Конспект урока окружающего мира 1 класс
Тема «Куда текут реки?» Практическая работа 10
Цель: расширить знания о реках и морях, о движении воды из реки в море, о пресной и морской воде.
Планируемые результаты: учащиеся научатся сравнивать реку и море; прослеживать путь воды из реки в море; различать пресную и морскую воду.
Ход урока
Эмоциональный настрой.
- Сегодня у нас урок окружающего мира. На нем присутствуют гости. Поприветствуем их! Теперь поприветствуйте друг друга. Сначала поприветствуйте партнера по лицу: улыбнитесь ему, теперь поприветствуйте партнера по плечу: пожмите ему руку. Пожелайте друг другу успеха.
2. Самоопределение к деятельности.
- Наш помощник муравьишка Вопросик принес две картинки. Помогите ему определить, что на них изображено.
- Как поняли, что на одной картинке изображена река, а на другой море?
- Обратите внимание, как ведет себя вода в реке и в море?
- В реке вода течет в одном направлении.
- Ребята, а вы знаете, куда же течет река?
- На какой вопрос на сегодня предстоит ответить? Сформулируйте тему нашего урока?
- «Куда текут реки?»
- Какие задачи мы перед собой поставим?
1. Определить … куда текут реки.
2. Сравнить … реку и море.
3. Выяснить … различается ли речная и морская вода.
3. Работа по теме урока
- Как вы думаете, чтобы узнать, куда текут реки, что необходимо сделать?
- Надо по реке отправиться в путешествие.
- На чем можно путешествовать по реке?
- На лодках, плотах, кораблях.
- Самым безопасным средством путешествия по реке будет ….? Корабль
- Участники по №1 достаньте и раздайте своим товарищам кораблики.
- Откройте учебник на стр. 66 и рассмотрите рисунок.
- Найдите на нем реку Осётр. Здесь возле небольшого городка установите свои кораблики. Отсюда мы начнем наше путешествие. Каждая команда сейчас проведет свои корабли по пути воды и даст ответ на вопрос: куда текут реки?
Ученики в группах выполняют работу за 1 минуту. (Каждый участник проводит свой кораблик по всему пути)
- Куда впадает маленькая река Осётр?
- Река Осётр впадает в более крупную реку Ока. (река-река)
- Река Ока куда несет свои воды?
- Ока впадает в крупную реку Волга. (река-река-река)
- Где же заканчивает совой путь великая русская река Волга?
- Она впадает в Каспийское море. (река-река-река-море)
- Обсудите в группах и сделайте вывод о том, куда может впадать река.
- Река может впадать в другую реку или в море. (река-река-море)
- Еще, ребята, река может впадать в озеро. (река-озеро)
Физминутка
- Назови, в какую реку впадает река Осётр? (Отвечает тот, кто выше ростом)
- Назови, назови самую крупную реку, которую мы сегодня проплывали. (Отвечает тот, кто ниже ростом)
- Куда впадает река Волга? (Отвечает тот, у кого волосы темнее)
- Муравьишка вопросик хочет понять, чем различаются река и море. Давайте ему поможем. Внимательно посмотрите на эти картинки и выскажете свои предположения, придите к единому мнению, озвучьте его. (1 минута для обсуждения)
Высказывания команд.
Река от моря отличается тем, что в реке видны берега, а у моря нет.
В море - волны, а в реке вода течёт постоянно в одном направлении.
В море воды больше, чем в реке.
У реки есть начало и конец.
- Подумайте, вода морская и речная одинаковая или разная?
- Чем она различается?
- В море вода соленая, а в реке пресная.
Проведем практическую работу.
Как определить, где морская вода, а где речная.
- Что нужно сделать с водой, чтобы это выяснить? (Обсуждение в группах)
- Воду надо попробовать на вкус.
- К каждому стакану прикрепить нужную надпись.
- Кто-нибудь из вас может объяснить, почему в море вода соленая?
- Вода – это отличный растворитель, она растворяет в себе минеральные соли. Вместе с водой они попадают в океан или море. Вода с поверхности океана или моря испаряется, а соль остается в море или океане и придает воде соленый вкус. Пить такую воду нельзя, зато принимать ванны с морской водой очень полезно для организма человека.
- Посмотрите в учебник на стр. 67. Муравьишка Вопросик задумался, можно ли ему искупаться «в море», не выходя из дома? Как это сделать?
- Нужно добавить в пресную воду морскую соль.
- Где взять морскую соль?
- Она продается в магазине.
4. Итог урока
- Чтобы подвести итог, выполним мини проект. Создадим памятку по теме «Куда текут реки?»
.5. Рефлексия
- Оцените свою работу на уроке.
- Я все понял и запомнил.
- Я все понял, но надо еще повторить дома.
- Я ничего не понял и ничего не запомнил.
- Я благодарю вас за работу!