СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме "Корень слова. Однокоренные слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:  формирование понятия корня слова, умения подбирать однокоренные слова, выделять в них корень;

Задачи:

  1. развивать умение распознавать и подбирать однокоренные слова;
  2. научить находить корень в однокоренных словах;
  3. развивать внимание, вырабатывать орфографическую зоркость, умение доказывать, рассуждать, делать выводы;
  4. воспитывать умение слышать и слушать, самостоятельность, умение осуществлять самоконтроль;
  5. воспитывать интерес к русскому языку.

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме "Корень слова. Однокоренные слова"»



Конспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме

"Корень слова. Однокоренные слова"

Цель: формирование понятия корня слова, умения подбирать однокоренные слова, выделять в них корень;

Задачи:

  1. развивать умение распознавать и подбирать однокоренные слова;

  2. научить находить корень в однокоренных словах;

  3. развивать внимание, вырабатывать орфографическую зоркость, умение доказывать, рассуждать, делать выводы;

  4. воспитывать умение слышать и слушать, самостоятельность, умение осуществлять самоконтроль;

  5. воспитывать интерес к русскому языку.



Тип урока: комбинированный

Вид урока: стандартный с применением игровых технологий.

Методы: частично-поисковый, дедуктивный, наглядный, словесный, поощрение.






























Конспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме

"Корень слова. Однокоренные слова"





Ход урока

1. Оргмомент.


Ребята, давайте поприветствуем гостей, которые пришли к нам на урок, пожелаем всем хорошего настроения и удачи. Чтобы урок был результативным ,давайте позитивно настроимся на него.


2. Мотивация. Речевая разминка.

Посмотрите на экран, постарайтесь собрать из слов предложение:

нас, всё, у, сегодня, получится!

Произнесём это предложение хором, «разбудим» наши голоса.

- У нас сегодня всё получится!

Молодцы, ребята, замечательно. Итак, начнём урок.

3. Чистописание

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

Яя яля (на доске запись)

4. Словарная работа.

-Запишите слова по картинкам.

Язык, яблоко, заяц, ягода, яблоня.

-Поставьте ударение

-Поменяйтесь тетрадями проверьте (!.+.-)

-Составить предложение с одним из них

Запасливый заяц собирал ягоду.

-Найдите грамматическую основу. На какие вопросы отвечают?









5.Актуализация знаний.

Посмотрите на экран

– Чему удивился мальчик Петя ?

– Что такое корень? (Подземная часть растения.)


– Какое ещё значение слова корень вам известно? (Часть слова, есть и ещё значение слова корень, например, корень зуба, волоса, ногтя – внутренняя, находящаяся в теле часть чего-либо.)

– Оказывается, у слова корень несколько значений. Вспомните, как называются такие слова. (Многозначными.)

– Как вы думаете, какое значение слова корень нам больше всего интересно? (Корень слова.)





6. Формулирование проблемы, планирование деятельности

– Сформулируйте тему урока и укажите, какие вопросы можно рассмотреть в этой теме. Составим план работы.


После ответов учеников на доске появляется план:

1. Что такое корень слова?

2. Однокоренные слова.

3. Значение корня.


– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)



























7. Развитие умений – применение знания.

А). Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.

-Я прочитаю вам сказку

Жил-был корень (сад). Один догадливый человек решил его посадить. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей росли на нём слова. У всех была общая часть, та, что человек посадил сначала.

На экране появляется «дерево», на нём однокоренные слова: сад, садик, посадить, посадка, садовник, садовый.

-Посмотрите на экран

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым –

Был он только словом.

(Е. Измайлов)

-Давайте попробуем прочитать эти слова.

-Как они называются? (Однокоренными.)

.– Что такое однокоренные слова? (Слова, у которых общий корень, значение которого присутствует во всех словах.)

– Запишите эти слова– Выделите корень значком.


– Хотите сами стать такими садовниками? Посадим корень стол.

Это слово, слово-корень

Разрастаться стало вскоре.

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

– Каких? (Стол, столик, настольный, столовый, застолье.) у доски

– Как называются такие «расплодившиеся» слова? (Однокоренные.)

– Проведём маленький эксперимент (опыт).

– Назовите в этих словах только корень. Вы поняли, что означает это слово?

– Покажите, как значение корня стол «присутствует» в других словах? Для этого объясните все однокоренные слова через корень (слово) стол. (Столик – маленький стол, настольный – стоящий (находящийся) на столе, столовый – нужный для стола, застолье – еда на столе.)



– А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слова?

– Без какой же части не бывает слова? (Без корня.)

– Почему? (В корне заключён главный смысл слова, без корня слово не имеет смысла.)

– Что выражает корень в однокоренных словах? (Общий смысл однокоренных слов.)

– Посмотрите на план на доске и сделайте вывод: что такое корень? (Это главная часть слова.)

– У однокоренных слов есть общая часть – один и тот же корень.

– В корне заключён общий смысл однокоренных слов.

– От него образуются («растут») другие слова.

Учитель может добавить:

– Сравните свои выводы с текстом в бежевой рамочке учебника стр.61.

– Что для вас было новым? Непонятным?

б). Работа по учебнику.

Упр. 84развивается умение находить общую часть однокоренных слов.

-Прочитайте слова

– Какая общая часть есть у этих слов?

– Что общего у них в значении?

– С каким словом они все связаны? Докажите это.

– Какой корень «посадили» здесь

-Спишите самостоятельно

в).Умение находить корень

- На слайдах выберите однокоренные слова

- Так какими же двумя признаками должны обладать однокоренные слова?

1. Иметь общую часть (корень)

2. Иметь общее лексическое значение

г). Упражнение в распознавании однокоренных слов. Работа в парах.

- А теперь поработаем в парах. Возьмите карточку.

- На ней два разных по сложности задания. Выберите задание себе по силам и выполните его. Можно выполнить каждому по одному заданию. Можно вместе выполнять задания. Решите в парах самостоятельно.

1.Соедините слова левого столбика с однокоренными словами из правого:

лес сад

вода больной

море деревянный

садовый лесной

боль водичка

дерево моряк

2.Зачеркните лишние слова. Выделите корень в однокоренных словах.

лес мёд

лесок мёдик

лестница медведь

лесник медовый

лесной сладкий

-Давайте сверим ваши работы с экраном: кто выполнил 1 задание?

-Удалось выполнить без ошибок? Работали в паре?

-А кто 2?


8. Итог урока.

Какие слова называются однокоренными?

  • Как пишутся корни в однокоренных словах?

  • Оцени свою работу на уроке.



9. Рефлексия.

  • Оцени свою работу на уроке.





- Дорисуйте кружочки и покажите, как для вас прошел урок.





-Спасибо за работу. Урок закончен.

Резерв проверка на экране

Игра

3 команды- 3 ряда

Слайд 11 - Образовать и записать родственные слова:

1-й ряд к слову «дом»

2-й ряд к слову «рыбак»

3-й ряд к слову «берёза»

Проверка

Слайд

- Почему эти слова родственные?

1- Слова близки по смыслу.

2- Есть общая часть.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!