СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку по теме "Окончание. Роль окончаний в предложении" 3 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомление учащихся с окончанием и его ролью в предложении

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку по теме "Окончание. Роль окончаний в предложении" 3 класс»

ПЛАН - КОНСПЕКТ


Окончание. Роль окончания в предложении.

ФИО

Петрова Татьяна Николаевна

Место работы

ГБОУ Школа №1368

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Русский язык

Класс

3 класс


Цель урока: ознакомление учащихся с окончанием и его ролью в предложении.

Задачи:

- обучающие: познакомить с окончанием как изменяемой частью слова;

- развивающие: развивать логическое мышление, словарный запас, внимание, память, развивать устную речь, умение действовать по плану, контролировать результаты своей деятельности, строить взаимодействие со сверстниками и учителем.

воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку через различные виды содержания учебного материала.


Тип урока: Урок изучения нового материала

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, задания на карточках.






















ХОД УРОКА


I ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

(Слайд №1)


- Здравствуйте, дорогие ребята!

- Я очень рада, видеть вас таких аккуратных, красивых, умных.


Прозвенел звонок,

Начинается урок.


Урок у нас сегодня необычный. У нас гости, давайте поприветствуем наших гостей и подарим им наши улыбки.

II АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ


Чтобы собрать наше внимание проведем " Разминку для ума". Я задаю вопросы, а вы хором, быстро отвечаете.

-Как называется третий зимний месяц ...(февраль)

-Назовите слово противоположное слову ВРАГ (друг)

-Как в русском языке называют такие слова (антонимы)

-Самый короткий месяц в году ...(февраль)

-Общая часть родственных слов ...(корень)


ЧИСТОПИСАНИЕ

Работа в тетрадях.


момкмомнмчмамнмиме


Какая буква чаще других встречается?

Дать характеристику звукам [м] [м ] (согл.,тв.,звон.,непарн.; согл.,мягк.,звон.,непарн.)

Руки - на месте,

Ноги - на месте,

Локти - у края,

Спинка прямая

(Запишите красиво, аккуратно сегодняшнее число, пропишите в тетрадях, соблюдая все нормы эти буквы. Если мы отбросим букву М, какое слово может получиться? (окончание)


СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ


На экране появляются слова с пропущенными буквами:

сентябрь, берёза, тетрадь, овес, овощ, горох , морковь, язык, трамвай, пальто.


Вставить пропущенную букву, выделить ударный звук. Подумайте, что объединяет данные слова? ( существительные, обозначают предмет, неодушевленные, нарицательные, словарные)


После записи слов на экране появляется список данных слов. Дети проверяют написание слов самостоятельно по эталону.


Какое слово в данном ряду слов может быть лишним? (Береза-3 слога)



Что можете рассказать о слове береза?

(слово береза обозначает предмет, отвечает на вопрос что? Это имя существительное, стоит в единственном числе, 3 слога, второй слог ударный, безударная гласная в корне слова е, нужно запомнить, это слово из словаря, 6 букв, 6 звуков, 3 гласных, 3 согласных)


А что вам известно про это дерево?

Береза - дерево жизни

БЕРЕЗА растет во многих странах. Мало кому известно, что кроме традиционной белой окраски березовой коры она может быть и желтой, и розовой, и ярко-оранжевой, и темно-фиолетовой, и черной.

Вообще существует около 120 видов березы, 64 из которых встречаются в России. Продолжительность жизни дерева не превышает 120 лет, за исключением так называемой железной березы, которая порой дотягивает до 400 лет.

С давних пор береза пользуется на Руси особым почетом и уважением. Связано это не только с тем, что белоствольная лесная красавица стала своеобразным символом весны, света, любви к родине, но и с ее многочисленными целебными свойствами. Не случайно березу называют деревом жизни и здоровья.

Практически все, что способна дать береза, - кора, почки, листья, березовый сок и даже березовый гриб (чага) в виде уродливых наростов на стволе - находит применение в народной медицине.

С давних лет берёза была образом России.

Ветвями берёзы украшают церкви и жилища на Троицу.

Листья дают с квасцами жёлтую краску для шерсти.

В пчеловодстве берёза важна как пыльценос.

Берёзовые веники заготавливаются как корм для домашнего скота, на зимний период.

Береза чаще других пород дерева используется при заготовке дров

Берёста издавна применялась в народных промыслах , простейшей обуви (лапти), служила материалом для письма (берестяная грамота).

