СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку в 6 классе "Возвратное местоимение "Себя"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока  по теме "Возвратное местоимение "Себя"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 6 классе "Возвратное местоимение "Себя"»

Конспект открытого урока в 6 классе

Возвратное местоимение «Себя»


Подготовлен и проведен учителем русского языка и литературы Табахарнюк Натальей Алексеевной

Цель урока: формирование образовательных компетенций (информационных,

коммуникативных, рефлексивных) учащихся 6 класса в предметной области «Русский язык» по теме «Местоимение. Возвратное местоимение СЕБЯ».(по учебнику под ред. Л. М. Рыбченковой, О. М. Александрова и др.)

Тип урока: урок открытия нового знания

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Познавательные:

- формирование умения извлекать информацию из текстов, схем;

- выявлять сущность, особенности объектов;

- обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные:

- развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

- формировать умение осуществлять познавательную и коммуникативную рефлексию.

Коммуникативные:

- развивать умение слушать и понимать других;

- оформлять свои мысли в устной форме.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- развивать умения находить возвратное местоимение СЕБЯ в тексте;

- уметь употреблять возвратное местоимение СЕБЯ.

Планируемый результат: выработать навыки, умение употреблять местоимение СЕБЯ в устной и письменной речи

Основное понятие: «возвратное местоимение»

Межпредметные связи: литература

Ресурсы:

основные: учебник «Русский язык. 6 класс»

Дополнительные: ПК учителя, мультимедийное оборудование

Организация учебного пространства:

- работа с классом, в малых группах, индивидуальная






Ход урока


  1. Оргмомент

  2. Актуализация знаний

Звучит куплет песни «Ты да я даты со мной»

- О чем эта песня? (о дружбе)

- Местоимения какого известного разряда встретились в песне?( правило о местоимении)

- Вспомним порядок склонения местоимения «ты», выделим окончание. ( 1 ученик выполняет на доске, остальные – на рабочих листах)

И. п. (кто?) ты

Р.п. (кого?) тебя

Д.п. (кому) тебе

В.п. (кого?) тебя

Т.п. (кем?) тобой, тобою

П.п. (о ком) о тебе

- Оцените работы у доски.(Падежные формы образованы без ошибок, окончания выделены правильно)

3.

- Определиться с темой урока поможет стихотворение (слайд)

СЕБЯ любите, СЕБЯ прощайте,
СЕБЯ цените и уважайте.
В СЕБЯ поверьте, СЕБЕ позвольте,
СЕБЯ найдите, СЕБЯ укройте.
СЕБЯ жалейте, СЕБЯ хвалите,
СЕБЯ отдайте, СЕБЕ возьмите,
С СОБОЮ спорьте, с СОБОЙ шутите,
СЕБЯ пустите, СЕБЯ тащите.
СЕБЯ просите, СЕБЯ будите,
С СОБОЙ мечтайте, с СОБОЙ живите.
СОБОЙ гордитесь, с СОБОЙ летайте,
С СОБОЙ молитесь, с СОБОЙ читайте,
СЕБЯ узнайте, СЕБЯ заставьте, 
СЕБЯ откройте, СЕБЯ создайте.


- Какое слово повторяется в тексте?

- Как вы думаете, какой частью речи они являются?

Это действительно местоимение. Оно единственное в своем разряде – возвратное.

– Это разные местоимения или формы одного и того же местоимения?

Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

- Какие цели мы поставим перед собой в связи с темой? (Дети формулируют цели, учитель обобщает, выводит на экран)

А) узнать грамматическое значение возвратного местоимения;

Б) понять, как изменяется возвратное местоимение;

В) определить его синтаксическую роль в предложении.

- Помочь узнать об этом местоимении поможет сказка.


Гордячка

Лингвистическая сказка

1)В городе Местоимёнске проживали восемь многодетных семей: Личные, Вопросительные, Относительные, Неопределённые, Отрицательные, Притяжательные, Указательные и Определительные. Жили дружно, шумно, весело. Старательно сотрудничали с другими частями речи, никогда не обижались на других, ведь они ничего не обозначали, а всего лишь указывали на предметы, признаки и количество.

