СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру "Как узнать человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Цели: учиться определять по поведению людей черты характера.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру "Как узнать человека"»

Урок окружающего мира (человек и человечество) в 4 классе.

Тема: Как узнать человека?

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели: Линия 1: Овладение картиной мира. Учиться определять по поведению людей их черты характера, познакомить обучащихся с таким явлением внутреннего мира человека, как «характер»; создать образные представления о понятиях «черты характера», «оптимист», «пессимист»;

Линия 2: Чувственно-эмоциональное отношение к миру. Учиться определять людей с разными характерами, формировать умение контролировать свое настроение, находить и усваивать способы его сознательной коррекции.

1.Познакомить учащихся с таким явлением внутреннего психологического мира человека как “характер”, научить определять по поведению людей их черты характера. Формировать умение определять, что объединяет людей с разными характерами.

2. Воспитывать стремление к формированию у себя положительных черт характера и к искоренению отрицательных.

Требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся.

Учащиеся имеют первичные представления о понятиях: «характер», «черты характера», «оптимист», «пессимист»; знают, на какие группы можно разделить черты характера, могут указать признак деления; понимают, что, формируя у себя хорошие привычки, они приобретают положительные черты характера.

Оборудование. Раздаточный материал для учащихся, презентация

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД


Ι. Постановка учебной проблемы.


- Здравствуйте, ребята! Сегодня вам предстоит работать по группам. Я уверена, что у вас все получится. Я предлагаю пожелать друг другу успеха. Прикоснитесь ладонями, вот так! Повторяйте за мной: «Мы желаем, друг другу успеха»

2.Постановка проблемы.

Наши герои ребята Илюша и Анюта попали в трудную ситуацию. Они заблудились в лесу. Доктор начал волноваться, но тут они повстречали охотника.

(СЦЕНКА)

- Смотри, какой неприятный! – шепнул Илюша Анюте. – Глаза маленькие, нос крючком. Очень похож на пьяницу из соседнего дома. Наверняка этот охотник такой же злой и грубый.

- Стоп! - Что думает о случайно встреченном охотнике Илюша?

- Что охотник злой и грубый.

Доска - (охотник - злой, грубый)

Охотник: «Вы свернули с тропы и пришли к болоту, вам надо пойти на юг до старой сосны, а потом идти вдоль ручья. Через некоторое время вы выйдете на тропу.

(Он вызвался проводить их до туристической тропы. По дороге он помог Анюте нести рюкзак, рассказывал веселые охотничьи истории, а на прощанье подарил Илюше свисток, сделанный из охотничьей гильзы. (Гильза –трубка для пули, заряда)

- Каким на самом деле оказался охотник?

- Он оказался добрым и веселым.

Доска- (охотник - добрый, весёлый)

- Какое возникло противоречие? ( На первый взгляд охотник показался злым и грубым, а на самом деле он оказался добрым и весёлым. )

- А на что обратил внимание Илюша, когда говорил о том, что охотник злой и грубый. (На внешний вид охотника)

- А чего он не увидел? (внутреннего мира, его личности)

- Взгляните, что получается: внешний вид может быть одним, а внутренний мир совершенно другим.

- Какой вопрос возникает? (Как не ошибиться в человеке? Как правильно понять человека?)

- А чтобы не ошибиться и правильно понять человека, что нам нужно сделать?

- Надо узнать человека!

- Кто-нибудь может сформулировать тему нашего урока?

- Как узнать человека?

- Откройте учебник на с.24 и прочитайте тему нашего урока.

Слайд 1 .(Как узнать человека?)

Слайд 2.

Проблемный вопрос выносится на доску. В графу «Не знаем» (рядом стоит условное обозначение проблемного вопроса)

- Итак, мы не знаем, как узнать человека, значит, какая цель стоит перед нами?

(НАУЧИТЬСЯ УЗНАВАТЬ ЧЕЛОВЕКА) В конце урока мы будем должны получить ответ на этот вопрос.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Версии детей, актуализация знаний.


ДОСКА- .(План действий)

- Я предлагаю составить план наших действий. Как мы будем искать ответ на проблемный вопрос, с чего начнем? Что мы должны сделать вначале, как продолжить и чем завершить. Обычно с чего мы начинаем?

