СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру. Мастера печатных дел. 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру. Мастера печатных дел. 4 класс»



«Мастера печатных дел»

Тип урока: комбинированный

Цель: создание условий для формирования представлений о роли книгопечатания.

Планируемы результаты:

  • предметные:

- формирование представление о появлении первой печатной книги на Руси, о становлении книгопечатания;

- воспитывать любовь к истории.

  • личностные:

-развивать устную речь;

-развивать умение формулировать свои мысли

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

-формирование уважительного отношения к иной точке зрения, к иному мнению;



Понятия: книгопечатание, первопечатник



Оборудование: презентация, карточки


Этап урока

Время

Содержание

Деятельность учеников

УУД

Орг. момент

Словесный: слово учителя

1 мин

Здравствуйте, ребята!

Ребята в начале нашего урока подарите улыбку друг другу, пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь учебный день.

Проверять готовность к уроку.

Приветствовать учителя

Л: принятие образа хорошего ученика.

Мотива-ционный этап



Метод – словесный;

Приём – инструктаж, фронтальная беседа.

Метод – наглядный;

Приём – демонстрация

2 мин

Русь

И поля цветут,

И леса шумят,

И лежат в земле

Груды золота.

И во всех концах

Света белого

Про тебя идет

Слава громкая.

Уж и есть за что,

Русь могучая,

Полюбить тебя,

Назвать матерью…


Сегодня мы снова совершим путешествие на «машине времени» по страницам истории.

Эмоциональ-ный настрой на урок

Высказывать свое понимание высказывания

Л:самоопределение

К:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Актуализация опорных знаний


5 мин

Ребята, чтобы «машина времени» запустилась, нам необходимо проверить знания по предыдущей теме.

Анализировать речь учителя


П: строят речевое высказывание

Постановка учебной задачи и её решение

Метод – словесный;

Приём – подводящий диалог.



Метод – словесный;

Приём – рассказ.

2 мин

Хотите узнать тему урока? Отгадайте загадку!


Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком,

Разговаривает с нами

Терпеливым языком.

Говорит она беззвучно,

А понятно и нескучно.

Ты беседуй чаще с ней –

Станешь вчетверо умней. (Книга)


Да, мы сегодня будем говорить про книги, но что именно, узнаем, если соберете слово из рассыпанных букв (книгопечатание)


Скажите, что такое книгопечатание? Предположите, о чем мы узнаем в нашем путешествии?

Какие цели перед собой поставим?


Сегодня мы совершим путешествие в первую московскую типографию и узнаем, когда же на Руси стали печатать книги.

Отгадывать загадку

















Собирать слово







Называть тему урока. Ставить цели.



П: строят речевое высказывание

М: высказывание, обоснование своей точки зрения, ориентация в своей системе знаний.

Л:самоопределение

Решение частных задач

Метод – словесный;

Приём – рассказ.

Метод- наглядный

Прием- иллюстрация



Метод – словесный;

Приём – опрос





Метод – словесный;

Приём – рассказ.

Метод- наглядный

Прием- иллюстрация





Метод – словесный;

Приём –рассказ













Метод – словесный;

Приём – рассказ.

Метод- наглядный

Прием- иллюстрация



Метод- словесный

Прием-инструктаж

20 мин

У каждого из вас в портфеле находятся несколько книг. В XVI в. В России такое количество книг, которое имеет каждый из вас, было только у богатых людей государства. Почему?

(Каждая книга писалась годами (от одного до семи лет) и поэтому стоила очень дорого. )

Еще в древности у человека появилась потребность передать свой опыт, знания последующим поколениям. Устно они могли поведать о своих деяниях только своим детям и внукам. А как сделать слово вечным? Несколько тысячелетий назад появилась письменность.


Известно, что раньше люди писали книги вручную. Написать от руки целую книгу невероятно сложно, поэтому в древности книги считались величайшей ценностью.

Какой-нибудь древний монах-переписчик ночами, при свете свечи, сидел над манускриптами (древний или средневековый рукописный свиток), выводя замысловатые буквы.

Перепись книги была очень трудоёмкой и длительной работой.


Вспомните, какой год считается годом рождения книгопечатанья. (1445 год)

Кто первым предложил использовать разборный шрифт? (Немец Иоганн Гутенберг)

Как назывались металлические буквы? (Литеры)


А теперь перенесемся в Россию XVI века. Кто же здесь начал книгопечатанье?


