СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку «Имя существительное»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

- формирование общего понятия об имени существительном

- знакомство с именем существи­тельным как частью речи;

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку «Имя существительное»»

Конспект урока по русскому языку «Имя существительное»

Сакута Е. А.

2 класс

Предмет: русский язык

Тема урока: Имя существительное.

Тип урока: открытие нового знания

Цели урока:

- формирование общего понятия об имени существительном

- знакомство с именем существи­тельным как частью речи;

Задачи:

  • учить различать предмет и слово как часть речи;

  • учить соотносить вопросы кто? и что?;

  • показать различие между одушевленными и неодушевленными существительными;

  • определить тематические группы, в которые могут входить одушевленные и неодушевленные существительные;

  • развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать;

  • развитие речи, памяти, мышления, орфографической зоркости, наблюдательности, умения работать в сотрудничестве с другими.

Регулятивные УУД :

осуществлять пошаговый контроль деятельности, планировать своё действие в соответствии с поставленной целью.

Познавательные УУД:

научить распознавать имена существительные, самостоятельно подбирать имена существительные по группам, находить одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, использовать специальную терминологию при определении части речи.

Коммуникативные УУД :

вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Личностные УУД:

формирование познавательной потребности, умение оценивать свои действия, выполнять задания в соответствии с целью.


Оборудование:

  • школьная доска

  • компьютер;

  • проектор;

  • ручка, тетрадь

  • демонстрационный материал;

  • карточки для работы в группах


Планируемые результаты:

  • обучающиеся научатся распознавать имена существительные, различать одушевленные и неодушевленные имена существительные,

  • научатся различать предмет и слово как часть речи; учащихся осознают, что слово способно называть все в окружающем мире (слово – название предмета)

  • научатся соотносить вопросы Кто?Что?;

Форма проведения урока: деловая игра «Детективное агентство».

Технологии обучения:

  • деятельностный метод,

  • проблемное обучение,

  • практическая работа

Методы и формы:

  • объяснительно-иллюстративный,

  • проблемный,

  • работа по учебнику, игра, практическая работа,

  • самостоятельная работа, соревнование

Формы обучения: фронтально-индивидуальная, групповая

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

  3. Целеполагание. Постановка учебной задачи.

  4. Открытие нового знания.

  5. Физминутка.

  6. Применение нового знания. Развитие умений.

  7. Работа в группах. Самостоятельная работа.

  8. Рефлексия

  9. Итог урока.

  10. Самооценка. Мишень настроения.


Ход урока.


I. Организационный момент.


В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет вас своим теплом, но и придаст сил и уверенности в знаниях.

Расшифруйте формулу успеха: осанка-улыбка-настроение-старание-результат.

- Что необходимо ученику на уроке, чтобы добиться успеха?

- А для этого нужно сесть красиво, правильно положить тетрадь и взять ручку.


II. Актуализация знаний.


1. Вводная беседа.

  • Кто такой детектив?

  • Какими качествами должен обладать хороший детектив?

По ходу ответов детей появляется запись или вывешивается плакат на левой стороне доски:

  • иметь зоркий глаз;

  • уметь слушать и слышать;

  • быть внимательным.


- Сегодня я предлагаю вам превратиться в детективов, а наш класс будет называться так: (вывешивается табличка)

ДЕТЕКТИВНОЕ АГЕНТСТВО

Интересно, кто станет лучшим сыщиком?


2. Чистописание.

Работа со скороговоркой (письмо по памяти; определение однокоренных слов)

Каждый хороший детектив ведет журнал, в котором записывает, как проходит расследование. Мы тоже будем вести такой журнал. Откройте тетради и запишите число.

Послушайте скороговорку и повторите её:

Проворонила ворона воронёнка.

- Какой звук произносится звонче других? (р)

- Что вы знаете про этот звук? (Звонкий, непарный согласный)

- Какой буквой обозначается этот звук? (Буквой Р.)

