СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку "Письмо заглавной буквы И, строчной буквы и"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Букварный период. Первый урок знакомства с данной буквой, а в разделе - 20. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Письмо заглавной буквы И, строчной буквы и"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА литературного чтения в 1 классе В

Предмет, тема урока

Литературное чтение (обучение чтению)

Тема: «Знакомство с буквой И, и»

Тип урока: урок введения нового знания


Цель изучения темы

(для учителя)

создать условия для овладения первоначальными знаниями при обучении чтению в области родного языка; совершенствовать навык чтения уже читающих детей; пополнять словарный запас;

принимать учебную задачу урока и осуществлять её решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий;

способствовать развитию фонематического слуха, речи, памяти, внимания, мышления; прививать интерес к предмету, любовь к русскому языку.

Основные термины и понятия

Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации, элементы букв, звуки, буквы, звуковой анализ, гласный звук, согласный звук, схема слова, строчная буква, заглавная буква.



Информационно- образовательная среда

Ресурсы

Межпредметные связи


- УМК «Начальная школа XXI века»;

учебник «Букварь. Часть 1». Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2012 г. ;

- рабочая тетрадь «Я учусь писать и читать» М.И. Кузнецова. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2016 г;

- касса букв;

- схемы звуков;

- алфавит.


Математика.


Окружающий мир.

Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый.

Формы обучения: фронтальная работа; работа в парах; индивидуальная.





I. Планируемые результаты изучения темы (для обучающихся)


Предметные

Метапредметные

Личностные

Познакомятся с новым звуком [и] и буквой И, и;

будут учиться выполнять звуковой анализ; определять позицию звука в слове; наблюдать за позиционной сменой гласных и согласных звуков в слове; развивать навык чтения


Познавательные умения:

формулирование познавательной цели; постановка вопросов; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; выбор способов решения задачи; анализ объекта с целью выделения признаков; моделирование схемы слова; установление причинно-следственных связей, подведение под понятие; поиск и выделение необходимой информации; выбор эффективных способов решения задачи; смысловое чтение (извлечение необходимой информации из текста); рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;


Регулятивные умения:

целеполагание; планирование работы на уроке; принятие, удержание и выполнение учебной задачи; проверяют себя и самостоятельно оценивают свои достижения (осознание, что уже усвоено, а что ещё нужно усвоить);


Коммуникативные умения:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; сотрудничество в сборе информации; умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами, соблюдение правил общения


У обучающегося будут сформированы:

жизненное самоопределение, проявление самостоятельности при решении поставленных задач; приобретение опыта ценностных нравственно-этических ориентиров


II. Этапы изучения темы


Этапы урока

Содержание, деятельность учителя

Способы действий обучающихся;

виды деятельности обучающихся

Формируемые УУД

1. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

Психологически настраивает обучающихся на урок, читает вместе с детьми.

Учись читать! Учись читать!

Важнее нет науки!

Тот, кто сумеет сам читать,

Совсем не знает скуки.

- Ребята, почему вы должны уметь читать?

(Чтобы узнавать что-то новое, быть грамотными)

Проверяет готовность к уроку. Приветствует обучающихся.

Проговаривают стихотворение, психологически настраиваясь на урок. Показывают готовность к уроку. Приветствуют учителя.

Л.: жизненное самоопределение

Р.: целеполагание, привитие навыка психологической подготовки к уроку, организация рабочего места,

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений


- Повторение изученных букв

- Прочтите по ленте изученные гласные буквы.

( А, о, у, ы, э, я, ё, ю, е)


- Поиграем в игру «Собери буквы в корзинку».

В две корзинки дети раскладывают карточки с буквами. Одна корзина синего цвета, другая - зеленого.

- Почему в синюю корзинку положили буквы а, о, у, э, ы? ( Они указывают на твердость согласного звука)

- Какие буквы положили в зеленую корзину? (я, ё, ю, е)

- Почему? (Они указывают на мягкость согласного звука).


Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

П.: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

выбор способов решения задачи;

логические - анализ объекта с целью выделения признаков

3. Постановка учебной задачи

- Ребята, посмотрите, у нас осталась ещё карточка с буквой. А почему мы эту карточку не положили ни в одну из корзинок? (Мы такую букву ещё не изучали)

- Как вы думаете, что предстоит вам узнать сегодня на уроке? (Познакомиться с новой буквой, узнать, какую работу она выполняет, придумать слова со звуком этой буквы)

Ставят цели, формулируют тему урока (Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой, узнаем, какой звук она обозначает, что она показывает; будем учиться делать звуковой анализ слов)

Р.: целеполагание

П.: постановка вопросов;

логические - формулирование проблемы

4.Открытие нового знания





Звуковой анализ и знакомство с новой буквой.

