Конспект урока по русскому языку в 8 классе "Обособленные определения"

Категория: Русский язык

Разработка открытого урока по русскому языку в 8 классе "Обособленные определения. Выделительные знаки при них"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 8 классе "Обособленные определения"»

Урок русского языка в 8 классе


Тема:«Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них» (учебное занятие по закреплению полученных знаний и способов деятельности)   


Тип урока: урок закрепления  знаний и способов деятельности


Цель

обобщить теоретические знания, проверить практические навыки по теме «Обособленные определения»

Задачи


  • образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме «Обособленные определения», обобщить материал как систему знаний;

  • развивающие: развивать умение классифицировать обособленные члены предложения, выявлять общие условия обособления второстепенных членов предложения, посредством работы с текстом развивать коммуникативные навыки, развивать познавательный интерес к урокам русского языка, расширять общую осведомлённость об окружающем мире;

  • коррекционные: создать условия для развития логического мышления, образной памяти, самоконтроля в процессе выполнения заданий к тексту;

  • воспитательные:создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности; воспитывать чувство патриотизма гражданственности гордости за российских героев.




Планируемые результаты

Предметные:

  • Знать условия обособления определений

  • Уметь применять изученное правило, объяснять выбор условия, грамотно строить свою устную и письменную речь

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

  • Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

  • Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

  • Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

  • Уметь обобщать и делать выводы (Познавательные УУД).

Основные понятия

Обособленные определения, выделительные знаки препинания, причастный оборот, орфограмма, пунктограмма


Оборудование:Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.А. Тростенцова и др.; -М.: Просвещение, 2017; индивидуальный раздаточный материал:, таблица для самоконтроля, текст для комплексного анализа; мультимедийный проектор, экран, презентация, музыка.





Эпиграф:У каждого из нас есть долг:

долг перед страной, долг перед товарищем,

долг перед совестью.


Ход урока:


I.Мотивация к учебной деятельности

-Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я рада новой встрече с вами и надеюсь, что наше общение на уроке будет полезным и интересным.

- Проверьте наличие на столах всех школьных принадлежностей: дневник, тетрадь, пенал, карточки, которые я положила, пока отложите в сторону.

- Ребята, давайте обратимся к эпиграфу нашего сегодняшнего урока.

- Прочитайте. Как вы понимаете эти слова? (Мы живет в государстве, в обществе. Мы должны отвечать за свои поступки, дела, жить на благо. Но самым главным судьей является наша совесть).

- Объясните постановку знаков препинания в этом предложении.

- Долг перед товарищем. Определите тип связи словосочетания. Переделайте его в согласование. (Управление; Товарищеский долг)

- Этислова я выбрала не случайно. Они связаны с нашим уроком, но как, на это мы ответим в конце урока.


II. Актуализация знаний учащихся

Орфоэпическая разминка (СЛАЙД)

- Прочитаем ряды слов и найдем «четвертое лишнее»: слово, в котором не правильно поставлено ударение.

  1. таможня, сирота, газопровод, тОрты (3)

  2. клала, балованный, случай, красИвее (1)

  3. допивший, банты, диалог, столЯр(2)

  4. усугубить, цепочка, щавель, квАртал (4)


  1. Индивидуальная работа. Работа с тестом

(Не) замерзающий на зиму залив; говорил, (не)умолкая; (не)доумевающий взгляд;(не)интересный фильм;печь (не)затоплена;(не)усиливающийся, а успокаивающийся ветер; ещё (не) скошенный луг; (не)спавший от боли, вовсе (не)удобное кресло, не(деревянное)окно; (НЕ)выученные сегодня уроки; (НЕ)заперев замок.

Критерии: 1-2 ошибка-4, 3-4 ошибки-3, 5 и более ошибок-2

В оценочный лист.

2)Индивидуальная работа.

«Тире между подлежащим и сказуемым». Расставьте знаки препинания

  1. Родной край – сердцу рай.

  2. Жить – Родине служить.

  3. Русский солдат не трус.

  4. Святое дело – Родине служить.

  5. Выполнение воинского долга есть почетная обязанность солдата.

  6. Служить Отечеству - значит оберегать мирную жизнь нашего народа.

  7. 23 февраля – день Защитника Отечества, отмечаемый ежегодно в России, Белоруссии, Таджикистане и Киргизии.

Сравнивают свои результаты с эталоном, ставят оценки в «Оценочный лист».

III. Постановка проблемного вопроса.Формулировка темы и целей урока.

-Перед вами одно из заданий нашего регионального экзамена. Попробуйте определить, какие знания и умения потребуются для его выполнения?

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Солдаты (1) измученные холодом и (2) гонимые ледяным ветром (3) скоро добрались до своего укрытия.

1)1,2,3 2) 2,3 3) 1,24)1,3

- Итак, сделайте вывод, чем же мы будем сегодня с вами заниматься на уроке? Что должны взять с урока? (закрепить знания о постановке знаков препинания при обособленных определениях; продолжить подготовку к экзамену и т.д.)

Запишите тему урока в рабочих тетрадях. «Обособленные определения. Знаки препинания при них»

Разбор проблемного задания.

- Выполните предыдущее задание. Объясните постановку запятых (устно).

3). Индивидуальная работа «Найди обособленные определения»

- А теперь повторим случаи обособления определений, используя примеры:

1. Дорога, ведущая к горному ущелью, была залита солнцем.

2. Они, вернувшиеся с войны, принесли с собой как бы обновленную любовь к Родине.

3. Российские солдаты, решительные и мужественные, всегда готовы прийти на помощь Родине в трудные минуты.

4. Участвующих в боевых действиях за границей солдат называют «воины-интернационалисты».

Критерии: 1 ошибка-4; 2 ошибки-3; 3-4 ошибки-2.

(Ученики поочередно объясняют каждое предложение).

Сравнивают свои результаты с эталоном, ставят оценки в «Оценочный лист».

IV. Комплексная работа с текстом.

- Ребята, у вас на партах лежит текст, который познакомит нас с одним очень хорошим человеком, Алдаром Цыденжаповым. После прочтения этого текста, вы должны будете сказать, почему я решила предложить вам именно этот текст.

Чтение текста.

4 августа 1991 года в далёком посёлке Агинское Агинского Бурятского автономного округа в семье работника МВД и медсестры из детского сада Батора и Билигмы Цыденжаповых, уже воспитывавших двоих детей, родились близнецы — мальчик Алдар и девочка Арюна. Жизнь Алдара текла своим чередом: он отучился в средней школе № 1 в родном посёлке. Учился хорошо, всегда отличался трудолюбием: недаром его выбирали «министром труда» в школьном самоуправлении. После школы собирался поступать в институт, но передумал, решив для начала пойти по стопам деда, Зыдыги Гармаевича Ванчикова, — служить на флот. Однако в военкомате Алдара вычеркнули из списка команды моряков из-за сравнительно малого веса и небольшого роста, и только после настойчивых просьб его отца, ему, в конце концов, позволили попасть в морскую команду.

Время призыва пришло в ноябре 2009 года. Алдар попал служить на Тихоокеанский флот, в войсковую часть, базировавшуюся на город Фокино Приморского края.

Служил матрос Цыденжапов хорошо, с товарищами по службе дружил, дело военное освоил как надо, командиры не жаловались. До увольнения в запас оставалось всего около месяца, и дембелю Цыденжапову предстояло сходить с товарищами в крайний боевой поход к Камчатке. После дембеля он собирался погостить дома — и вернуться, чтобы продолжить службу уже контрактником.

24 сентября 2010 года весь экипаж — 348 человек — был на борту, до выхода в море оставались считанные часы. Боевой выход из Фокино на Камчатку. Машинист котельной команды Алдар Цыденжапов нёс вахту согласно боевому расписанию. В 4:03 неожиданно раздался тонкий свист, а затем хлопок: в машинном отделении прорвало находившийся под давлением топливный трубопровод. На его глазахгорючее,попавшее на светильник, вспыхнуло, и машинное отделение эсминца «Быстрый» превратилось в просторную камеру сгорания.

