СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Конспект урока по ОБЖ "

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Когда люди, приветствуя друг друга, говорят"Здравствуйте!", какой они вкладывают смысл?- Желают здоровья всем и каждому!Разрушать здоровье можно, а купить  нельзя. Чтобы быть здоровым,необходимо вести здоровый образ жизни, в который входят элементы: двигательная активность; рациональное питание; соблюдение режима труда и отдыха; личная гигиена; психическая и эмоциональная устойчивость; отказ от вредных привычек. Человек - великое чудо природы.

Просмотр содержимого документа
«"Конспект урока по ОБЖ "»


Разработка урока

по основам безопасности жизнедеятельности

для обучающихся 10 – классов

( с использованием информационно-коммуникационных и здоровьесберегающих технологий, технологии коммуникативного общения с использованием практического метода )



ТЕМА :


« ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА.

ПРОФИЛАКТИКА ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК »


Учитель ОБЖ: Сеитягьяева Г.Н.

Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности

Место работы: МБОУ « Веселовская средняя школа имени Амет-Хан Султана»



Тема: "Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек"


Цели:

  • образовательная – обобщение знаний о последствиях употребления табака и алкоголя (характеристика факторов, разрушающих здоровье человека).

  • развивающая – создание условий для формирования коммуникативных компетентностей посредством: освоения тренинговых технологий, групповой дискуссии, выработки оценочных умений аргументации и адекватной самооценки; развитие гибкости ума и способности к нестандартным решениям;

  • воспитательная – воспитание психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами.


Тип урока: комбинированный урок с использованием следующих педагогических и воспитательных технологий:

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • личностно – ориентированная технология;

  • игровые технологии;

  • проблемное обучение;

  • технология саморазвития;

  • здоровьесберегающая технология.


Оборудование:

  • раздаточный материал;

  • Карточки обратной связи 3 цветов: зеленого, желтого и красного (по количеству участников);

  • Ноутбук, проектор;

  • карточки с разрезанными частями пословиц и поговорок

  • опережающее задание – цитаты, рисунки;





Эпиграф:

Побороть дурные привычки легче сегодня, чем завтра”

Конфуций

1. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте!

Когда люди, приветствуя друг друга, говорят “Здравствуйте!”, какой они вкладывают смысл? - Желают здоровья всем и каждому!

Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. Духовное здоровье – это здоровье нашего разума, а физическое – здоровье нашего тела. Составляющие здоровья должны гармонично развиваться. Здоровье человека – бесценный дар природы. Разрушить здоровье можно, а купить нельзя. Чтобы быть здоровым, необходимо вести здоровый образ жизни, в который входят элементы: двигательная активность; рациональное питание; соблюдение режима труда и отдыха; личная гигиена; психическая и эмоциональная устойчивость; отказ от вредных привычек.

Человек — великое чудо природы.

Поразительны рациональ­ность и совершенство его анатомии и физиологии, его функцио­нальные возможности, сила и выносливость. Эволюция обеспе­чила организм человека неисчерпаемыми резервами прочности и надежности, которые обусловлены избыточностью элементов всех его систем, их взаимозаменяемостью, взаимодействием, способностью к адаптации и компенсации. Чрезвычайно велика общая информационная емкость человеческого мозга. Он состо­ит из 30 млрд. нервных клеток. «Кладовая» памяти человека рас­считана на хранение огромного количества информации. Ученые подсчитали, что, если бы человек мог полностью использовать свою память, ему удалось бы запомнить содержание 100 тыс. статей Большой советской энциклопедии, кроме того, усвоить программы трех институтов и свободно владеть шестью иностранными языками. Однако, как считают психологи, человек использует возможности своей памяти в течение жизни лишь на 30-40%-природа создала человека для долгой и счастливой жизни.

