СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе "В царстве грибов".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование ценностного отношения к окружающей природе, через осмысление отличительных признаков царства грибов от других царств.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру в 3 классе "В царстве грибов".»

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Конспект урока

Данные об учителе: Невоструева Наталья Анатольевна.

Предмет: Окружающий мир.

Класс: 3.

Учебник (УМК): «Школа России», А.А. Плешаков.

Тема урока: В царстве грибов.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: формирование ценностного отношения к окружающей природе, через осмысление отличительных признаков царства грибов от других царств.

 Задачи:

образовательные:

  • актуализировать знания обучающихся о грибах;

  • сформулировать правила сбора грибов;

  • создать условия для усвоения знаний о грибах, как объектах живой природы;

  • различать части гриба;

  • приводить примеры съедобных и несъедобных грибов.

  • расширить знания о ядовитых грибах

развивающие:

  • содействовать формированию критического мышления;

  • развивать наблюдательность, внимание, познавательный интерес;

  • развивать умение анализировать, обобщать и сравнивать;

  • создать условия для развития коммуникативных умений.

воспитательные:

  • воспитывать умение дружить и взаимодействовать;

  • создать условия для проявления у учащихся самостоятельности, инициативы, активности;

  • способствовать формированию стремления выполнять правила поведения в природе и участвовать в её охране.


Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

Знания: узнают о наличии царства грибов;

узнают разновидности грибов;

узнают грибы, занесенные в Красную книгу;

Умения: научатся находить и перечислять части гриба;

научатся классифицировать грибы на две группы: съедобные и несъедобные;

Навыки: учащиеся приобретут навык различения грибов-двойников.

IIуровень;


II уровень;


II уровень;

II уровень;


II уровень;



II уровень.

Регулятивные

Уметь определять и формулировать цель на уроке;

понимать учебную задачу урока;

высказывать своё предположение;

контролировать свои действия в процессе выполнения задания и исправлять ошибки, делать выводы, отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

II уровень;


III уровень;

II уровень;


III уровень;




II уровень.

Познавательные

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

уметь выделять необходимую информацию;

уметь анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности, делать выводы.

II уровень;


III уровень;

II уровень;

II уровень.

Коммуникативные

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; 

уметь слышать, слушать и понимать речь других;

уметь работать в группе;

уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;

II уровень;


II уровень;


II уровень;

II уровень.

Личностные

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

уметь проявлять самостоятельность, личную ответственность;

иметь положительное отношение к изучению окружающего мира;

иметь мотивацию к учебной деятельности.

III уровень;




III уровень;


III уровень;


III уровень.

Основные понятия

Царство грибов, грибница, съедобные грибы, несъедобные грибы.

Межпредметные связи

Изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные


- А.А. Плешаков «Окружающий мир. Учебник.

3 класс»;

- наглядный материал в распечатанном виде (таблица «Царства», схема строения гриба, картинки съедобных и несъедобных грибов );

- раздаточный материал в распечатанном виде;

- видео осеннего леса;

- презентация по уроку.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах.


I. Мотивационно-целевой этап.

(1 слайд - пустой)

- Добрый день, ребята! Давайте поздороваемся друг с другом улыбкой. Меня зовут Наталья Анатольевна, и я рада, что сегодня познакомлюсь с такими замечательными ребятами. Улыбнёмся нашим гостям и друг другу. С хорошим настроением начинаем урок. А сейчас давайте сядем так тихо, как падают первые ноябрьские снежинки.

- Нам предстоит сделать много новых открытий. Поэтому будьте внимательны.

(2 слайд – лес видео)

- Я не просто так пришла с корзинкой.

Я хочу пригласить вас сегодня в лес.

В добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес.
Если внимательны будете, дети,
Чудные тайны откроете эти.

- Да, прямо на уроке, давайте представим, что мы с вами гуляем по лесу.

- Что мы видим в лесу? Кого мы можем встретить в лесу?

(3 слайд – лес картинка)

- Посмотрите на этот удивительный мир природы. Какие здесь красивые бабочка, птица. К какому царству мы можем их отнести? Посмотрите, что мы еще здесь видим? …

- По каким признакам вы отнесли … к царству … ?

- Давайте вспомним признаки царства растений.

Растения:

- Неподвижны

- Растут всю жизнь

- Питаются

- Вырабатывают кислород

- Имеют зеленую окраску

- Способны к фотосинтезу

- Есть стебель, корень, ветки, листья

- Умирают

- Какие признаки царства животных вы знаете?

Животные:

- Растут

- Питаются

- Дышат

- Размножаются

- Двигаются

- Умирают


Бактерии:

- Можно рассмотреть только под микроскопом

- Вот я гуляла с корзинкой и нашла такой красивый гриб.

- Давайте подумаем, к какому же царству мы можем отнести этот грибочек.

(Прикладываю)

- Куда же отнести грибы?

- Кто сможет сформулировать тему урока (В царстве грибов)?