1. Вспомнить то, что известно. (Не вообще, а конкретно по этой теме, т.е какой информацией мы владеем)

- А дальше?

2.Сделать предположения. (т.е. попробуем сами ответить на этот вопрос)

- А дальше? Мы должны будем проверить свои догадки.

3. Проверить предположения.

- А как мы это сможем сделать? (Побеседовать, посмотреть в учебнике)

- Если наши предположения подтвердятся

4. Сделать вывод.

- Ребята, перед нами план наших действий, будем его придерживаться. Значит, пора действовать. Начнем с первого пункта.

– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

– Какое умение формировали?



ΙΙI. Совместное открытие знаний.


Слайд 3.(Работаем в графе «Знаем») доска столбик заполняем постепенно.

- А что мы уже знаем о человеке?

(что у него снаружи? с наружи – тело, лицо; Внутри человека? его душа, личность)

- Что такое личность?(Любой человек обладающий разумом со своими неповторимыми интересами, знаниями, мыслями, привычками, чертами характера.

- А что внутри человека? (Душа, его внутренний мир)

- Что входит в это понятие? (Интересы, увлечения, переживания) слайд 4

- Когда мы обращаем внимание на внешность, мы обращаем внимание на какие признаки человека? (Врожденные)

- Что это – врожденные признаки человека? (То что дано природой)

- А если мы говорим о личности, внутреннем мире, какие это признаки человека? (Приобретенные)

- Итак, мы вспомнили, что мы знаем о человеке на данном этапе

.(План действий)

- Ставим плюс и двигаемся дальше.

4.Версии детей. предположения

Слайд 5 Что вы будете делать, чтобы узнать человека?

Высказывают все: поговорить с ним, пообщаться, узнать какие он совершает поступки, чем интересуется, с кем он дружит, какой у него характер.

Когда всё это можно будет узнать? ( Всё это можно узнать в общении с человеком.)

-А что такое характер? (предположения)

Итак, вы считаете, чтобы узнать человека: нужно с ним общаться, узнать его интересы, увлечения, характер.

- Проверим свои предположения Слайд 6

5. Проверка предположений. Практическая работа. По группам

Выясним, что же входит в понятие характер. - Вы получаете конверты, в этих конвертах слова, обозначающие качества личности, разделите их на две группы по какому-либо признаку.

Доброта обидчивость

Отзывчивость грубость

Смелость вредность

Внимательность хитрость

Трудолюбие жадность

Аккуратность неряшливость

Честность лень

По какому принципу вы разделили слова? Положительные и отрицательные качества.

Проверьте свою работу (зачитываются ) Слайд

- Как вы думаете, могут ли в одном человеке быть качества только из первой группы? - Нет, у всех есть свои недостатки.

- А могут ли быть качества только из второй группы?

- Нет, в каждом человеке есть что-то хорошее.

Вывод: в каждом человеке есть и положительные и отрицательные качества.

Общение – характер – внутренний мир Слайд 7

2)Индивидуальная работа слайд 10

Откройте тетрадь с 14 (М) Попробуйте составить список черт своего характера.

отметьте знаком + положительные черты, а – отрицательные.

Сравните таблички с соседом по парте. У вас получилось одинаково? Нет? А могут быть одинаковые таблички? Вряд ли. Ведь мы все разные. У кого-то больше + , у кого-то есть -. В нас сочетаются совершенно разные качества. Найдите в учебнике на с.24 в последнем абзаце как называется неповторимое сочетание личности человека.

(Ищут и находят – характер) слайд 11

- Это важно – это нужно подчеркнуть.

- А характер – это врожденное качество характер или приобретенное?

- Приобретенное.

- А как распознать характер человека? На что нужно обращать внимание?

Работа в группах (по 1 картинке на группу)

- Давайте потренируемся определять характер. Перед вами иллюстрации знакомых сказочных героев. Попробуйте, одним-двумя словами определить их характер.

Золушка – добрая, трудолюбивая

Лиса – хитрая, плутовка

- А мне лиса кажется доброй, посмотрите какое у нее ласковое лицо, она улыбается, такой хвост пушистый. Карабас – злой, жадный Печкин – вредный, любопытный

- А как вы поняли, что Печкин вредный, у него это что на лице написано?

