СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по ОБЖ " Особенности природных условий в городе" 5 класс

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

План - конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности в 5 классе. Учебник А.Т. Смирнов. Б.О. Хренников " Основы безопасности жизнедеятельности."

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по ОБЖ " Особенности природных условий в городе" 5 класс»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


Данные учителя: Рябиченко Лилия Владимировна, МБОУ «Гимназия №5 , г. Сергиева Посада»


Предмет: ОБЖ (5 класс)


Тема урока: Особенности природных условий в городе.


Тип урока: Комбинированный урок.


Цель: Сформировать целостное представление уча­щихся о природных условиях в городе проживания, уточнить факторы, влияющие на особенности природных условий в ва­шем городе; отметить факторы, положительно влияющие на микроклимат города, и факторы, отрицательно влияющие на экологическую обстановку в городе. Обсудить правила безо­пасности поведения в повседневной жизни с учетом экологи­ческой обстановки в городе.


Планируемые результаты:


Познавательные

Личностные

Коммуникативные

Регулятивные

Формировать навыки действия в той или иной жизненной ситуации, осознано находить решение из сложной ситуации, строить речевое высказывание в устной форме и выдвижение гипотез и их обоснование.


Способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику.


Умение вести диалог, сотрудничество на уроке и в жизненных ситуациях, поиск и сбор информации, принимать решения и реализовывать их, точно выражать свои мысли.

Понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и достижения.



Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

УУД

1. Организационный момент.



Настроить учащихся к учебной деятельности, создать условия для мотивации у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

  • Приветствие

  • Проверка явки учащихся

  • Проверка готовности к уроку

  • Настройка учащихся на работу


Здравствуйте, ребята! Проверьте, все ли у вас готово к уроку? На столе у вас должны тетради, учебники, ручки, карандаши, дневники безопасности и учебные дневники.

Приветствуют учителя.

Визуально контролируют свою готовность к уроку.

Записывают на листах для тестовых заданий: число, входящий контроль, фамилию, имя, класс

Личностные: самоорганизация


Регулятивные: способность контролировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке


Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.

2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и корректировка опорных знаний учащихся

Закрепить полученные знания на прошлом уроке, выявить недостатки в усвоение пройденного материала.

Вы наверное помните, что на прошлом уроке мы говорили о жилище человека и особенностях жизнеобеспечения жилища. Отлично! Тогда я вам предлагаю ответить на вопросы небольшого тестового задания (раздаточный материал и презентация теста «Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища»)

Подписывают контрольные листы, отвечают на вопросы, рассуждают, приводят примеры.

Личностные: умение излагать свои мысли, приводить примеры, делать вывод, формировать способность к рассуждению


Коммуникативные: взаимодействовать с учителем группой


Познавательные: умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание

3. Постановка цели, задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.


Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. Помогает, советует в планировании.


Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания.
Составляют план достижения цели и определяют алгоритм действий.

Регулятивные: целеполагание; планирование.


Познавательные: общеучебные – логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

4.Первичное усвоение новых знаний.

Организовать осмысленное восприятие новой информации.

Слайд 2. На особенности природных условий в городе прежде всего оказывает влияние следующие факторы: географическое расположение, климат местности, наличие рек и водоемов, зеленых насаждений и основное предназначение города (его «профессия»)

Слайд 3. По предназначению города можно разделить на следующие типы: столичные, портовые, курортные, промышленные.

Эти факторы в целом формируют облик города и определяют условия безопасной жизнедеятельности человека.

Слайд 4. Развитие города, его размеры, многообразие деятельности его жителей всегда находились в прямой зависимости от географического положения.

Слайд 5. Люди стремились наилучшим образом приспособиться к местным природным условиям, заняться наиболее подходящим и выгодным делом и одновременно развивать наиболее благоприятные условия для жизни и своих занятий.

Слайд 6. В зависимости от природных условий города строили или на вершинах холмов или по берегам судоходных рек, нередко в местах впадения их в озеро или море, у слияния реки с крупным притоком.

Слайд 7. При развитии городов люди всегда стремились сохранить естественную природу, чтобы иметь возможность подышать свежим воздухом, укрыться от летнего зноя, полюбоваться живой природой.

Слайд 8. Для этого при строительстве городов в их черте оставляют участки леса (лесопарки), а на реках и водоемах оборудуют места для купания и отдыха.

Лесопарки - «легкие» городов - обогащают воздух кислородов, снижают в нем количество углекислого газа и пыли. Это хорошее место для отдыха городских жителей.

Существуют и искусственные лесопарки, создаваемые людьми. В них сажают тополя, липы, дубы, клены, ясени и др. При посадке учитывается способность деревьев очищать воздух. Самым лучшим очистителем считается тополь (взрослое дерево – 25 лет – за май-август поглощает до 44 кг углекислого газа).

Слайд 9. Если реки, водоемы и зеленые насаждения способствуют созданию в городе условий, благоприятных для здоровья его жителей, то фабрики, заводы и транспорт значительно ухудшают условия жизни горожан, загрязняя воздух и водоемы вредными веществами.

Слайд 10. В результате хозяйственной деятельности человека климат большого города отличается от климата окружающей город местности повышенной температурой и загрязненностью воздуха, ослаблением солнечной радиации, увеличением облачности, количества осадков (летом) и туманов (зимой).