(4 слайд – царства картинка)

II. Ориентировочный этап.

(5 слайд)

Знаю (спросить больше)

Хочу узнать

Узнали

- Что мы уже знаем про грибы?

(6 – 10 слайды – вопросы)

- А все ли мы знаем о грибах? Что еще можем узнать о них?

Что … ?

Из чего … ?

Какие … ?

Как … ?

Где … ?

Что такое грибы?

Из чего состоит гриб?

Какие бывают грибы?

Как размножаются грибы?

Где растут грибы?

- А какие же вы знаете грибы? (в таблице ЗНАЮ)

III. Поисково-исследовательский этап.

- Грибы - это живые организмы. (Побеседовать по вопросам)

- Что общего у всех этих грибов? (Шляпка и ножка – это тело гриба, грибница)

(11 слайд – строение гриба)

- А ответ на вопрос, что такое грибница вы найдете на 112 странице учебника.

- Для чего нужна грибница? Кто прочитает?

- Из чего состоит гриб?

- Ребята, а вы знаете, что некоторые грибы дружат с определенными деревьями? Кто сможет назвать таких друзей?

(12 слайд – сказка о грибах и деревьях) (Прочитать загадочно)

Грибы всегда жили по соседству с деревьями. Но однажды деревья обиделись на них, сказав, что грибы воруют у них питательные вещества и срастаются с их корнями. Так их дружба прекратилась.

Прошло время. Деревья стали хуже расти, чахнуть, а ещё каждый год засыпала их осенняя листва и горы листьев добрались до макушек деревьев.

Поняли деревья, что совершили ошибку и попросили прощения у грибов. Грибы их простили, и всё стало по - прежнему. Но секрета своей важности для деревьев грибы так и не открыли. А деревья до сих пор мучаются в догадках, почему же им стало так плохо без грибов?


- А может быть, вы сможете ответить на этот вопрос?

- Где мы можем найти ответ на этот вопрос?

- Да, в учебнике на стр. 112.

- А еще, ребятки, ученые называют грибы разрушителями, потому что они питаются мертвыми организмами и разлагают их.

- Так почему деревьям плохо без грибов? Какой сделаем вывод?

Вывод: Грибы помогают расти деревьям. Они доставляют воду и перерабатывают остатки живых организмов.

(13 слайд – корзинка пустая)

- А сейчас я вам предлагаю прогуляться по лесу и собрать грибочки в нашу корзинку. Но для этого нужно подготовиться.

Раз, два, три, четыре, пять,
Будем слева мы грибы искать,
А потом посмотрим вправо,
А может грибы есть под ногами,
Будем по лесу гулять
И грибочки собирать.

- Ребята, скажите, какие грибы нужно собирать в лесу?

- А давайте сейчас наполним нашу корзинку!

(14 слайд – корзинка с грибами)

- Почему не взяли мухомор и т.д.?

- А вы знаете, что некоторые ребята пинают такие грибочки. Стоит ли так делать? (Нет, т.к. эти грибы являются лекарством для многих диких животных, например, мухомор для оленей и лосей служит лекарством, которое помогает им избавиться от глистов).
- А что еще нужно помнить, когда собираешь грибы?

- Как же собирать грибы? (Одни ученые говорят: "Гриб надо не выдергивать, а срезать". Другие - наоборот: "Срезать нельзя! Срезанная ножка гниет и заражает грибницу. Грибы надо выкручивать из своего гнезда". Ну что тут сказать? При срывании плодового тела грибница не выдергивается из земли, а обрывается в том месте, где она переходит в ножку. Так можно аккуратно выкручивать грибы, можно срезать их ножиком).

- Ребята, а давайте теперь проверим, какие грибы собрали мы с вами?

- Почему мы можем ошибиться и взять несъедобный гриб? (Есть грибы двойники)


IV. Практический этап.

- Сейчас я предлагаю вам поработать в группах и стать знатоками сбора грибов.

- Сначала, давайте вспомним правила работы в группах.

(15 слайд – правила работы в группе)

- Каждая группа получить свое задание с пошаговой инструкцией и табличку-помогайку, которую нужно заполнить. После выберите одного выступающего. Обязательно оцените свою работу в группах по критериям, которые даны здесь же на листочках.

- Работу в группах завершим по моему хлопку.

(Только тут разрешить им работать!)

Работают. Проверка.

(16 – 23 слайды)

1 группа

1. Открой учебник на стр. 114.

2. Прочитай тексты про белый гриб и желчный гриб.

3. Заполните таблицу-помогайку.

Признаки

Белый гриб

Желчный гриб

(ложный белый)

Съедобный или несъедобный

да

нет

Цвет шляпки снизу

Белый или желтоватый

Розовый

Цвет сеточки на ножке

Белый

Чёрный

Цвет мякоти на срезе

Белый

Розовый

4. Выберите ученика из вашей группы, который расскажет всю эту информацию перед классом.

5. Напишите имена участников группы и поставьте всей группе отметки.

Критерии отметки:

1. Всё правильно определили – 5. 2. Не все признаки нашли – 4. Затруднялись выполнить данную работу – 3.

Имена и отметка:


2 группа

1. Открой учебник на стр. 114.

2. Прочитай тексты про опёнок осенний и ложноопёнок кирпично-красный.

3. Заполните таблицу-помогайку.

Признаки

Опёнок осенний


Ложноопёнок кирпично-красный

Съедобный или несъедобный

Да

Нет

Цвет шляпки снизу

Желтоватый

Тёмный

Кольцо на ножке есть?

Да

Нет

Цвет и запах мякоти на срезе

Мякоть _________. Запах ________________.

Мякоть _________. Запах ________________.


4. Выберите ученика из вашей группы, который расскажет всю эту информацию перед классом.

5. Напишите имена участников группы и поставьте всей группе отметки.

Критерии отметки:

1. Всё правильно определили – 5. 2. Не все признаки нашли – 4. Затруднялись выполнить данную работу – 3.

Имена и отметка:


3 группа

1. Открой учебник на стр. 114.

2. Прочитай тексты про шампиньон и бледная поганка.

3. Заполните таблицу-помогайку.

Признаки

Шампиньон

Бледная поганка

Съедобный или несъедобный

Да

Нет

Цвет шляпки снизу

Розовый или фиолетовый

Белый

Есть мешочек на ножке?

Нет

Да

4. Выберите ученика из вашей группы, который расскажет всю эту информацию перед классом.

5. Напишите имена участников группы и поставьте всей группе отметки.

Критерии отметки:

1. Всё правильно определили – 5. 2. Не все признаки нашли – 4. Затруднялись выполнить данную работу – 3.

Имена и отметка:


4 группа

1. Прочитайте информацию с дополнительного листочка про лисички и ложные лисички.

2. Заполните таблицу-помогайку.

Признаки

Лисичка

Ложная лисичка

Съедобный или несъедобный

Да

Нет

Края шляпки

Волнистые

Ровные

Поверхность шляпки

Гладкая

Шероховатая

Растут группами?

Да

Нет

Запах

Приятный фруктовый запах

Запах гнили

3. Выберите ученика из вашей группы, который расскажет всю эту информацию перед классом.

4. Напишите имена участников группы и поставьте всей группе отметки.

Критерии отметки:

1. Всё правильно определили – 5. 2. Не все признаки нашли – 4. Затруднялись выполнить данную работу – 3.

Имена и отметка:


- Какой можем сделать вывод? (Многие съедобные и несъедобные грибы очень похожи, поэтому детям можно собирать грибы только со взрослыми).

Обсуждение.

- Ребята, как вы думаете, где могут вырасти грибы? (Грибы растут по всюду: в лесу, в парках, скверах, садах, в поле, на лугах, в пустынях, в горах, в почве, на пнях, корнях и стволах деревьев (их даже называют грибами паразитами, то есть, живут на живых организмах и питаются за их счет).

- Ребята, а можно ли найти гриб дома, который вырос сам?

- А недавно нашла такой гриб у себя дома.

(24 слайд - плесень)

- Кто догадался, как он называется.

- Встречали его дома? Где?

- Можно ли употреблять пищу, пораженную плесенью?

- Можно ли назвать плесень шляпочным грибом?

- Исследуем эту загадку с помощью микроскопа.

(25 слайд – видео про плесень под микроскопом)

- Кладем плесень на предметное стекло микроскопа. Что вы видите, ребята? (Нет шляпки)

- Черные точки – это головки со спорами, которые образуются на концах пушка. Когда споры созревают, головки лопаются. Потоки воздуха разносят эти споры по всему помещению. Поэтому никто плесневые грибы не сажает, они сами вырастают на забытом кусочке хлеба, в немытой кастрюле. Ученые отнесли плесень к грибам, потому что она размножается спорами, как и все грибы.

- Ребята, скажите, как размножаются все грибы?

(26 слайд – Все грибы размножаются спорами)





V. Рефлексивно-оценочный этап.

(27 слайд)

- Ребята, нашли ли мы ответы на вопросы, поставленные в начале урока. (По таблице).

- Посмотрите, мы собрали не только полную корзинку грибов, но еще и полную корзинку знаний. (28 - 29 слайд)

- А в жизни, когда нам могут пригодиться все эти знания?

- Посмотрите на нашу корзиночку знаний, над чем нам надо поработать дома, чтобы она была действительно полной? (30 слайд – Д/З)

- Ребята, что вас удивило сегодня на уроке?

- За что бы вы себя похвалили?

(31 слайд – видео лес)

- Ребята, так приятно было сегодня прогуляться по лесу, еще раз погрузиться в этот удивительный мир природы.

- Какое у вас настроение?

- У меня тоже отличное настроение.

(32 слайд) - Спасибо вам за урок, ребята! Мне было приятно с вами поработать.

8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!