Актуализация знаний. Целеполагание. -Давайте вспомним, какую тему мы с вами изучали на прошлом уроке? -Продолжите моё высказывание: “Воздух нельзя увидеть, но можно почувствовать, если…» -Вспомните, какие газы входят в состав воздуха? Какой самый важный газ человек использует для дыхания? -Человек вдыхает …, а выдыхает … . -Чтобы в нашей комнате был чистый свежий воздух, с большим количеством кислорода, что необходимо делать? Чтоб здоровье было в норме Надо воздух освежать. И проветривать почаще, Пыль почаще протирать. Без чего ещё нельзя прожить на Земле? - Предположите, о чём мы будем говорить на уроке. -Подтверждение этому мы увидим если разгадаем кроссворд (на доске) 1.Смесь многих газов, которая состоит из азота, кислорода и углекислого газа 2.Снег, дождь, град –одним словом 3.Последний месяц года 4.Самый жаркий материк Что это.? -Молодцы, ребята. -Сегодня мы поговорим о воде. | -Воздух - Резко взмахнуть рукой, быстро побежать, если дует ветер, а ветер – это движение воздуха - Кислород. Азот. Углекислый газ -Кислород -Кислород, углекислый газ -Проветривать, убираться -Без солнца, воды, тепла. О солнце, о воде…. -Воздух -Осадки -Декабрь -Африка -Вода | Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: учет разных мнений и стремление в координации различных позиций в сотрудничестве. Регулятивные: внесение необходимых корректив, осуществление самоконтроля Личностные: развитие познавательных интересов и учебных мотивов |
Работа по теме урока Трудно найти на нашей планете место, где не было бы воды. Она есть всюду, только в разных количествах и состояниях Стихотворение о воде Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! В луже, в море, в океане, и в водопроводном кране. Как сосулька, замерзает, в лес туманом заползает. Ледником в горах зовётся, лентой серебристой вьётся. Мы привыкли, что вода – наша спутница всегда. Без неё вам не умыться, ни наесться, ни напиться! Смею вам я доложить: без воды нам не прожить! Что нового вы узнали о воде из стихотворения? -Без воды нам не прожить. С этим не поспоришь. Перед нами сегодня откроется ещё одна страничка знаний. Предлагаю наш класс превратить на время в научный центр, а работать будут три исследовательские лаборатории. Вы – исследователи. Кто знает, кого называют исследователями? Послушайте, что написано в словаре Ожегова. Исследователь - Человек, занимающийся научными исследованиями Правильно ли мы объяснили смысл слова? -Встаньте те, кто считает, что мы были правы. - Итак, что будет предметом исследования? -Слушайте друг друга, советуйтесь, и тогда наша лаборатория сделает правильный точный вывод. Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошей работы и сядьте. План работы нашего исследования (на доске). Свойства воды Превращения воды Наблюдение за распространением воды в природе. Изучение вопроса о значении воды для растений, животных, человека. Обсуждение проблемы загрязнения и охраны воды. Практическая работа. Опыт №1 1.Налейте в стакан воду. 2.Поднесите к носу. Какой сделаем вывод? Опыт №2 -Предположите, какого вода цвета? -Что надо сделать, чтобы ответить на этот вопрос? -И что же вы увидели? Сравните молоко и воду. Какого цвета молоко. Что вы можете сказать о цвете молока относительно воды. -Как ещё можно доказать, что вода без цвета? -Какой сделаем вывод? На какой вопрос мы ещё можем ответить при помощи опытов? Опыт №3 - Когда вы пьёте воду, какой у неё вкус? Вода солёная (нет), сладкая (нет) , горькая(нет), кислая( нет) ? -Сделайте вывод. Давайте перейдем к следующему вопросу. Опыт №4 Вы, наверное, догадались, что у вас в стакане? Воду можно перелить в банку и обратно. Почему? Какой сделаем вывод? Опыт №5 Всегда ли она жидкая? Если нальем воду в блюдце и поставим в морозилку. Что произойдет? -Я дома налила воду в специальную формочку и поставила в морозильник. И вот, что получилось. (Показываю результат) Какой сделаем вывод? Опыт №6 - Протрите пластинку мокрой тряпочкой. Куда делась вода?' - Мы говорим “ис-пари-лась”, т. е. превратилась в пар, это и есть газообразное состояние – крохотные капельки, такие маленькие, что их не видно. . Вода – это газ, пар. - Я благодарю всех выступающих. Давайте сделаем выводы по второму вопросу. Какие превращения имеет вода? Давайте перейдем к 3 вопросу. 3. Распространение воды в природе Вода в природе в жидком состоянии – это море, река… Продолжите.. Вода в природе в твердом состоянии – это… Вода в природе в газообразном состоянии – это… Если дети что-то не назовут, то загадываю загадки: Заря-заряница По миру ходила, Слезу уронила. Месяц видел, Солнце скрыло. (Роса) Крупно, дробно зачастил и всю землю напоил. (Дождь.) И не снег, и не лед, А серебром деревья уберет. (Иней) Молоко над речкой плыло, Ничего не видно было, Растворилось молоко, Стало видно далеко. (Туман) Белая простыня По небу плыла. (Облако) Зимой на земле лежал, весной в реку убежал. (Снег.) Я – вода, да по воде, же и плаваю. (Лед) Похож я с виду на горох, Где я пройду – переполох. (Град.) Наши исследователи устали. А что делают люди, когда устали? -Мы отправляемся отдыхать на море. -Вода может помочь