СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру на тему "Водные богатства" 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок знакомит учащихся в водными ресурсами нашей страны. С их образованием, использованием, охраной.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру на тему "Водные богатства" 2 класс»

План-конспект урока по окружающему миру

на тему: «Водные богатства» 2 класс

Методы: объяснительно-иллюстративный (изложение материала); практический (отработка навыка), игровой (отгадывание загадок, помощь Муравьишке), проблемно-поисковый.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока: создание условий для формирования первоначальных представлений детей о водоемах страны, частях реки.

Задачи урока:         

Образовательная: познакомить учащихся с новыми понятиями, терминами и определениями; с разнообразием водоёмов планеты: океанами, морями, озёрами, реками, каналами, прудами, водохранилищами; с частями реки, красотой водоёмов родного края.

Развивающая: развивать мышление, память, внимание, устную речь, способность сопоставлять, анализировать, делать выводы, привитие интереса к предмету.

Воспитательная: воспитывать любовь к родному краю, чувство бережного отношения к его природным «богатствам».

Основные термины и понятия:         исток, русло, устье, притоки.

Личностные результаты:         овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся и развивающемся мире, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Предметные результаты:         формировать понятие река и её части, учить различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию, формировать понятия значимости водоемов в жизни.

Метапредметные результаты:        

Познавательные УУД:

Осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

Регулятивные УУД:

Осознавать задачу, принимать её; стремление к успешному её решению. Планировать свои действия, контролировать и оценивать свою работу.

Коммуникативные УУД:

Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения познавательных задач. Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте ребята! Здравствуйте уважаемые гости!

- Ребята, поприветствуйте наших гостей. Садитесь.

Придумано кем-то, просто и мудро,

При встрече здороваться:

«Доброе утро!»

- Доброе утро солнцу и птицам!

- Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера.

-  Я желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего дня.

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

- Ребята, давайте вспомним о чем мы говорили на прошлом уроке? Проверим ваши знания выполнив тест.

- Проверьте себя по эталону. Поднимите зеленый кружок, у кого нет ни одной ошибки. Слайд.

3.Самоопределение к деятельности. Определение темы урока, цели и задач.

- Определить тему сегодняшнего урока нам помогут загадки. У вас на столе листок с загадками. Работаем в парах. В окошки впишите слово, о чем эти загадки.

1. Кругом вода, а с питьём беда. (Море)

2. Шумит он в поле и в саду,

 А в дом не попадет.

 И никуда я не иду,

 Покуда он идет. (Дождь)

3. Течет, течет - не вытечет, Бежит, бежит - не выбежит. (Река)

4. Не море, не земля,

    На лодке не проплыть,

    И ходить нельзя. (Болото)

- Что общего в наших отгадках?

- Предположите, о чем, мы будем говорить сегодня на уроке?

- Но мы сегодня будем говорить не просто о воде. Прочитайте тему нашего урока в учебнике. Слайд

- Какие задачи поставим на урок? Нам поможет Муравьишка.

1.        Что составляет водные богатства?

2.        Части реки.

4.        Водные богатства нашего края.

4. Изучение новой темы.

- Послушайте стихотворение.

  Если на карту Земли посмотреть,

  Земли на Земле всего одна треть.

  Странный вопрос возникает тогда:

 “Планета должна называться … “Вода?” Глобус

- Посмотрите на глобус. Оттенков какого цвета больше всего?

- Как вы думаете почему?

- Можно ли воду на земле назвать богатством? Почему?

- Ребята, на глобусе синим, голубым цветом обозначена вода, водоёмы. Большую часть занимает вода. Но как бы много ее не было, необходимо беречь.

- Что составляет водные богатства? (Водоёмы)

На какой вопрос урока мы сейчас ответили?

- Ребята, посмотрите в учебник стр.80. Рассмотрим какие же водоёмы бывают.

Дома вы работали с карточкой. Ответим теперь на вопросы учебника.

  1. Когда-то здесь был овраг, по дну которого протекал ручей. Люди утроили запруду, и на этом месте появился? … Пруд

  2. Люди перегородили реку большой плотиной. Вода выше плотины разлилась, и образовалось?  Водохранилище. Сейчас из него берут воду для города. Есть ли водохранилище в нашем городе?

  3. Между двумя реками люди прорыли углубление и пустили воду. Так появился? Канал. Теперь из одной реки на теплоходе можно поплыть в другую.

- Как появились пруд, канал, водохранилище? Их создал человек.

 - Какие это водоемы по способу образования?  Такие водоемы называются искусственные.

