СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру. Тема: Что такое почва?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру. Тема: Что такое почва?»














Конспект урока по окружающему миру

Для учащихся 3 класса

Тема: Что такое почва?













Разработал: учитель начальных классов

Клименко Олеся Александровна












Цели:

Познавательные:

-Сформировать первоначальные представления о почве;

-сформировать понятие «почва»;

- вспомнить состояниями воды: жидкое, твердое, газообразное;

- повторить состояниях воды; закрепить полученные знания о состояниях воды;

- расширить свойствах веществ.

Воспитательные:

- Экологическое воспитание (формирование бережного и ответственного отношения к природе);

- Эстетическое воспитание (формирование наблюдательности)

- Трудовое воспитание (обеспечивает взаимосвязь умственного и физического труда): формирование у детей умения самостоятельно работать с учебником, с карточками, с плакатом, а также работать в группах, научиться оказывать помощь.

Развивающие:

1) - развивать наглядно – образное мышление через работу с плакатом, карточками;

2) -развитие абстрактно- логического мышления через:

- абстрагирование: формирование понятия «почва»;

- конкретизация:

узнавание на конкретных примерах почвы

- систематизация;

- обобщение:

Привести в логическую систему сформированные представления о почве.

3) развитие речи:

- составление связного рассказа по тексту;

- развитие умения формулировать мысль по вопросу о том, что такое почва

4) развитие памяти:

5) - развитие любознательности путем использования физической карты, плакатов, иллюстраций.

6) развитие наблюдательности:


Оборудование: рабочий стол, классная доска, наглядный материал, учебник «Планета Знаний».




Методы обучения:

- Словесные (объяснение, инструкция, беседа, рассказы, загадки);

- Наглядные (иллюстрации, картинки, фотографии);

-Практические (письменные задания, групповая работа).



План урока:

І Орг. момент 2-3 мин.


  • Приветствие

  • Проверка готовности к уроку

  • Проверка готовности классного помещения

  • Организация внимания



ІІ Основной этап


  • Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

  • Сообщение темы и целей урока 2-3 мин.

  • Усвоение новых знаний 20 мин.

  • Беседа по теме урока 5мин.

  • Психофизиологическая разминка

  • Закрепление новых знаний



ІІІ Заключительный этап 5- 7 мин.



  • Вопросы для контроля усвоения знаний

  • Подведение итогов урока



Ход урока:

1. Организационный момент

У: 1, 2 – выше голова,
3, 4 – плечи шире,
5, 6 – тихо сесть.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.



2. актуализация знаний.


У: Вы должны были подготовить рассказ о профессии, связанной с камнем. Слушаем.

Пересказ темы « как разрушаются камни»


3.Сообщение темы урока У: тему сегодняшнего урока вы узнаете, отгадав загадку Бьют меня ногами, Режут грудь ножами. Каждый хочет растоптать. А я с подарками опять. Д: земля.

У: Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в мешок картофеля. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Чудесная кладовая есть на самом деле. Как она называется?

Д: Это Земля. У: Это слово имеет несколько лексических значений. Назовите мне их. Д: почва, верхний слой коры нашей планеты, поверхность суши, планета. У:

Сказала лопата: - Земля, чтобы рыть.

Ботинки сказали: - Земля, чтоб ходить.

А люди сказали: - Земля, чтобы жить.

А. Тетивкин

У: как понимаете эти слова? Сегодня мы познакомимся еще с одним твердым веществом. Оно создает поверхностный слой Земли. Это почва. Мы узнаем о составе этого вещества, о способах его образования и разрушения. 4. Работа по теме урока

У: Почва – это удивительное образование природы, плодородный верхний слой земли. Почва имеет сложный состав: в нее входят компоненты неживой природы и живые организмы. Толщина почвы бывает разной. В некоторых местах она может достигать нескольких метров, кое-где – всего несколько сантиметров. А в некоторых безжизненных местах, например, пустынях, на голых, каменистых склонах, в Антарктиде, почвы нет вообще.



У: Самое главное свойство почвы – плодородие. Попробуйте объяснить, смыл этого слова, разобрав его по составу и подобрав родственные слова.

У: Почему почва плодородна? Что в ней есть такого, что даст жизнь плодам и растениям?

У: рассмотрим рисунок в учебнике на с. 68. Подумайте и скажите, что такое почва. Какого она цвета? Какое значение имеет для животных и растений? Какие животные живут в почве?

У: Вы хорошо знаете, что многие тайны природы помогают раскрыть человеку опыты. Прочитаем несколько опытов в учебнике на с. 69 и выясним: из чего состоит почва и ее свойство. (табл. Почва)

Опыт № 1. В стакан с землей бросить кусочек сухой земли. Что заметили? Пузырьки.