Слайд 11. Промышленные предприятия, электростанции, автомобильный транспорт, самолеты и пароходы расходуют при сгорании топлива большое количество кислорода и увеличивают в атмосфере содержание углекислого газа. Уменьшение кислорода в воздухе вредно сказывается на здоровье человека.

Слайд 12. Кроме того, в результате деятельности различных отраслей промышленности в атмосферу поступает значительное количество твердых частиц. Это пыль, копоть и сажа. Попадая в воздух, частицы пыли, копоти и сажи могут проникать в дыхательные пути человека, а затем оседают в бронхах легких.


Растет число производств, выбрасывающих в атмосферу вещества, которые, растворяясь в парах воды, образуют кислоты, а это может привести к выпадению кислотных дождей.
Промышленные предприятия загрязняют также и природные воды.


Вода, которую мы пьем, употребляем в быту, называется пресной. На пресную воду приходится только 2% от всех запасов воды на земле, при этом большая часть пресной воды (до 85%) сосредоточена во льдах полярной зоны.


Слайд 13. Наибольшее значение для жизнедеятельности человека имеют пресные воды рек. В настоящее время воды рек подвергаются интенсивному истощению, т.е. уменьшению количества пригодной для человека пресной воды.

Истощение идет в основном двумя путями. Первый - за счет непрерывного увеличения потребления воды (на растущие нужды промышленности, сельского хозяйства и бытового потребления). Второй - за счет загрязнения природных вод.

Слайд 14. Загрязнение природных вод происходит за счет выпадения из атмосферы загрязняющих веществ и сброса сточных вод в реки и водоемы промышленными предприятиями.

До 82% сбрасываемых предприятиями вод не подвергается очистке, что приводит к загрязнению основных рек на территории России (Волга, Дон, Обь, Енисей, Лена, Кубань, Печора, Амур).

Слайд 15. Итак, мы разобрали основные особенности природных условий в городах и можем сделать следующий вывод: в каждом городе эти условия различны и зависят от имеющихся в нем зеленых зон, природных вод и работающих в нем фабрик, заводов и транспорта. Для того чтобы обеспечить свою безопасность, надо учитывать все факторы окружающей среды, в которой вы живете.

Слайд 16. Если ваш дом находится рядом с территорией промышленных предприятий, то, для того чтобы проветрить помещение, необходимо учитывать направление ветра. Если ветер дует от промышленной зоны, окна лучше держать закрытыми.

Слайд 17. Для прогулок и занятий физической культурой лучше выбирать место в парке, сквере или лесопарке.

Слайд 18. Не следует ходить пешком вдоль автомобильных магистралей с интенсивным движением транспорта, особенно если ветер дует со стороны автомагистрали.

Купаться летом можно только в установленных местах, где состояние воды не опасно для здоровья.

Участвуют в беседе, формулируют выводы, делают записи в тетради

Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания.


Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


Регулятивные: планирование последовательных действий

5. Первичная проверка понимания.

Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме.

Задает вопросы:

  1. Для чего надо учитывать все факторы, определяющие микроклимат города в повседневной жизни?

  2. Какие меры предосторожности необходимо соблюдать, если ваш дом находится рядом с промышленной зоной?

  3. Какие места в городе подходят для занятий физической культурой и прогулок, а какие нет?

  4. В каких водоемах в вашем городе можно купаться в летнее время?

Анализируют пройденный материал по записям в тетради, отвечают на вопросы.

Коммуникативные: слушать и слышать собеседника, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.


Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательств.

6. Первичное закрепление.

Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний.

  1. Какие факторы определяют природные условия в вашем городе?

  2. Какие районы в вашем городе имеют неблагоприятную экологическую обстановку?

  3. Какие меры безопасности следует соблюдать в повседневной жизни, чтобы снизить отрицательное влияние различных факторов на ваше здоровье?


Объясняют, анализируют, формулируют.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.


Познавательные:  общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.


Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе.

7.Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция.

Определить типичные ошибки и пробелы в знаниях и умениях, путем их устранения и совершенствования.

Предлагает ученикам рассказать о результатах урока.
Консультирует, советует, помогает.
Обучает способам контроля и самооценки деятельности. Умение учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности.

Формулируют затруднения и осуществляют коррекцию, самостоятельно адекватно воспринимают предложения учителя и товарищей по исправлению допущенных ошибок.


Регулятивные:  контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные:  самоопределение.

Коммуникативные

управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Слайд 20. § 1.3., вопросы.

Составить памятку «Действия при нападении собаки», записать в дневник безопасности.

Записывают домашнее задание, задают вопросы по выполнению домашнего задания.


9. Рефлексия деятельности (подведение итогов).

1) Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности. 
2) Подвести итог проделанной работы на уроке.

Ребята оцените свою работу на уроке.

В чём затруднение…


Ученики отвечают на вопросы, задают вопросы, если они есть, анализируют свою работу на уроке.

Личностные: Нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные: Оценка результатов деятельности, осознание качества и уровня усвоения материала.


Познавательные: Рефлексия способов и условий деятельности, контроль и оценка процесса и результата деятельности.


Коммуникативные: Аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!