Алдар Цыденжапов был хорошим матросом. Он понимал, чем грозит экипажу в 348 человек и судну взрыв двух котлов с перегретым паром.

Алдар Цыденжапов был хорошим матросом. Он отлично знал своё рабочее место.

Алдар Цыденжапов был хорошим матросом. Он пошёл в огонь и перекрыл вентили, которые должен был перекрыть.

На всё про всё ему потребовалось всего 9 секунд. Он сделал своё дело как надо и вышел из горящего отсека. Вышел сам. С ожогом 99,5 процентов поверхности тела.

Алдар в тяжелейшем состоянии был доставлен в госпиталь Тихоокеанского флота во Владивостоке. Врачи четыре дня боролись за его жизнь, но 28 сентября его не стало. Оставалось юноше служить меньше месяца. Врачи были бессильны. 28 сентября Алдар Цыденжапов умер в госпитале ТОФ во Владивостоке, успев проститься с приехавшими к нему родителями. Похоронили его в родном посёлке 7 октября 2010 года

Командир боевой части капитан-лейтенант Алексей Коноплёв вывел личный состав вахты в безопасное место, задраил горящее помещение и активировал систему объёмного пожаротушения. Корабль и экипаж были спасены. Машинному отделению потребовался по сути лишь косметический ремонт.

5 октября гроб с телом 19-летнего Алдара Цыденжапова был доставлен в сопровождении офицеров и матросов Тихоокеанского флота в Агинское. 6 октября по буддийской традиции лама провёл в доме погибшего обряд перерождения души. 7 октября прошла церемония похорон.

За мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга, матрос Алдар Баторович Цыденжаповудостоен звания Героя Российской Федерации (посмертно). Алдар навечно зачислен в члены экипажа эсминца «Быстрый».

______________________________________________________

Уже сегодня он стал легендой, а его имя является символом героизма, мужества и любви к Родине. Его недолгая, но наполненная смыслом, духом патриотизма и долга жизнь, будет ярким примером для нас.


- Итак, ребята, почему я выбрала этот текст.


Беседа по тексту.ФИЗМИНУТКА (на фоне музыки).

- Определите тему текста. О чем он?(о простом человеке, солдате, который отдал жизнь, выполняя свой военный долг; о нашем земляке).

-Мы с вами проводили открытый классный час, посетили спектакль «Алдар.9 секунд». Что можете еще добавить о подвиге нашего земляка?

- Основная мысль текста?

- Озаглавьте текст.(Герой России.Героями не рождаются, а становятся. Подвиг нашего земляка. Алдар Цыденжапов – Герой России).

- Определите стиль и тип речи. Докажите. (Публицистический стиль речи.Тип – повествование).

Какое высказывание противоречит содержанию текста?

1. Не случайно стали крылатыми такие слова из «Песни о Соколе»: «Безумство храбрых – вот смысл жизни!»

2. Благородный человек ставит на первое место долг.

3.Обреченный судьбой на постоянную праздность, я не делал решительно ничего.

4. Величественным Реквиемом звучат в памяти людей слова: «Вечная слава героям, павшим при исполнении воинского долга».

Начертите схему 4 предложения в тетрадях. Объясните постановку знаков препинания.

- Ребята, что из себя представляет предложение в самой прямой речи? (простое с обособленным определением, выраженным причастным оборотом).

- Проверим. А: «П»

4). Индивидуальная работа. Синтаксический разбор предложения

- Ребята, найдите предпоследнее предложение в тексте. Выполним его синтаксический разбор.

За мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга, матрос АлдарБаторовичЦыденжапов удостоен звания Героя Российской Федерации.

(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом)

Критерии: 1 ошибка-4; 2 ошибки-3; 3-4 ошибки-2.


Найти в тексте обособленные определения.

- Ребята, посмотрите внимательно еще раз на текст. Сколько обособленных определений встретилось нам в тексте. (Можно выделить карандашом).


