

Частушки исполняем:

1.Веселей играй, гармошка.

Масленица, не грусти!

Приходи весна скорее,

Зиму прочь от нас гони!

2.Приходите, заходите

На румяные блины.

Нынче Маслена неделя —

Веселитесь, как и мы!

3.Мы вам спели, что хотели,

Хорошо ли, плохо ли.

А теперь мы вас попросим,

Чтобы нам похлопали.

У: Вот и прошёл четверг – «Разгуляй». Проводили мы его весёлой, звонкой, частушкой.

У: Ну а в пятницу и субботу ходили к родственникам в гости.

Всю неделю славили, хвалили Масленицу, а в воскресенье с ней прощались.

А как прощались? (сжигали чучело на костре.)

Вот такой обряд совершали в конце праздника!

Слайд 13.  Чучело - Масленица

У: Для чего сжигали? (Чтобы показать, что весна победила, лютую зиму).

В последний день праздника люди просили друг у друга прощения.

А кто знает, как называют в народе этот день? (Прощеное воскресенье)

Как только проснётесь утром в прощёное воскресенье, не забудьте попросить прощение у родителей, друг у друга, у тех, кого вы обидели, и вы, в свою очередь прощайте всех, кто у вас будет просить прощения.

Ну а расстаются с Масленицей с сожалением. А заканчивается веселый праздник большой ярмаркой.

Слайд 14 надпись на слайде:

«Веселенько тебя встречать, привечать; трудно тебя со двора провожать!»

Рефлексия (подведение итогов урока)

У: Наш урок подошёл к концу.

На каком празднике мы сегодня с вами побывали? (На Масленице)

А мы сейчас проверим, были вы внимательны на уроке. Отгадайте мои загадки:

Желтая тарелка на небе висит,

Желтая тарелка всем тепло дарит? (Солнце)

И с икрой, и со сметаной – 
Всякие они вкусны! 
Ноздреваты и румяны – 
Наши солнышки -… (блины)
Как называются маленькие, шуточные песенки? (Частушки)

Как называются веселые развлечения во время масленичных гуляний? (Игры)

А блины на Масленице символ чего?

Дети: Символ солнца.

У: Молодцы, все загадки отгадали.

Что больше всего вам понравилось, запомнилось? (ответы детей).

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Домашнее задание:

У: Я принесла каждому из вас – солнышко, которое вы можете подержать в руках. Но оно не простое. Здесь написано для вас домашнее задание. Домашнее задание для каждого будет разное: кому-то найти поговорку про Масленицу, кому-то сочинить частушку, а кому-то нарисовать рисунок по теме «Масленица». Вы дома внимательно прочитаете домашнее задание и выполните его к следующему уроку (раздаю солнышки). (Д/З)

Я хочу поблагодарить вас за работу, вы все очень замечательно пели, играли, импровизировали - Молодцы!

Звучит песня «Эх, масленица»:

А теперь конец урока, всем вам до свидания! Спасибо за внимание и за понимание.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!