СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку "Второстепенные члены предложения. Повторение."

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвящен повторению изученного материала по теме "Второстепенные члены предложения"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Второстепенные члены предложения. Повторение."»

Конспект урока русского языка в 8 классе по учебнику Тростенцовой Л.А.



Тема урока: Повторение по теме «Второстепенные члены предложения».

Конспект составил: учитель русского языка и литературы МКОУ «СШ №1»

Зернова Татьяна Михайловна.

Цели урока:

Образовательная: повторить сведения о второстепенных членах предложения, закрепить умение различать второстепенные члены предложения; проверить качество знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы «Второстепенные члены предложения».

Развивающая: развивать логическое мышление и память; орфографическую и пунктуационную зоркость; устную и письменную речь; внимание.

Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к родному языку.

Тип урока:  урок обобщения и систематизации знаний.


Оборудование урока: мультимедийная установка, презентация, карточки с заданиями.



Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Организационный момент. Слайд 1

Эпиграфом к нашему уроку будут слова известного лингвиста Измаила Ивановича Срезневского «Работа над родным языком в человеке не прекращается никогда».

-Как вы понимаете смысл этого высказывания?

Человек постоянно совершенствует свою речь, обменивается информацией при помощи языка, пополняет свой словарный запас, выполняет сложную работу постоянно. И мы с вами тоже продолжим работу над родным языком.


Учащиеся слушают учителя, отвечают на вопросы.


  1. Объявление темы урока, постановка целей урока.

А тему урока вы сформулируете сами, познакомившись с грамматической сказкой Валерия Михайловича Бурмако.

Слайд 2. Грамматическая сказка.

Когда-то в Объединенном Королевстве Грамматики жил-был Член Предложения. Он трудился не покладая рук и ног, которых у него было великое множество. Падежи всегда задавали ему вопросы, а он всегда отвечал на них. Он бегал за Глаголом и дополнял лучшие свойства его характера.

И вот однажды они поссорились. Член предложения покинул Глагол. Не прошло и нескольких дней, как Глагол обеднел, опростился. Никто не мог его понять.

И решил Глагол отыскать своего бывшего друга и просить его вернуться.

С тех пор они неразлучны.

- О каком друге глагола идет здесь речь?

- Правильно, речь идет о дополнении, так как оно всегда стоит при глаголе, поясняет его.

- Каким членом предложения является дополнение? (Второстепенным)

- Какие ещё второстепенные члены предложения вы знаете?

(Определение, приложение и обстоятельство).

- Я вам рассказала сказку и надеюсь, что вы догадались, о чём пойдёт речь на уроке.

- Ответ: о второстепенных членах предложения.

- Сформулируйте тему урока.

/ Второстепенные члены предложения. Повторение. / Слайд 3

Определите задачи, которые мы будем решать на уроке. Слайд 4.

/ повторить сведения о второстепенных членах предложения,

закрепить умение различать второстепенные члены предложения,

пополнить знания сведениями о второстепенных членах предложении/

Мы сегодня постараемся вспомнить и закрепить знания по теме «Второстепенные члены предложения».

Я приготовила презентацию по теме нашего урока. С первыми слайдами вы уже знакомы. А теперь пойдем дальше.

ученики формулируют тему, предлагают свои варианты, знакомятся с презентацией

Самоопределение, целеполагание, Планирование учебного сотрудничества

  1. Актуализация и систематизация знаний.

- Что вы знаете о второстепенных членах? (слайд №5)

Второстепенные члены – это…(все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого, они могут пояснять как главные так и второстепенные члены предложения, с которыми они составляют словосочетания)

На первом этапе работы мы вспомним все, что знаем по этой теме.

Слайд 6. Чайки распустили крылья.

Дополнение - это второстепенный член предложения, который обозначает предмет, зависит от сказуемого или другого члена предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей.

- На какие вопросы отвечает дополнение?

Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем?

Слайд 7

Найдите дополнение в этих предложениях.

Солнце ярко освещало берёзовую рощу.

Мы разговорились об интересных книгах.

- На какие группы делится дополнение?