- Как вы думаете, какую роль играют обособленные определения в тексте, в предложениях? (Они придают особую смысловую емкость и выразительность тексту, делают нашу речь яркой, красивой. Они «дают нам возможность нагружать наши выражения, не перегружая их, усложнять мысль, не усложняя в такой же степени ее выражения», - говорил А.М.Пешковский. Обособленные члены в предложении обычно играют двойную роль: они являются второстепенными членами и одновременно выражают добавочное сообщение, при этом причастия и деепричастия выступают в качестве второстепенных сказуемыхс зависимыми словами, выражающими добавочное сообщение)

- Яркость и выразительность нашей речи придают средства художественной выразительности. Найдите, какие тропы мы встречаем в нашем тексте.


V. Итог урока. Рефлексия


- Итак, ребята. Наш урок подошел к концу. Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока. Как он связан с нашим уроком. (Алдар выполнил свой боевой долг. Среди матросов были и друзья Алдара. Долг перед Родиной (присяга), долг перед товарищами, перед совестью).

В семейном архиве Цыденжаповых сохранилось школьное сочинение, написанное Алдаром еще в пятом классе на тему «Что значит слово честь?». Вот что он писал тогда: «Когда человек уходит на войну, он воюет. А, если он сбежит с войны, то получается, что он опозорил свою честь. И еще, если он сдался врагу, то тоже опозорил свою честь. Честь — это когда ты выиграешь войну».

- Я желаю, ребята, чтобы таких верных, преданных друзей побольше встречалось у вас на пути. Пусть такие, как Алдар Цыденжапов, будут для вас примером. С наступающим всех праздником-Днем защитника Отечества!

- Спасибо всем за сотрудничество на уроке и сдайте, пожалуйста, оценочные листы.


VII. Домашнее задание

Написать мини-сочинение

  1. «Мой долг – защищать Родину».

  2. «Кто он –Алдар Цыденжапов?»

  3. «Что такое героизм в моем понимании».












Приложения




Оценочный лист

Ученика(-цы) 8Б класса

__________________________

Этапы урока

Оценка

ученика

Оценка

учителя

I

«Не с разными частями речи»




II

«Тире между подлежащим и сказуемым»




III

«Найди обособленные определения»




IV

Синтаксический разбор





Подведение итогов.






Индивидуальная работа №1 «Не с разными частями речи


1. (Не)замерзающий на зиму залив; 2. говорил, (не)умолкая;

3.(не)доумевающий взгляд;4.(не)интересный фильм;5.печь (не)затоплена; 6.(не)усиливающийся, а успокаивающийся ветер; 7.ещё (не)скошенный луг; 8.(не)спавший от боли, 9.вовсе (не)удобное кресло, 10. не(деревянное) окно; 11.(не)выученные сегодня уроки; 12.вышел,(не)заперев замок.


Критерии: 1-2 ошибка-4, 3-4 ошибки-3, 5 и более ошибок-2.

Поставить оценки в оценочный лист.


Индивидуальная работа №2. «Тире между подлежащим и сказуемым».

Расставьте знаки препинания, подчеркните подлежащее и сказуемое, какой частью речи они выражены.


1.Родной край сердцу рай.

2.Жить Родине служить.

3.Русский солдат не трус.

4. Святое дело Родине служить.

5.Выполнение воинского долга есть почетная обязанность солдата.

6.Служить Отечеству значит оберегать мирную жизнь нашего народа.

7.23 февралядень Защитника Отечества, отмечаемый ежегодно в России, Белоруссии, Таджикистане и Киргизии.

Критерии: 1 ошибка-4; 2-3 ошибки-3; 4 и более -2.

Поставить оценки в оценочный лист.


Индивидуальная работа №3.


Найди обособленные определения (расставить знаки препинания).

1. Дорога ведущая к горному ущелью была залита солнцем.

2. Они вернувшиеся с войны принесли с собой как бы обновленную любовь к Родине.

3. Российские солдаты решительные и мужественные всегда готовы прийти на помощь Родине в трудные минуты.

4. Участвующих в боевых действиях за границей солдат называют «воины-интернационалисты».

