Тема: Непроизносимые согласные в корне слова.
Цель: сформировать у детей представление о словах с непроизносимыми согласными звуками; познакомить со способами проверки, научиться грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.
Задачи:
Обучающие:
формирование умения постановки орфографической задачи, связанной с опознаванием орфограммы «непроизносимая согласная в корне слова»;
формирование умения решать орфографическую задачу, связанную с обозначением непроизносимой согласной в корне слова;
способствовать формированию у учащихся осознанности в учебной деятельности, способности к самообразованию;
развивающие:
развитие орфографической зоркости, познавательной активности, самостоятельности;
развитие речи детей и обогащение их словарного запаса;
развитие рефлексии и адекватной самооценки;
воспитательные:
воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения и принимать мнения других людей (сотрудничать);
воспитывать позитивно - ценностное отношение к окружающему миру и людям.
Тип урока: открытие нового знания.
Ход урока.
Организация внимания учащихся. Психологический настрой.
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко за пределами города. Но в городе был человек, завидовавший славе мудреца. Решил этот злой человек придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить и отправился на луг.
Поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Если он скажет-живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если скажет - мёртвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее».
Так всё и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. Прямо с порога злой человек спросил: «Какая у меня в руках бабочка, о мудрейший,- живая или мёртвая?» И тогда мудрец, который был умным человеком сказал: «Всё в твоих руках»
Все в твоих руках! В ваших руках. В ваших силах на этом уроке познать законы родного языка и повторить тему, которую вы прошли недавно.
Актуализация знаний.
А) Чистописание.
Откроем тетради, запишите число, сегодня у нас пятое декабря, классная работа.
На следующей строке пропишем сочетания букв. Обратите внимание на соединения букв.
стн здн лнц
(следить за правильным соединением букв, за посадкой)
-Что вы можете сказать об этих сочетаниях букв? (буквы обозначающие согласные звуки)
- Назовите слова, в которых встречаются эти буквы.
Б) Словарные слова
Лестница, звездный, праздник, солнце.
- Что объединяет все слова? (непроизносимый согласный в корне слова. Назовите звуки, которые не произносятся – Т, Д, Л)
Составьте предложение с одним из этих слов. Прослушать варианты, записать одно, выполнить его разбор. Подобрать однокоренные слова.
А, знаете ли вы, что слово праздник, произошло от древнерусского «праздь» т.е. «нерабочий день».
Введение в тему урока.
Иногда согласные играют с нами в прятки
Они не произносятся, но пишутся в тетрадке.
Что же делать, как нам быть?
Как проблему то решить?
Работа по теме урока. Работа в парах.
Учитель: Для того чтобы узнать когда нужно писать непроизносимый согласный, а когда нет мы выполним работу в парах. Возьмите лист под №1. (Дети сидят в парах, получают листы с записанными на них следующими словами:))
местный – место
чудесный – чудеса
честный - честь
интересный – интересы
грустный – грустит
вкусный – вкусить
После выполнения работы в группах расскажите о своих наблюдениях и выводах.
* Слова записаны парами - подобраны однокоренные слова.
* В словах первого столбика находятся три согласных звука СТН , звук Т, является непроизносимым.
Вывод: чтобы узнать, есть в слове непроизносимый согласный звук [Т] или нет, надо подобрать к этому слову однокоренное слово, у которого после этого согласного стоит гласный или мягкий знак.
Что бы проверить, правильно ли мы с вами составили правило для правильного написания слов с непроизносимой согласной, откройте учебники на стр. 116. (Читаем правильно – 1 ученик вслух, остальные про себя. Формулируем выводы.)
Работа по учебнику. (записываем Упражнение 226)
(Прочитать задание, почему выделены некоторые слова?
- в них есть непроизносимые согласные.
Назовите их: радостный – т, грустная –т, звездное – д, солнце – л)
Физминутка.
Если услышите слово с непроизносимой согласной – прыгаете, если в слове другая орфограмма приседаете.
Трубка, стена, вестник,
косточка, сердце, лесник, тростник,
участник, зарядка, звездный, земля, зависть,
соседка, яростный, устный
Закрепление новых знаний.
– А сейчас каждый из вас выполнит задания по карточке, используя новое открытие. Найдите проверочное слово, соедините его стрелкой с проверяемым. Запишите, если нужно букву.
Учас…ник ярость
Чес…ная участие
Чудес…ная прекрасен
Ярос…ный чудеса
Прекрас…ное уста
Ус…ный честь
Взаимопроверка в группах. Оцените свою работу. У кого нет ошибок, кто допустил 1-2 ошибки, у кого 3 и больше? (дети поднимают руки, оценивая свои работы)
7. Рефлексивно - оценочный этап.
1) Контроль
Коллективная работа
(На стенах и мебели в классе развешены карточки со словами.)
- Дети, в нашем классе заблудились “слова” - найдите их и распределите все слова в три группы.
(Дети распределяют слова, а учитель развешивает карточки в столбики)
парный согласный
безударный гласный
непроизносимый согласный
клетка дождь прятки кошка город | голодный сосновый небесный лесной больной | звёздный местный известный радостный праздничный |
На какие три группы разделили слова? Назовите правила правописания безударной гласной, парной согласной, непроизносимой согласной.
Молодцы!
Итог.
Над какой орфограммой работали сегодня на уроке?
Как проверить написание слов с такой орфограммой?
Молодцы. Вы хорошо работали сегодня на уроке.
На следующих уроках мы будем дальше работать над этой темой и все запомним.
Домашнее задание. Упр.228, выучить правило.
№1 местный – место
чудесный – чудеса
честный - честь
интересный – интересы
грустный – грустит
вкусный – вкусить
№1 местный – место
чудесный – чудеса
честный - честь
интересный – интересы
грустный – грустит
вкусный – вкусить
№1 местный – место
чудесный – чудеса
честный - честь
интересный – интересы
грустный – грустит
вкусный – вкусить
№1 местный – место
чудесный – чудеса
честный - честь
интересный – интересы
грустный – грустит
вкусный – вкусить
№2 Учас…ник ярость
Чес…ная участие
Чудес…ная прекрасен
Ярос…ный чудеса
Прекрас…ное уста
Ус…ный честь
№2 Учас…ник ярость
Чес…ная участие
Чудес…ная прекрасен
Ярос…ный чудеса
Прекрас…ное уста
Ус…ный честь
№2 Учас…ник ярость
Чес…ная участие
Чудес…ная прекрасен
Ярос…ный чудеса
Прекрас…ное уста
Ус…ный честь