2) И вот в городе появилось ещё одно семейство, если можно так назвать одно единственное местоимение СЕБЯ непонятно какого рода. Оно не захотело поселиться в многоквартирном доме, а потребовало отдельный дом для СЕБЯ. Дружелюбный народ помог ему обустроить собственноё жильё и надеялся получить приглашение на новоселье, но не дождался. 3) Местоимение жило уединённо и никого не хотело приглашать к СЕБЕ в гости. Оно, как известная крыловская героиня, постоянно вертелось и кривлялось перед зеркалом, любуясь СОБОЙ и не замечая, как другие семьи неодобрительно качают головой. Оно никогда не замечало чужой беды и потому не спешило на помощь. СЕБЯ всегда думало только о СЕБЕ: другие сородичи его вообще не интересовали.

4) Обиделись жители Местоимёнска и решили его привести в чувство. Собрался большой Совет и наказал СЕБЯ, лишив его именительного падежа.

Так и живёт гордячка без числа, рода и именительного падежа. И поделом: пусть знает, как от коллектива отрываться.


- О ком эта сказка?

- Почему возвратное местоимение здесь названо гордячкой?

- В чем проявлялась ее гордыня?

- Что же обозначает возвратное местоимение? ( действие направлено, возвращается на действующее лицо)

- Какого рода возвратное местоимение?

- Попробуйте изменить его по числам.

- Как было наказано возвратное местоимение за свою гордыню?


- Давайте просклоняем возвратное местоимение и убедимся в этом.


И. п. (кто?) -----

Р.п. (кого?) себя

Д.п. (кому) себе

В.п. (кого?) себя

Т.п. (кем?) собой, собою

П.п. (о ком) о себе


- Сравните формы склонения личного местоимения и возвратного. Что заметили?


Подведение промежуточного итога.

- Что же обозначает возвратное местоимение?

- Как оно изменяется?

- Формы какого падежа не имеет?


На слайде – пошаговая формулировка.


- Проверим наши выводы с помощью учебника (стр. 66). Молодцы, вы сделали правильные выводы.


- Обратимся к рабочим листам. Задание № 2 . составим словосочетания, подставив возвратное местоимение.


Работа выполняется самостоятельно. Проверка – по цепочке. Самооценка.

Определение падежа возвратного местоимения


А) владеть___________т.п.

Б) винить _______в.п.

В) думать (о) __________ п.п.

Г) пригласить (к) _____________д.п.

Д) оттолкнуть (от)____________р.п



Физкультминутка

1)Приседание на возвратное местоимение


1.Нет лучше шутки, чем над собой.

2.Я забывал о себе, когда дело шло о пользе за Отечество. ( А. Суворов)

3.Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться. (И.Крылов)

4.Возьми для себя образец героя, наблюдай его, иди за ним. (А.Суворов)

5.Других не суди, на себя погляди. (Пословица)

6.Рубите дерево по себе. (Пословица)


Определение синтаксической роли в предложении (+ падеж)


- Мы выяснили грамматическое значение возвратного местоимения, его морфологические признаки. Что осталось узнать?


- Каким членом предложения не может быть местоимение, не имеющее формы именительного падежа?

- Зато сказуемым – может! На рабочих листах найдите задание №3. Спишите 1-е предложение.


1) Наездник не сразу пришел в __________ после того, как упал с лошади.


- Выделите грамматическую основу.

- Может ли наездник прийти, зайти в себя в прямом значении?

- Как называется сочетание слов, употребленное в переносном значении?... значит, «пришел в себя», являясь неделимым словосочетанием, будет единым сказуемым.

- Давайте рассмотрим еще один пример.


2) Читать про ________.


- Вставьте возвратное местоимение.

- Поставьте к нему вопрос. (в переносном значении, обстоятельство).


3) Я _____________ хорошо чувствую.




Вывод. Возвратное местоимение чаще всего является дополнением, а в составе фразеологизма – обстоятельством, сказуемым. (слайд)


Работа по предупреждению речевых ошибок


- Ребята, а знаете, сколько трудностей и нелепых ситуаций возникает при употреблении возвратного местоимения! В упражнении №__ вам предстоит найти и исправить ошибки.


    1. Сосед попросил Витю налить себе воды.

    2. Учитель попросил ребят отнести тетради к себе.

    3. Профессор попросил ассистента прочитать свой реферат.

    4. Я застал товарища в своём кабинете.


Предложения в исправленном виде записываются с комментированием в рабочие листы.


Или самостоятельно, самооценка.


Путешествие во времени.

- Ребята, представьте, что ваш одноклассник отправился в прошлое, чтобы побольше узнать о возвратном местоимении. И вот, он вернулся и готов поделиться с нами результатами своего исследования.


«Это интересно» из истории возвратных местоимений( стр. 67 учебника). Рассказывает Сердечный Игорь.


- Сколько форм имело возвратное местоимение?

- Где в


Творческое задание

1)

- У вас на столе конверт с карточками разных цветов. Разложите карточки по цветам. Из карточек каждого цвета соберите пословицы.

- Объясните значение пословицы.

- Определите падеж и синтаксическую роль возвратного местоимения.


А) Не кричи о себе, пусть другие о тебе хоть тихо скажут.

Б) Дружбу водить – так себя не щадить.

В) Не хвали себя, есть много умнее тебя.


2)


- Какая тематика объединяет эти пословицы? (Дружба)

- Поднимите руку, у кого есть друг.

- Давайте составим памятку с правилами, которые соблюдают верные друзья. Постарайтесь в каждом предложении использовать возвратное местоимение.


Проверка


Варианты:


Не хвали себя сам – пусть тебя другие похвалят.

Меньше говори о себе, больше слушай.



Итог урока

- С каким разрядом местоимений познакомились?

- Что обозначает возвратные местоимения?

- Как изменяются?

- Что узнали о падежных формах возвратного местоимения?

- Какова его синтаксическая роль?


Рефлексия

Учитель: задает вопросы, побуждает использование в ответе возвратного местоимения.


Домашнее задание. Упр.________(списать 2-й абзац, определить падеж и синтроль возвратного местоимения) , найти и выписать 2 пословицы с возвратным местоимением, определить пажеж, синтаксическую роль.


Музыкальный фрагмент(«Ты да я да мы с тобой»), пословицы о дружбе.




Для себя жить – тлеть, для семьи –гореть, а для народа-светить.

Нет лучше шутки, чем над собой.

Кто только о себе хлопочет, тот о других и знать не хочет.

  • Выручишь товарища в бою – отведёшь от себя беду.

  • Других не суди, на себя погляди!

  • Достоинству не научит тот, кто недостойно себя ведёт.


































Рабочий лист ученика 6 б класса __________________________________________________________


__________________________________________________________



Тема урока______________________________________________


Задание 1. Просклоняйте личное местоимение ТЫ

ТЫ

И. п. (______) _____________

Р.п. (_______) ______________

Д.п. (_______) ________________

В.п. (_______) _______________

Т.п. (_______) _______, ________

П.п. (_________) ____________

_________

И. п. (______) _____________

Р.п. (_______) ______________

Д.п. (_______) ________________

В.п. (_______) _______________

Т.п. (_______) _______, ________

П.п. (_________) ____________



Задание 2. Составьте словосочетания, поставив возвратное местоимение в нужную форму. Определите падеж местоимения.


А) владеть___________ (_____)

Б) винить _________ (______)

В) думать (о) __________ (______)

Г) пригласить (к) _____________ (_____)

Д) оттолкнуть (от)____________ (______) Оценка ___________



Задание 3. Записать предложение, вставив возвратное местоимение. Определить синтаксическую роль местоимения.


1) Наездник не сразу пришел в __________ после того, как упал с лошади.

2) Читать про ________.

3) Я _____________ хорошо чувствую.


1)___________________________________________________________________________________________2)_____________________________________________3)_____________________________________________


Задание 4. Списать предложения, исправив речевые ошибки.


    1. Сосед попросил Витю налить себе воды.

    2. Учитель попросил ребят отнести тетради к себе.

    3. Я застал товарища в своём кабинете.


_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Оценка:____


Советы другу:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Продолжи фразу:


  1. На этом уроке я узнал(а)…….

  2. На этом уроке я научился(ась)………

  3. Больше всего мне понравилось…………




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!