-Кому интересно, можно много интересных фактов о березе узнать. Как вы думаете, где можно такие сведения добыть? (рассказы о природе)

-Запишите это слово в тетрадь, подберите однокоренные слова, докажите, что это слова однокоренные; выделите в них корень.

Береза- березовый, березонька, подберезовик


-Какие слова мы называем однокоренными? (Однокоренные слова - это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.)


Работа с текстом

Прочитайте. Вставьте пропущенное слово береза. Обозначьте ту часть слова, которая изменяется.

…….называют символом России.

Русь моя, люблю твои …… !

……… воспета в произведениях русских поэтов.

О ………… слагали песни.

-Какое слово встречается в каждом предложении?(береза)

-Выпишите это слово так, как оно употребляется в предложениях. Выделите корень в словах.



Березу, березы, береза, о березе


-Можем ли мы сказать, что эти слова являются однокоренными ?

Проследите, как изменяются слова.


-Корень изменяется? (нет)

Лексическое значение слова изменилось?

-А что же изменяется в словах? (форма слова) Окончание.

-А что такое окончание? Кто нам попробует рассказать про окончание?



ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

- Почему не можете рассказать? (не знаем ничего об этой части слова, знаний не хватает)

-Какую цель поставим перед собой? (узнать об этой части слова)

-Какая тема нашего урока? (тема на доске. Окончание.)

-Сегодня мы поговорим еще об одной части слова – это основе слова, что это такое? -- -Входит ли окончание в основу слова?

– Какую цель ставите перед собой? ( Узнать об этой части слова, научиться находить её в слове)

-Что же такое окончание? Ваше предположение

-Правильно, эта часть слова называется окончание и выделяется она так

-Почему окончание получило такое название? (стоит в конце слова)

-Выделите окончание в своих словах.

– Как вы поняли, что такое изменяемая часть? (то, что у слова меняется)

-Посмотрите, пожалуйста, на свои слова. В какой части слова происходят изменения? (В окончании). Сделайте вывод, какая это часть слова?

Правильно, это изменяемая часть слова

Вывешивается таблица 1:

Окончание- изменяемая часть слова

Часть слова без окончании называется основой.___________

– Какие части слова входят в основу?

-Как думаете, почему эта часть получила такое название? Где еще приходилось нам слышать такое слово? (основа предложения –это главные члены), (в основе заключён смысл, значение конкретного слова, а в корне – общий смысл всех однокоренных слов)

Продолжение работы по теме урока

-Выпишите из текста название деревьев, выделите в словах корень, основу и окончание.

У каждого дерева свой вид. Сосна стройная. Ива развесистая. Осина трепетная. Дуб могучий.

Сосна, ива, осина, дуб

-Почему мы не можем выделить окончание в слове «дуб»? Давайте попробуем изменить его по числам. Что получается? Сделайте вывод.

-Правильно, ребята, есть слова, в которых окончание не обозначено звуком, но появляется при изменении формы слова. Такое окончание называется нулевым.

Вывод:

Чтобы выделить окончание, надо изменить слово по числам. Какая часть слова изменяется в конце и является окончанием.

-Обратите внимание, такой способ проверки подходит для любой части речи.

Береза-березы, растёт-растут, белоствольная-белоствольные, дуб-дубы



-Есть слова, которые не изменяются, они не имеют окончаний.

Приведите примеры (пальто, кино, шоссе, кенгуру, кофе…)


РАБОТА НАД НОВОЙ ТЕМОЙ



Введение соответствующей терминологии (учебник с.60)


-Обратимся к учебнику. Проверим по учебнику, правильные ли мы сделали выводы.


Работа с учебником (правило)


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА


Однокоренные слово- поднимаем руки высоко вверх

Форма слова –руки вниз


2. Практическое занятие.

Упр.131. Работа в парах.

-Выпишите одно и тоже слово в единственном и во множественном числе. Обозначьте в словах основу и окончание. Назовите однокоренное слово. Кто еще составит однокоренные слова ?


(работа со словарем: ГОЛУБЯТНЯ)

ПРОДОЛЖЕНИЕ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ УРОКА


Игра " Придумай"


  1. Работа в парах


1 вариант называют существительное,

2 вариант это же существительное только с предлогом.



Игра " Придумай"

  1. Работа по рядам

1ряд-существительное с предлогом

2ряд-составляют словосочетания

3 ряд –предложения


На парте

Лежит на парте

Учебник лежит на парте.


РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА


Возникновение проблемной ситуации.



БЕЛЫЕ БЕРЕЗУ ПРИНАКРЫЛАСЬ СНЕГА



-Можем это назвать предложением?

-Что такое предложение?

