Актуализация и систематизация знаний. - Что вы знаете о второстепенных членах? (слайд №5) Второстепенные члены – это…(все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого, они могут пояснять как главные так и второстепенные члены предложения, с которыми они составляют словосочетания) На первом этапе работы мы вспомним все, что знаем по этой теме. Слайд 6. Чайки распустили крылья. Дополнение - это второстепенный член предложения, который обозначает предмет, зависит от сказуемого или другого члена предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей. - На какие вопросы отвечает дополнение? Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем? Слайд 7 Найдите дополнение в этих предложениях. Солнце ярко освещало берёзовую рощу. Мы разговорились об интересных книгах. - На какие группы делится дополнение? - Какое дополнение в первом предложении? Прямое дополнение - Чем может быть выражено прямое дополнение? Выражается формой винительного падежа существительного без предлога, формой родительного падежа, если обозначает часть предмета (налил чаю), если переходный глагол употребляется с отрицанием НЕ (не надел куртку) - Какое дополнение во втором предложении? Косвенное дополнение - Какое дополнение называется косвенным? Слайд 8 Определить вид дополнения. (Уч-ся поднимают карточки К-косвенное, П – прямое, один из уч-ся аргументирует свой выбор) 1.Читаем книгу 2.Показать на карте 3.Сохраняют реки 4.Пряла пряжу 5.Обогнал троллейбус 6.Вопрос ему 7.Значение для здоровья 8.Просили ее Прямое дополнение 1,3,4,5,8. Слайд 9 Какой второстепенный член предложения мне необходимо выделить? - Что такое определение? Тропинка вилась в густой траве. Определение- это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? который? чей? И поясняет члены предложения, выраженные существительными. - Какие виды дополнений вы знаете? Определения: Согласованные и несогласованные. - Дайте определение согласованных определений? Несогласованных? Слайд 10 Укажите предложение с согласованным определением А. В нем рано проснулась страсть к рисованию. Б. В коробке из-под ваксы лежало много пуговиц. В. Он жил близ деревянной церкви. Ответ: В. Слайд 11 Укажите предложение с несогласованным определением А. Кудрявый и краснощекий мальчик сидел в санях. Б. Изба лесника находилась в лесу. В. Мы остановились в маленькой деревне. Ответ: Б. Слайд 12. – Как называется особый вид определения? ( Приложение) - Чем выражается приложение? В городе-крепости мы осматривали выставку. Приложение – это определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже. Приложения могут обозначать различные качества предмета, указывать на возраст, национальность, профессию и другие признаки. Слайд 13. Укажите предложение с ошибкой в употреблении дефиса при приложении А. На вечере выступили студенты- сирийцы. Б. Ведь ты была б у нас царь птица! В. В осиннике стоял огромный лось- великан. Ответ: Б. - О каком второстепенном члене предложения мы ещё не говорили? - Обстоятельство. Слайд 14. - Что такое обстоятельство? Найдите в предложении обстоятельство. Яркие цветы празднично украшали зал. - Назовите виды обстоятельствам (по одному по цепочке без вопросов). Слайд 15-19. (Учитель показывает вид обстоятельства, а учащиеся по цепочке отвечают на какие вопросы отвечает обстоятельство). Слайд 20. (Уч-ся записывают предложения, находят в них обстоятельства и определяют их вид. Взаимопроверка). При желании всё можно сделать (обстоятельство условия). С утра до поздней ночи он был на ногах (обст. времени – когда? с каких пор?). От радости в зобу дыханье спёрло. (обст. причины - почему? отчего?, места – где?). Слайд 21. Взаимопроверка. - Заключительным видом работы, который мы должны повторить с вами по теме «Повторение о второстепенных членах предложения», является синтаксический разбор двусоставного предложения. При синтаксическом разборе предложения мы сможем закрепить знания о второстепенных членах предложения, когда найдём их в тексте и дадим им характеристику. Задание (один из уч-ся выполняет у доски) Запишите предложение под диктовку, разберите его синтаксически. |