- Вы конечно поняли, какую букву мы сегодня напишем на минутке чистописания. (Р, р)

- Начинаем писать сверху вниз, ведем наклонную вниз, не доходя до конца линейки, закругляем влево. Возвращаемся наверх и пишем закругленный элемент.

- Начинаем писать наклонную вниз, отрываем, возвращаемся наверх, чуть ниже по наклонной вправо пишем, закругляем, ведём вниз и, не доходя до нижней строки линейки, делаем закругление вправо. Продолжите написание букв до конца строки

- Пропишем заглавную и строчную буквы Рр в соединении.

- Ещё раз повторим скороговорку. Сейчас вы по памяти запишите эту скороговорку в тетрадь, (проверка предложения на доске)

- Найдите грамматическую основу предложения. (Один ученик выходит к доске и выполняет задание, остальные дети пишут в тетрадях)

- Ребята, скажите, чем интересны слова в этом предложении? (похожи)

- Как называются слова, в которых есть общая часть? (однокоренные)

Выделите корень в этих словах (ворон)

Вы успешно справились с заданием и теперь все зачислены в детективное агентство.


III Целеполагание. Постановка учебной задачи.


  • Итак, в наше детективное агентство поступило срочное сообщение:

потерялась часть речи. Что будем делать? (Собирать информацию.)

  • Какие у вас возникли вопросы?

Как называется?

На какие вопросы отвечает?

Что обозначает?

Это и есть цель нашей деятельности.

Мы:

  1. познакомимся с новой частью речи;

  2. узнаем, на какие вопросы она отвечает и что обозначает;

  3. а также научимся распознавать ее среди других слов.


IV Открытие нового знания.


1. Составление фоторобота (работа в тетрадях и на доске).

На центральной части доски вывешивается табличка ФОТОРОБОТ

- Замените одним словом:

  • Движение воздуха - ... (ветер).

  • Буря на море - ... (шторм).

  • Сильный ветер со снегом - ... (метель).

  • Порывистый ветер- … (вихрь)

  • Ненастье с громом и молнией - ...(гроза).

Обозначьте и объясните орфограммы.

Найдите среди этих слов слово,

  • в котором букв меньше, чем звуков;

  • все согласные звуки являются мягкими;

  • состоящее из одного слога;

  • с безударной гласной в корне.

Прочитайте еще раз записанные слова. Что вы можете сказать о них? (Отвечают на вопрос что? и обозначают явления природы.)

На центральной части доски появляются таблички

ЧТО? ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ

2. Физкультминутка. Игра «Внимательный детектив».

Дети по команде учителя изображают животных:

  • Зайчики! (Скачут.)

  • Раки! (Отходят назад.)

  • Лошадки! (Топают ногами.)

  • Птицы! (Машут руками.)

  • Цапли! (Стоят на одной ноге.)

  • Человек! (По этой команде дети садятся на места.)

  • Как можно назвать слова этой группы?

- На какой вопрос они отвечают?

На доску вывешиваются таблички

КТО? ЖИВОТНЫЕ И ЛЮДИ

- Запишите слова по памяти

(Проверка с доски.)


3. Работа в группах по инструкции.

- Прочитайте слова на карточках.

- Задайте вопрос кто? или что?

- Исключите лишнее.

- Дайте названия группам слов:


1 2 3 4

Страх ножной доктор морковь

Радость ножницы летчик земляника

Печаль грабли плотник дерево

Унынье кисть повар ромашка

Любовь пила космонавт лен


- Поставьте вопрос к словам третьего столбика. (Кто?)

- Такие имена существительные называются одушевлённые.

- Поставьте вопрос к остальным словам. (Что?)

- Такие имена существительные называются неодушевлённые.

Назовите с вопросами сначала одушевлённые, потом – неодушевлённые имена существительные.

- Кто сформулирует правило? (бывают одушевлённые и неодушевлённые, отвечают на вопросы кто? и что?)


Отчет групп:

1-я группа- «Чувства», 2- я группа «Инструменты»,

3- я группа- «Профессии», 4-я группа- «Растения»

И все вместе это… (табличка ПРЕДМЕТЫ)


Итак, юные детективы, что мы можем сказать о потерявшейся части речи по ее фотороботу?

На доске к этому времени выстроилась схема


ЧАСТЬ РЕЧИ

ЧТО? КТО?

ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ ЖИВОТНЫЕ

ЧУВСТВА ЛЮДИ

ИНСТРУМЕНТЫ

ПРОФЕССИИ

РАСТЕНИЯ

ПРЕДМЕТЫ


- Что обозначают? Предмет. Учёные после долгих споров условились считать, что главное значение этих слов – значение предмета. Мы спрашиваем кто? о живых существах, что? – о вещах. Но вопрос что? Может быть задан и о буре, и о погоде, и о мысли, и о добре или злобе. Всё это тоже можно считать предметами, вещами.


- Как же называется часть речи, которую мы так долго искали?

- Вы узнаете, правильно прочитав шифрограмму.

3, 4, 1, 5, 12, 10, 2, 5, 13, 6, 3, 13, 2, 7, 11, 8, 9, 2.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Я

Е

И

М

С

В

Л

Н

О

Щ

Ь

У

Т

Имя существительное (вывесить на доске – вместо  таблички ЧАСТЬ РЕЧИ)

Всему название дано – и зверю и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету.

И всё, что может видеть глаз,-

Над нами и под нами,

И всё, что в памяти у нас,-

Обозначено словами.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

ЧТО?

ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ                                            КТО?

ЧУВСТВА                                                               ЖИВОТНЫЕ

РАСТЕНИЯ                                                             ЛЮДИ

ИНСТРУМЕНТЫ

ПРОФЕССИИ


- Послушайте, как об этом говорит наш профессор Иван Иванович Самоваров, сравните с правилом в учебнике. (Работа с электронным пособием)

- Прочитайте текст учебника на с. 76

  • Нашли ли мы ответы на свои вопросы?

  • Для чего нам нужны эти знания?


V. Применение нового знания. Развитие умений.


1) Развитие речи

- Из данных слов выберите суще­ствительные, объясните':

Падают, дети, учительница, школа, встречает, их, тихо, снежинки, спешат.

Можно ли из этих слов составить предложения? Запишите по одному предложению: 1-й ряд - о детях, 2-й -о снежинках, 3-й - об учительнице. Получился текст? Докажите.

2) Самостоятельная работа:

Работа на компьютере (3 ученика) – упражнения с электронного приложения. Остальные ученики - в тетради (Сильный уровень - красные карточки - упр.95, слабый уровень – желтые карточки - упр. 94.)

Проверка работы на компьютере учителем индивидуально.

Проверка работы в тетради:

– Прочитайте одушевленные имена существительные (сильный уровень). А теперь - неодушевленные имена существительные (слабый уровень).


VI. Рефлексия. Итог урока


Подведем итог работы нашего детективного агентства. Работаем в парах. Задайте друг другу вопросы по теме урока.(выполнение теста)

Тест.

1. Выберите верное утверждение.

а) Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопрос какой? какая? какое?

б) Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопрос кто? что?


2.Выберите верное утверждение.

а) Имя существительное – это часть речи, которая обозначает признак предмета;

б) имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета;

в) имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет, явления природы.


3. Выберите верное утверждение.

а) одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос что?, а неодушевлённые – на вопрос кто?

б) одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кто?, а неодушевлённые – на вопрос что?


4. Укажите неодушевленное существительное

1) белка

2) фамилия

3) ученик

4) школьник

5) ребенок

(взаимопроверка в парах)


- Над какой темой мы работали сегодня на уроке?

- Какие группы имен существительных знаем?


В течение всего урока работа и ответы учеников оцениваются поощрительными медальками

 


VII. Домашнее задание.


Написать 10 существительных, начинающихся с первой буквы твоего имени.


VIII. Самооценка. Мишень настроения.


- Что вам особенно понравилось на уроке?