Постановка проблемы



-Какая часть речи служит для связи слов в предложении? ( Предлог)

-Какой предлог тут можно употребить?

Обсудите в парах.



( Вывод: Предлог не нужен, а надо изменить конец некоторых слов).



-Что вам помогало выбрать правильное окончание ( вторые слова, вопросы)

-Какие слова нужно изменить?

-Послушаем, что у вас получилось



БЕЛАЯ БЕРЕЗА ПРИНАКРЫЛАСЬ СНЕГОМ.



-Никому из вас не показалось знакомым это предложение?

-Кто скажет, из какого произведения это предложение?

Это предложение взято из стихотворения С.Есенина «Береза»

-Как вы понимаете слово ПРИНАКРЫЛАСЬ? (неполностью, несовсем)

-А может береза принакрыться? Кто способен выполнить это действие?(человек)

-Как называется такой прием в художественной литературе? (олицетворение)

- Назовите окончания в словах.

- А для чего вы изменили окончания?

(Чтобы слова были связаны друг с другом)


- Итак, попробуем ответить на вопрос, для чего же служит окончание?

(Учащиеся делают вывод, для чего служат окончания)


Записать предложение, сделать синтаксический разбор


Читают вывод в учебнике с. 61)



– Сделайте вывод. (Окончание служит для связи слов в предложении). Обобщим.

Вывешивается таблица 2:

Окончание служит для связи слов в предложении.

-Как вы думаете насколько важно правильно в слово вставить окончание?


Разбор ситуации:


Мам. слушала дочк.


-Какое предложение получилось?

Мама слушала дочку. Маму слушала дочка.


Меняется смысл предложения.


Работа в группах:

1 группа

Задание: 1) Вставьте слово в словосочетание;

2) Выделите корень;

3)Выделите основу;

3) Обозначьте окончания.

Карточки:

Лиса

Увидел …..

Подошел к …

Любовался……

Читал о ……..

Вывод: (окончание –это изменяемая часть слова)


2 группа


Задание: 1)Составить 3 однокоренных слова, 3 слова –форма одного и того же слова;

2) Выделите корень;

3)Выделите основу;

3) Обозначьте окончания.

Слово Осень

Вывод: (в однокоренных словах меняется лексическое значение слова, форма слова-меняется только окончание)

3 группа

Задание: прочитай текст, вставляя слово «Москва» в нужной форме. Выделить окончание и основу.


….… - столица нашей Родины. Часто приезжают в …….… наши друзья из разных стран. Вечером улицы и площади …….. … заливает море огней. В …….… много мостов. Я горжусь ……. … !


Вывод: (окончание служит для связи слов в предложениях)


ПРОДОЛЖЕНИЕ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ УРОКА

Работа по учебнику


Стр.61 упр.132 (по рядам). Полный синтаксический разбор. (Один ученик работает на доске)

Выделить окончания слов, которые изменили. Почему нужно было изменить окончания?



ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.


Игра «Найди лишнее»


  1. Вода, водитель, водичка, водяной, подводный (все однокоренные, лишнее-водитель, разное значение)

  2. Земля, в землю, о земле, земли, земляк (форма одного и того же слова, лишнее-земляк- однокоренное слово)

  3. Окно, дом, кино, звезда, молния (лишнее кино-не имеет окончания)



ИТОГ УРОКА


Тест

1.Окончание-это неизменяемая часть слова? (нет)

2.Чтобы выделить окончание, надо изменить слово по числам.(да)

3. Окончание служит для связи слов в предложении. (да)

4.Все слова русского языка имеют окончания (нет)

Проверка по эталону

Нет да да нет


1 группа – вывод –окончание –изменяемая часть слова.

2 группа –вывод-окончание служит для связи слов в предложении

3 группа-вывод-

Задание называется "Ты редактор"


ИТОГ УРОКА


Сформулируйте, что такое окончание? Как найти окончание в речи? Какую роль играет окончание в речи?

(Окончание - это изменяемая часть слова.

Чтобы найти окончание в слове, надо изменить форму слова.

Служит для связи слов в словосочетании и предложении.)

РЕФЛЕКСИЯ

- Какие затруднения вызвал урок?

- Кто помогал своим товарищам?

- Какое у вас настроение?


(Слайд № 9 Молодцы!)


ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК


Домашнее задание

Упражнение 133


- Я ВАС БЛАГОДАРЮ

ЗА ЗАМЕЧАТЕЛЬНУЮ РАБОТУ,

ДАВАЙТЕ УЛЫБНЁМСЯ ДРУГ ДРУГУ.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!