СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по ОБЖ 5 класс "Гигиена питания.Рациональное питание"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок в рамках предметной недели

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по ОБЖ 5 класс "Гигиена питания.Рациональное питание"»

ОКОУ « Верхнелюбажская школа-интернат»

Учитель ОБЖ

Щелкунова А.В.



Технологическая карта урока ОБЖ

«Рациональное питание. Гигиена питания»

Предмет

ОБЖ

Класс

5 класс

Учебник

Учебник ОБЖ 5 класс А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, Просвещение, 2012 г.

Рабочая тетрадь ОБЖ 5 класс А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М.В. Маслов.

Тема урока

Рациональное питание. Гигиена питания

Тип урока

Комбинированный урок получения и закрепления новых знаний.

Цели урока в соответствии с планируемыми результатами

Узнать, что такое рациональное питание. Соблюдать гигиену питания.

Деятельностная: организовать деятельность учеников по нахождению информации о рациональном питании; усвоение правил здорового питания; умению составлять меню школьника.

Содержательная: расширить знания о белках, жирах, углеводах, витаминах и гигиенических правилах приема пищи.

Межпредметные связи

Биология, литература, окружающий мир

Виды используемых ИКТ, интернет-ресурсы

http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР по биологии).

Материалы и оборудование

Дидактические карточки с изображением продуктов и витаминов, тетрадь, учебник, карточки с изображением правил потребления пищи "правильных" (мыть руки) и "неправильных" (грязные руки); мультимедийное оборудование

Методы обучения

Словесный метод обучения, наглядный. Дидактические игры.

Список используемой литературы

Сборник русских пословиц В.И.Даль http://www.bibliotekar.ru/dal/64.htm

Ход урока

Работа с начальными представлениями об изучаемом явлении. На прошлом уроке мы закончили говорить о метеорологических природных явлениях и начали самостоятельно рассматривать наводнение (. Как вы думаете, к природным явлениям какого характера относится наводнение? (заслушиваются ответы учеников). А кто может своими словами сказать, что же такое наводнение? (выслушиваются версии (это познавательные УУД)). Чем же опасны наводнения? (заслушиваются ответы, комментируются и дополняются учителем).

Выявление и формулировка цели.  (познавательные УУД) Постольку поскольку мы изучаем наводнение именно на уроках ОБЖ, то что будет целью изучения этого явления в рамках нашего урока?  Для чего именно на уроках ОБЖ мы его изучаем? (выслушиваются версии). А для чего нам необходимо знать правила безопасного поведения при наводнении? (ответы учеников комментируются учителем и направляются на выявление того, что человек может и должен спасти и сохранить во время наводнения).

Обучение элементам классификации (познавательные УУД) . На прошлом уроке вам предлагалось самостоятельно составить схему "Классификация наводнений", используя материалы учебника. Кто может объяснить, что такое классификация? (заслушиваются версии учащихся). Затем учитель даёт правильные определение: "Классификация - это распределение на группы по каким-либо признакам". Классификацию какого-либо явления лучше отображать в виде схемы, на которой сначала отображены выделенные вами признаки явления, а под ними - названия, виды.

Вашему вниманию представлены на слайде виды наводнений, но без признаков, по которым они распределены (ячейки с названиями признаков изначально пустые, заполняются по щелчку после ответов учащихся). Ваша задача - ответить, по каким признакам были разделены на группы представленные виды наводнений (заслушиваются версии по первым двум признакам(познавательные)). А вот третья группа признаков не была описана в учебнике, поэтому подумайте, что может быть в третьей ячейке? (заслушиваются версии, показывается ссылка на слайд ). Затем показываются названия признаков.

Выявление критериев изучения материала. Напомню, что основная задача изучения наводнения - это определение порядка действий в случае его возникновения. Как вы думаете, что нам необходимо знать о наводнении, чтобы разработать порядок действий? (можно дать 2 мин на обсуждение в группе). Выслушиваются ответы, обсуждаются. (регулятивные)

Работа в группах по систематизации материала. (коммуникативные) Рассмотрев ваши предложения, можно сделать вывод о том, что правила поведения при наводнении зависят от вида наводнения, от того, началось оно или нет, от того, что или кого необходимо спасти. Теперь я предлагаю вам в группах создать плакат "Действия при наводнении", используя предложенные картинки (картинки распределяются поровну в четырех группах). Обратите внимание, что плакат составлять нужно согласно предложенным вам критериям, написанным на карточках с вашими фамилиями, но если вам не нравятся предложенный вариант, то разрешается придумать свой. В качестве примера показываю вам плакат, на котором изображен порядок действий при техногенной ЧС.