Академик Н. М. Амосов (1913—2002) утверждал, что запас проч­ти «конструкции» человека имеет коэффициент около 10 т.е. органов и системы могут выполнять нагрузки и выдерживать напряжение, примерно в 10 раз большие, чем те, с которыми че­ловеку приходится сталкиваться в нормальной повседневной жизни.

Реализация возможностей, заложенных в человеке, зависит от образа жизни, от повседневного поведения, от тех привычек, которые он приобретает, от умения разумно распорядиться по­тенциальными возможностями здоровья на благо себе, своей семье и государству, в котором живет.

Однако необходимо отметить, что некоторые привычки, кото­рые человек может начать приобретать еще в школьные годы и от которых потом не может избавиться в течение всей жизни, серьезно вредят здоровью. Они способствуют быстрому расхо­дованию всего потенциала возможностей человека, преждевре­менному его старению и приобретению устойчивых заболева­ний. К таким привычкам, прежде всего надо отнести курение, употребление алкоголя и наркотиков. Об этом мы сегодня будем говорить на уроке.


Каждый день можно видеть, в какой ужасной действительности мы живем. Что разрушает здоровье? Окурки, пивные банки, шприцы в подъездах, над которыми дрожат обезумевшие парни и девушки.

В настоящее время курение и употребление алкоголя глубоко вошло в быт многих людей, стало повседневным явлением. В среднем в мире курит около 50 % мужчин и 25 % женщин. По данным ВОЗ - 3 миллиона человек в год убивает табак в настоящее время, а в 2020 году от курения погибли около 10 миллионов человек в возрасте от 30 до 40 лет. Алкоголизм ежегодно уносит около 6 млн. человеческих жизней. Продолжительность жизни курильщика сокращается на 10 лет в среднем, а алкоголика – на 15. Поэтому, остается актуальной проблема отказа от вредных привычек. К тому же еще одна проблема: по статистке к окончанию школы среди выпускников практически нет здоровых детей. Задумайтесь об этом!


Сообщения обучающихся «Из истории табака», «Из истории алкоголя».

Из истории табака. (1 обучающийся)

До XVI века в Европе не знали о табаке. Моряки из Испании - спутники Христофора Колумба привезли его из Америки (12 октября 1492 г). Ритуал курения имел у индейцев символический смысл. Противники садились в кружок, вождь раскуривал трубку и передавал ее соседу. Тот после одной - двух затяжек передавал трубку своему соседу, а он своему. И так по кругу шла "трубка мира".

Несмотря на широкое распространение табака в Европе, курение через некоторое время было запрещено в разных странах. В Сант-Яго в 1692 г. за курение были замурованы в стены 5 монахов. В Турции курение рассматривалось как нарушение законов Корана: человека избивали и возили на осле по улицам Константинополя, а после пожара состоялись массовые казни курильщиков. В Персии запрещали курение под страхом лишения губ и носа, а торговцев табака было приказано сжечь на костре.

Табак в России. В Россию табак был завезен через Архангельск, еще при Иване Грозном. При царе Михаиле Федоровиче - первом царе династии Романовых - за употребление "зелья табачища" рвали ноздри, били плетьми и ссылали в Сибирь, однако курильщики не переводились. В 16 – 17 веке Москва была деревянная, и из-за частых пожаров курение запретили. Во времена Петра I, внука Михаила Федоровича, курение даже поощрялось. Много сделавший прогрессивного, в данном случае он оказал жителям России плохую услугу.

Из истории алкоголя. (2 обучающийся).

А сейчас послушайте притчу: “Говорят, чтобы уберечь первую виноградную лозу от высыхания, Вакх (бог виноделия) вначале вложил ее в птичью косточку. Но веточка стала расти на глазах. И тогда юноша нашел львиную косточку, которая вместила растение с птичьей косточкой. Но веточка продолжала расти. И тут Вакх увидел на обочине кость осла… Затем, когда вино было готово, Вакх стал щедро угощать им людей. И произошло странное событие: когда гости выпивали по одному бокалу, они веселились и пели, как птички; еще по бокалу – становились сильными и бесстрашными, как львы; но если выпивали больше – превращались в тупых упрямых ослов”.