вам отдохнуть. Физкультминутка А теперь сядьте поудобнее, расслабьтесь, представьте, что вы оказались на море. Воздух здесь свежий, морской, приятный. Дышится легко и спокойно. Где–то неподалеку слышны переливы воды. Вода то тише, то громче бьётся о берег. Вы входите в воду. Она тёплая и приятная. Оглядитесь. Сделайте глубокий вздох, насладитесь ароматом воды. Почувствуйте, как вместе с этим ароматом к вам притекают силы, энергия и бодрость. Уловите, как ваше настроение улучшается. Теперь откройте глаза. Еще раз глубоко вдохните морской воздух. Встаньте и давайте вместе выполним упражнения. Море очень широко, (Дети широко разводят руки в сторону.) Море очень глубоко. (Приседают, коснувшись руками пола.) Рыбки там живут, друзья, (Выполняют движение «Рыбка».) А вот воду пить — нельзя. (Разводят руки в сторону, приподняв плечи.) -Давайте перейдем к 4 вопросу. 4. -Значение воды для растений, животных и человека. Показываю картинки -Какого цвета больше на нашей планете, какой кажется земля? -А почему? -Действительно, голубой цвет – это вода. Поэтому, мы можем сделать вывод, что воды на земном шаре очень много. Это все моря и океаны на нашей планете. Но кроме этого, и участки суши пронизаны множеством голубых нитей. Это большие реки и маленькие речушки. Можно увидеть моря и озера — это все водные запасы Земли. Но в морях и океанах вода какая? А человеку необходима пресная вода, которая содержится в реках и озерах. А ее не так и много. – Ребята, где мы используем воду? -Ребята, откройте учебник на странице 52 С помощью рисунков расскажите, какое значение вода имеет для растений, животных и человека. (Кроме хозяйственных нужд обратите внимание на гидроэлектростанции, перевозку грузов по рекам, отдых на воде и т. д.) Животные и растения так же не могут жить без воды. А для некоторых из них вода является домом. Например: для рыб, дельфинов. Если бы не было воды, не было бы ничего живого. (На доске карточка со словами Вода – это Значит, вода – это… (Вешаю карточку “жизнь”) Зачем мы должны мыться, закаляться? Значит вода – это здоровье. (вешаю карточку “здоровье”) -По рекам, океанам ходят лодки и корабли. На реках строят гидроэлектростанции. Где получают электричество. Вода – друг и помощник человека. Она удобная дорога. - Сделаем вывод по 4 вопросу: вода – это жизнь, здоровье, помощник человека. 5.Итак, у нас остался последний вопрос. -Какая вода нужна людям? Прочитайте текст на с.53, рассмотрите фотографию и схему. -Объясните, почему загрязняется вода? -На что это влияет? -Как защитить воду от загрязнений? -Помните, что запасы пресной воды на Земле невелики. Что делаете вы, для того, что не расходовать воду напрасно? -Что каждый из вас может сделать, что бы помочь охране воды? | Учащиеся отвечают на вопрос учителя -Исследователи – это люди, которые хотят быть умными. --Исследователи следят за чем-то непонятным и новым. -вода -Вода не имеет запаха - Рассмотреть воду в стакане. -Молоко белое, а вода безцветная -Вода без вкуса -ВОДА - жидкость, не имеет запаха, не имеет цвета, не имеет вкуса. Дети демонстрируют -она текуча -вода-это жидкость Исследователи каждой лаборатории рассматривают, держат в руках кусочки льда. ) -Вода, если её заморозить, превращается в лёд. Лед – это вода в твердом состоянии. -Она испарилась. -Вода в природе может находиться в трех состояниях: жидком, твердом, и газообразном -Океан, лужа, ручей, родник, дождь -отдыхают -Голубой -эта вода -соленая - Вода – это жизнь - Чтобы быть здоровым. Учащиеся обьясняют почему загрязняется вода, на что это влияет -бережно использовать воду | Познавательные УУД:-формировать навыки поисковой, исследовательской деятельности -соотносить информацию, представленную в разных формах; ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;- анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения;-анализировать и действовать с позиции содержания предмета;-самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной деятельности;-осуществлять синтез как составление целого из частей;-планировать и осуществлять информационный поиск в соответствии с поставленной задачей;- Коммуникативные УУД:-строить монологическую и диалогическую речь;-строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей;-слушать и понимать речь других;-с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;-владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.-использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;- -высказывать и обосновывать свою точку зрения. Регулятивные УУД: -сознательно организовывать свою познавательную деятельность;-оценивать свои учебные достижения, поведение;-работать по плану;-выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;-принимать и сохранять учебную задачу;-отличать верно выполненное задание от неверного;-осуществлять самоконтроль;-осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;-определять способы для достижения поставленной цели;-организовать выполнение заданий учителя;-делать выводы по результатам работы;-действовать по алгоритму, правилу;-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем |