СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру "Свойства воды"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру "Свойства воды"»



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

конструирования урока



ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

Окружающий мир

Класс 2

Тема урока

Значение воды для растений, животных, человека.

Пр. р. Свойства воды



Дидактическая цель

Обучающая:

  • познакомить учеников с богатством природы – водой, ее некоторыми свойствами;

  • познакомить со значением воды в жизни человека;

  • расширять знания o формах существования воды в природе.

Воспитывающая:

  • воспитывать чувства ответственности и бережного отношения к миру природы

  • воспитывать усидчивости, аккуратности, любознательность.

Развивающая:

  • Развивать психические процессы: память, мышление, воображение, внимание, восприятие

  • развивать эстетические представления и художественный вкус учащихся.






Планируемые образовательные результаты

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения



  • развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки,

  • проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий,

  • оценивать себя, границы своего знания и незнания,

  • соблюдать экологическую культуру
















































Регулятивные

  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

  • планировать свое высказывание (выстраивать последовательность предложения для раскрытия темы)

  • умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания;

  • прогнозирование – предвосхищение результата;

  • развитие самостоятельной поисковой деятельности и творческих возможностей;

  • умение анализировать и исправлять ошибки;

  • осуществление контроля по результату.

Познавательные 

  • умение выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез) и делать выводы в результате мыслительных операций;

  • устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений.

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные 

  • сотрудничество с учителем и сверстниками определение способов взаимодействия;

  • умение работать в группе с одноклассниками;

  • формирование собственного мнения;

  • использование речи для регуляции своего действия;

  • умение аргументировать свою позицию, свой ответ;

  • владение монологической и диалогической формами речи.


  • продолжить формирование представлений о воде , составе и свойствах воды ;

  • установить взаимосвязь между водой и человеком;

  • знать, почему вода необходима для жизни на земле,

  • уметь определять признаки воды,

  • уметь проводить несложные исследования,

  • освоить основы экологической грамотности, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей



Решаемые учебные проблемы (учебная задача)

Создание условий для формирования знаний о некоторых свойствах воды, значении воды в природе и для человека, бережном отношении к воде.

Основные понятия, изучаемые на уроке


Вода

Образовательные технологии

 Технология деятельностного метода обучения; технология развития критического мышления ,здоровьесберегающая

Оборудование

иллюстрации; инструкции для выполнения практической работы; оборудование для проведения опытов.

Образовательные ресурсы

Учебник «окружающий мир 2 класс Плешаков,

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

  1. Организационный момент


Мы сегодня будем исследовать и наблюдать,

Выводы делать и рассуждать,

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!





Настраиваются на урок

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действия смыслообразования.

Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


  1. Актуализация знаний. Целеполагание.


 -Давайте вспомним, какую тему мы с вами изучали на прошлом уроке?


-Продолжите моё высказывание: “Воздух нельзя увидеть, но можно почувствовать, если…»



-Вспомните, какие газы входят в состав воздуха? Какой самый важный газ человек использует для дыхания?

-Человек вдыхает …, а выдыхает … .

-Чтобы в нашей комнате был чистый свежий воздух, с большим количеством кислорода, что необходимо делать?


Чтоб здоровье было в норме

Надо воздух освежать.

И проветривать почаще,

Пыль почаще протирать.

Без чего ещё нельзя прожить на Земле?

- Предположите, о чём мы будем говорить на уроке.

-Подтверждение этому мы увидим если разгадаем кроссворд (на доске)

1.Смесь многих газов, которая состоит из азота, кислорода и углекислого газа

2.Снег, дождь, град –одним словом

3.Последний месяц года

4.Самый жаркий материк

Что это.?

-Молодцы, ребята.

-Сегодня мы поговорим о воде.







-Воздух





- Резко взмахнуть рукой, быстро побежать, если дует ветер, а ветер – это движение воздуха

- Кислород. Азот. Углекислый газ

-Кислород

-Кислород, углекислый газ

-Проветривать, убираться





















-Без солнца, воды, тепла.

О солнце, о воде….







-Воздух





-Осадки



-Декабрь



-Африка

-Вода

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: учет разных мнений и стремление в координации различных позиций в сотрудничестве.

Регулятивные: внесение необходимых корректив, осуществление самоконтроля

Личностные: развитие познавательных интересов и учебных мотивов


  1. Работа по теме урока


Трудно найти на нашей планете место, где не было бы воды. Она есть всюду, только в разных количествах и состояниях

Стихотворение о воде

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане,
и в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
в лес туманом заползает.
Ледником в горах зовётся, лентой серебристой вьётся.
Мы привыкли, что вода – наша спутница всегда.
Без неё вам не умыться,
ни наесться, ни напиться!
Смею вам я доложить:
без воды нам не прожить!

Что нового вы узнали о воде из стихотворения?

 -Без воды нам не прожить. С этим не поспоришь. Перед нами сегодня откроется ещё одна страничка знаний. Предлагаю наш класс превратить на время в научный центр, а работать будут три исследовательские лаборатории. Вы – исследователи. Кто знает, кого называют исследователями?



Послушайте, что написано в словаре Ожегова.

Исследователь - Человек, занимающийся научными исследованиями

Правильно ли мы объяснили смысл слова?

-Встаньте те, кто считает, что мы были правы.

- Итак, что будет предметом исследования?

-Слушайте друг друга, советуйтесь, и тогда наша лаборатория сделает правильный точный вывод. Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошей работы и сядьте.



План работы нашего исследования (на доске).

  1. Свойства воды

  2. Превращения воды

  3. Наблюдение за распространением воды в природе.

  4. Изучение вопроса о значении воды для растений, животных, человека.

  5. Обсуждение проблемы загрязнения и охраны воды.

Практическая работа.

Опыт №1

1.Налейте в стакан воду.

2.Поднесите к носу.

Какой сделаем вывод?

Опыт №2

-Предположите, какого вода цвета?

-Что надо сделать, чтобы ответить на этот вопрос?

-И что же вы увидели?

Сравните молоко и воду. Какого цвета молоко. Что вы можете сказать о цвете молока относительно воды.

-Как ещё можно доказать, что вода без цвета?

-Какой сделаем вывод?

На какой вопрос мы ещё можем ответить при помощи опытов?

Опыт №3

- Когда вы пьёте воду, какой у неё вкус?

Вода солёная (нет), сладкая (нет) , горькая(нет), кислая( нет) ?

-Сделайте вывод.

Давайте перейдем к следующему вопросу.



Опыт №4

Вы, наверное, догадались, что у вас в стакане?  Воду можно перелить в банку и обратно.

Почему? 

Какой сделаем вывод? 

Опыт №5

 Всегда ли она жидкая?

Если нальем воду в блюдце и поставим в морозилку. Что произойдет?

-Я дома налила воду в специальную формочку и поставила в морозильник. И вот, что получилось. (Показываю результат)

 Какой сделаем вывод?

Опыт №6

- Протрите пластинку мокрой тряпочкой. Куда делась вода?' 

- Мы говорим “ис-пари-лась”, т. е. превратилась в пар, это и есть газообразное состояние – крохотные капельки, такие маленькие, что их не видно. . Вода – это газ, пар.

- Я благодарю всех выступающих. Давайте сделаем выводы по второму вопросу. Какие превращения имеет вода?

 Давайте перейдем к 3 вопросу.



3. Распространение воды в природе

 Вода в природе в жидком состоянии – это море, река… Продолжите..

Вода в природе в твердом состоянии – это…

Вода в природе в газообразном состоянии – это…

Если дети что-то не назовут, то загадываю загадки:

Заря-заряница
По миру ходила,
Слезу уронила.
Месяц видел,
Солнце скрыло. (Роса)

Крупно, дробно зачастил и всю землю напоил. (Дождь.)

И не снег, и не лед,

А серебром деревья уберет. (Иней)

Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было,
Растворилось молоко,
Стало видно далеко. (Туман)

Белая простыня
По небу плыла. (Облако)

Зимой на земле лежал, весной в реку убежал. (Снег.)

Я – вода, да по воде, же и плаваю. (Лед)

Похож я с виду на горох,
Где я пройду – переполох. (Град.)

Наши исследователи устали. А что делают люди, когда устали?

-Мы отправляемся отдыхать на море.

-Вода может помочь вам отдохнуть.

Физкультминутка


А теперь сядьте поудобнее, расслабьтесь, представьте, что вы оказались на море. Воздух здесь свежий, морской, приятный. Дышится легко и спокойно. Где–то неподалеку слышны переливы воды. Вода то тише, то громче бьётся о берег. Вы входите в воду. Она тёплая и приятная. Оглядитесь. Сделайте глубокий вздох, насладитесь ароматом воды. Почувствуйте, как вместе с этим ароматом к вам притекают силы, энергия и бодрость. Уловите, как ваше настроение улучшается.

Теперь откройте глаза. Еще раз глубоко вдохните морской воздух.

Встаньте и давайте вместе выполним упражнения.

Море очень широко, (Дети широко разводят руки в сторону.)
Море очень глубоко. (Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья, (Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить — нельзя. (Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)

-Давайте перейдем к 4 вопросу.

4. -Значение воды для растений, животных и человека.

Показываю картинки

 -Какого цвета больше на нашей планете, какой кажется земля? 

 -А почему?