Еще в древности познакомился человек с необычным веселящим действием некоторых напитков из молока, меда, сока плодов. И не сразу заметили, что на следующий день приходит разбитость, головная боль, дурное настроение. Поэтому с пьянством боролись практически во все времена. В Древней Индии уличенных в пьянстве заставляли пить из раскаленного металлического сосуда горячее вино или кипяток до наступления смерти. Каждый римлянин, заставший жену в пьяном виде, имел право убить ее. В Голландии женщин-алкоголичек три раза погружали в воду. Русь была одной из трезвых держав в истории. При Петре 1 были изданы законы, согласно которым опьянение отягощало вину. При Екатерине II пьяниц наказывали розгами. В 1917 году в Красной армии пьянство карается расстрелом. В 1941 году война возвращает людей к трезвости. В 1964, 1982 годах появляется понятие алкогольной эпидемии, алкоголь стал опасен из-за вырождения нации в России.

Учитель: Давно известно, что курить и пить вредно. Но почему люди все равно употребляют табак и алкоголь? Что привлекает подростков и взрослых в курении сигарет и употреблении алкоголя, особенно пива?

Каковы причины (мотивы) и последствия вредных привычек?

Как предостеречь от вредных соблазнов? Какие меры вы можете предложить для предотвращения этих заболеваний?

На эти вопросы попытайтесь ответить в группах. Работа в группах по направлениям:

  • причины курения;

  • последствия курения;

  • меры для предупреждения курения;

  • причины употребления алкоголя, пива;

  • последствия употребления алкоголя, пива;

  • меры для предупреждения употребления алкоголя, пива.

Работаем 5 минут.

Краткие выступления обучающихся и комментарии учителя. Результаты работы оформляются на доске на бумажном носителе (раздаточный материал - бумага).

Примерные ответы обучающихся:

Причины (мотивы) употребления табака и алкоголя:

- любопытство,

- желание быть принятым в группе “взрослых сверстников”,

- быть “крутым”; “легкое” общение,

- заниженная самооценка,

- неумение отдыхать без допинга,

- неумение отказать,

- просто так,

- удовольствие,

- развлечение,

- пример друзей и взрослых,

- наличие свободных денег;

- влияние кино, телевидения, рекламы;

-баловство,

-от нечего делать,

- уйти от проблем.

Наиболее характерные последствия табакокурения:

  • Воспаление носоглотки и гортани. Хронический бронхит.

  • Раковые заболевания легких, гортани.

  • Хронический гастрит, язвы в желудке и кишечнике.

  • Спазм артерий, облитерирующий эндоартрит, инфаркт, инсульт, мигрень.

  • Угнетение нервной системы. Память и внимание ослабевают, работоспособность понижается. Раздражительность, агрессивность.

  • Расстроена работа потовых и сальных желез.

  • Волосы истончены, секутся и выпадают.

  • Снижается сексуальная потенция, репродуктивная функция (заячья губа).

  • Оголяются шейки зубов, развивается пародонтоз.

  • Нарушаются вкусовые ощущения, обоняние.

  • Понижается острота слуха.

  • Иногда возникает потеря зрения, нарушается цветоощущение.

  • “Синдром хронической усталости”.


Последствия употребления алкоголя:

  • Психические и неврологические расстройства (повышенная утомляемость, рассеянность, раздражённое настроение, увеличение агрессивности).

  • Гибель клеток головного мозга, снижение памяти.

  • Сердечно-сосудистые заболевания, инфаркт.

  • Заболевания желудочно-кишечного тракта – гепатит, цирроз, гастрит, холецистит.

  • Снижение сексуальной потенции, влияние на беременность (потеря ребенка, преждевременное появление).

  • “Синдром хронической усталости”.