На Руси первый печатный станок сделал тоже Иван. В историю он вошёл как первопечатник Иван Фёдоров, хотя в некоторых напечатанных им книгах подписывался как Иван Фёдорович Москвитин. Что значит первопечатник? Как Вы понимаете это слово? Первопечатник - состоит из двух корней. Каких? ( первый + печатание)


Долгое время Иван Фёдорович жил в Москве, где стал служителем церкви и книжником. Трудно было отыскать книгу, которую бы он не знал. Был он хорошим писцом, мог любую букву нарисовать. Умел искусно резать по дереву. Часто бывая на Пушечном дворе, научился литейному делу. Заходил Иван и к немцам, жившим в Москве. От них узнал о печатных станках, буквах-литерах, с помощью которых немцы печатают книги. И загорелся Иван желанием самому научиться книгопечатанию. По ночам при лучине он принялся делать свои первые буквы. И добился успехов.

Иван Федоров- первый русский печатник. Иван IV (Грозный) в 1553 году приказал строить в Москве особый дом для типографии, но она была открыта только в 1563 году, когда в ней начали работать Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславцев. Через год в 1564 году они выпустили первую книгу «Апостол» (слайд). А мастера Федоров и Мстиславец по праву носят имена первопечатников.


Работа с учебником. ( стр.82-85).

Чтение 1 части текста

Найдите отрывок, где написано описание книги «Апостол». (с.83)

Чтение 2 части текста.

Каково было значение начала книгопечатания в России? (В России стало больше книг, а значит больше грамотных людей)



Как Вы думаете, с какими словами о бережном отношении к книге обратился бы Иван Фёдоров к нам?

Анализировать рассказ



Анализировать рассказ







Анализировать

иллюстрации



Анализировать рассказ




Отвечать на вопросы







Анализировать рассказ


Анализировать

иллюстрации


Анализировать

иллюстрации



Анализировать рассказ



Анализировать

иллюстрации



Анализировать рассказ











Отвечать на вопросы


П: осознанное построение речевого высказывания.

П: осмысленно слушают.





П: осознанное построение речевого высказывания.

П: осмысленно слушают.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.



П: осознанное построение речевого высказывания.









П: осмысленно слушают.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

П: осознанное построение речевого высказывания.


Итог урока.

Оценивание работы учащихся




Метод – словесный;

Приём – беседа.

5 мин


















Что нового мы узнали на уроке? (познакомились с первым русским печатником книг Иваном Федоровым и с другими мастерами печатниками).

Кто такие первопечатники?

Для чего нужно было книгопечатание? (раньше книги писали от руки, это был очень тяжелый труд, не один год уходил на переписывание книг.)


Великую пользу принесло печатное дело. В России стало больше книг, а значит грамотных людей). Сейчас очень много печатается книг. Но мы должны помнить труд людей, который трудились над этими книгами и бережно относится к их труду.


Чем мы можем помочь? (бережно относится к учебникам, собирать макулатуру).


На этом наш урок окончен. Ребята, вы выберите различные профессии, будете приносить пользу людям в разных областях производства, но мне хотелось бы пожелать вам, не зависимо от того, кем вы станете, чтобы вы стали настоящими мастерами своего дела, дела, которое останется в памяти потомков на многие поколения также, как дело Кариона Истомина и Ивана Фёдорова.

Отвечать на вопросы.





















Отвечать на вопросы.

П: строят речевое высказывание

П: строят рассуждения

П: осуществляют синтез

Р:осуществляют итоговый контроль

Рефлексия





Метод – словесный;

Приём – инструктаж.

3 мин

Ребята, сейчас я первой парте дам в руки снежок. Человек, который держит его в руках, рассказывает нам, что ему понравилось и запомнилось на уроке. Правило: говорит только тот, кто держит снежок в руках, а все остальные внимательно слушают! На этом наш урок окончен.

Запишите домашнее задание: Р. т. с.28-30, № 1-4.

* Создай свою страницу букваря так, как это сделали бы авторы букваря в ХVII веке.


Задание под * является дополнительным для тех, кому это интересно.

Спасибо! До свидания

Осуществля-ют: самооценку.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке


П: Контроль и оценка результатов своей деятельности.

Р: Коррекция, контроль



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!