- А какие ещё существуют водоемы на земле? (Океан, море, река, озеро, болото)

- Эти водоёмы созданы природой. Как они называются? (Естественные)

- А теперь разделим на две группы водоёмы (Море, Океан, Озеро, Река, Пруд, Канал, Водохранилище.) У вас на столе карточка. Заполним схему. Все водоёмы делятся на ….

Естественные: Море, Океан, Озеро, Река.  

Искусственные: Пруд, Канал, Водохранилище. (На доске карточки с двумя группами)

- Вспомните, что вы уже знаете о реках и морях?

- Как же образуется река? (Несколько ручьев сливаются в один)

- Давайте вспомним, какие части реки вы знаете?

- Откроем учебник на с. 83, рассмотреть схему и прочитать о частях реки.

-Итак, исток – это начало реки. Устье – место, где река впадает в другую реку, озеро или море. У реки 2 берега (левый и правый)

 -Как же определить левый и правый берег реки?  (Если смотреть в сторону течения, то слева – левый берег, с права – правый берег.)  

Притоки – в реку обычно впадают ручейки или другие реки.  Русло – углубление, по которому течет река.

- На парте у вас есть пазл с частями реки, попробуйте теперь собрать его в парах.

- На какой вопрос урока мы дали сейчас ответ?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- Река может быть длинной и короткой, широкой и узкой, глубокой и мелкой. Но, чтобы она не исчезла, в неё всё время должна поступать вода. Река питается дождями и подземными водами. Посмотрим откуда берутся подземные воды и какую роль для рек они играют.

- Сейчас мы проведём опыт.

Возьмём три стакана и поместим в них воронки. В одну воронку насыпаем почву, во вторую – песок, а в третью – измельченную глину. Нальем в каждую одинаковое количество воды.

- Понаблюдайте что происходит? Сделайте вывод.

Вы увидели, что почва и песок пропускают воду, а глина задерживает. Так происходит в природе. Пройдет дождь или растает снег, часть воды испарится, а часть просочится в почву. Капельки воды будут просачиваться в почву до тех пор, пока не встретят слой глины или других пород, которые не пропускают воду. Здесь капли воды будут скапливаться и стекать вниз. Под землёй образуется ручеек. Иногда они выходят на поверхность и место выхода этой подземной воды на поверхность называется родник или ключ. Из родников берут начало ручейки, которые сливаясь вместе образуют реки. Дождевая вода на поверхности земли была мутной, но просочившись сквозь почву, камни и песок очистилась. Обычно в ручейках и родниках вода бывает чистой. Слайд

- А теперь попробуем объяснить, чем отличается озеро от реки. (Вода в нём не течёт, а находится в углублении.)

- А в чем сходство озера и реки? - Озеро, как и река, питается дождями и подземными водами. На озёрах, как и на реках, бывают разливы весной.

- Каждая река и каждое озеро имеют своё название.  Какие реки и озёра вы знаете?

- Какие реки протекают в нашем городе? Ока, Калужка.

- А какие вы знаете озёра России? Байкал, Онежское, Ладожское.

- На какой вопрос урока мы с вами ответили?

- А кто может сказать, какое озеро в России является самым глубоким в мире? (Байкал)

- Правильно, ребята. Наш одноклассник подготовил для вас сообщение.

Озеро Байкал находится в Сибири. Его максимальная глубина в отдельных местах – 1642м. Вода в озере настолько прозрачна, что отдельные камни и различные предметы видны на глубине 40 м. Интересный обитатель озера -  морское млекопитающее - тюлень, или байкальская нерпа.

  1. Закрепление изученного материала.

- А сейчас закрепим наши знания, выполнив задания. Откройте рабочую тетрадь на с. 51

- Выполним первое задание. Что нужно сделать? Взаимопроверка. - Следующее задание №2. Повторим части реки.

- Задание №3 выполним на интерактивной доске, а остальные в своих тетрадях.

-   Итак, ребята. Вода – одно из главных природных богатств человека. Без нее не выживут ни звери, ни птицы, ни растения, ни человек. Вода нужна для утоления жажды, для умывания, вода – это самая большая и удобная дорога. Поэтому воду нужно беречь!

          6. Рефлексия.

- Ребята, давайте вспомним, на какие вопросы мы должны были ответить сегодня на уроке? На все ли мы вопросы ответили?

- Оцените свою работу. Кто для себя открыл сегодня новое, кому было интересно, кто был активным на уроке, возьмите капельку воды и пополните на море знаний этой каплей. На доске.

Спасибо за урок!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!