-Действительно, голубой цвет – это вода. Поэтому, мы можем сделать вывод, что воды на земном шаре очень много. Это все моря и океаны на нашей планете. Но кроме этого, и участки суши пронизаны множеством голубых нитей. Это большие реки и маленькие речушки. Можно увидеть моря и озера — это все водные запасы Земли. Но в морях и океанах вода какая?

А человеку необходима пресная вода, которая содержится в реках и озерах. А ее не так и много.  Ребята, где мы используем воду?

-Ребята, откройте учебник на странице 52

 С помощью рисунков расскажите, какое значение вода имеет для растений, животных и человека. (Кроме хозяйственных нужд обратите внимание на гидроэлектростанции, перевозку грузов по рекам, отдых на воде и т. д.)

Животные и растения так же не могут жить без воды. А для некоторых из них вода является домом. Например: для рыб, дельфинов. Если бы не было воды, не было бы ничего живого.

(На доске карточка со словами Вода – это

 Значит, вода – это…

(Вешаю карточку “жизнь”)

 Зачем мы должны мыться, закаляться?  Значит вода – это здоровье.

(вешаю карточку “здоровье”)

-По рекам, океанам ходят лодки и корабли. На реках строят гидроэлектростанции. Где получают электричество. Вода – друг и помощник человека. Она удобная дорога.

- Сделаем вывод по 4 вопросу: вода – это жизнь, здоровье, помощник человека.

5.Итак, у нас остался последний вопрос.

-Какая вода нужна людям?

Прочитайте текст на с.53, рассмотрите фотографию и схему.

-Объясните, почему загрязняется вода?

-На что это влияет?

-Как защитить воду от загрязнений?

-Помните, что запасы пресной воды на Земле невелики.

Что делаете вы, для того, что не расходовать воду напрасно?

-Что каждый из вас может сделать, что бы помочь охране воды?






































Учащиеся отвечают на вопрос учителя

 





-Исследователи – это люди, которые хотят быть умными. --Исследователи следят за чем-то непонятным и новым.

























-вода









































-Вода не имеет запаха



















- Рассмотреть воду в стакане.







-Молоко белое, а вода безцветная























-Вода без вкуса

-ВОДА - жидкость, не имеет запаха, не имеет цвета, не имеет вкуса.





Дети демонстрируют

-она текуча

-вода-это жидкость













Исследователи каждой лаборатории рассматривают, держат в руках кусочки льда. )

-Вода, если её заморозить, превращается в лёд. Лед – это вода в твердом состоянии.

-Она испарилась.









-Вода в природе может находиться в трех состояниях: жидком, твердом, и газообразном



















-Океан, лужа, ручей, родник, дождь









































































-отдыхают















































































-Голубой

-эта вода

















-соленая











































- Вода – это жизнь







- Чтобы быть здоровым.































Учащиеся обьясняют почему загрязняется вода, на что это влияет

























-бережно использовать воду

Познавательные УУД:-формировать навыки поисковой, исследовательской деятельности -соотносить информацию, представленную в разных формах; ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;- анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения;-анализировать и действовать с позиции содержания предмета;-самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной деятельности;-осуществлять синтез как составление целого из частей;-планировать и осуществлять информационный поиск в соответствии с поставленной задачей;- Коммуникативные УУД:-строить монологическую и диалогическую речь;-строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей;-слушать и понимать речь других;-с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;-владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.-использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;- -высказывать и обосновывать свою точку зрения. Регулятивные УУД: -сознательно организовывать свою познавательную деятельность;-оценивать свои учебные достижения, поведение;-работать по плану;-выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;-принимать и сохранять учебную задачу;-отличать верно выполненное задание от неверного;-осуществлять самоконтроль;-осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;-определять способы для достижения поставленной цели;-организовать выполнение заданий учителя;-делать выводы по результатам работы;-действовать по алгоритму, правилу;-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем













  1. Домашняя работа

Придумать свою загадку о воде.

Подготовить фоторассказ на тему «Красота воды».











Записывают домашнее задание


  1. Подведение итогов. Рефлексия

-Давайте подведём итоги нашего урока. Вернёмся к доске, где были записаны вопросы, на которые вы хотели получить ответ. На все ли вопросы мы получили ответы?

С помощью кого или чего вы можете найти ответы на оставшиеся вопросы?

-Смогли ли мы решить все проблемы, которые возникали у нас в ходе урока?

-Что удивило вас, что открыли для себя нового?

Продолжите:

Урок мне……, потому что….

Меня удивило……

-Если вам всё было понятно, понравилось работать на этом уроке, я попрошу разукрасить капельку зеленым цветом

-А если у вас возникали трудности, то закрасьте капельку красным цветом, и я буду знать, кому нужна помощь.

Спасибо, вам, ребята! Урок окончен!




















Учащиеся отвечают на вопросы учителя

ПознавательныеРефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Личностные: Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

Коммуникативные: Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!