- Я вспомнил….

- Мне удалось…

- Мне понравилось…

- Я могу похвалить себя за….

  • С каким настроением вы уходите с этого урока? Прикрепите кру­жочки на мишень в зависимости от того, как вы поработали: радостное настроение – оранжевый цвет в центре мишени; спокойное – зеленый цвет; печальное – синий цвет (внешний круг).

Я тоже испытала радость от того, что мы дружно справились со своей задачей.

Благодарю всех детективов за работу! (Вручение медалей)

















Самоанализ урока русского языка во 2 классе

учителя начальных классов

Сакута Елена Анатольевны

Предмет: русский язык; учебник «Русский язык 2 класс» авторы:

В.П. Канакина, В.П. Горецкий.

Образовательная система «Школа России»

Тема урока: имя существительное.

Тип урока: открытие нового знания

Цели урока:

- формирование общего понятия об имени существительном

- знакомство с именем существи­тельным как частью речи;

Задачи:

  • учить различать предмет и слово как часть речи;

  • учить соотносить вопросы кто? И что?;

  • показать различие между одушевленными и неодушевленными существительными;

  • определить тематические группы, в которые могут входить одушевленные и неодушевленные существительные;

  • развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать;

  • развитие речи, памяти, мышления, орфографической зоркости, наблюдательности, умения работать в сотрудничестве с другими;

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Методы: словесный, частично - поисковый, наглядный.

Оборудование: классная доска, экран, мультимедийный проектор.

Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап изученного нового материала. При закреплении использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников.

На уроке были использованы следующие методы обучения:

по виду источника информации:

- словесные (объяснение, беседа с учащимися);

-​ наглядные (демонстрация презентации обучающего курса);

- практические (работа с карточками)

 по виду учебной деятельности:

- проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

Для активизации познавательной активности учащихся, повышения качества усвоения материала на уроке использовались информационные компьютерные средства.

Использование ИКТ способствовало поддержанию высокого темпа работы учащихся. Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено.

Урок начинается с организационного момента. Этот этап, хотя и был непродолжительным, позволил быстро включить учащихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность. Организационный момент помог настроить учащихся на урок, раскрепоститься.

На этапе изучения нового материала был использован   частично-поисковый и проблемный методы обучения. На четко сформулированные мною вопросы учащиеся давали ответ, что в конце привело к необходимому выводу. На данном этапе дети стали активными участниками образовательного процесса, что приучает детей самостоятельно добывать знания и применять их в новых условиях

На этапе закрепления изученного, были подобраны специальные задания, которые также нацелены на развитие комплекса знаний и умений: внимание, Задача данного этапа – актуализация ранее изученного материала, выявление пробелов в знаниях учащихся и их устранение, совершенствование знаний и умений. Для определения уровня знаний учащимся были предложены проблемные вопросы и задания. На данном этапе основные формы работы – индивидуальная и фронтальная. Обязательны были на этапе повторения комментирование ответов учащихся, оценка их знаний, умений и навыков, стимулирование их деятельности похвалой, одобрением.

Учащиеся на уроке были достаточно активны и мотивированны. Каждому ребенку на уроке было комфортно, каждый ребенок был по-своему успешен. На уроке проводилась физминутка, которая позволила снять физическую и эмоциональную напряжённость.

Учащиеся, на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Выбранная форма организации учебной деятельности школьников показала себя очень эффективной, т.к темп урока позволил выполнить больший объём заданий. Создание проблемных ситуаций (в самом начале урока) мотивирует учащихся к настрою в работе. Раскрытие содержания темы урока проходит с учетом применения презентации. На уроке использовались мультимедийные средства обучения и информационно-коммуникационные технологии.

 Рефлексия учащихся дает осмысление своих действий и самооценку.

Учащиеся оценили не только впечатления от урока, но и уровень своих знаний по данному разделу.

Я думаю, что мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранив продуктивную мотивацию учения.

 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!