Конспект урока по теме
«Умножение десятичных дробей»
5 класс, учебник: В.В.Козлов, А.А.Никитин, 40 мин
Цели урока:
Учебные:
Воспитательные:
Развивающие:
развитие у учащихся самостоятельности и способности к самореализации;
повышение уровня математической культуры учащихся.
Ход урока
Организационный момент:
Здравствуйте, ребята! Тетради с домашним заданием передаем с
последних парт на первые парты. Дежурные, кто сегодня отсутствует на уроке?
Актуализация знаний.
Итак, давайте вспомним, для чего же нам нужна математика?
Математика развивает память, мышление, учит нас правильно считать и запоминать.
а) 2,7 – 0,6;
б) 3,5 + 2,3;
в) 5,8 – 1,9;
г) 0,69 +11,3;
д) 3,6 + 0,8;
е) 0,84 – 0,22.
а) 2,7 – 0,6 = 2,1;
б) 3,5 + 2,3 = 5,8;
в) 5,8 – 1,9 = 3,9;
г) 0,69 +11,3 = 11,99;
д) 3,6 + 0,8 = 4,4;
е) 0,84 – 0,22 = 0,62.
Выполните умножение данных натуральных чисел:
а) 45 3;
б) 37 5;
в) 17 70;
г) 68 12.
(Дети выполняют данное задание устно):
а) 45 3 = 135;
б) 37 5 = 185;
в) 17 7 = 1190;
г) 68 12 = 816.
Ребята, сейчас мы с вами выполнили умножение с натуральными
числами. Как вы считаете, можем ли мы выполнять умножение с десятичными дробями?
Да, мы можем научиться выполнять умножение с десятичными дробями.
Физкультурная минутка на 1,5 – 2 минуты (выполнят Антон).
3. Изучение нового материала.
Итак, ребята, как вы думаете, какая тема нашего урока?
Умножение десятичных дробей
Верно, открываем рабочие тетради, записываем число, классная работа. Тема нашего урока «Умножение десятичных дробей».
Рассмотрим несколько примеров:
Пример № 1:
Рассмотрим две десятичные дроби: 47,02 и 0,352.
Переведём данные десятичные дроби в обыкновенные. Чему будут равны данные обыкновенные дроби?
47,02 = и 0,352 = (Дети отвечают)
Хорошо, а теперь давайте перемножим данные две дроби.
Ребята, для того, чтобы перемножить данные дроби, мы перемножаем и числители, и знаменатели этих дробей (аналогично идёт умножение, как и умножение натуральных чисел).
Значит, чему будет равна данная дробь?
А теперь, ребята, переведите полученную дробь в десятичную дробь. Чему она будет равна? (если дети не ответят сказать им, что количество десятичных знаков произведения равно числу нулей в записи знаменателя).
= 16, 55104
Правильно, итак, ребята, давайте мы с вами рассмотрим еще один пример и найдем произведение двух десятичных дробей: 1,27 0,013.
Выпишем данные числа в «столбик», как мы с вами делали при сложении и вычитании десятичных дробей (т.е. целые части под целыми частями, запятая под запятой, десятая часть под десятой и т.д.):
Теперь давайте перемножим данные два числа, не обращая внимания на запятые:
Чему будет равно общее число знаков у обоих сомножителей (1,27 0,013)?
Общее число знаков равно 5.
Правильно, ребята, значит в полученном произведении нужно отделить десятичной запятой 5 знаков справа.
Но, ребята, в данном произведении у нас только 4 цифры, поэтому слева мы приписываем 0 как пятую цифру, после ставим десятичную запятую, а перед ней записываем ещё одну цифру 0 – целую часть произведения.
Какой ответ у нас получился при произведении двух натуральных чисел?
1,27 0,013 = 0,01651
Итак, ребята, давайте мы с вами повторим, как перемножить две
десятичные дроби? Что мы делаем на первом шаге?
Записываем в «столбик» данные десятичные дроби, так, чтобы запятая была под запятой.
Выполнили умножение, не обращая внимания на запятые.
Выполняли сложение полученных значений.
Правильно, и, что мы делали на последнем шаге умножения
десятичных дробей?
Отделяем десятичной запятой количество знаков, которое необходимо.
Молодцы, ребята! А теперь давайте с вами запишем определение,
которое поможет вам при вычислении подобных примеров.
Определение: Число десятичных знаков в произведении десятичных дробей
равно сумме чисел десятичных знаков сомножителей.
Итак, Никита, повтори, пожалуйста, определение.
(Никита повторяет определение, остальные проверяют правильность записи у
себя в тетрадях).
Первичное закрепление изученного материала (устно):
Открываем учебник на странице 299, выполняем №1 устно, пункты (а, в, д, ё, з) (Учитель вызывает учеников на данные примеры, и одновременно записывает решение этих примеров на доске).
а) 4 0,4 = 1,6 в) 8 0, 06 = 0,48 д) 0,8 5 = 4
ё) 0,02 4 = 0,08 з) 0,07 + 0,3 =0,021
Страница 299, задание № 9, выполняем задание устно:
(Учитель вызывает учеников на данные примеры, и одновременно записывает решение этих примеров на доске).
а) 12,5 8 = 100 б) 125 0,8 = 100 в) 0,08 125 = 10
г) 12,5 0,8 = 10 д) 1,25 80 = 100 е) 0, 125 0,08 = 0,01
Закрепление изученного материала (письменно):
Открывает книгу на стр. 300, выполняем задание № 11, задание № 15
пункты а, в, д, ж) и задание № 21, выполняем полностью.
6. Итог урока, постановка домашнего задания.
Итак, что нового мы узнали сегодня на уроке?
Научились перемножать десятичные дроби с помощью «столбиков».
Давайте еще раз вспомним определение, которое записали в тетрадях:
Число десятичных знаков в произведении десятичных дробей равно сумме чисел десятичных знаков сомножителей.
(Учитель проводит с детьми рефлексию)
Сегодня на работу на уроке Алина, Юля, Ульяна, Ева, Максим, Кирилл и Никита получаю оценку «5», Полина, Кира, Лиза, Лада оценку «4», Маша и Алёна работали сегодня на уроке хорошо, активно, остальные сегодня ничего не делали, поэтому на следующем занятии я обязательно всех буду спрашивать.
Домашнее задание записано на доске:
Выполни тест и угадай слово
Все решения заданий выполняем «столбиком» в рабочих тетрадях. На данном листочке можете делать какие-либо отметки.
5, 76 100
М) 576; К) 57, 6; А) 5,76; Т) свой ответ.
2. Произведение чисел 3,8 и 15 равно:
О) 57; М) 570; Н) 5,70; А) свой ответ.
3. Произведение чисел 0,735 и 1 равно:
О) 1; Д) 0; Л) 0,735; Ц) свой ответ.
4. Если первый множитель 1,9, а второй множитель 2,1, то произведение равно:
М) 399; Д) 39,9 О) 3,99; Ц) свой ответ.
5. Произведение чисел 2,5 и 0,4 равно:
М) 10; Н) 0,1; Д) 1; Ц) свой ответ.
6. 0,04 2,4:
М) 2,44; Д) 0,96 Е) 0,096; Ц) свой ответ.
7.Если длина комнаты 7,6 м, а ширина 5,4 м, то ее площадь равна:
М) 41,04 м; Ц) 41,04 м²; О) 26 м²; Д) свой ответ.
Номер задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Ответ | | | | | | | |
Буква | | | | | | | |
(Учитель проходит по классу и у всех учеников проверяет запись домашнего задания в дневниках).