7 класс, русский язык
Дата проведения:
Урок №
Тема урока: Правописание предлогов
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель: систематизировать и обобщить знания о предлоге, совершенствовать умения различать предлоги и омонимичные слова; правильно употреблять и писать предлоги; развивать умения учащихся высказываться на лингвистическую тему, сопоставлять, анализировать, логически мыслить; развивать орфографическую зоркость; активизировать познавательную деятельность, воспитывать интерес к языку и речевой культуре.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД: демонстрируют умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания; умение устанавливать причинно-следственные связи; построение логической цепи рассуждений, умение структурировать.
Личностные УУД: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; самоконтроль.
Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество, осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, слушать одноклассников, приходить к общему решению в совместной деятельности, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений; устанавливать рабочие отношения эффективного сотрудничества.
Формы организации познавательной деятельности: коллективная, фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: словесные, практические, проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа учащихся.
Оборудование: рабочая тетрадь по русскому языку, учебник.
Ход урока:
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников.
Формулировка темы урока учениками.
Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.
Расставьте ударения и прочитайте вслух: мастерски, обеспечение, переданное, торты, туфля, цемент, щавель, свекла.
Фронтальный устный опрос:
- Дайте определение предлогу.
- Какова роль предлога в словосочетании и предложении?
- Назовите разряды предлогов по происхождению и строению.
- На какие разряды делятся предлоги по значению?
Но прежде мы повторим материал, изученный на прошлых уроках.
• Что называется предлогом? (Предлог — служебная, часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других слов в словосочетании и предложении.)
• Для чего служит предлог? (Для выражения различных отношений.)
• Какие отношения выражает? (Временные - приехать под вечер; причинные - не приехать из-за болезни; пространственные – приехать в город; целевые – приехать для переговоров и др.)
• На какие две группы по происхождению делятся предлоги? (Производные и непроизводные.)
• Почему непроизводные предлоги так называются? (Непроизводные предлоги – это предлоги, которые всегда относились к этой части речи)
Какие предлоги называются производными? (Предлоги, образованные от самостоятельных частей речи: существительных, наречий, деепричастий)
• Приведите примеры (Благодаря, в течение, вопреки).
• Какие непроизводные предлоги пишутся через дефис? (Из-за, из-под, по-над, по-за)
Посмотрите на доску и прочитайте словосочетания.
Был в течение дня – находиться в течении реки
Находилась в продолжение лета – написано в продолжении книги
Сказал в заключение выступления – декабристы находятся в заключении
Приобрёл вследствие болезни – обнаружились в следствии об аварии
Что Вы наблюдаете? (Одинаково слышащиеся слова пишутся по-разному)
Запишите предложения в тетради и на доске:
а) В течении этой горной реки встречается много непроходимых порогов.
б) В течение нашей мирной жизни неожиданно ворвалось тревожное известие.
в) В течение часа необходимо решить контрольную работу.
г) В продолжение трех лет он писал книгу.
д) В продолжении книги появляются новые герои.
Посмотрите, от каких членов предложения зависят эти первые слова, выделите словосочетания, определите падеж, где это возможно:
Сделайте вывод.
Вывод: в третьем предложении перед нами предлог, образованный из сочетания существительного с предлогом (Предлог- неизменяемая служебная часть речи, значит всегда пишется одинаково, к нему часто можно подобрать синонимичный предлог: в течение суток- за сутки, в течение жизни- за жизнь, в течение некоторого времени- за некоторое время. Предлог имеет временное значение. К предлогу нельзя поставить вопрос, он не является членом предложения. На конце производного предлога пишется –Е.
Написание существительных в 1 –м и 2- м предложениях зависит от падежа.
Физкультминутка.
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на стульчик тихо сесть.
4.Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного.
Орфографический минимум
Количество, растения, весенний дождь, объявление, объявление, обмеление рек, в течение недели, в связи с опозданием, в соответствии с приказом.
Упражнение 271
Упражнение 272
Упражнение 273
Упражнение 274
Упражнение 275
Упражнение 277
Упражнение 279
5.Подведение итогов урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания.
Выставление оценок.
Домашнее задание: упражнение 276, 278 письменно.