1) - Что изображено на картинке букваря? (Флаги)

Произнесите слово «флаги», выделяя каждый звук.

- Сделаем звуковой анализ и составим схему слова.






а и

Один ребёнок выполняет у доски, остальные в тетрадях.

( Выделяю первый звук в слове фффлаги, звук (ф), он согласный, твёрдый, мягкая пара – (фь),крашу синим цветом, выделяю второй звук флллаги,звук (л), он согласный, твёрдый, мягкая пара (ль) – синий цвет, выделяю третий звук в слове флааааги, звук (а), он гласный – красный цвет,обозначу его буквой а после твёрдого согласного, выделяю четвёртый звук в слове флагггги, звук (гь), он согласный мягкий, твёрдая пара (г) – зелёный цвет, выделяю последний звук в слове флагиииии, звук (и).

- Дети, скажем вместе ИИИИ.

- Что скажете об этом звуке?

(Преграды во рту не было, его можно петь, это гласный звук, красный цвет).

- Какую букву вызовем обозначать этот звук в нашем слове? (Гласную строчную букву и)

- Напечатаем её под звуком (и) и прочитаем слово – флагиии. Делят на слоги, ставят ударение.

- Приведите примеры слов со звуком (и) в начале слова, в середине, в конце слова? ( Ива, Ира, иволга, мир, слива, киска, брюки, книги)

2)- Найдите в кассах букву И, и. Возьмите в правую руку заглавную букву И, а в левую – строчную. Покажите. Молодцы! На что похожа гласная буква и?

( На калитку)

На калитку посмотри: Молоток я раздобыл,

Чем она не буква И? Из дощечек букву сбил.

Между двух прямых досок Сколько здесь дощечек?

Одна легла наискосок. – Три.

А какая буква? - И!

- А когда будем писать заглавную букву И? ( В именах, отчествах , фамилиях людей, кличках животных, в начале предложения, названиях городов, стран)

( Дети приводят примеры слов: Ирина, Игорь, Иван (мальчик в классе у нас),Иванов, Иванович и т.д.)


3) Найдите букву И и в кассе, в алфавите. Напечатайте заглавную букву И, строчную букву и. Какую работу выполняет буква и. (Она указывает на мягкость предыдущего согласного звука, с ней будем читать мягко и обозначает гласный звук (и)).



Делают звуковой анализ, составляют схему слова, отвечают на поставленные вопросы




Дают характеристику звуков


Знакомятся с новой буквой


Подбирают ассоциативный ряд







Закрепляют знание пространственных представлений

Определяют позицию звука в слове
















Учатся печатать букву






К.: сотрудничество в сборе информации


П.: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания;


знаково-символические – моделирование схемы слова;


логические - анализ объекта с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей, подведение под понятие

5. Первичное закрепление

А сейчас поиграем в игру «Кто больше?»

Я прочитаю вам рассказ Г. Юдина «Индеец Изумрудный Глаз», а вы внимательно слушайте и запомните слова со звуком [и].

В июле Игорёк приехал к бабушке в деревню. Утром он вышел из избы с красивым игрушечным луком и увидел игравшую во дворе девочку.

- Тебя как зовут? – спросил Игорь.

- Ириной. А тебя?

- Индеец Изумрудный Глаз! – гордо сказал Игорь. – Хочешь быть индейкой?

- Надо говорить не индейкой, а индианкой.

- Нет, индейкой!

- Тогда ты будешь индюком!

Игорёк подумал и сказал:

- Ну ладно. Ты прячься, а я тебя буду искать.

Идёт Игорёк, ищет, а Иринки нигде нет. Как будто исчезла!

Подошёл Игорёк к изгороди, раздвинул руками траву да как закричит:

- Ой-ёй-ёй-ёй!- и бежать. А Иринка ему вслед:

-Эх ты, индеец! Крапивы испугался! А еще Изумрудный Глаз!


- Итак, какие слова со звуком [и] вы услышали в рассказе? ( Индеец, Игорёк, избы и др.)

- А в какие игры вы любите играть? (Догонялки, третий лишний, кошки-мышки)

В тетради «Я учусь писать и читать» на с. 31 раскрасьте жёлтым карандашом все детали с буквой и.

- Кто у нас нарисован? (Птичка)

- А кто знает, как называется эта птичка? (Иволга)

- Определите позицию звука [и] в слове? (В начале слова)

- Выполните звуковой анализ слова лиса в парах. Одна пара проводит анализ слова у доски вслух.

Делает вывод, что буква и обозначает гласный звук (и) и указывает на мягкость предыдущего согласного звука.