Критерии: 1 ошибка-4; 2 ошибки-3; 3- ошибки-2.Поставить оценки.


Индивидуальная работа №4. Синтаксический разбор предложения.


За мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга, матрос Алдар Баторович Цыденжапов удостоен звания Героя Российской Федерации.


























Текст

4 августа 1991 года в далёком посёлке Агинское Агинского Бурятского автономного округа в семье работника МВД и медсестры из детского сада Батора и БилигмыЦыденжаповых, уже воспитывавших двоих детей, родились близнецы — мальчик Алдар и девочка Арюна. Жизнь Алдара текла своим чередом: он отучился в средней школе № 1 в родном посёлке. Учился хорошо, всегда отличался трудолюбием: недаром его выбирали «министром труда» в школьном самоуправлении. После школы собирался поступать в институт, но передумал, решив для начала пойти по стопам деда, ЗыдыгиГармаевича Ванчикова, — служить на флот. Однако в военкомате Алдара вычеркнули из списка команды моряков из-за сравнительно малого веса и небольшого роста, и только после настойчивых просьб его отца, ему, в конце концов, позволили попасть в морскую команду.

Время призыва пришло в ноябре 2009 года. Алдар попал служить на Тихоокеанский флот, в войсковую часть, базировавшуюся на город Фокино Приморского края.

Служил матрос Цыденжапов хорошо, с товарищами по службе дружил, дело военное освоил как надо, командиры не жаловались. До увольнения в запас оставалось всего около месяца, и дембелю Цыденжапову предстояло сходить с товарищами в крайний боевой поход к Камчатке. После дембеля он собирался погостить дома — и вернуться, чтобы продолжить службу уже контрактником.

24 сентября 2010 года весь экипаж 348 человек — был на борту, до выхода в море оставались считанные часы. Боевой выход из Фокино на Камчатку. Машинист котельной команды Алдар Цыденжапов нёс вахту согласно боевому расписанию. В 4:03 неожиданно раздался тонкий свист, а затем хлопок: в машинном отделении прорвало находившийся под давлением топливный трубопровод. На его глазах горючее, попавшее на светильник, вспыхнуло, и машинное отделение эсминца «Быстрый» превратилось в просторную камеру сгорания.

Алдар Цыденжапов был хорошим матросом. Он понимал, чем грозит экипажу в 348 человек и судну взрыв двух котлов с перегретым паром.

Алдар Цыденжапов был хорошим матросом. Он отлично знал своё рабочее место.

Алдар Цыденжапов был хорошим матросом. Он пошёл в огонь и перекрыл вентили, которые должен был перекрыть.

На всё про всё ему потребовалось всего 9 секунд. Он сделал своё дело как надо и вышел из горящего отсека. Вышел сам. С ожогом 99,5 процентов поверхности тела.

Алдар в тяжелейшем состоянии был доставлен в госпиталь Тихоокеанского флота во Владивостоке. Врачи четыре дня боролись за его жизнь, но 28 сентября его не стало. Оставалось юноше служить меньше месяца. Врачи были бессильны. 28 сентября АлдарЦыденжапов умер в госпитале ТОФ во Владивостоке, успев проститься с приехавшими к нему родителями. Похоронили его в родном посёлке 7 октября 2010 года

Командир боевой части капитан-лейтенант Алексей Коноплёв вывел личный состав вахты в безопасное место, задраил горящее помещение и активировал систему объёмного пожаротушения. Корабль и экипаж были спасены. Машинному отделению потребовался по сути лишь косметический ремонт.

5 октября гроб с телом 19-летнего Алдара Цыденжапова был доставлен в сопровождении офицеров и матросов Тихоокеанского флота в Агинское. 6 октября по буддийской традиции лама провёл в доме погибшего обряд перерождения души. 7 октября прошла церемония похорон.

За мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга, матрос Алдар Баторович Цыденжапов удостоен звания Героя Российской Федерации (посмертно). Алдар навечно зачислен в члены экипажа эсминца «Быстрый».






Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас