СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку на тему "Обособленные определения и приложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комбинированный урок  с использованием тестовых заданий.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему "Обособленные определения и приложения"»

Урок русского языка по теме "Обособленные определения и приложения" для 8 класса


Попелыш Наталья Алексеевна,

учитель русского языка и литературы


Цели урока:

  1. познакомить учащихся  с понятием обособления определений и приложений;

  2. сформировать умения выделять обособленные определения и приложения;

  3. сформировать умения постановки знаков препинания при них (обособленные члены предложения), интонационно правильно произносить их;

  4. сформировать умения интегрировать материал русского языка и литературы, создавать условия для переноса лингвистических знаний.


В процессе работы над учебным материалом учащиеся должны:

Знать

  • все случаи обособления определений и приложений.

Уметь

  • четко и правильно формулировать алгоритм работы над изучаемым понятием, отрабатывая его на примерах. Использовать данные алгоритмические конструкции в устной и письменной речи.

Развивать

  • грамматический строй речи и связную письменную речь.

Воспитывать

  • интерес к предмету и способствовать формированию культуры межличностного общении.



Ход урока

  1. Организационный момент


    1. Активация учащихся (приветствие)

    2. Сообщение темы урока

    3. Постановка целей урока


  1. Актуализация знаний


    1. Тестовые задания для диагностики усвоения темы

  1. Обособленными членами предложения называются:

    1. члены предложения, относящиеся к одному и тому же члену предложения, отвечающие на один вопрос, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию;

    2. члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно;

    3. все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого.


  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Глаза Ивана Матвеевича (1) ласково глядящие поверх очков (2) переходили от окон (3) с тюлевыми занавесками (4) к иконе (5) мирно освещённой розовой лампадкой.

    1. 1, 3, 5

    2. 2, 3, 4

    3. 1, 2, 5


  1. Определения и приложения, стоящие перед определяемым словом, обособляются, если:

    1. они распространенные;

    2. они имеют добавочное обстоятельственное значение;

    3. они согласованные.


  1. Определения и приложения, относящиеся к личному местоимению, обособляются, если находятся:

    1. перед местоимением;

    2. в любом месте предложения;

    3. после местоимения.


    1. Экскурсия «По знакам пунктуации в предложениях с обособленными определения и приложения»


      1. Найдите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки, исправьте, объясните, в чём ошибка.


  1. И снился мне, сияющими огнями вечерний пир в родимой стороне.

  2. Трава сгибаемая ударами ветра и дождя л..жилась на землю.

  3. И глаза его маленькие и светлые, остро поблёскивали в глубоких глазницах.

  4. Свернувшаяся от мороза листва, шуршит под ногами.

  5. Утомлённый утренней прогулкой я медленно брёл по аллее сада.

  6. Но всё-таки мы, охотники, не очень боимся встречи с хозяином леса.

  7. Не стану описывать рыболовных приключений, происшедших со мною на причале, и, оказавших на меня такое сильное воздействие.

  8. Три дня кряду  моё внимание привлекала эта коренастая, плотная фигура и лицо  восточного типа обрамлённое красивой бородой.

  9. Мне человеку в костюме босяка трудно было вызвать его на  разговор.  




      1. Расставьте недостающие знаки предложения в каждом предложении и составьте схему, объясняющую постановку знаков препинания в предложении.


Уважение к минувшему – вот черта отличающая образованность от дикости . (А.С.Пушкин).

Его разговор свободный и любезный скоро рассеял одичалую застенчивость. (А.С.Пушкин).

Счастливый взволнованный новыми впечатлениями я возвращался из этих прогулок. (И.Соколов-Микитов).

Онегин добрый мой приятель родился на брегах Невы. (А.С.Пушкин).

Погружённый в тяжёлые воспоминания старик долго не мог заснуть.


  1. Закрепление темы


    1. Самостоятельная работа


Вариант 1.

Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

  1. За эти часы, проведенные на празднестве, Ломоносов не раз слышал, как гости обсуждали богатство и вкус Шувалова.

  2. Бесчисленные искры, взлетевшие в сумеречное небо, остаются догорать там до утра далекими бледно-красными звёздами.

  3. Растущая рядом фиалка допивает последнюю капельку росы.

  4. Ель выставила шишки, для оставшихся на зиму птиц.


Вариант 2.

В каком предложении есть пунктуационная ошибка?

  1. Ей, ученице восьмого класса, задание показалось лёг­ким.

  2. Иванов один из учеников нашего класса постоянно

опаздывает на уроки.

  1. В класс зашел Петр Сергеевич, учитель физики.

  2. Его сестра, студентка первого курса, приехала на каникулы погостить.


    1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания



Закова(нн,н)ые в гранит волны моря подавле(нн,н)ы громадными

тяжестями скользящими по его хребтам. 2. Истоще(нн,н)ый усилиями и

лишениями старик слег в постель.3. Все окна как в барском доме так и в

людских отворе(нн,н)ы настеж…4 Он вступил в темные ш…рокие сени от

которых подуло холодом как из погреба.5. Отец Чичикова как видно был

сведущ… только в совете копить копейку а сам накопил ее немного.

6. Свеж… он был как кровь с молоком здоровье казалось так и прыскало с

лица его.7. Ленский везде был принят как жених.8. Лодка колыхалась на

волнах шаловливо плескавш…хся о ее борта еле двигалась по темному морю

а оно играло все резвей и резвей. 9) У мальчика от пыли волосы как

солома.10. Трава (с,з)гибаемая ударами ветра и дождя л...жилась на землю.

.


    1. Работа с текстом


Выписать из текста, написанного в художественном стиле, предложения с обособленными определениями и указать причины обособления.


Установилась какая-то жуткая тишина, предвещающая что-то необыкновенное.

И, как оказалось, эти ощущения были ненапрасными...Никакие звуки не проникали на дно балки, отгороженной высоким обрывами с обеих сторон. И в этот момент сзади меня кто-то прошел по дороге. Я отчетливо услышал шаги и резко обернулся. По дороге шла девушка. Я увидел ее спину. Легкое серебристое платье, казалось, совсем не промокло, хотя дождь хлестал беспрестанно. Она шла не спеша и не оборачиваясь. В ее походке чувствовалась какая-то неестественность. Я готов был поклясться, что несколько секунд назад, когда я выходил из машины, в балке никого не было. Здесь нет ни единого места, где можно было бы затаиться, спрятаться хотя бы от дождя. Совершенно голые склоны, дорога, идущая сначала вниз, а потом круто вверх. Я стоял неподвижно и смотрел, как она медленно, с трудом поднимается на крутой обрыв. Постояв неподвижно наверно, с минуту, она вдруг пошла навстречу мне.



  1. Итог урока


  • Какие члены предложения называются обособленными?

  • В каком случае обособляются определения?

  • Для каких стилей речи характерны обособленные определения?






  1. Домашнее задание


Используя тексты художественных произведений, заполните следующую таблицу.


Основные случаи обособления

Текст

Определяемое слово выражено личным местоимением.



Определение выражено причастным оборотом и стоит после определяемого слова.



Определение выражено причастным оборотом, который стоит перед определяемым словом и имеет добавочное обстоятельственное значение.


Два или более нераспространённых определения стоят после определяемого слова.



Одиночные и распространённые приложения, стоящие после определяемого слова, которое выражено именем собственным.


Распространённое определение, выраженное прилагательным с зависимым словом.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!