СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по ОДНКНР в 5 классе на тему: "Жизнь ратными подвигами полна"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по ОДНКНР в 5 классе на тему: "Жизнь ратными подвигами полна"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по ОДНКНР в 5 классе на тему: "Жизнь ратными подвигами полна"»

ОДНКНР. 5 класс.

Тема: «Жизнь ратными подвигами полна»

Тип урока: расширение имеющихся и «открытие» новых знаний.

Цель: формирование и развитие ценностного отношения учащихся к совместной учебно-познавательной деятельности при анализе понятий «ратный подвиг», «герой», «подвиг».

Задачи:

Образовательные: углубить знания о понятиях «ратный подвиг», «герой»;

Развивающие: развивать познавательный интерес, кругозор, интерес к чтению исторической литературы; развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах; развивать познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные: содействовать формированию положительных личных качеств обучающихся, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»; углубить раскрытие нравственных категорий: ответственность, служение, любовь к Отечеству; формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая его прямую связь с жизнью.

Планируемые результаты:

Личностные: формировать целостный, социально-ориентированный  взгляда на мир в его органичном единстве; формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; работать в группе; вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.

Регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему; после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока; прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; учиться давать оценку результатов учебной деятельности; выполнять корректировку своей деятельности.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; извлекать и перерабатывать  информацию для открытия новых знаний; извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, аудиофайл, иллюстрация); обрабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.

Коммуникативные: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;

учиться выслушивать другую точку зрения, быть готовым изменить свою; совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им; осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы. 

Предметные: уметь объяснять значение терминов «ратный подвиг», «герой», «благоверный», «благословение» и др.; расширить знания о русских святых князьях – защитниках Отечества. 


Ход урока

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

Психологический настрой – звучание колокольного перезвона.

Вряд ли найдется на земле человек, который не слышал бы пение колоколов.

А вы раньше слышали колокольный звон? Где и при каких обстоятельствах?

Ответы учащихся.

Мы с вами все разные: и по возрасту, и по культуре, и по вероисповеданию, и даже по гражданству. Но сейчас мы находимся в Российской федерации. Для кого из вас это Родина, кто-то оказался здесь по воле случая. И тем не менее, все мы должны знать о традициях и культуре российского народа, о подвигах её сыновей и дочерей, её историю…

Нельзя себе представить Россию без храмов и колокольного звона. Это символы России, её неотъемлемая часть. Колокола звонили и в великие праздники – благовесты , и тяжелую минуту испытаний – набаты, которые предупреждали людей о нависшей опасности. Звоном колоколов провожали и встречали своих героев-воинов, защищавших родные земли от нападения врагов.

А героями наша земля была издавна богата. Обращаю ваше внимание на экран:

Дмитрий Донской, Александр Невский, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.

Как вы думаете, что объединяет всех этих людей и чем они прославились?

(Ответы. Предварительно во внеурочное время были просмотрены кинофильмы «Александр Невский», «1612», «Повесть о настоящем человеке»)


3. Целеполагание.

Откройте учебники на с. 25 прочитайте тему нашего урока.

  • Как вы понимаете тему урока «Жизнь ратными подвигами полна»?

  • Какова цель нашего урока?

(в ответах учащихся определяется цель урока)

Да, сегодня я постараюсь для каждого из вас открыть что-то новое, а вы узнать что-то новое для себя, о ратных подвигах и воинах-защитниках.

Обратимся к толковому словарю и словарю синонимов. Найдите значение слов «подвиг», «рать», «ратный» и подберите синонимы к этим словам:

(работают со словарями, отвечают).

В разные исторические периоды Россия подвергалась нападениям врагов. В эти трудные времена Россия рождала множество героев, память о которых народ хранит веками.

- Кто такой герой? Какими качествами должен обладать герой?

(Возможные ответы: смелый, бесстрашный, добрый, храбрый,  бескорыстный, умный, сильный, мужественный)


Проблемный вопрос:
Мы вспомнили исторических личностей, чьи ратные подвиги прославили их на века.

- А есть ли место для ратного подвига в современной жизни?

Обратите внимание на газеты, которые лежат на партах. Найдите в них примеры тех действий людей, которые можно назвать ратными подвигами.

- Вот мы с вами и доказали, что и в наше время место ратным подвигам ЕСТЬ!


4. Работа над новым материалом.

Давайте снова вернемся на сотни лет назад, к истории России. Много героев взрастила святая русская земля. На примере жизни святого князя Дмитрия Донского я предлагаю вам расширить знания о ратном подвиге. Когда воины шли воевать с врагом за правое дело, их на Руси всегда благословляли перед походом или битвой.

- Обратимся к значению слова «благословляли». Как вы понимаете его значение? (ответы учащихся).

- А теперь найдите это слово в толковых словарях, зачитайте его значение. Теперь вы понимаете, какую роль играло СЛОВО!

- Откроем учебники и поработаем над текстом «Благословение Сергия Радонежского». Прочитаем его и рассмотрим иллюстрации.

- У кого Дмитрий Донской попросил благословение на битву с ордынскими войсками?

-Подтвердите текстом или своими суждениями следующие мысли: «В борьбе за свободу своей Отчизны Дмитрия Донского укрепляла вера в Бога».


4. Работа в парах.

Сейчас вы поработаете самостоятельно с учебником. У меня 8 карточек, разрезанных пополам. Пару свою вы найдете, правильно составив слово. А сложив карточку, прочитаете задание. А на экране вы увидите общее задание: прочитать текст, дать обоснованный ответ на вопросы для обсуждения.

1 пара: слово «герой».

с. 28-31 - «Надежда Дурова», «Башкирские кавалеристы на войне 1812 года», «Рабби Шнеур-Залман»

2 пара: слово «защитник».

с. 31- 32 «Всякий мужественный человек приносит славу своей Родине» об Алексее Маресьеве

3 пара: слово «подвиг»

с. 32-33, «Александр Иванович Покрышкин ».

4 пара: слово «родина»

с. 34-35 «Участие калмыков в Великой Отечественной войне», «Вклад мусульманских народов в Великую Победу» (во время работы учащихся звучат патриотические песни разных лет)


Заканчивайте работу. Мы внимательно слушаем ваши отчеты. (пары отчитываются о проделанной работе, оценивают работу других пар)


6. Проверка усвоения материала.

- О каких нравственных качествах человека мы говорили сегодня на уроке?

- Какой вклад вносили в победу над врагом люди разных народов и разного вероисповедования?

- Почему они не остались равнодушными к происходящим событиям?

- Что поддерживало людей в трудное для их страны время?


Работа с пословицами.

Много сложено пословиц о героизме, ратных подвигах. Предлагаю принять участие в игре: завершить пословицы народов России (проверяется знание о справедливой войне, ее целях, о критериях героизма):

1) Мы войны не хотим, но к войне (готовы)

2) К добру и миру тянется мудрец, к войне и распрям тянется (глупец)

3) Тучам солнце не закрыть, войне мир не (победить)

4) Враг моего народа — мой (враг)

5) Смертью героя пал, а Родину не (продал)

6) Герой — за Родину (горой)

7) Кто за меч возьмется, тот от меча (и погибнет)

8) Кто за правду горой, тот настоящий (герой)


7.Подведение итогов. Рефлексия. Оценивание работы учащихся.

  • Был ли полезен для вас урок?

  • Сумели ли мы доказать, что «жизнь ратными подвигами полна»?

  • Что бы вам хотелось узнать еще по этой теме?


8. Домашнее задание:

Подготовить сообщение о героях своей Родины, национальности, семьи.

Форма: презентация, доклад, сочинение, и др.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!