СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку для 11 класса на тему  "Знаки препинания при цитатах. Сочетание знаков препинания"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:  Знаки препинания при цитатах. Сочетание знаков препинания.

 

Цели: повторить основные способы цитирования; повторить пунктуационное оформление цитат; научиться правильно ставить знаки препинания при их стечении; повторить нормы орфоэпии, систематизировать; воспитание языкового чутья; воспитание языкового чутья.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование: схемы

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку для 11 класса на тему  "Знаки препинания при цитатах. Сочетание знаков препинания"»

Урок №____ Дата__________

Тема: Знаки препинания при цитатах. Сочетание знаков препинания.


Цели: повторить основные способы цитирования; повторить пунктуационное оформление цитат; научиться правильно ставить знаки препинания при их стечении; повторить нормы орфоэпии, систематизировать; воспитание языкового чутья; воспитание языкового чутья.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование: схемы.



Ход урока.

I. Орфографическая разминка.

— Выделите корни слов, объясните правописание безударных гласных в корнях.

Залезать на дерево - зализать рану, запевать куплет – запивать лекарство, навевать сны - навивать локоны, ударился оземь - созревает озимь, полоскать белье - поласкать ребенка, посветить фонарем - посвятить жизнь искусству, спешить жить - спишите примеры, частота посещений - чистота помыслов, развевается стяг - развивается действие, посидеть на лавочке - поседеть от переживаний, цветы увядают - увидать чудо, примерять платье - примирять врагов, шумят и пенятся валы - устало брели волы, проредили ростки на клумбе - зарядили ружья.

II. Проверка домашнего задания.

1. Взаимоопрос по темам «Прямая, косвенная и несобственно-прямая речь», «Диалог».

2. Взаимопроверка упражнения 508.

III. Работа по теме урока.

1. Изучение § 103.

— Что такое цитата?

— Как оформляются цитаты в письменной речи?

— Есть ли разница в оформлении стихотворных цитат и прозаических?

— Как обозначается пропуск слов в цитате?

— Как правильно указать автора?

— Как оформить эпиграф?

(Для справок: слова, употребляемые не в своем обычном значении, используемые в ироническом смысле, впервые предлагаемые или, наоборот, устарелые и необычные, выделяются кавычками.)

2. Выполнение упражнения 509 — устно с комментированием знаков препинания при цитатах.

3. Работа в тетрадях.

- Запишите предложения, грамотно их оформите.

1. Пушкин уверяет:

На всех стихиях человек -

Тиран, предатель или узник.

2. Добролюбов уверен, что «…над всеми этими лицами тяготеет одна и та же обломовщина…».

3. Все мы помним начало пушкинского романа: «Мой дядя самых честных правил…».

4. Автор статьи указывает, что в «золотой фонд мировой литературы вошли такие произведения, как "Война и мир"».

(Учитель обращает внимание на постановку двойных кавычек: кавычек-елочек «», которые являются внешними, и кавычек-лапок " " - внутренних.)

4. Анализ предложения.

Не только песен нет, куда девался сон (узнал бессонницу и он!); все подозрительно, и все его тревожит... (И. Крылов).

— Объясните сочетание знаков препинания (скобки, восклицательный знак, точка с запятой).

— Какие еще сочетания знаков препинания вам встречались?

5. Работа с учебником.

— Прочитайте § 104, ответьте на вопросы.

— В каких конструкциях ставятся рядом вопросительный и восклицательный знаки?

— С какими знаками сочетаются: тире? скобки? кавычки? многоточие? Выполните упражнение 514: часть 1 - устно объясните знаки
препинания; часть 2 - письменно (выпишите предложения, где есть сочетание знаков препинания, объясните их графически или словами).

IV. Закрепление.

Работа у доски и в тетрадях: записать предложения, объяснить постановку знаков препинания графически.

История открытий, изобретений, история техники, которая облегчает жизнь и труд людей, - вот, собственно, история культуры (М. Горький).

Да разве так можно говорить о близком человеке?!

Надоело мне ваше «За ответом приходите завтра»!

Овсяников придерживался старинных обычаев не из суеверия (душа в нем была довольно свободная), а по привычке (И. Тургенев).

V. Итог урока.

VI. Домашнее задание.

1.§104.

2. Составить пять предложений с сочетаниями разных знаков препинания (или выписать из СМИ, из произведений художественной литературы).







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!