  • Снижение иммунитета.

  • Раннее старение (особенно девушек).

  • Ухудшение работы желез внутренней секреции.


Меры для предупреждения:

  • Запретить продажу сигарет и алкоголя вообще или до 2024 года.

  • Запретить рекламу сигарет.

  • Запрет со стороны родителей.

  • Введение штрафов за курение и распитие алкогольных напитков в общественных местах.

  • Получать достоверную информацию о вреде.

  • Принятие самостоятельного решения: да или нет!


Учитель: А сейчас разделимся на две команды (можно по рядам). Нам нужно выбрать жюри, которое будет оценивать работу команд. Даю 1 минуту на обдумывание названия команд. Приступаем к работе.

Итак, первый конкурс пословиц.

В каждой шутке есть доля правды – так гласит народная мудрость. Группам предлагается составить по 10 пословиц; начало каждой из них написано на одном листе, конец – на другом. За каждый правильный ответ – 1 балл. Работаем 5 минут.

  • Пословицы:

  • Хмель шумит, | а ум молчит.

  • Дали вина, | так и стал без ума.

  • Пьяному море по колено, | а лужи по уши.

  • И худой квас лучше | хорошей водки.

  • Кто вино любит, | тот сам себя губит.

  • Работа денежки копит, | хмель их топит.

  • Вино полюбил – | семью разорил.

  • Водка и труд | рядом не идут.

  • Кто чарки допивает, | тот веку не доживает.

  • Невинно вино, | но проклято пьянство.

Проверка правильности ответов, фиксация количества баллов.

Учитель: А сейчас поиграем в игру, которая называется “буриме”. Я предлагаю вам готовые рифмы, из которых должно вырасти стихотворение. Время работы 5 минут.

_____________________ годы

_____________________ пьешь

_____________________ невзгоды

_____________________ пропадешь

Группы зачитывают получившиеся стихотворения. Жюри оценивает в баллах.

Учитель: Следующее задание - экспресс-опрос. Я задаю вопрос, вы поднимаете карточку с номером ответа. Жюри фиксирует результаты. (Раздаточный материал – карточки с цифрами).

1. Кто из европейских путешественников впервые увидел курящих людей? В каком веке? Варианты ответов:

  1. Френсис Дрейк – 16 век.

  2. Христофор Колумб – 15 век.

  3. Васко да Гама – 15 век.

2. Кто из русских правителей запретил курение? Варианты ответов:

  1. Царь Михаил Федорович.

  2. Иван Грозный

  3. Петр I.

3. По какой причине в Москве в 16-17 веке было запрещено курение? Варианты ответов:

  1. Экономика.

  2. Из-за частых пожаров.

  3. Для сохранения здоровья.

4. Кто из русских правителей разрешил курение табака? Варианты ответов:

  1. Петр I.

  2. Екатерина II.

  3. Александр III.

Учитель: А теперь проведем индивидуального тестирования (тестовое задание на ПК «В мире мудрых мыслей»). Задание следующее – все пословицы, цитаты разделить по пяти разделам:

  1. О причинах пьянства. (2, 5, 13).

  2. Пьянство – угроза жизни и здоровью человека (1, 9, 13,14, 16, 19, 20, 23).

  3. Алкоголь и труд (4, 6, 11, 12, 18, 21, 22, 24).

  4. Пьянство и семья. (3, 10, 15).

  5. Народные рекомендации тем, кто употребляет алкоголь (7, 8, 17, 21).

За каждый правильный ответ 1 балл. Баллы каждого члена команды суммируются и добавляются к общекомандному результату. Работаем 5 минут.

1. За чужое здоровье выпиваешь, а свое пропиваешь.

2. Начинается пьянство с легкомыслия.

3. Без ума пьет - без угла живет.

4. Водка и труд рядом не идут.

5. Река начинается с ручейка, а пьянство с рюмочки.

6. Веселая голова живет спустя рукава.

