СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку 3 класс УМК «Школа России» Тема: «Единственное и множественное число имён существительных»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока разработан по программе УМК "Школа России" 3 класс. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку 3 класс УМК «Школа России» Тема: «Единственное и множественное число имён существительных»»

Конспект урока по русскому языку

3 класс

УМК «Школа России»

Тема: «Единственное и множественное число имён существительных»

Цель: создать условия для знакомства с  понятием об изменении имен существительных по числам, способствовать  развитию мышления, устной  и письменной речи.

Задачи урока:

Образовательные: дать понятие об изменении имён существительных по числам;

учить употреблять число имён существительных, употреблять в речи формы единственного и множественного числа;

Развивающие: развивать умение выстраивать правило по схеме, наблюдательность, речь;

Воспитательная: прививать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;     формировать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • определять грамматический признак имен существительных – число;

  • изменять имена существительные по числам.

Метапредметные:

использовать специальную терминологию;

работать с разными видами информации ­ в текстовой форме, таблицы, схемы, правил,).

уметь высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом.











Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. (А. И. Куприн)

-Ребята, как вы думаете, как можно понять данное высказывание, которое написал А.И. Куприн? (Тот, кто хорошо знает русский язык, грамотно владеет им, у того он и звучит красиво.)

-Ребята, а вы хотите также грамотно, красиво владеть русским языком?

-Отлично, тогда на уроке, слушайте внимательно, будьте старательны!

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии.

-Ребята, вспомните, пожалуйста, что вы знаете об имени существительном?

- Что обозначает имя существительное? (предмет)

- На какие вопросы отвечает? (Кто? Что?)

-Имена существительные, которые пишутся с заглавной буквы называются… (собственные)

-Имена существительные, которые пишутся со строчной буквы называются… (нарицательные)

-Посмотрите, пожалуйста на данные картинки, запишите в столбик то, что на них изображено.

-Прочитайте, пожалуйста

-Скажите, слова, которые вы записали, обозначают один предмет или много? (один)

(учитель открывает картинки находящиеся во втором столбике)

-Запишем слова во второй столбик.

3.Выявление места и причины затруднения.

-Чем отличаются эти слова?

-У нас вами возникло затруднение.

-Какие имена существительные обозначают один предмет?

-А какие имена существительные обозначают несколько предметов?

4. Построение проекта выхода из затруднения.

-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (о числах имён существительных)

-Ребята, как вы считаете, а для чего вам важно изучить эту тему? (для того, чтобы грамотно владеть русским языком)

-Отлично, вспомните высказывание А.И. Куприна, он говорил такие же слова.

-Поэтому вы хотите узнать эту тему?

-Давайте составим цель урока. (Узнать, как изменяются по числам имена существительные)

-Предлагаю вам составить план действий, пользуясь опорными словами - на доске:

Узнаем….(как изменяются имена существительные)

Научимся……(определять число имен существительных)

-Ребята, данную тему мы с вами пройдем, играя по станциям: 1-Узнавайка, 2-Тренируйка, 3-Закрепляйка. А путеводителем по станциям у нас сегодня будет «Незнайка из страны чудес»

5. Реализация построенного проекта.

-Ну что же, перейдем на первую станцию «Узнавайка». Наш «Незнайка» просит вас выполнить одного из вас одно задание, Миша пойдем к доске, ты поработаешь индивидуально сейчас. Тебе необходимо распределить указанные слова по данным полям. Работай стилусом, чистыми руками, не стуча по экрану.

А вы ребята, будете работать в группах. Первая группа будет из 2 человек, вторая группа из трех человек. Прежде чем начать задания, вспомним правила работы в группе.

-Пододвиньте пожалуйста карточки под номером 1.

Вам необходимо сравнить первую пару слов, подумать на что указывает та часть слова, которая подчеркнута. А затем, на основе этого, дополнить остальные пары слов и указать их число.

Туфля-туфли, ягода-……….., море-………., улицы-…….. .

-Итак, Миша ты выполнил задание правильно. Миша распределил слова по группам один предмет и много предметов. Миша в каком же числе могут употребляться имена существительные? (В единственном и во множественном числе).

-Ребята, когда мы с вами будем определять числа имен существительных, то вам нужно запомнить, что число имен сущ. Пишутся сокращенно, вот так: ед.ч.,мн.ч., пишем простым карандашом над словом.

-Верно, ребята какую оценку мы поставим Мише? (5)

-Ребята, а для чего мы сейчас узнали это? (Для того, чтобы мы поняли, на какие числа имён существительных бывают)

-Поднимите руку те, кому было понятно сейчас, какие числа имен существительных существуют.

-Проверяем задания в группах.

Проверка под документ-камерой.

-Итак, посмотрим на группы слов. Какое предположение вы сделали? На что указывает та часть слова, которая подчёркнута? (Если в словах меняется окончание, то изменяется форма слова или если слово изменяется по числам, то меняется форма слова.)

-Конечно же, все верно выполнено на карточке у группы. Проверьте остальные, пожалуйста.

-Отодвиньте карточки на край стола, наведите порядок на столе.

-Как вы оцениваете работу каждого из участников группы? Почему? Какую оценку вы поставите друг-другу?

-Ребята, а для чего мы сейчас узнавали об этом? (Для того, чтобы знать правило о том, что если слово изменяется по числам, то меняется форма слова).

-Вы большие молодцы, полностью прошли первую станцию, Незнайка вас благодарит за ваш труд!

Предлагаю вам отдохнуть.

Физ-минутка

Игра «Один – много»

-Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Один- много». Для этого вам нужно встать из-за своих парт.

Правила игры таковы: если я называю слова в единственном числе, то вы хлопаете в ладоши. Если я называю слова во множественном числе, то вы топаете. Готовы?

Дом, город, машины, улица, цветы, книги, деревья, мама, школа, класс, дети.

-Молодцы. Садитесь на места.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

-А мы переходим на вторую станцию «Закрепляй-ка».

-Вам предстоит выполнить задание в парах. Пододвиньте к себе карточки под номером 2.

-Вам необходимо в паре составить небольшое предложение, в которое необходимо включить слово, которое вам дано. А затем, у этого слова сверху простым карандашом написать число.

Мама, моряки, лиса.

-Прочитайте, пожалуйста слово, с которым нужно составить предложение, определите его число, а затем прочитайте получившееся предложение.

-Спасибо вам большое за ваши красиво составленные предложения.

-Отодвиньте карточки на край стола.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

–А теперь мы переходим к следующей станции: «Закрепляй-ка».

-Пододвиньте карточки под номером 3.

-Сейчас мы поработаем самостоятельно. Выполните задание по карточкам.

Задание: Вставьте пропущенные буквы. Напишите рядом с каждым именем существительным это же имя существительное, но в другом числе.

бинты – бинт

снга - ___________

пчла - __________

грда - _________

мрозы- __________

учник - ___________

2.Проверка в парах

-Поднимите руку те, кто выполнил все без ошибок? Вы можете поставить себе «5». Вы все большие молодцы! Отлично справились с работой.



8.Рефлексия учебной деятельности.

-Вспомните, пожалуйста, какую цель урока вы ставили в начале?

-Мы достигли этой цели?

Продолжите фразу

Сегодня на уроке:

*я узнал…

*я научился…

*было интересно…

-Ребята, спасибо вам за активное участие на нашем уроке. Урок окончен!










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!