Физминутка.

- Я буду произносить слова, а вы если услышите звук [и], то делаете наклон вперед, а если такого звука в слове нет, то вы делаете приседания.

-Ель, йод, калина, здравствуйте, ива, индюк, красный, синий, Илюша, яблоко, сливы.


Укрепляют мелкую моторику руки

Расширяют словарный запас










Слушают текст и запоминают слова с новым звуком









Определяют, кто из обучающихся запомнил больше слов












Принимают и сохраняют правила игры

Двигательная активность

Л.: жизненное самоопределение


К.: сотрудничество в сборе информации


П.: общеучебные – поиск и выделение необходимой информации


Р.: контроль, оценка,

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу





























7. Включение нового знания в систему знаний и повторение

- Теперь мы с вами силачи. А что поднимают силачи? (гири)

- Посмотрите на с.56 учебника. Кто сможет сказать, сколько кг весит гиря? (16 килограммов) Зачем нужны гири? ( Чтобы быть сильным, для тренировки) А ещё для чего люди используют гири? (Для взвешивания продуктов, в аптеках).

- Выполните самостоятельно звуковой анализ слова «гиря» в своих тетрадях.

- Проверка: сравните свои схемы со схемой, которую сделала я на наборном полотне. (Дети делают вывод, что их схемы совпали со схемой учителя)






и я

- Что обозначают гласные буквы и, я? (Звуки (и), (а) и указывают на мягкость согласных звуков)

- Сколько слогов в этом слове? (2, потому что 2 гласных звука). На какой слог падает ударение? (На первый).

- Поиграем в игру «Живые звуки». Первым гласным звуком будет Лера, вторым гласным звуком будет Коля, первым согласным мягким – Гриша, вторым согласным мягким – Ваня. (Дети забирают фишки определённого цвета).

- А теперь звуки постройтесь так, чтобы получилось слово. Обучающиеся строятся у доски, держат фишки перед собой, остальные дети читают слово по фишкам – гиря.

Физминутка зрительная.





Дифференцированная работа. Хорошо читающие дети читают загадки друг другу из детских книг.

И не снег, и не лёд,

А серебром

Деревья уберёт.


Маленького роста я,

Тонкая и острая,

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу. 


Кудри в речку опустила

И о чём-то загрустила.

А о чём она грустит,

Никому не говорит.


Остальные играют в игру «Будь внимателен».

В учебнике на с.57 рассмотрите рисунки. Назовите, что нарисовано. Назовите слова, в которых звук [и]

1) в начале слова (игла, ива)

2) в середине слова (лист, книга, картина, вишня, слива, тигр)

3) в конце слова (носки)

Проверка чтения, остальные обучающиеся называют отгадки. (Иней, иголка, ива)


Разгадывание кроссворда

Мы с вами интеллектуалы и нам по силам разгадать любой кроссворд. На с. 57 в учебнике есть кроссворд. Рассмотрите кроссворд и рисунки-помощники внимательно, догадайтесь, какие слова можно вставить в клеточки. (Роза, мишка, книга, очки, сани, брюки)











Делают звуковой анализ слов самостоятельно.


Учатся проводить контролирующие и оценочные действия























Чтение текстов хорошо читающими детьми

Определяют позицию звука в слове









Развивают внимание и мышление

К.: сотрудничество в сборе информации, умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами

П.: общеучебные – поиск и выделение необходимой информации, выбор эффективных способов решения задачи,

смысловое чтение (извлечение необходимой информации из текста)

знаково-символические – моделирование схемы слова; логические - анализ объекта с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей, подведение под понятие, доказательство

Р.: контроль, оценка

8. Рефлексия.



- Что нового вы узнали, чему научились на уроке? (Познакомились со звуком (и), буквой И и)

Закончите предложения:

Теперь я знаю, что буква и обозначает звук [?] и показывает ? предыдущего согласного звука.

- У кого были затруднения и в чем? (Были трудности в звуковом анализе слов, в разгадывании кроссворда)


- Посмотрите на доску. Составьте слова, используя первые буквы названий изображенных предметов.

(Слива, печь, аист, сом, игла, бант, осы)

( Спасибо!)

Отвечают на поставленные вопросы, осуществляя самоанализ учебной деятельности, используя опоры

Теперь я знаю, что…

Я узнал…

Я думаю, что…

Я немного испытываю затруднения…

Я (очень, не очень) довольна/лен тем, что узнал/а….. (самостоятельно, с помощью)….

Развивают мышление

К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

П.: общеучебные – рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Р.: оценка (осознание, что уже усвоено, а что ещё нужно усвоить)

Л.: смыслообразование








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей