СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку: «Правописание слов с парными согласными в корне»

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕМА: «Правописание слов с парными согласными в корне»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку: «Правописание слов с парными согласными в корне»»

ТЕМА: «Правописание слов с парными согласными в корне» (12.01).


Цели урока: развивать умение проверять написание слов с парными согласными в корне; развивать учебно – познавательную и коммуникативную компетенции ;развивать орфографическую зоркость, память, внимание и речь учащихся; формировать умение давать определение какому-либо понятию; воспитывать искренность, сдержанность, любовь к родному языку.


ХОД УРОКА.


  1. МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ.


- Как всегда начинаем наш урок с минутки чистописания. Чтобы узнать буквы, написание которых мы сегодня повторим, вам нужно отгадать загадки и назвать первые буквы в их отгадках.

  • Шевельнулись у цветка

Все 4 лепестка

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.

(бабочка)


  • Кто в беретке ярко-красной,

В чёрной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Всё стучит, стучит, стучит.

(дятел)


  • Днём он спит.

Ночью летает,

Прохожих пугает.

(филин)


* По мере отгадывания загадок записываю на доске буквы

б д ф

- Какой общий элемент у этих букв?

- Запишите эти буквы.

- Что ещё объединяет эти буквы?

(Они обозначают парные согласные)

- Запишем теперь эти согласные с их парами: сначала звонкий, а потом глухой.

б д ф бп дт вф

- Какими ещё парами можно продолжить ряд?

б д ф бп дт вф гк жш зс

- Кто догадался, какова тема нашего урока?

- А зачем мы учим парные согласные, запоминаем правило их проверки?

(Потому, что звонкие парные согласные на конце слов и перед глухими согласными оглушаются)

- Как проверить парный согласный звук в корне слова?

- Чему же мы должны научиться сегодня на уроке?

  1. ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ МИНУТКА.


- Для начала давайте проверим, как же вы умеете пользоваться правилом. Приготовьте сигнальные карточки.

(Дети поднимают сигнальные карточки и объясняют написание парных согласных)

ска?ка кру?ка

ша?ка язы?

клю? око?ко

парус

- Найдите среди этих слов слово с непроверяемой гласной в корне. (язык)

- Остановимся на его лексическом значении.


  1. МНОГОЗНАЧНОСТЬ СЛОВА,


- Это слово необычное. У него много значений. Давайте вспомним и назовём эти значения.

- Для чего нужен язык человеку?

    • Язык – это орган во рту человеку, с помощью которого определяется вкус пищи и образуются звуки речи.


- Какое значение имеет слово язык, когда употребляется в словосочетаниях русский язык, английский язык?

    • Язык – это система грамматических средств, средство общения людей между собой.

- В фильмах о войне часто звучат такие фразы: захватили языка,

привели языка.

- Какое значение имеет слово язык в данных фразах?

    • Язык – это человек, от которого можно получить нужные сведения.

- Какие ещё значения этого слова вы можете назвать?

    • Язык – это часть ботинка;

    • Язык – это металлическая часть в колоколе, который, ударяясь о стенку, производит звук;

    • Язык – это пламя костра.


- Вспомним пословицы с этим словом.

(Дети работают в группах, собирают из рассыпавшихся слов

пословицы:

      • На языке мёд, а под языком лёд.

      • У короткого ума язык длинный.

      • Не спеши языком, торопись делом.

      • Язык до Киева доведёт.

После того, как пословицы собраны, группы читают и объясняют смысл своей пословицы.)


- Запишите пословицы в тетрадь.

- Найдите и подчеркните парные согласные, которые надо проверять.

- Какие проверяемые безударные гласные здесь встретились?


  1. ФИЗМИНУТКА.


Лёгкие прыжки: раз, два, три.

Мягкие шажки: раз, два, три.

Вот и вся зарядка.

Тихая посадка.


  1. ПРОВЕРКА ПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ.


- Назовите слова из нашей физминутки, в которых встречается парный согласный в корне, который надо проверять.


( По мере ответов детей записываем в тетрадь:

лёгкие – лёгок, лёгенький

прыжки - прыжок

мягкие – мягок, мягенький

шажки – шажок

зарядка – зарядочка

посадка – посадить)


  1. ПИСЬМО ПО ПАМЯТИ.


- А сейчас я посмотрю, как вы научились писать и проверять в словах сомнительные парные согласные. Прочитайте на доске словосочетания. Постарайтесь их запомнить. (Даю 1-2 минуты).


детская кроватка

тёплый шарф

нелепая ошибка

деревянная лошадка

утренние заморозки

чёрный жемчуг

  • Через 1-2 минуты закрываю имена сущ-е. Дети работают на карточках, дописывая к именам прилагательным соответствующие имена сущ-е.


- Что объединяет все записанные вами имена сущ-е?

- Подчеркните орфограммы.

  • Открываю шторку. Взаимопроверка в парах.


  1. ТЕСТ.


- Для того, чтобы каждый из вас смог оценить, на сколько им усвоено правописание данной орфограммы, я предлагаю вам выполнить тест.


1. Прочитай текст. Подчеркни слова, в которых парный согласный в корне надо проверять.

Зимой.

Вечером был сильный мороз. Утром Ваня вышел во двор. Кругом был снег. У крыльца большой сугроб. Ветер качал голые дубки и берёзки. Ваня побежал на пруд. На пруду был крепкий лёд.


2. Поставь, где надо букву Т:

Тор_, пара_, са_, кана_, ни_ка, гря_ка, похо_ка, пала_ка, ло_ка.


3. Обведи нужную букву:

обу в/ф ь отсро в/ф ки

вра г/к голу б/п ка

алма з/с подска з/с ка

бага ж/ш кни ж/ш ка




  1. РЕФЛЕКСИЯ.


- А теперь подведём итог нашей работе. На доске вы видите начало предложений. Выберите одно из них и закончите, оценивая свой вклад, свою активность в достижение поставленных в начале урока целей:


1. Сегодня я узнал… 6. Мне захотелось…

2. Мне было интересно… 7. Я выполнял задания…

3. Я понял, что… 8. Мне было трудно…

4. Я научился… 9. Я попробую …

5. Теперь я могу… 10. Меня удивило …



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!