Распределение по ролям (коммуникативные): для эффективной работы в группе предлагаю распределить в группе роли: "мозговой центр", который подбирает материал, креативная группа, которая распределяет материал на плакате, а также художники, оформляющие плакат. (Согласно особенностям учащихся и определяется состав групп так, чтобы в каждую группу входил хотя бы один ученик, соответствующий вышеперечисленным ролям).

Защита плакатов, обсуждение. (коммуникативные) От группы выходит один или несколько человек, рассказывают порядок действий при наводнении согласно оформленному плакату.

Рефлексия.(регулятивные УУД) После ответов учащихся по действиям при наводнении, предлагается ответить на вопросы: какие качества необходимы человеку для того, чтобы реализовать эти действия и правильно вести себя при наводнении? Как можно развить у себя эти качества? С какого возраста необходимо работать над этими

Великий учёный и врач ХI века Авиценн : «В еде не будь до всякой пищи падок, знай точно время, место и порядок»

Организационный момент.

Учитель: Мы дисциплинированы, активны, работаем быстро, старательно, у всех отличное настроение .

Создание психологической комфортности на уроке.

Учитель: Давайте постараемся сделать наш урок познавательным, полезным, тёплым, запоминающимся, живым. Тогда в путь!

Актуализация знаний.

Повторение. Фронтальный опрос.

Учитель: Сегодня мы продолжим разговор о правилах здоровой жизни, в частности о правильном питании. Правилами здорового образа жизни , как мы выяснили на прошлых уроках является : двигательная активность ,выполнение режима дня.

Учитель: Что такое режим дня?

Ученики. Режим дня – это распорядок дел, действий, которые мы совершаем в течение дня.

Учитель: Что необходимо учитывать, составляя свой распорядок дня?

Ученики. Ложиться спать не позднее 21 часа.
– Утром отвести время для гимнастики, водных процедур.
– Обязательно правильно и вовремя питаться, отвести время на завтрак, обед, ужин.
– Не забывать об уроках, но и найти время для прогулки.

Учитель: Правильно. А зачем нужно соблюдать режим дня?

Ученики. Режим дня необходимо соблюдать, чтобы сохранять правильный ритм работы. Быть здоровыми.

Учитель: Верно. И главное, что режим дня надо соблюдать с раннего детства. Ведь «к чему в молодости привыкнешь, от того в старости не скоро отвыкнешь». 
Учитель: Давайте послушаем ваш распорядок дня.

(Дети зачитывают свой режим дня, обсуждают его.)

Назовите виды двигательной активности: утренняя гимнастика, физическая культура в школе, походы ,подвижные игры , физминутки самообслуживание и общественно-полезный труд ,участие в спортивных секциях и кружках.

двигательная активность — это любая мышечная активность, позволяющая поддерживать хорошую физическую форму, улучшать самочувствие, обеспечивать прилив энергии, дающей дополнительный стимул организму в повышении его работоспособности.

Изучение нового материала

Сообщение темы, цели и задач урока.

Тема урока: Рациональное питание .ГИГИЕНА ПИТАНИЯ

цели и задачи урока. -узнать о правилах здорового питания; о рациональном питании, необходимых организму человека для правильного роста и развития ,о гигиене питания.

Учитель: У здорового человека – здоровый сон и здоровый отменный … АППЕТИТ! И сегодня мы и будем говорить о правильном питании.

Девизом нашего урока будут слова великого учёного и врача ХI века Авиценны: «В еде не будь до всякой пищи падок, знай точно время, место и порядок»

Учитель: Как вы понимаете слова этого учёного? (Ответы детей)

Презентация

Физкультминутка:

Ну что , а теперь разомнёмся-- (музыка)

Шаг на месте раз-два …. наклоны головой влево-вправо…. наклоны в стороны … вниз т.д.

Видеоролик

5.Закрепление изученного материала.

Работа с карточками. Ученики сравнивают, делают выводы


Продукты питания

Питательные вещества

Влияние на организм человека.


Мясо, мясные продукты

Белки, железо

Белки…………….



Рыба и морепродукты.

Белки, железо, йод

Железо влияет…..


Йод участвует в………



Молоко и молочные продукты

Белки, жиры, кальций

Жиры -…….



Хлеб и хлебобулочные продукты

Белки,

жиры, углеводы, крахмал, железо

Углеводы-…..

Фрукты и овощи

Калий, железо, витамин С, фруктоза

Витамины С -…….



Задание: распределите на две группы полезные и вредные для питания продукты, используя знания о значении и норме БЖУ, витаминах, минеральных веществах.

На листках написать продукты-зачеркнуть вредные

Список вредных и полезных продуктов

Консервы чеснок, орех, майонез

Овощи кока-кола Фрукты

Ягоды чипсы, приправы с глутаматом натрия;


фасоль, картофель «фри» горох, чечевица

морская капуста. сухое молоко

Оливковое масло магазинные торты

Орехи


гречка, сухарики, овсянка, пшено.