7. Нынче гуляшки, завтра гуляшки – находишься без рубашки.

8. Пей за столом, а не пей за столбом.

9. Кто в водке ищет силы, тот на краю могилы.

10. Сколько муж выпьет вина, столько жена и дети прольют слез.

11. Водка белая, но красит нос и чернит душу.

12. Когда вино входит – тайна выходит.

13. Вино веселит, да от вина голова болит.

14. Водку пить – ум топить.

15. Счастлив тот, кто вина не пьет.

16. Вино веселит сердце, да человека губит.

17. Не упивайся вином – будешь крепче умом.

18. Как хватил через край, так все пропадай.

19. Дали вина – так и стал без ума.

20. Пьяному море по колено, а лужи по уши.

21. Пей, да дело разумей.

22. Работа денежку копит, а хмель ее топит.

23. Был Иван, стал болван, а все винцо виновато.

24. Вечером пьяница, утром лентяй.


Выводы

  1. Курение, употребление алкоголя и наркотиков считаются вред­ными привычками.

  2. Профилактика наркомании — это прежде всего исключение пер­вого употребления наркотического вещества. Если первая проба со­стоялась, то надо думать уже не о профилактике, а о серьезном ле­чении.

  3. Для тех, кто осознал, что принятие наркотика несовместимо со здоровьем человека, еще раз повторим, что самая главная опас­ность стать наркоманом кроется в желании (из глупого любопытст­ва, за компанию или по другой причине) первый раз попробовать наркотик.

Дополнительные материалы.

Несколько рекомендаций, чтобы никогда не принимать наркотики

Для того чтобы противостоять наркомании, все наше общество, особенно молодое поколение и в первую очередь подростки, очень глубоко и однозначно должно уяснить ряд истин, без осознания ко­торых большинство мер по профилактике наркомании становятся ма­лоэффективными.

Первая истина: наркомания (курение, употребление спиртных на­питков, пива и наркотических веществ) - это не вредная привычка, а заболевание, зачастую неизлечимое, которое человек приобретает добровольно, начав употреблять наркотические вещества.

Вторая истина: наркомания как заболевание начинает развиваться, как правило, после первого употребления наркотического вещества, развивается оно у всех по-разному, но с постоянным нарастанием по­требности увеличения дозы приема.

Третья истина: человек, предлагающий вам наркотик, — враг ва­шего здоровья (исключением может быть только назначение врача), гак как он ради своей наживы за ваши же деньги отбирает у вас здо­ровье.

1. Прежде чем купить и попробовать наркотик, подумайте: а за­мом вам это надо? Вспомните, к чему может привести первая проба наркотика в вашей жизни. Выработайте в себе твердое убеждение: любым наркотическим веществам, в любой дозе, какой бы она ни была малой, в любой обстановке (в школе, в подъезде дома, на диско­нте), в любой компании — нет и только нет!!!

  1. Допустим, в силу обстоятельств в ваши руки попал-таки наркотик. Будьте мужественными и твердыми, не поленитесь и донесите его до унитаза. Упаси вас Бог отдать его другу или знакомому!

3. Помните: наркоторговцы хитры и коварны. Они могут подстере­гать вас в школе, на дискотеке, даже в подъезде дома. Они - враги! будьте бдительны!

4. Соблазн, когда предлагают попробовать наркотик, велик. Не будьте стеснительными и мягкими. Помните: сопротивляясь в приеме первогo наркотика, вы боретесь за свою жизнь.

5. Помните также: в этой борьбе вы не одни. Если же вам навязывают попробовать наркотики, вы должны любым способом отказаться: И на вашей стороне. Вспомните статью 230 Уголовного кодекса Российской Федерации: «Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ наказывается ограничением свобо­ды на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет».

б. О тех, кто к вам пристает с предложением попробовать наркотик, необходимо рассказать родителям, классному руководителю. Наконец, вы можете позвонить в милицию по телефону 02 и сообщить правоохранительным органам об этом.


