Тема: Что такое корень слова?
Цель урока:
закрепить понятие«корень слова»; развивать умение подбирать однокоренные слова, выделять в них корень, группировать однокоренные слова по отличительным признакам;
формировать положительное отношение к уроку русского языка, к школе; мотивировать к самопознанию; развивать понимание причин своего успеха или неуспеха.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
ставить учебные задачи, отбирать способы их достижения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять контроль своей работы и коллективной деятельности.
Познавательные УУД:
анализировать объекты с выделением существенных признаков и делать обобщения; формулировать выводы; фиксировать результаты наблюдения над изучаемым материалом.
Коммуникативные УУД:
принимать активное участие в парной и групповой работе; использовать различные речевые средства для передачи своего впечатления; строить понятные высказывания; сотрудничать с учителем и одноклассниками, принимать участие в творческой работе.
Тип урока: комбинированный
Ход урока:
I. Орг. момент.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Разотрите ручки, повернитесь друг другу, прикоснитесь ладошками к ладошкам соседа – почувствуйте тепло, поддержку своего одноклассника – настройтесь на активную, совместную, дружную работу на уроке.
На протяжении всего урока вы будете оценивать свою работу в листах самоконтроля. Подпишите их. В них прописаны виды работ на уроке и максимальные баллы
Запишите в тетради число, классная работа.
II. Минутка чистописания. Синтаксический разбор предложения.
Записать под диктовку, объяснить орфограммы. Разобрать по членам, указать какой ч.р. выражен каждый член предложения.
Красив и печален русский лес осенью. (оценивают работу в листе самоконтроля)
III. Словарная работа
Первый день недели – понедельник
Овощ, из которого готовят пюре – картофель
Из неё делают муку – пшеница
Созревает в стручках- горох
Утренний приём пищи- завтрак
В году их 12 – месяц
(Взаимопроверка, оценка в листе самоконтроля)
IV «Найди ошибку» Самостоятельная работа
- Предлагаю вам выписать в тетрадь из таблицы те слова, в которых есть ошибка, записать верно слово. Подчеркнуть ту букву, которую вы исправили.
к | Мягкий, логти, осадки |
о | Волна, речной, кавёр |
р | Скоро, перон, класс |
е | Свистеть, встричать, сестра |
н | Суббота, русский, осений |
ь | Доч, речь, луч |
Фронтальная проверка с объяснением.
- Составьте слово из подчеркнутых вами букв. Какое слово у вас получилось?
Что вы можете сказать о лексическом значении слова? (часть растений, внутренняя часть зуба, часть слова) Значит, это какое слово? (многозначное)
- О каком значении этого слова мы будем говорить на уроке? (Корень – это часть слова).
-Сегодня мы будем закреплять умение определять корень в слове, правильно подбирать и записывать однокоренные слова
V. Слушание сказки.
-Ребята, а сейчас я предлагаю вам посмотреть инсценировку сказки “Два корня”.
Эта история произошла ни в тридевятом царстве, ни в тридесятом государстве, а в стране под названием “Грамматика” в городе “Морфология”. Один раз встретились два корня: корень куста и корень слова.
- Добрый день, - говорит один, - я корень, а ты кто?
- Я тоже корень, - отвечает другой.
- Этого не может быть! - возразил первый.
- Очень даже может быть, - ответил второй.
- Я в земле живу, - сказал первый. – А ты где?
- А я живу в словах, - ответил второй.
- Скажешь тоже, в словах! Как корень может жить в словах? – усмехнулся первый. – Ты на меня посмотри. Вот я корень так корень! Как свои корни пущу, закреплюсь в земле покрепче, пойдут от меня росточки, а из росточков вырастут целые кусты душистой сирени или сладкой земляники. А от тебя какая польза? Что может от тебя вырасти?
- А от меня слова новые “вырастают”, - ответил второй корень.
- Не верю, - возразил первый корень. - Покажи на примере.
- Ну что ж, будь по - твоему, - сказал второй корень.
- Ребята, помогите мне доказать, что от корня могут “вырастать” новые слова, - попросил второй корень.
-Ну что, ребята, поможем?
- _Какие слова наз. однокоренными или родственными? Что такое корень?
- Подберите однокоренные слова к слову лес (Лесок, лесочек, лесник, лесничий, перелесок, лесоруб, лесной, лесовоз, лесистый,лесничество, леший, …)
VI. Подбор однокоренных слов разных частей речи. (Работа в парах)
Подберите к данным словам однокоренные слова в таком порядке: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Выделите корень.
Холод - ______________________________
Боль - ________________________________
Сад - _________________________________
Проверка и оценивание
VII. Физкультминутка
- Хлопните в ладоши, если услышите пару однокоренных слов, а если слова будут не однокоренными, то нужно будет присесть.
Нос - носатый, циркуль – цирк, дом - домишко, луна- луноход, слеза – слезать, обед – стол, дом – дым, кот – котик, врач – доктор.
VIII. Работа с текстом (групповая работа)
Следующее задание будете выполнять в группах. Не забывайте о правилах работы в группах. Выберите в каждой группе руководителя. Он распределит роли и будет контролировать работу.
Прочитайте текст.
С неба л…тел мокрый снежок. Ребята выб..жали во двор и стали л…пить из снега фигурки. Коля слепил снеговика. Хорош снеговик! В носу краснела м…рковка. В руке метла, а на голове ведро. ___________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
Вставьте пропущенные буквы.
Найдите в тексте однокоренные слова и выделите в них корень.
*Продолжите текст. Составьте и запишите 2-3 предложения.
IX. Итог урока. Рефлексия.
Урок подходит к концу. Что закрепили на уроке? Какие слова называются однокоренными? Что такое корень слова? Всё ли у вас получилось на уроке?
Вернёмся к листу самоконтроля. Кто за три вида работы на уроке получил отметку»5», за четыре, у кого все пятёрки?
Хорошо работали на уроке…
Лист самоконтроля вложите в тетрадь, я проверю тетради и поставлю свою отметку за урок
Д.з – Уч . с. 74 упр. 131. Выполнить синтаксический разбор второго и четвёртого предложений.
Спасибо за урок.