СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру по теме "Русь расправляет крылья" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру по теме "Русь расправляет крылья" 4 класс»

Конспект урока по окружающему миру

4 класс

Тема: Русь расправляет крылья

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Форма проведения: работа в группах

Цель: организовать деятельность обучающихся по изучению и осмыслению новых предметных знаний, умений, навыков о возрождении Руси, о правлении князя Ивана Калиты и присоединении городов Руси к Московскому княжеству.

Задачи формирования УУД.

Личностные: способствовать формированию положительного отношения к процессу учения, к приобретению знаний и умений; способствовать к готовности оценивать свой труд, принимать оценки одноклассников, учителя; воспитывать чувство гордости за свою страну, доброжелательность и толерантность;

Регулятивные: способствовать развитию умения находить нужную информацию из различных источников; умения обобщать данную информацию, умения задавать и отвечать на вопросы; формировать умения двигаться к намеченной цели способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

Познавательные: воспитывать интерес к деятельности; формировать умения видеть проблему и намечать пути ее решения, применять базовые знания для решения конкретной проблемы; продолжать обучение учащихся формулировать тему и цель урока, подводить итог.

Коммуникативные: учить вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению; проявлять доброжелательное отношение к партнёрам, допускать возможность существования у людей различных точек зрения; проявлять терпимость по отношению к высказываниям других.

Планируемые результаты:

Знать: понятия калита, торжище, Кремль, шапка Мономаха.

Уметь: работать с картой, с текстом учебника, уметь соотносить слова с репродукцией к

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 4 класс, посылка (свиток (летопись), таблицы для работы в группах, письмо от археологов), иллюстрации по теме урока, энциклопедии и книги исторического характера для поиска информации, презентация

Слайд 1

Слайд 2 Начать урок я хотела бы словами

Самое важное в изучении истории – знать историю своей страны.

Как вы понимаете это высказывание?

А что мы с вами сейчас изучаем?

(Стук в дверь. Посылка.)

- Ребята, нам пришла посылка с пометкой «срочно». Не будем медлить, откроем. Здесь письмо. (читаю письмо). (до середины)

Здравствуйте, ребята!

Пишут вам археологи из Московского общества истории и древности.

Во время последних раскопок нами была обнаружена важная для истории России находка. Мы прислали её вам.

К сожалению, время не пощадило её. До нашего времени сохранилась лишь часть этого исторического источника.

Мы обращаемся к вам с просьбой помочь нам в восстановлении недостающей части этого исторического артефакта. В помощь вам мы разработали и прислали поисковые задания. Они помогут в поиске необходимого материала.

Всю собранную вами информацию просим направить в Московское общество истории и древностей.

С уважением, учёные - археологи

Достаю свиток. Ребята, как вы думаете, что это?

Что такое летопись?

Летопись (разворачиваю, читаю).

Летопись называется «Русь расправляет крылья».

"Перестали поганые воевать русскую землю, - перестали убивать христиан; отдохнули и опочили христиане от великой истомы и многой тягости и от насилия татарского; и с этих пор наступила тишина по всей …."

(Снова письмо)

Вы хотели бы помочь археологам?

Можете ли вы ответить археологам сразу? Почему? (не хватает знаний).

Какую учебную задачу поставим на урок? (расширить знания об истории Руси)

Каким образом мы можем получить эти знания? (можно прочитать в учебнике, найти информацию в интернете, найти информацию в справочниках, энциклопедиях)

Слайд 3 Сегодня наш класс – это исследовательский центр, а вы – исследователи.

Как вы думаете, какими качествами должен обладать исследователь, чтобы добиться хороших результатов? (быть внимательным, терпеливым, наблюдательным, любознательным).

Вы будете работать в группах. Прежде, чем приступить к работе, давайте повторим правила работы в группе.

У меня есть для вас историческая справка, которая поможет вам окунуться в эпоху того времени. Слайд 5,6

В 1325 году в Золотой Орде погибает московский князь Юрий Данилович. После смерти брата на княжеский престол сел Иван I. Об эпохе правления Ивана Даниловича вам и предстоит узнать, чтобы помочь археологам.

На работу по исследованию у вас будет 10-12 минут. Если у вас возникнут какие-либо вопросы, обратитесь ко мне за помощью. После окончания работы в группах, у вас будет возможность презентовать полученные знания.

По мере отчёта групп презентация и поправки.

1 группа Сергий Радонежский

Биографические данные


Судьбоносная встреча


Новая жизнь и новое имя


Заслуги Сергия Радонежского


Обет молчания


Троице-Сергиева Лавра




2 группа Иван Калита

Биографические данные и годы правления


Прозвище «Калита»


Москва при Иване Калите


Заслуги Ивана Калиты


3 группа Шапка Мономаха

Происхождение Шапки Мономаха (легенды)


Как выглядит Шапка Мономаха



Регалии власти


Место хранения Шапки Мономаха


4 группа Строительство Москвы

Наследство Ивана Калиты


Как разрасталась Москва


Соборная площадь и церкви


Дубовые стены Кремля


Презентация исследований по группам.

Свой отчет учащиеся сопровождают выбранными по их исследованию иллюстрациями. По мере отчёта групп презентация и поправки учителя.

Подведение итогов

Самооценка

Лист самооценки навыков сотрудничества

Фамилия, имя _____________________________________________________

Работая в группе…

Да/нет

Я всегда выслушивал мнение своих товарищей


Я высказывал свою точку зрения


Я был полезен своей группе


Я с удовольствием работал в группе




Давайте вспомним, какую учебную задачу мы ставили на урок. (расширить знания об истории Руси)

Справились мы с этой задачей?

Какой период истории Руси мы изучили сегодня?

Давайте вернёмся к летописи. Она называлась «Русь расправляет крылья». Как вы думаете, почему она имеет такое название?

Теперь мы можем помочь ученым – археологам? Я предлагаю вам творческое домашнее задание по группам. Оформите полученные знания на отдельных частях летописи. А потом мы отошлем их в Московское общество истории и древностей.

Я благодарю вас за плодотворную и творческую работу на уроке. Вы были внимательными исследователями. Благодаря вам урок получился интересный и познавательный.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!