III. Закрепление материала:

- Каковы социальные последствия вредных привычек?

- Перечислите основные пути профилактики вредных привычек.


IV. Итог урока.


Учитель: Мы заканчиваем свое соревнование, дадим возможность жюри подвести итоги.

А мы пока с вами подведем итоги нашего урока.

Мы с вами выяснили, что лучший способ борьбы с вредными соблазнами – никогда не брать в рот сигарету, не употреблять алкогольные напитки, не пробовать психоактивные и наркотические вещества. Или немедленно последовать примеру людей, бросивших и отказавшихся от вредных привычек. Как сказал великий китайский мудрец Лао То: “Тот, кто может победить другого – силен, тот, кто может победить самого себя – поистине могуществен!”

Любая положительная деятельность может быть толчком к отказу от вредных привычек.

Для того, чтобы быть здоровым, счастливым и веселым, лучше заниматься любимым делом: тренировать свое тело, петь, рисовать, вышивать, ходить в походы, на концерты, посещать театры, читать книги, дружить...

Я прошу вас оценить проведённый урок поднятием карточки того цвета, который соответствует вашему настроению. Зеленый цвет – я принял решение вести здоровый образ жизни; желтый – я задумался о выборе здорового образа жизни; красный – я не собираюсь отказываться от соблазнов.

Цель урока – содействие формированию ЗОЖ – достигнута. Замечательно! И еще. Есть такая фраза: “Ум и руки – на пользу обществу!”

Вам, молодым, предначертано судьбой жить в XXI веке, да и не только жить, а еще и творить, вершить полезные, добрые, вечные дела.

Обратимся к эпиграфу нашего урока: “Побороть дурные привычки легче сегодня, чем завтра” – сказал Конфуций.

Вредные привычки, это порождение варварства, мёртвой хваткой держат человечество со времён седой старины и собирают с него чудовищную дань, пожирая молодость, подрывая силы, подавляя энергию, губя лучший цвет рода людского. Я думаю, что знания, полученные на сегодняшнем уроке, помогут вам избежать этой участи.

Выставление оценок по группам, выявление наиболее активных учащихся в группах. Сообщение домашнего задания. Благодарность за урок.

V. Домашнее задание: Карточка опроса: «Вредные привычки человека»

Вредные привычки

Краткая характеристика

К чему приводит

Пьянство и алкоголизм



Табакокурение



Наркомания




Задания: 1. Если у вас сформировалось твердое и однозначное желание не попасть в наркотическую зависимость, какие бы вы внесли измене­ния в свой образ жизни? Сформулируйте их, запишите в тетрадь и постарайтесь следовать им. 2. Используя раздел «Дополнительные материалы» и средства мас­совой информации, подготовьте сообщение на тему «Решительный от­каз от наркотиков».


Краткая характеристика

К чему приводит

Пьянство и алкоголизм

Психологическая (пьянство) и

физиологическая (алкоголизм) зависимость организма человека от приема этилового спирта

Приводит к деградации личности, потере трудоспособности разрушению организма и часто — к смерти

Табакокурение

Зависимость организма от поступления в него никотина

Приводит к серьезным заболеваниям включая онкологические, общему ослаблению организма, что усугубляет течение многих заболеваний, особен­но сердечно-сосудистой и дыхатель­ной систем. В мире ежегодно от по­следствий табакокурения умирает не­сколько миллионов человек

Наркомания

физиологическая зависимость организма от наркотиков — веществ естественного и искусственного происхождения, оказывающих одурманивающее галлюциногенное действие за счет химического воздействия на центральную нервную систему

Приводит к полному разрушению- личности потере физического и психического здоровья, абсолютно антисоциальному поведению, включая совершение преступлений, смерти. Не исключается. Средний срок жизни наркомана после начала систематиче­ского приема наркотиков 5-7лет иногда 9 лет.































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!