Зеленый чай, гамбургер, натуральное молоко, чисбургер, творог.

Ржаной хлеб с отрубями

Учитель: Ребята, а без какого продукта не обходится практически ни один завтрак, обед и ужин?

Обучающийся:

Пышный, мягкий, пропеченный,
Подрумяненный слегка
Он с горбушкой золочёной
Шёл к тебе издалека.
В нём – здоровье, наша сила,
В нём – чудесное тепло.
Много рук его растило
Сохраняло, берегло.

Учитель: Вы правильно говорите. Это хлеб. Что вы знаете о хлебе?

Ученики. К хлебу надо относиться бережно.
– Хлеб необходим организму, потому что он богат растительными белками.
– Хлеб является источниками витаминов В, Е.
– Хлеб способствует правильному обмену веществ.
– Все злаковые культуры богаты магнием.

Учитель: Не зря люди ласково называют его ХЛЕБУШКО

сложили о нём много пословиц и поговорок. Давайте их вспомним.

Задание: Соединить начало и конец предлагаемых пословиц. 

Правильные варианты пословиц и поговорок:

Без хлеба - не будет обеда.

Гречневая каша – матушка наша.

Хлеб – всему голова.

Покуда есть хлеб да вода- все не беда.

Если про кашу не забудешь - здоровым будешь.

Плох обед- коли хлеба нет.

ЗДОРОВЬЕ СГУБИШЬ – НОВОЕ НЕ КУПИШЬ.

Хлеба к обеду норму бери, хлеб – драгоценность, его береги.

В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ – ЗДОРОВЫЙ ДУХ.

ЗДОРОВЬЕ ВСЕГО ДОРОЖЕ.

БЕРЕГИ ПЛАТЬЕ СНОВУ, А ЗДОРОВЬЕ СМОЛОДУ.

ЗДОРОВ БУДЕШЬ – ВСЁ ДОБУДЕШЬ.

Домашнее задание.

Правильный вариант они получают после заполнения таблицы:

Основные 
питательные 
вещества (ОВП)

Роль ОВП

Продукты, содержащие ОВП

Белки

Помогают росту 
организма

Мясо, рыба, молоко и продукты из них

Жиры и углеводы

Источники энергии

Мясо, рыба, молоко, продукты из них. 
Хлеб, крупы

Витамины и 
минеральные 
вещества

Укрепляют иммунитет

Фрукты и овощи

Жидкость

Входит в состав тела

Жидкие продукты



Рациональное питание является важнейшим условием здоровья человека и его работоспособности.

С пищей человек получает все необходимые элементы, требующиеся для роста и развития и обеспечивающие организм энергией, необходимой для жизнедеятельности.

Необходимые организму питательные вещества подразделяются на шесть основных типов: углеводы, белки, жиры, витамины, минеральные элементы и вода. Рационально питаться – значит получать с пищей в достаточном количестве и в правильном сочетании все эти вещества.

таблица, которую мы должны заполнить пользуясь учебником и информацией данной на экране)

Обучающийся:

Каждый твёрдо должен знать:
Здоровье надо сохранять.
Нужно правильно питаться,
Нужно спортом заниматься,
Руки мыть перед едой,
Зубы чистить, закаляться,
И всегда дружить с водой.
И тогда все люди в мире
Долго-долго будут жить
И запомни ведь здоровье
В магазине не купить.
Всю азбуку здоровья
Нужно крепко знать,
И в жизни эти знания
Повсюду выполнять.

Итог урока. Рефлексия.

Учитель: Чему мы посвятили наш урок?

УченикиМы посвятили урок правильному питанию.
– Мы узнали о рациональном питании.
– Мы говорили о полезных продуктах, которые необходимы человеку, чтобы быть здоровым.

Учитель: Молодцы! Вы успешно справились с заданиями?
- Можно считать, что урок прошел успешно?
- Он проходил в тёплой обстановке?
- Был ли он живым? Почему?
- Запомнился ли он вам полезной информацией? Какой?
- Был ли он познавательным?

Учитель: Продолжите мысль:

“Я понял(а), что… .”,

“Я узнал(а). что… .”,

“Мне было интересно….”,

“К сожалению…”,

“Теперь я буду … .”.

Спасибо ребята за урок и помните: правильное питание – это не только путь к здоровью, но и путь к отличным знаниям!

 Да, какой выберешь ты путь? Я призываю вас к активности! Вы – будущее России!

Президент России объявил 2018 год – годом волонтера и добровольца.

Волонтёры – это группы людей, которые разносторонне развивают общество. Так как волонтёры работают напрямую с обществом, они лучше понимают и слышат их проблемы, первыми стараются их решить.

Они призывают:

Присоединяйся к нам, к молодым, креативным,  активным.

А для этого надо быть здоровым- к чему и нужно всё время стремиться.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!