Вывод: в почве содержится воздух (табл. ВОЗДУХ)

Опыт № 2. Подержать над нагретой почвой холодный кусочек стекла. Он покрылся капельками воды.

Вывод: в почве содержится вода.(табл. ВОДА)

Опыт № 3. Прокаливание почвы. Почувствовали запах, появился дым.

Вывод: это доказывает, что в почве есть перегной (Остатки растений, сухих листьев, останки умерших мелких животных). В одних почвах его мало, в других много. Чем больше, тем почва темнее, богаче питательными веществами.

(Табл. ПЕРЕГНОЙ)

Опыт № 4. Прокаленную почву опустить в стакан с водой. Отстоялась, разобрать слои: песок вверху, ниже глина.

Вывод: в почве есть песок и глина.(Табл. ГЛИНА И ПЕСОК)

Опыт № 5. Сделать три воронки в стаканчики с землей, глиной, песком. Налить воды. Сравнить проходимость воды.

Вывод: почва пропускает воду хуже глины, но лучше песка. (Табл. СОЛИ И МИКРОБЫ)

У: Сделайте большой вывод: что такое почва, из чего состоит? Составим схему я на доске, вы у себя в рабочих тетрадях, с.28 № 2

5. Физкультминутка

Раз – подняться потянуться
Два – согнуться разогнуться
Три – руками три хлопка, головою три кивка
На четыре – руки шире
Пять – руками помахать
Шесть – за парту тихо сесть.

6.Продолдение работы по теме урока.

У: Мы выяснили, из чего состоит почва. Что из этого необходимо растениям? Проитаем на с. 68.

Мы видим, что у многих растений корни уходят глубоко в землю. Корни дышат воздухом, который находится в почве. Из почвы растения берет воду. Вместе с водой растение получает минеральные соли. Соли – питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Солей в почве мало. Но их запас постепенно пополняется благодаря перегною.






У: Что растения получают из почвы?

Почему почву называют кладовой?

Что такое соли?

Как животные повышают плодородие почвы?


У: На прошлом уроке мы говорили о разрушении горных пород. Что получается в результате таких разрушений? Под действием чего разрушаются камни?

Послушайте стихотворение.


Солнце жарко печет,

Ветер больно Гору бьет,

И Вода старается –

Трещин прибавляется.

И заплакала гора:

-Ох, я стара я, ох, стара!

Пожалел Лишайник Гору.

Поселился, лезет в гору.

Трещины покрыла Почва.

Зацвели на ней цветочки.

Загордилась тут Гора:

- Вновь я стала молода!


Что разрушило Гору? Помог ли горе Лишайник?



В трещинах горы от разрушений образовались камешки, песок и глина. Высокие растения с длинными корнями не могли здесь поселиться, так как они не нашли питательных веществ. Но лишайник смог приспособиться. Лишайник вырос, затем сгнил и образовался перегной. Со временем перегноя становилось больше. Так постепенно, в ходе многих лет, песок превращается в плодородную почву, то есть такую землю, где содержится все необходимое для питания растений. Теперь на разрушенной горе смогли поселиться другие растения.


В почве обитает множество крошечных, невидимых простым глазом микробов и бактерий. В одном грамме почвы бывает до 10 миллиардов микроорганизмов и бактерий. Эти микроорганизмы измельчают остатки сгнивших растений, лесной подстилки и животных, которые быстрее сгнивают и превращаются в перегной. Эти микроорганизмы умирают, разлагаются, образуя при этом вещества, которые растение может хорошо усваивать. Получается такой круговорот веществ в природе.



Почву часто называют домом для животных. Здесь можно увидеть насекомых, червей, многоножек, грызунов и зверей.






Одни в почве живут постоянно, другие прячутся от врагов и холода, третьи откладывают яйца для размножения.

Кого можно встретить из насекомых?

Д: Из насекомых в почве можно встретить ос, шмелей, жуков, муравьев. Они постоянно в работе.













Много в почве разных червей. Самые большие труженики среди них – дождевые черви. Они приносят большую пользу. Дождевые черви вылезают ночью в поисках пищи, а днем уползают в землю. Они питаются упавшими, начинающими гнить листьями. Выделения червей являются удобрением для почвы. Черви также рыхлят почву. Через их ходы воздух и вода попадают к корням растений. Продвигаясь под землей, черви пропускают через себя и обогащают ее полезными для растений солями. Ученые установили, что дождевые черви – одни из главных почвообразователей.

