СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе "Про кошек и собак"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру во 2 классе "Про кошек и собак"»


Государственное образовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Пархоменковский учебно-воспитательный комплекс № 30»


Конспект урока

по окружающему миру

во 2 классе





Тема. Про кошек и собак

Цель урока: познакомить с некоторыми породами кошек и собак их особенностями и роль в жизни человека; развивать мышление: умение сравнивать, анализировать, делать выводы; повторить правила ухода за кошками и собаками; воспитывать бережное отношение к домашним питомцам и чувства ответственности за них.


Оборудование и материалы: картинки кошек и собак, видео «За что кошки любят людей», карточки с кроссвордом, карандаши, костюмы кошки и собаки.


Тип урока: комбинированный.



Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель:

– Дети,  вам  тепло?  (Да!)
– В  классе  светло?  (Да!)
– Прозвенел  уже  звонок?  (Да!)
– Уже  закончился  урок?  (Нет!)
– Только  начался  урок? (Да!)
– Хотите  учиться?  (Да!)
– Значит  можно  садиться!


Прозвенел звонок,

Начался урок.

На столе в порядке

Книжки и тетрадки.

А ещё необходимо нам внимание:

Без него не получить новые знания.


2. Повторение изученного материала.

Ребята напомните мне, о чем вы говорили на прошлом уроке? Животные живого уголка

Посмотрите на картинки и назовите животных. (Морские свинки, волнистые попугаи, аквариумные рыбки, черепаха)

Что их объединяет? (Животные живого уголка)

Для чего содержат этих животных? (Животные живого уголка радуют глаз, создают хорошее настроение, украшают жильё.)





3. Актуализация знаний. Постановка целей и задачей урока.

Введение в тему урока

Чтобы узнать тему нашего урока выполним задание 1 на карточках

Что же у вас получилось?



Учитель: Как вы думаете, какая будет тема нашего сегодняшнего урока?

(Открываю доску, название на доске: Про кошек и собак)


Учитель: Действительно, сегодня мы будем на уроке изучать кошек и собак.

Похлопайте в ладоши те, у кого эти животные есть дома?


Как вы считаете, какие задачи стоят перед нами? Что мы должны узнать о них?


Учитель: Итак, действительно нам предстоит расширить представлений о кошках и собаках; познакомиться с правилами ухода за кошками и собаками; учиться бережному отношению к домашним питомцам и чувству ответственности за них.


4. Работа по теме урока

Учитель: Вы видели когда-нибудь кошку?

Выходит девочка в костюме кошки


И мохната, и усата.

Хвост пушистый, полосатый.

Днём на кресле тихо сплю.

Ночью мышек сторожу. (Кошка).

— Что ты, кошка, сторожишь?
— Сторожу у норки мышь!
Выйдет мышка невзначай
Приглашу её на чай!

— Почему ты плачешь, киска?
— У меня пустая миска!
Съела я кусочек сала,
И теперь мне грустно стало.
— Почему же стало грустно?
— Потому, что было вкусно!

Какое стихотворение на уроке литературного чтения мы учили о кошке?


Учитель: Вы видели когда-нибудь собаку?

Выходит девочка в костюме собаки

•Я верный человека  друг.
Имею множество заслуг.
На цепь привязан во дворе.
Зимою сплю я в конуре.
Охочусь с другом на волков.
Пасу на пастбище коров.
Бегу по тундре вековой
в упряжке, снежною зимой. 
Я в мире лучшая служака.
Кто я? Ты угадал  -  
(Собака)

Учитель: Это дикие или домашние животные?

Учитель: Почему?

Учитель: Действительно, мы заботимся о наших питомцах. А как именно? Что мы делаем для них?

Учитель: Они все одинаковые?

Учитель: Чем же они отличатся друг от друга?

Учитель: Действительно, они разные, как и мы с вами и среди кошек и собак есть свои герои, свои рекордсмены.


Поговорим о кошках.


(Фотографии кошек различных пород)

Посмотрите, какие из этих пород вам знакомы?


Откройте учебники на с.84. Найдите второй абзац, прочитает вслух…остальные следят по своим учебникам.


Какие породы кошек изображены в учебнике?


Рассказ учителя.

На свете около 200 пород кошек.

В разные времена в разных странах по-разному относились к кошкам.

В Древнем Египте кошку боготворили, оказывали ей всяческие почести. Случайное убийство каралось большим штрафом. Если кошка умирала сама, то её оплакивали, осыпали высушенными мышами.

А вот в Европе к кошкам было противоположное обращение, её преследовали, особенно не везло чёрным котам: полагали, что они приносят в дом несчастье.

На Древней Руси хозяйственные качества кошки впервые оценили церковнослужители. И поставили под защиту церковного закона.

