СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку "Непроизносимые согласные в корне слова" 3 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Непроизносимые согласные в корне слова" 3 класс»

Тема: Непроизносимые согласные в корне слова.

Цель: сформировать у детей представление о словах с непроизносимыми согласными звуками; познакомить со способами проверки, научиться грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.

Задачи:

  1. Обучающие:

    • формирование умения постановки орфографической задачи, связанной с опознаванием орфограммы «непроизносимая согласная в корне слова»;

    • формирование умения решать орфографическую задачу, связанную с обозначением непроизносимой согласной в корне слова;

    • способствовать формированию у учащихся осознанности в учебной деятельности, способности к самообразованию;

  1. развивающие:

  • развитие орфографической зоркости, познавательной активности, самостоятельности;

  • развитие речи детей и обогащение их словарного запаса;

  • развитие рефлексии и адекватной самооценки;

  1. воспитательные:

  • воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения и принимать мнения других людей (сотрудничать);

  • воспитывать позитивно - ценностное отношение к окружающему миру и людям.

Тип урока: открытие нового знания.

Ход урока.

  1. Организация внимания учащихся. Психологический настрой.

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко за пределами города. Но в городе был человек, завидовавший славе мудреца. Решил этот злой человек придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить и отправился на луг.

Поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Если он скажет-живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если скажет - мёртвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее».

Так всё и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. Прямо с порога злой человек спросил: «Какая у меня в руках бабочка, о мудрейший,- живая или мёртвая?» И тогда мудрец, который был умным человеком сказал: «Всё в твоих руках»

Все в твоих руках! В ваших руках. В ваших силах на этом уроке познать законы родного языка и повторить тему, которую вы прошли недавно.

  1. Актуализация знаний.

А) Чистописание.

Откроем тетради, запишите число, сегодня у нас пятое декабря, классная работа.

На следующей строке пропишем сочетания букв. Обратите внимание на соединения букв.

стн здн лнц

(следить за правильным соединением букв, за посадкой)

-Что вы можете сказать об этих сочетаниях букв? (буквы обозначающие согласные звуки)

- Назовите слова, в которых встречаются эти буквы.

Б) Словарные слова

Лестница, звездный, праздник, солнце.


- Что объединяет все слова? (непроизносимый согласный в корне слова. Назовите звуки, которые не произносятся – Т, Д, Л)



Составьте предложение с одним из этих слов. Прослушать варианты, записать одно, выполнить его разбор. Подобрать однокоренные слова.

А, знаете ли вы, что слово праздник, произошло от древнерусского «праздь» т.е. «нерабочий день».

  1. Введение в тему урока.



Иногда согласные играют с нами в прятки

Они не произносятся, но пишутся в тетрадке.

Что же делать, как нам быть?

Как проблему то решить?



Работа по теме урока. Работа в парах.


Учитель: Для того чтобы узнать когда нужно писать непроизносимый согласный, а когда нет мы выполним работу в парах. Возьмите лист под №1. (Дети сидят в парах, получают листы с записанными на них следующими словами:))

местный – место

чудесный – чудеса

честный - честь

интересный – интересы

грустный – грустит

вкусный – вкусить

После выполнения работы в группах расскажите о своих наблюдениях и выводах.

* Слова записаны парами - подобраны однокоренные слова.

* В словах первого столбика находятся три согласных звука СТН , звук Т, является непроизносимым.

Вывод: чтобы узнать, есть в слове непроизносимый согласный звук [Т] или нет, надо подобрать к этому слову однокоренное слово, у которого после этого согласного стоит гласный или мягкий знак.

Что бы проверить, правильно ли мы с вами составили правило для правильного написания слов с непроизносимой согласной, откройте учебники на стр. 116. (Читаем правильно – 1 ученик вслух, остальные про себя. Формулируем выводы.)

  1. Работа по учебнику. (записываем Упражнение 226)

(Прочитать задание, почему выделены некоторые слова?

- в них есть непроизносимые согласные.

Назовите их: радостный – т, грустная –т, звездное – д, солнце – л)

  1. Физминутка.

Если услышите слово с непроизносимой согласной – прыгаете, если в слове другая орфограмма приседаете.

Трубка, стена, вестник,

косточка, сердце, лесник, тростник,

участник, зарядка, звездный, земля, зависть,

соседка, яростный, устный



  1. Закрепление новых знаний.

– А сейчас каждый из вас выполнит задания по карточке, используя новое открытие. Найдите проверочное слово, соедините его стрелкой с проверяемым. Запишите, если нужно букву.

Учас…ник ярость

Чес…ная участие

Чудес…ная прекрасен

Ярос…ный чудеса

Прекрас…ное уста

Ус…ный честь

Взаимопроверка в группах. Оцените свою работу. У кого нет ошибок, кто допустил 1-2 ошибки, у кого 3 и больше? (дети поднимают руки, оценивая свои работы)

7. Рефлексивно - оценочный этап.

1) Контроль

Коллективная работа

(На стенах и мебели в классе развешены карточки со словами.)

- Дети, в нашем классе заблудились “слова” - найдите их и распределите все слова в три группы.

(Дети распределяют слова, а учитель развешивает карточки в столбики)

парный согласный

безударный гласный

непроизносимый согласный



клетка

дождь

прятки

кошка

город


голодный

сосновый

небесный

лесной

больной


звёздный

местный

известный

радостный

праздничный


На какие три группы разделили слова? Назовите правила правописания безударной гласной, парной согласной, непроизносимой согласной.

Молодцы!

  1. Итог.

Над какой орфограммой работали сегодня на уроке?

Как проверить написание слов с такой орфограммой?

Молодцы. Вы хорошо работали сегодня на уроке.

На следующих уроках мы будем дальше работать над этой темой и все запомним.

  1. Домашнее задание. Упр.228, выучить правило.







1 местный – место

чудесный – чудеса

честный - честь

интересный – интересы

грустный – грустит

вкусный – вкусить





1 местный – место

чудесный – чудеса

честный - честь

интересный – интересы

грустный – грустит

вкусный – вкусить





1 местный – место

чудесный – чудеса

честный - честь

интересный – интересы

грустный – грустит

вкусный – вкусить





1 местный – место

чудесный – чудеса

честный - честь

интересный – интересы

грустный – грустит

вкусный – вкусить


2 Учас…ник ярость

Чес…ная участие

Чудес…ная прекрасен

Ярос…ный чудеса

Прекрас…ное уста

Ус…ный честь



2 Учас…ник ярость

Чес…ная участие

Чудес…ная прекрасен

Ярос…ный чудеса

Прекрас…ное уста

Ус…ный честь



2 Учас…ник ярость

Чес…ная участие

Чудес…ная прекрасен

Ярос…ный чудеса

Прекрас…ное уста

Ус…ный честь






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!