- Значит, вы обращали внимание не на внешность. А на что? (На поступки)

Какой сделаем вывод? (По поступкам человека судят о его характере)

Слайд 12

Общение – характер – внутренний мир – поступки

Я подчеркнула слово поступки. Почему? Именно поступки! Можно судить о человеке по одному поступку? (Нет. Человек может ошибаться)

Прочитайте текст на с 25-26.

Как узнать какой у человека характер? (можно сделать общаясь с ним, тогда личность человека, его внутренний мир проявляются в словах и поступках)

Прочитайте и объясните пословицу СЛАЙД 13

Вывод: характер человека определяется не по внешности, а по его поступкам

Как Вы думаете, когда человек рождается у него уже есть характер?

- Нет, это приобретенный признак.

- От чего зависит: вырастет ребенок аккуратным или неряшливым, добрым или злым?

- От воспитания.

- Кто повлиял на ваш характер? Каким образом?

- Родители. Говорили, как нужно делать и как нельзя.

- Т.е. передавали Вам свой жизненный опыт

Мы ставим + на третьем этапе урока и переходим к четвертому.

- Что мы должны сделать на четвертом этапе? Разумеется вывод!


Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.


Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.










Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план.)

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.



IV. Самостоятельное применение знаний.

– Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (Почему мы часто ошибаемся, пытаясь понять внутренний мир человека?)

– Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?

Ученики совещаются в группах, и представители от групп предлагают свой вариант решения проблемы. С помощью учителя ученики должны прийти к выводу, что первое впечатление о человеке часто зависит от того, как он выглядит, на кого похож (врождённые признаки), во что одет. По настоящему узнать человека можно только тогда, когда познаёшь его внутренний мир, черты его личности, то есть его характер. Сочетание черт характера у всех разное, во многом зависит от того, как воспитывали человека в детстве.

Где мы можем проверить правильность своих мыслей? В учебнике! С.26 – читаем вывод. Он совпал с нашим?

- Значит, на последнем этапе наша работа завершена.




V. Итог урока.

Работаем в графе «Знаем» ДОСКА

Отлично! Значит, мы можем отнести этот вопрос к тому, что мы уже знаем.

А может первая графа остаться свободной и чистой? Наверное, нет.

- А может быть, у кого-то возник другой вопрос? Чего бы вы еще хотели узнать о характере человека, о его личности?

Например, можно ли изменить свой характер?

Кто такой оптимист или пессимист?

- Я рада, что у вас эти вопросы возникли. Помните на любой вопрос надо искать ответ, а как это делать – вы знаете.

- Конечно, за один урок нельзя дать полный ответ на вопрос: «Как узнать человека?» Всей жизни не хватает для ответа на этот вопрос. Ведь человек – это самое неизведанное.

Итоговая самостоятельная работа:

Отметьте знаком «+» правильны утверждения.

  1. О характере человека можно судить по его поступкам.

  2. Если я оцениваю себя (свой характер, свои поступки и т.д.), то это самооценка.

  3. Можно верно оценить человек с первого взгляда.

  4. Бывают люди с одинаковыми характерами.

  5. Чужое мнение часто бывает ошибочным. Нужно самому составить мнение о человеке.

  6. У ребенка сначала формируется характер, а затем на его основе вырабатываются привычки.

  7. Многие черты характера закладываются в детстве.

  8. Общаясь друг с другом, мы можем оценивать себя и других как личность и сохранять или изменять наши отношения.

- «Моё настроение» - Оцените свое настроение( карточка –смайлик)


.Домашнее задание.





Обязательное для всех: 2 зад рабочей тетради к теме 5, которые не были сделаны в классе. Прочитать текст на с 24-27 и ответить на вопросы. творческое задание: Нарисуй какого-нибудь сказочного героя так, чтобы он в этот момент совершал какой-то поступок (помогал кому-то или мешал, защищал или обманывал и т.д.). Сочини короткую историю о том, почему этот сказочный герой так поступает. Предложи друзьям догадаться, какой характер у этого сказочного героя.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!