- Какое дополнение в первом предложении?

Прямое дополнение

- Чем может быть выражено прямое дополнение?

Выражается

  • формой винительного падежа существительного без предлога,

  • формой родительного падежа, если обозначает часть предмета (налил чаю), если переходный глагол употребляется с отрицанием НЕ (не надел куртку)

- Какое дополнение во втором предложении?

Косвенное дополнение

- Какое дополнение называется косвенным?

Слайд 8

Определить вид дополнения.



(Уч-ся поднимают карточки К-косвенное, П – прямое, один из уч-ся аргументирует свой выбор)



1.Читаем книгу

2.Показать на карте

3.Сохраняют реки

4.Пряла пряжу

5.Обогнал троллейбус

6.Вопрос ему

7.Значение для здоровья

8.Просили ее

Прямое дополнение 1,3,4,5,8.



Слайд 9 Какой второстепенный член предложения мне необходимо выделить?

- Что такое определение?

Тропинка вилась в густой траве.

Определение- это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? который? чей? И поясняет члены предложения, выраженные существительными.

- Какие виды дополнений вы знаете?

Определения: Согласованные и несогласованные.

- Дайте определение согласованных определений? Несогласованных?

Слайд 10 Укажите предложение с согласованным определением

А. В нем рано проснулась страсть к рисованию.

Б. В коробке из-под ваксы лежало много пуговиц.

В. Он жил близ деревянной церкви.

Ответ: В.

Слайд 11 Укажите предложение с несогласованным определением

А. Кудрявый и краснощекий мальчик сидел в санях.

Б. Изба лесника находилась в лесу.

В. Мы остановились в маленькой деревне.

Ответ: Б.

Слайд 12. – Как называется особый вид определения? ( Приложение)

- Чем выражается приложение?

В городе-крепости мы осматривали выставку.

Приложение – это определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже.

Приложения могут обозначать различные качества предмета, указывать на возраст, национальность, профессию и другие признаки.

Слайд 13. Укажите предложение с ошибкой в употреблении дефиса при приложении

А. На вечере выступили студенты- сирийцы.

Б. Ведь ты была б у нас царь птица!

В. В осиннике стоял огромный лось- великан.

Ответ: Б.

- О каком второстепенном члене предложения мы ещё не говорили?

- Обстоятельство.

Слайд 14. - Что такое обстоятельство? Найдите в предложении обстоятельство.

Яркие цветы празднично украшали зал.

- Назовите виды обстоятельствам (по одному по цепочке без вопросов).

Слайд 15-19. (Учитель показывает вид обстоятельства, а учащиеся по цепочке отвечают на какие вопросы отвечает обстоятельство).

Слайд 20. (Уч-ся записывают предложения, находят в них обстоятельства и определяют их вид. Взаимопроверка).

При желании всё можно сделать (обстоятельство условия).

С утра до поздней ночи он был на ногах (обст. времени – когда? с каких пор?).

От радости в зобу дыханье спёрло. (обст. причины - почему? отчего?, места – где?).

Слайд 21. Взаимопроверка.

- Заключительным видом работы, который мы должны повторить с вами по теме «Повторение о второстепенных членах предложения», является синтаксический разбор двусоставного предложения. При синтаксическом разборе предложения мы сможем закрепить знания о второстепенных членах предложения, когда найдём их в тексте и дадим им характеристику.

Задание (один из уч-ся выполняет у доски)

Запишите предложение под диктовку, разберите его синтаксически.



Учащиеся отвечают на вопросы, рассуждают, выполняют задания

Контроль, оценка, коррекция.

4. Подведение итогов урока.

- Подведём итоги, ребята. Второстепенные члены не только распространяют главные и второстепенные члены предложения. Они поясняют предмет, уточняют, какой он, расширяют, делают информацию более понятной, выразительной, интересной. Одним словом, делают нашу речь красивой, разнообразной и богатой

учащиеся подводят итоги, делают выводы

Контроль, оценка, коррекция.

5. Домашнее задание. (Работа по карточке).

1) повторить п. 175-178.

