План-конспект урока по математике в 1 классе: «Работа с числами от 1 до 20».
Тип урока: Урок отработки умений и рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.)
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий: нумерация чисел 11-20; решение задач изученных видов, чертёж отрезков разной длины.
Планируемые результаты:
Предметные умения:
- уметь выполнять вычисления в пределах 20 с опорой на знание нумерации;
- уметь читать и записывать числа второго десятка;
- уметь использовать математическую терминологию;
- уметь измерять длину отрезка при помощи линейки;
- знать единицу измерения длины – см, дм;
- уметь строить в тетради отрезок заданной длины;
Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- определять общие для всех правила поведения;
- определять правила работы в парах;
- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике, тетради, бланках;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
- проводить классификацию, указывая на основание классификации;
- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Оборудование:
- компьютер, мультимедиа;
- линейки, цветные карандаши, ручка, простой карандаш;
- бланки для индивидуальной работы;
- иллюстрации;
- карточки с математическими терминами.
Ход урока
Какое сегодня число? Какое число было вчера? ..будет завтра?
Какой идет месяц? Какой был перед ним? …будет след? Какое время года идет?..
- Есть такие золотые слова — «Повторение – мать учения!». И это не просто слова. Наша память устроена таким образом, что если многократно повторять материал, то он лучше усваивается, дольше сохраняется в памяти. И при необходимости его можно быстро из памяти извлечь, иначе говоря, вспомнить.
СЛ.1 - Наш урок сегодня необычен тем, что сегодня мы будем и узнавать. О ком – вы узнаете после нашей интеллектуальной разминки.
Загадка:
Мы вымыли руки
И сели за стол.
А он неумытый
Обедать пришел.
И с ним бесполезна
Любая беседа -
Он вымоет лапки,
Но после обеда.
Предложите возможные кошачьи клички.
СЛ.2 Что можно посчитать у этого животного?
-А сколько хвостов у 3 котов? (3)
-Сколько ушей у 2 котов? (6)
-Сколько лап у 3 котов? (12)
-Сколько глаз у 5 котов? (10) После каждого этапа на уроке мы будем открывать новые факты об этом животном. А также у нас будет возможность встретиться с числами за пределами 20.
СЛ.3 - Скажите, а как называется это изделие в виде кошки? (подставка для колец) Как применяется в жизни? Есть ли возрастные ограничения по использованию этого предмета?
Внимание! Новый факт! Оказывается, это современное изделие создано по следам красивой древней легенды. Одна тайская принцесса очень любила украшения - кольца. Каждый день она ходила на речку купаться. А вместе с ней ходила и её любимая кошка, которая сидела на берегу. Как вы думаете какую задачу выполняла кошка?
Работа с числовым рядом.
- Вставьте недостающие числа от 10 до 20. Я загадала число…
в котором 1 дес. 6 ед.; в котором 1 дес. 8 ед.;
какое число стоит между числами 12 и 14;
какое число при счёте идёт перед числом 11;
число, которое при счёте идёт после числа 19;
число, которое на 1 больше, чем 11;
какое число на 1 меньше, чем 15.
-Назовите среди записанных чисел четные? Нечетные?
Внимание! Новый факт! В Германии существует «Кошачий музей». И сторожами в нём служат 16 котов.
Найдите число, которое является серединой ряда.(15)
Внимание! Кошки в среднем живут 15 лет. А ещё у кошки 30 зубов. Число 30 – сколько это десятков?
Решение примеров.
СЛ.4 Следующие задание мы выполняем на бланках. Посмотрите на задание, что нужно сделать? Решите примеры. Проверяем! Какие затруднения встретили. Как решили эту проблему?
- На какие группы можно разделить эти примеры?
СЛ.5 - Назовите ответы в порядке возрастания? СЛ.6 …Убывания? СЛ.7
Внимание! Новый факт! Самый старый кот в мире попал в книгу рекордов Гиннеса. Он жил в Америке и счастливо прожил до 38 лет. Число 38 – сколько десятков и единиц?
В книгу рекордов Гиннеса попал ещё один красавец. Но не по солидному возрасту, а по солидному весу. Самый тяжёлый кот в мире весит 21 кг и объём его талии 84 см. Число 21, 84 – сколько десятков и единиц?
СЛ.8 - Что вы знаете об этом человеке? Куклачёв Юрий Дмитриевич – артист клоунады, первым в нашей стране занялся цирковой работой с кошками. В его цирке 120 пушистых артистов. Куклачёв утверждает, что на мордочке кошек можно рассмотреть 34 выражения. Число 34 – сколько десятков и единиц?
Физминутка: Котик
То прогнет,
То выгнет спинку,
Ножку вытянет вперед -
Это делает зарядку
Наш Маркиз -
Пушистый кот.
Чешет он себя за ушком,
Жмурит глазки и урчит.
У Маркиза все в порядке:
Когти, шерсть и аппетит.
Решение задачи. Слайд.
Прочитайте задачу.
СЛ.9 На первом этаже музея работает 6 котов, а на втором на 4 кота больше.
Это задача? Как называется то, что вы прочитали? Чего не хватает? Задайте вопрос, что надо узнать? (Ск.котов на 2 этаже? Ск. Всего котов?)
Сделайте чертёж к задаче. Запишите решение задачи и ответ. Проверьте по образцу.
- Поставьте вопрос к задаче так, чтобы она решалась в 2 действия. Задачи в 2 действия мы будем решать на следующем уроке.
Какие затруднения встретили. Как решили эту проблему?
Внимание! Новый факт! У кошки по 12 усов с каждой стороны! Сколько десятков и единиц?
Чертёж отрезков.
СЛ.10 У первого котёнка хвостик длиной 10 см. У второго котёнка хвостик длиной 13 см. А у третьего котёнка хвостик длиннее, чем у первого, но короче, чем у второго. Какой может быть хвостик? Обсудим варианты. Начертите отрезок такой длины. Какие затруднения встретили. Как решили эту проблему?
Внимание! Новый факт!
Недавно мы с вами говорили о первом полёте человека в космос. Кто это был?(Юрий Алексеевич Гагарин) Когда? (12 апреля 1961) А вот в 1963 г. в космосе побывал французский кот. Он благополучно вернулся на землю.
- Все пункты плана выполнили?
Подведите итоги. Прокомментируйте по формуле:
Я знал…
Я узнал…
Я хочу узнать…
Что удалось запомнить из нашего познавательного материала?