Поэтому дождевых червей надо охранять




У: Что вы узнали о жизни дождевых червей из этого рассказа?

-Для чего рыхлят почву?

-В рыхлой почве растениям легче пробиваться к солнцу, а их корням находить питательные вещества.

- Человек в садах, огородах и полях рыхлит почву. А кто этим занимается в природе?

-Кроме дождевых червей в верхнем слое земли живет много мелких животных. Это мыши, кроты, суслики и хомяки. В почве обитает много жуков и муравьев, которые тоже помогают ей.

Чтобы закончить разговор об образовании почвы, прочитайте статью на стр. 68.

Докажите, что в природе все взаимосвязано.


Охрана почв.

- Почва – одно из основных наших природных богатств. Почему? (ответы детей)

Без неё человек не может обеспечить себя продуктами питания и другими необходимыми для жизни предметами. Живые растения берут питание из почвы, тем самым уменьшая её плодородие. Как же сохранить это важнейшее свойство почвы?

Результат обсуждения – таблица.

Неорганические удобрения выпускаются у нас в Пермском крае. Где? Город Березники. Калийный комбинат. (Показ образцов удобрения).

- Почва образуется в природе очень медленно.

Коль почва растет, живая ли она?

Д: да

Образуется почва медленно, а вот разрушается очень быстро.

Один сантиметр почвы в природе образуется за 250-300 лет. Слой в 20 сантиметров – за 5-6 тысяч лет. Поэтому к почве надо относиться бережно.

Но почва разрушается, как любые твердые вещества. Какие силы природы могут разрушать почву? ( Вода – размыть, ветер – сдувать.)

Что разрушает почву? (Ответы детей)

У: Почву может постичь эрозия – разрушение.

Выступлении е детей про разрушителей почвы

Приложение 1

Большой вред почвам может принести вода. Во время сильных дождей или быстрого таяния снега весной почва не может впитывать всю выпавшую на неё воду. Она начинает стекать под уклоном, смывая и унося сначала верхние, а затем более глубокие слои почвы. Так образуются овраги. Люди ведут борьбу с оврагами: обсаживают их склоны, вершины деревьями и кустарниками, засевают травами. Чтобы замедлить скорость потока воды, а значит, и уменьшить смыв почвы, на дне оврага ставят запруды из камней, бетона или дерева. Вблизи оврагов не пасут скот, не распахивают почву. Если овраг находится на пахотном поле, то почву распахивают на некотором удалении от оврага и обязательно поперек склонов. Если не укреплять овраги, вода всё больше будет размывать их дно и склоны. Овраги всё время будут “расти”, отнимая от полей, огородов, садов плодородные почвы. Там, где не ведут борьбу с оврагами, бывает, что после одного ливня овраг увеличивается на 15–20 м. Не случайно длина некоторых оврагов достигает нескольких километров.

Приложение 2

Другой враг почвы – ветер. Сильные ветры могут унести слой почвы толщиной до 25 см. После такой работы ветра на участках долгие годы не растут растения. Там, где ветер угрожает почвам, через определенные промежутки высаживают лесные полосы, сеют траву.

У: Почва требует ухода. Сильно изношенные и истощенные почвы могут “заболеть”, т.е. они могут утратить свою жизнедеятельность, перестанут плодоносить.

В Конституции нашего государства записано: “Все землепользователи обязаны рационально, т.е. разумно, целесообразно использовать почву, бережно относиться к ней, повышать её плодородие”.

Это интересно.( читает ученик)

Растения помогают определять, какая почва. Если встретились заросли печёночницы благородной, значит, почва здесь плодородная, богатая перегноем. Пышно разросшийся подорожник говорит об очень кислой почве. На ней нельзя вырастить высокий урожай большинства культурных растений. В такую почву надо внести известь или её хорошо удобрить золой. Если среди сорняков растут вьюнок полевой, клевер, такая почва не требует известкования. Здесь хорошо будут расти овощные растения. Там, где растут черемуха, дуб, почва хороша для выращивания садовых растений.

У: Часто человек наносит вред почве. Во время строительства нарушается верхний слой почвы. Во время испытаний различных видов оружия на полигонах земля заражается радиоактивными отходами. Уничтожая леса, человек обедняет почву, делает ее мертвой. Даже вы не подозревая об этом, вредите почве, когда разводите костры.

Человек, понимая, что наносит вред почве, вынужден заботиться о ней.




7. Итог урока


Отгадайте кроссворд.






8. Домашнее задание: стр. 68-70, читать, отвечать на вопросы (проверь себя), задание в рабочей тетради.

Спасибо за урок!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!