СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку "Корень слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Корень слова"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Корень слова"»

Тема: Что такое корень слова?

Цель урока:

закрепить понятие«корень слова»; развивать умение подбирать однокоренные слова, выделять в них корень, группировать однокоренные слова по отличительным признакам;

формировать положительное отношение к уроку русского языка, к школе; мотивировать к самопознанию; развивать понимание причин своего успеха или неуспеха.


Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

ставить учебные задачи, отбирать способы их достижения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять контроль своей работы и коллективной деятельности.


Познавательные УУД:

анализировать объекты с выделением существенных признаков и делать обобщения; формулировать выводы; фиксировать результаты наблюдения над изучаемым материалом.


Коммуникативные УУД:

принимать активное участие в парной и групповой работе; использовать различные речевые средства для передачи своего впечатления; строить понятные высказывания; сотрудничать с учителем и одноклассниками, принимать участие в творческой работе.

Тип урока: комбинированный



Ход урока:

I. Орг. момент.

Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.

Разотрите ручки, повернитесь друг другу, прикоснитесь ладошками к ладошкам соседа – почувствуйте тепло, поддержку своего одноклассника – настройтесь на активную, совместную, дружную работу на уроке.

На протяжении всего урока вы будете оценивать свою работу в листах самоконтроля. Подпишите их. В них прописаны виды работ на уроке и максимальные баллы

Запишите в тетради число, классная работа.

II. Минутка чистописания. Синтаксический разбор предложения.

Записать под диктовку, объяснить орфограммы. Разобрать по членам, указать какой ч.р. выражен каждый член предложения.

Красив и печален русский лес осенью. (оценивают работу в листе самоконтроля)



III. Словарная работа

  • Первый день недели – понедельник

  • Овощ, из которого готовят пюре – картофель

  • Из неё делают муку – пшеница

  • Созревает в стручках- горох

  • Утренний приём пищи- завтрак

  • В году их 12 – месяц

(Взаимопроверка, оценка в листе самоконтроля)



IV «Найди ошибку» Самостоятельная работа

- Предлагаю вам выписать в тетрадь из таблицы те слова, в которых есть ошибка, записать верно слово. Подчеркнуть ту букву, которую вы исправили.


к

Мягкий, логти, осадки

о

Волна, речной, кавёр

р

Скоро, перон, класс

е

Свистеть, встричать, сестра

н

Суббота, русский, осений

ь

Доч, речь, луч


Фронтальная проверка с объяснением.

- Составьте слово из подчеркнутых вами букв. Какое слово у вас получилось?

Что вы можете сказать о лексическом значении слова? (часть растений, внутренняя часть зуба, часть слова) Значит, это какое слово? (многозначное)

- О каком значении этого слова мы будем говорить на уроке? (Корень – это часть слова).

-Сегодня мы будем закреплять умение определять корень в слове, правильно подбирать и записывать однокоренные слова

V. Слушание сказки.

-Ребята, а сейчас я предлагаю вам посмотреть инсценировку сказки “Два корня”.

Эта история произошла ни в тридевятом царстве, ни в тридесятом государстве, а в стране под названием “Грамматика” в городе “Морфология”. Один раз встретились два корня: корень куста и корень слова.

- Добрый день, - говорит один, - я корень, а ты кто?

- Я тоже корень, - отвечает другой.

- Этого не может быть! - возразил первый.

- Очень даже может быть, - ответил второй.

- Я в земле живу, - сказал первый. – А ты где?

- А я живу в словах, - ответил второй.

- Скажешь тоже, в словах! Как корень может жить в словах? – усмехнулся первый. – Ты на меня посмотри. Вот я корень так корень! Как свои корни пущу, закреплюсь в земле покрепче, пойдут от меня росточки, а из росточков вырастут целые кусты душистой сирени или сладкой земляники. А от тебя какая польза? Что может от тебя вырасти?

- А от меня слова новые “вырастают”, - ответил второй корень.

- Не верю, - возразил первый корень. - Покажи на примере.

- Ну что ж, будь по - твоему, - сказал второй корень.

- Ребята, помогите мне доказать, что от корня могут “вырастать” новые слова, - попросил второй корень.

-Ну что, ребята, поможем?

- _Какие слова наз. однокоренными или родственными? Что такое корень?

- Подберите однокоренные слова к слову лес (Лесок, лесочек, лесник, лесничий, перелесок, лесоруб, лесной, лесовоз, лесистый,лесничество, леший, …)

VI. Подбор однокоренных слов разных частей речи. (Работа в парах)


Подберите к данным словам однокоренные слова в таком порядке: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Выделите корень.
Холод -  ______________________________
Боль - ________________________________
Сад - _________________________________

 Проверка и оценивание



VII. Физкультминутка

- Хлопните в ладоши, если услышите пару однокоренных слов, а если слова будут не однокоренными, то нужно будет присесть.

Нос - носатый, циркуль – цирк, дом - домишко, луна- луноход, слеза – слезать, обед – стол, дом – дым, кот – котик, врач – доктор.

VIII. Работа с текстом (групповая работа)

Следующее задание будете выполнять в группах. Не забывайте о правилах работы в группах. Выберите в каждой группе руководителя. Он распределит роли и будет контролировать работу.

Прочитайте текст.

С неба л…тел мокрый снежок. Ребята выб..жали во двор и стали л…пить из снега фигурки. Коля слепил снеговика. Хо­рош снеговик! В носу краснела м…рковка. В руке метла, а на голове ведро. ___________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

Вставьте пропущенные буквы.

Найдите в тексте однокоренные слова и выделите в них корень.

*Продолжите текст. Составьте и запишите 2-3 предложения.



IX. Итог урока. Рефлексия.

Урок подходит к концу. Что закрепили на уроке? Какие слова называются однокоренными? Что такое корень слова? Всё ли у вас получилось на уроке?

Вернёмся к листу самоконтроля. Кто за три вида работы на уроке получил отметку»5», за четыре, у кого все пятёрки?

Хорошо работали на уроке…

Лист самоконтроля вложите в тетрадь, я проверю тетради и поставлю свою отметку за урок

Д.з – Уч . с. 74 упр. 131. Выполнить синтаксический разбор второго и четвёртого предложений.

Спасибо за урок.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!