2) Слайд 22. Осложнённое списывание.

Родной язык надо любить как мать как музыку и надо уметь хорошо г_в_рить что(бы) пер_дать свою мысль другому ясно и просто.

Буд_шь пон_мать мысли людей – легче будет жить, и умнее стан_шь, да и тебя все будут пон_мать…  (М.Горький)

Задание по тексту: (Слайд 23)

1)Определите тему и основную мысль текста. / Текст о языке, об отношении к нему. Надо любить родной язык и уметь хорошо говорить, чтобы тебя понимали.

2) Передать содержание текста одним предложением / Надо любить родной язык и уметь хорошо говорить, чтобы тебя понимали.

3) а) Найдите второстепенный член предложения, который, по образному замечанию В.М. Бурмако, «сидит на двух стульях», т.е. является дополнением и определением  / мысли людей

б) Определите тип связи, назовите второстепенный член предложения, аргументируйте свой ответ/управление, дополнение (мысли кого? людей), определение (мысли  чьи? людей).

в) Перестройте словосочетание со связью управление в синонимичное со связью согласование / (людские мысли) 

4. Найдите в тексте, аргументируя свой ответ

а) согласованное определение /родной язык, свою мысль, другому человеку

б) прямое дополнение /передать мысль, будешь понимать мысли, будут понимать тебя

в) косвенное дополнение /передать другому

г) обстоятельство образа действия /хорошо говорить, легче будет жить

ученики записывают домашнее задание, получают карточки


6. Рефлексия:( Слайд 24)

- Оцените свою деятельность на уроке. Что получилось? Над чем нужно поработать?

- Подумайте, что следует повторить перед контрольным диктантом?

- Полезна ли была информация урока?

ответы на вопросы

Рефлексия. Самооценка. Выражение своих мыслей полно и точно.

7. Оценочное суждение. (Слайд 25)

Удачи вам, ребята! Спасибо за урок!



Используемые пособия (Слайд 26)

1. Русский язык. 8 класс. Контрольно-измерительные материалы. Составитель Н.В.Егорова. – М.: ВАКО, 2012.

2. Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/[Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н.М. Шанский].-10-е изд. – М.: Просвещение, 2013.

3. Русский язык. Поурочные планы . 8 класс: электронное пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013.

Грамматическая сказка.

Учитель, ученики (с табличками со словами «НАС», «ДОМИК», «ПОРАЗИЛ, «СКАЗОЧНЫЙ», «У ДОРОГИ»)

Однажды повелитель страны Грамматика Великий Синтаксис решил устроить прием и созвал всех своих подданных. Главные и второстепенные члены предложения «НАС ПОРАЗИЛ СКАЗОЧНЫЙ ДОМИК У ДОРОГИ», явившиеся во дворец, быстро заняли свои места на стульях с над­писями «подлежащее», «сказуемое», «дополнение», «определение», «обстоятельство». Синтаксис уже начал речь, когда увидел, что существительное с предлогом У ДОРОГИ до сих пор не садится.

—  Занимайте  скорее   место,— предложил  Синтаксис.

—  А я не знаю, куда садиться,— отвечал смущённый член предложения.

—  Как   не   знаете? — удивился   Синтаксис.— Вы   от­вечаете   на   вопрос ГДЕ?   и   обозначаете   место — са­дитесь на стул обстоятельства.

—  Но я отношусь к слову ДОМ (ДОМ У ДОРОГИ), отвечаю ещё на вопрос  КАКОЙ?,  поэтому должен быть ещё  и оп­ределением, ведь слово дом предмет, а не действие.

—  Вот загвоздка,— проговорил    Синтаксис,— это и определение, и обстоятельство вместе? А садитесь-ка Вы на два стула!



Слайд 4.

Так и сидят на двух стульях члены предложения, сов­мещающие в себе два значения: дополнения и определения (мысль о поездке – о чем?, какая?), дополнения и обстоятельства (оповестить через газету – через что?, как?), определения и обстоятельства (дом у дороги – какой?, где?). Одно значение член предложения имеет сам, а второе ему приносит слово, к которому он относится…




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!