К кошкам относились по-разному, кто-то любил, кто-то боялся и прогонял. Конечно же кошка не богиня, но и не ведьма, а обыкновенный зверь, но с необыкновенными качествами.

Все кошки хорошие охотники. Они одинаково хорошо видят днём и ночью. У домашней кошки долгая и славная история. Когда люди начали заниматься земледелием, зерно свозили в хранилища, тут-то и набросились на добро мыши и крысы. Чтобы избавиться от них человек приручил кошку. У кошки очень тонкий слух. Она слышит даже малейший шорох, который производят мыши, и тотчас настораживается. Кошка очень чистоплотна и часто умывается. А знаете, почему? Кошки вылизывают не столько грязь, сколько… собственный запах. Иначе добыча по запаху может почувствовать опасность и скрыться. Кошка - свободолюбивое животное. Её не стоит принуждать делать то, чего она не хочет.


Рассказ учителя

У кошки есть свой «язык», состоящий более чем из 15 слов и множества интонаций. Есть звуки выражающие жалобу, просьбу, зов, удовольствие, вопрос.


Послушайте язык кошек (аудиозапись)


Кошке важно как можно больше двигаться и играть.

Есть обычай, когда переезжают в новый дом, то первой пускают кошку.

А знаете ли вы, чем кормят кошек.

Основная пища для кошки – мясо, рыба, кисломолочные продукты, каши. Кошкам надо давать яблоки, цветную капусту и другие овощи и фрукты. Кормить кошку надо в одно и то же время, из одной и той же посуды.


Учитель: Итак, всегда ли мы выполняем это?


Гимнастика для глаз.

Кошки – хорошие охотники на мышей. Сейчас вам предстоит попробовать себя в роли кошек. Нужно проследить за мышкой одними глазами, не поворачивая головы.


(Учитель водит указкой, на кончике которой находится мышка)


Глазки отдохнули, теперь отдохнём сами.



Наш Барбос встаёт на зорьке

И к реке сбегает с горки.

Он весёлую зарядку

Любит делать по порядку.

Для начала: бег на месте,

Лапы врозь и лапы вместе.

Тренировка для хвоста,

А потом бегом с моста.


VIП. Продолжение темы


Поговорим о собаках



Послушайте язык собак(аудиозапись)


Собака – наш верный друг, прирученный человеком ещё в каменном веке. Считается, что предок домашней собаки – волк. Он был первым животным, которого человек принял в свой дом около 20 тысяч лет назад. Первобытный человек постоянно боялся за свою жизнь. Он прислушивался к каждому шороху. Собака же слышит то, чего не слышит человек, чувствует запахи. Постепенно человек приручил собак пасти и охранять стада овец и коров, помогать охотникам выслеживать и отстреливать дичь, стеречь государственную границу, водить по улицам людей, потерявших зрение, служить биологам, спасателям и космонавтам, играть с детьми – всего не перечислишь.

- С течением времени человек вывел различные породы собак. В настоящее время их насчитывается около тысячи.


Все породы собак можно разделить на 3 группы.

(Служебные, охотничьи, декоративные)

Внимание задание

Я показываю фото собаки, у некоторых из вас карточка со стихотворением о какой - то породе. Ваша задача выйти к доске, если ваше стихотворение совпало с фотографией.

Вам нужно каждому прочитать стихотворение на карточке про себя. По атласу – определителю найти эту породу и выйти к доске. Далее необходимо обобщить результаты и подготовить выступление.


1 группа. Охотничьи


2 группа. Служебные


3 группа. Декоративные




Лайка лает на зверей,

На охоте всех сильней

И поэтому она

На охоте так важна.



Золотая нянька – колли.

Нянчит все

По доброй воле.

От опасности любой

Заслонит детей собой.



От хвоста и до макушки

Элегантные игрушки.

Как его увидят люди,

Говорят с улыбкой:

- Пудель!


Такса длинная умна,

Такса умная длинна.

Для того, чтоб лазать в норы,

Приспособлена она.



Это – дог с телёнка ростом

И держать его непросто.

Но у тех, кто держит дога,

Смелость вырастет намного!






Вот кудрявые болонки,

Голос тоненький и звонкий.

Вечно просятся на ручки –

Избалованные штучки!


Этот пёс зовётся сеттер

И летает он, как ветер.

Сеттер ходит на охоту,

Как хозяин на работу.



Овчарок любят все на свете.

Их знают взрослые и дети

Они покой наш охраняют,

Людей в беде не оставляют.




Интересная порода

Под названьем – пекинес.

В мире их не так уж много,

Как растёт к ним интерес.



Вот – прыгучий фокстерьер,

Он легко берёт барьер,

Будто где-то в серединке

У него сидят пружинки!



Доберман умён, силён

И хорош в учении,

И в хозяина влюблён

До умопомрачения!




Вот чау-чау – рыжий ком,

Собака с тёмным языком,

Как будто проглотила

За завтраком чернила!

Конец формы


Все охотничьи собаки выведены для охоты на зверей. Среди охотничьих собак есть крупные, а есть и совсем маленькие, такие как таксы. Коротенькие лапы и длинное туловище помогает им залезать в норы и выгонять лис.

Служебных собак специально обучают в «собачьих» школах специалисты кинологи.

Декоративные собаки для дома.


Давайте попробуем разгадать кроссворд. Все приготовили карточки и ручки.



А ещё люди выделяют добрых и умных собак. Сейчас вы посмотрите фильм о добрых собаках.


5. Закрепление.

Правила ухода за кошками и собаками.

Четвероногие друзья живут вместе с нами и нуждаются в нашей заботе, ласке, внимании.


Учитель: (А.Дмитриева “Бездомная кошка”).

Однажды я встретил бездомную кошку:
– Как ваши дела?
– Ничего, понемножку…
– Я слышал, что Вы тяжело заболели…
– Болела.
– Так, значит, лежали в постели?
– Лежала на улице много недель
Бездомной, мне некуда ставить постель.
Подумала я: “Странно, что в мире огромном
Нет места собакам и кошкам бездомным”.
– Вы слышите, кошка? Пойдемте со мной –
Темнеет, и значит, пора нам домой!
Мы шли с ней по улице гордо и смело –
Я молча, а кошка тихонечко пела.
О чем она Пела? Возможно о том,
Что каждому нужен свой собственный дом.


Учитель: О чем же пела кошка?


Учитель: В отличие от диких животных, кошки и собаки нуждаются в нашей заботе и любви. Помните об этом, когда вы берете животное в дом. Ну, а если же кошки и собаки живут у людей, которые их любят, то часто они становятся похожими на своих хозяев.


Если вы заводите домашнее животное, то вы должны знать правила содержания и ухода за животными.

  1. Надо иметь миску для воды и миску для еды.

  2. Кормить взрослых животных нужно 2-3 раза в день.

  3. Надо расчёсывать животных специальной щёткой или гребнем.



  1. У животного должно быть своё место в доме.


Необходимо помнить всегда

- Постарайтесь никогда не забывать слова писателя Антуана Сент-Экзюпери: «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил».

- Животных надо любить. Но при этом надо помнить, что домашние животные произошли от диких зверей, и могут быть опасны.

От каких именно?

Поэтому надо знать правила общения с домашними животными.
• Нельзя трогать кошек и собак, когда они едят. А так же если с ними находятся их детеныши.
• Нельзя гладить незнакомых собак, подходить к собаке, сидящей на привязи.
• Нельзя убегать от собаки. Этим вы приглашаете собаку поохотиться за убегающей дичью.
Собаки и кошки могут быть опасны для человека.
• Они могут вас сильно поцарапать и искусать. Известны даже случаи, когда кошка лишала человека глаза.
• От кошек и собак людям предаются болезни – лишай, чесотка, бешенство.
Бешенство – очень опасная болезнь, которая может возникнуть от укуса животного. От нее можно даже умереть.
Поэтому, после того, как вы погладили кошку или собаку. Обязательно надо помыть руки с мылом. Если же вас укусила кошка или собака, надо обязательно сказать взрослым.
- А что делать, если собака все-таки собирается напасть, может помочь твердо сказанное «Фу!», «Стоять!» или «Сидеть!»
Самое чувствительное место у собаки – нос. Иногда достаточно попасть в него, чтобы собака убежала.



6. Итог урока

- Что узнали интересного о кошках и собаках?
- Что нужно сделать, если вам хочется погладить чужую собаку?
- Можно ли убегать от собаки?
- Какие вы помните правила общения с животными?
- Что нужно сделать, если собака напала на вас? - Что вы узнали о кошках? Опасны ли они?


7. Домашнее задание.

1.Подготовить красивые рисунки кошек и собак.

2. Найти в дополнительной литературе интересные факты о жизни кошек и собак. Написать сочинение-повествование


8. Рефлексия

Учитель: С каким настроением вы уходите с урока? У вас на партах лежат карточки, обведите карточку с вашим настроением.


Учитель: Спасибо всем за работу! Хотелось бы закончить наш урок словами всеми известного кота – кота Леопольда “Ребята, давайте жить дружно!”


Викторина «Угадайте, о каких котах идет речь»
• Эти шалунишки играют в кошки-мышки. (Том и Джерри)



• Он кот – звезда экрана.
Практичен, мудр и деловит.
Сельскохозяйственными планами
На всю Россию знаменит. (Матроскин)



• Как-то однажды кот стал главным в лесу. Как это вышло? Взял в жёны лису.
• Отчество этого кота? (Котофеевич)



• Его любимая фраза: «Ребята! Давайте жить дружно!» (Леопольд)








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!