СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру "Что такое Родина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассказать о своей Родине, привить любовь к ней.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру "Что такое Родина"»


ТЕМА: Что такое Родина?

 

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• Первоклассники расширят представления о стране и городе (селе), в котором они живут.

УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: физическая карта России, интерактивная доска, презентация (картины природы, городов, людей разных профессий); видеоаппаратура, фрагмент кинофильма о жизни на Дальнем Востоке; магнитофон, аудиозапись гимна России, песни «Москва! Звонят колокола».

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

— Назовите учебник, с которым мы начали работать.

  • Какие герои будут путешествовать с нами по его страницам?

  • Что мы учились делать на прошлом уроке?

  • Какие слова нам в этом помогали?

 2. Мотивация учебной деятельности

— Откройте стр. 9 в учебнике. Прочитайте название раздела, с которым мы начинаем работать. (Что и кто?)

Учитель рассказывает детям, чему они будут

учиться, изучая этот раздел.

— Сегодня на уроке мы отправимся в воображаемое путешествие по нашей стране. Прочитайте тему урока на стр. 10 в учебнике. (Что такое Родина?)

Прочитайте, что мы сегодня узнаем и чему научимся. (Подумаем и обсудим, что такое Родина и почему она так дорога каждому из нас.)

 3. Работа по теме урока

— Как называется наша страна? Что вы о ней знаете?

  • Россия — самая большая в мире страна. Москва — столица нашего государства (учитель показывает на карте).

  • Она входит в число крупнейших городов мира. В России много всего самого- самого.

  • У нас в стране самые большие и многоводные реки — Обь, Енисей, Волга, Амур, Лена (учитель показывает на карте).

  • Если говорить об озёрах, то у нас в стране находятся и самое большое — Каспийское море, и самое глубокое — Байкал. Лес России составляет четверть всех лесных запасов планеты.

  • Путешествовать по стране мы начнем с Крайнего Севера. Найдите на рисунке его хозяина — белого медведя.

  • Северный Ледовитый океан вместе с островами в нём (учитель показывает на карте) называется Крайним Севером, или Арктикой. «Арктос»— страна белых медведей, а созвездие над ней назвали созвездием Большой Медведицы.

  • Найдите у себя на рисунке Крайний Север.

  • Медведя от суровых морозов спасает толстая шкура и слой жира под ней. Ещё один коренной житель Арктики — северный олень. На рисунке вы видите человека, который едет на упряжке оленей. Такая упряжка называется — нарты (учитель демонстрирует слайд). Во что одет человек? Одежду на Крайнем Севере люди шьют из оленьих шкур. Из этих же шкур люди делают себе жилье — чумы.

  • Несмотря на суровые условия, в Арктике живут и работают люди. Они ловят рыбу, добывают полезные ископаемые, изучают жизнь океана.

  • Поедем на упряжке и окажемся на Дальнем Востоке.

(учитель показывает на карте).

  • Чем заняты люди, живущие на Дальнем Востоке? Основное занятие на этой территории — ловля рыбы.

Учитель демонстрирует фрагмент кинофильма

о добыче крабов на Дальнем Востоке.

  • На рисунке в учебнике вы видите порт. Портовые краны разгружают и загружают суда, которые плывут в разные уголки нашей страны. На одном из таких судов мы отправимся дальше.

  • Мы с вами попадаем в тайгу. В переводе с якутского «тайга» означает «лес». Тайгой учёные называют хвойные леса. Какие деревья здесь растут?

  • В России таёжная зона занимает огромное пространство (учитель показывает на карте). В тайге хранятся огромные богатства. Главное из них — лес. Другое богатство — пушнина. На рисунке у вас в учебнике изображён охотник с собакой. На какого пушного зверя он может здесь охотиться?

Учитель показывает слайды с изображением

белки, соболя, норки, выдры.

— Тайга даёт людям кедровые орехи, лекарственные растения, ягоды и грибы. Недра таёжной зоны богаты алмазами и золотом, нефтью и газом, ценными минералами и рудами. Поэтому рядом с охотником в учебнике изображено нефтехранилище.

  • Двигаясь дальше, вы можете увидеть много разных рек, полей, лесов, деревень и городов. Самый большой из них — Москва.

Учитель включает песню в исполнении

Олега Газманова «Москва! Звонят колокола».

На фоне этой песни показываются слайды с видами

известных памятников и сооружений Москвы.

  • В Москве много предприятий, научных центров, учебных заведений, музеев, театров, спортивных сооружений. Знаменит её Кремль, в котором работают президент России и правительство.

  • В России есть много красивых городов: больших и малых. Один из крупнейших — Санкт-Петербург. Когда-то этот город был столицей России. Сейчас эту северную столицу называют городом-музеем.

Показ слайдов с видами известных памятников

и сооружений Санкт-Петербурга.

  • Каждый город красив по-своему. Даже очень маленький город — самый лучший и самый любимый для тех, кто в нём живёт.

  • Что вы можете рассказать о своём городе (селе)? Какие памятные места города (села) вам известны? Куда бы вы отвели или отвезли гостя, приехавшего к вам? Что бы показали?

  • Подумайте, что вы можете назвать своей малой родиной. Расскажите о своей малой родине соседу по парте. Дома нарисуйте свой город (село) на странице 4 рабочей тетради.

  • Мы с вами побывали в разных уголках нашей страны. Большая она? Как она называется?

  • Слово федерация говорит о том, что в государстве объединено много республик, краёв и областей. В них живут люди разных национальностей: русские, татары, евреи, коми, марийцы, башкиры, карелы, удмурты, буряты, аварцы, осетины, чеченцы, чукчи, якуты, ненцы и другие.

  • У России, как у каждого государства, есть символы — флаг, герб и гимн.

  • Флаги большинства стран составлены из цветных полос одинаковой или разной ширины. Синий, белый и красный — самые распространённые цвета государственных флагов. Рассмотрите изображение флага России в учебнике. В каком порядке расположены полосы на флаге нашего государства?

Белый цвет — берёзка.

Синий — неба цвет.

Красная полоска —

Солнечный рассвет. (В. Степанов)

  • Раскрасьте флаг России на стр. 4 рабочей тетради.

Дети выполняют задание.

—Трёхцветный флаг России учреждён первым российским императором — Петром I.

  • Каждый, кто любит свою страну, с уважением относится и к её флагу.

  • Слово герб пришло из немецкого языка и обозначает — наследство. Фигуры и предметы, изображенные на гербе, в условной форме выражают исторические традиции государства. Гербы найдены на монетах, медалях и печатях государств, существовавших несколько тысяч лет назад. России герб перешёл от Византийской империи. Рассмотрите его изображение в учебнике. На гербе изображен двуглавый орёл — символ могущества государства — со знаками власти в когтистых лапах.

У России величавой

На гербе орёл двуглавый.

Чтоб на запад и восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он — России дух свободный. (В. Степанов)

  • Слово гимн образовано от греческого «гимнос»— восхваление, торжественная песня. Государственный гимн исполняется в особо торжественных случаях: при вручении наград, на встречах с послами других стран. Его слушают стоя.

  • Послушайте исполнение гимна.

Учитель включает запись.

 4. Рефлексия учебной деятельности

— Как называется наша страна и её столица? Какие народы живут в России? Как выглядят флаг и герб России? Что такое для каждого из нас Родина? Почему она дорога для каждого из нас? Какие цели мы ставили вначале урока? Какие достигли?

  • Учитель даёт задание на самопроверку. После его выполнения дети сверяют свой ответ с модульным ответом, который учитель записывает на доске и показывают оценку.

Учитель читает стихотворение В. Степанова «Песня».

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!