СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Женщина на войне"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект урока помогает студентам понять суть и значение войны того времени, когда на примере девушек, которые все погибают в повести Б.Васильтева " А зори здесь тихие", своим примером показывают мужество, героизм,самопожертвование ради того,чтобы были живы люди, последущее поколение,Россия. Урок помогает понять инсценировать сцены из текста, вжиться в роль и судьбу каждой из 5-ти девушек-зенитчиц.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Женщина на войне"»

ТЕМА: Женщина на войне.Б.Л.Васильев «А зори здесь тихие…».

Цель урока: продолжить знакомство учащихся с наиболее «пронзительными» произведениями о Великой Отечественной войне ,раскрыть мужество, героизм, стойкость девушек в годы Великой Отечественной войны, огромное человеколюбие (патриотизм Васкова).

Оборудование:книга,иллюстрации

Ход урока.

Сообщение темы и задачи урока.

ЭПИГРАФ: «Одно знал Васков: в этом бою не отступать… И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась» Б.Л.Васильев «А зори здесь тихие…» 1.Вступительное слово учителя:Сегодня мы продолжаем изучение темы Великой Отечественной войны в литературе на примере повести Б.Васильева «А зори здесь тихие». Прошли годы с тех пор как на страницах журнала «Юность» появилась повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…» в 1969году.Спектакли по повести были поставлены во многих театрах страны и за рубежом. Экранизация, осуществленная Ростоцким обошла многие экраны страны. Интерес к повести не ослабевает и поныне. В небольшом произведении Б.Васильева есть то, что не оставляет равнодушным ни взрослого, ни подростка – трагическая судьба юных девушек, отдавших жизнь за Родину, за победу в жестокой схватке с фашизмом.

И прежде чем обратиться к содержанию самой повести,давайте познакомимся с самим писателем,его творчеством.

2. Сообщение о Б. Васильеве. БОРИС ЛЬВОВИЧ ВАСИЛЬЕВ (1924)- прозаик, публицист, киносценарист, Лауреат Государственной премии СССР (1975) и премии А.Д.Сахарова «За гражданское мужество» (1997). Родом из дворян, отец – кадровый офицер, служивший в царской, Красной и Советской армиях, мать принадлежала к известной семье Алексеевых: её отец и дядя были организаторами народнического кружка «чайковцев». Влияние семейных нравственно-философских традиций на формирование своего мировоззрения Васильев считает решающим. У него рано пробудилась любовь к литературе, истории и театру. Когда началась Великая Отечественная война,он только окончил 10классов,в первые дни войны ушёл на фронт добровольцем в составе истребительного комсомольского полка, принял участие в боях под Смоленском, выходил из окружения.Позже был контужен и по выздоровлении в 1943 году направлен учиться в Военную академию бронетанковых и механизированных войск имени И.В.Сталина. Однако желание заниматься литературой оказалось сильнее.Художественное осмысление войны и судьбы своего поколения, для которой она стала главным событием жизни, определило тематику его творчества. Эта тема нашла отражение в повестях «А зори здесь тихие…»(1969), «В списках не значился» (1974), «Завтра была война» (1984), рассказах «Ветеран» (1976), «Великолепная шестёрка» (1980), «Вы чьё, старичьё?»(1982), «Неопалимая купина» (1986) и другие. В 1996-1997 г.г. вышли исторические романы, в которых он погружается во времена весьма отдалённые: «Вещий Олег» , «Князь Ярослав и его сыновья».Самое известное и значительное произведение о Великой Отечественной войне в творческой судьбе писателя – «А зори здесь тихие…» Оно написано человеком, прошедшим войну.Итак,давайте обратимся к его содержанию.Сегодня в ходе разбора содержания повести,все студенты,кто будет работать,могут получить положительные оценки.

3.Организация коллективной работы с классом. ВОПРОСЫ для обсуждения: ответы учащихся и работа с текстом(записи в тетрадях по ходу ответов).

Давайте,выясним,что же послужило историей создания к написанию повести,как вы думаете,это были подлинные события или нет?)Вот,что пишет сам Васильев: «На фронт я попал, едва окончив 10 класс в первые дни войны. Точнее 8 июля 1941 года. А 9 июля, это было по Оршей, мы, бойцы комсомольского истребительного батальона, задачей которого была борьба с диверсантами, вышли на свое первое задание в лес. И вот там среди живой зелени лесной поляны, такой мирной в своей тишине, ароматах нагретой солнцем хвои и трав, я увидел двух мертвых деревенских девчушек. Фашистские десантники убили их потому, что девочки просто увидели врага… я потом повидал немало горя и смертей, но этих незнакомых девочек забыть никогда не мог… сами понимаете, что от этой нестираемой годами картины до сюжета повести – большая и сложная дистанция. Но импульс был именно здесь»).То есть смотрите,автор объединил своя работу на фронте с этими событиями,а потом получилась такая замечательная повесть.


1)Время и место действия повести.

Вспомним эпилог повести.В эпилоге повести «А зори здесь тихие…» Б. Васильев приводит письмо какого – то очень молодого и очень современного (судя по манере говорить) человека, отправленное другу из Карельской приозерной глуши:(Прочитать) «Здесь, оказывается тоже воевали... Воевали, когда нас тобой еще не было на свете. Альберт Федотыч и его отец привезли мраморную плиту. Мы разыскали могилу – она за речкой, в лесу. Отец капитана нашел ее по каким – то своим приметам. Я хотел помочь им донести плиту и – не решился.А зори здесь тихие – тихие, только сегодня и разглядел ». Что заставила вспомнить молодого человека эта неожиданная встреча? (войну, ее зарево. Она помогла ему разглядеть, по – настоящему почувствовать прелесть сегодняшних тихих зорь).

О чем мы, с вами узнаем в начале повести? Где происходит действие? (Перед нами будни полувзвода зенитчиков на разбомбленном и потому спокойном разъезде в Карелии)

«Шёл май 1942 года. На западе (в сырые ночи оттуда доносило тяжкий гул артиллерии) обе стороны, на два метра врывшись в землю, окончательно завязли в позиционной войне; на востоке немцы день и ночь бомбили канал и Мурманскую дорогу; на севере шла ожесточённая борьба за морские пути; на юге продолжал упорную борьбу блокированный Ленинград»,-пишет автор.

1)Как вы думаете, почему в повести так подробно рассказывается о мирной жизни девушек на 171 разъезде?(Чтобы показать обычные каждодневные будни солдат-девушек-зенитчиц,а потом в противовес им показать подвиг девушек в схватке с врагом).

2)Что привело девушек на фронт? Что мы узнаем о их прошлом?

2) Судьба героинь:( Давайте,посмотрим,какая в прошлом была жизнь у этиз 5девушек?)

1. РИТА Осянина (главы 2, 14) – стр.

2. ЛИЗА Бричкина (глава 7) – стр.

3. СОНЯ Гурвич (глава 8) – стр.

4. ГАЛЯ Четвертак (главы 10, 11)- стр.

5. Женя Комелькова (глава 13) – стр.

1. Рита Осянина. Строгая, не засмеётся никогда, только что поведёт чуть губами, а глаза по-прежнему серьёзными остаются. Вдова она. Из всех довоенных событий Рита ярче всего помнила школьный вечер: встречу с героями пограничниками. (Фрагмент из кинофильма.) Риту хотели отправить в тыл, а она просилась в бой. Её гнали, силой запихивали в теплушки, но настырная жена погибшего заместителя начальника заставы старшего лейтенанта Осянина через день снова появлялась в штабе укрепрайона. В конце концов взяли санитаркой, а через полгода послали в полковую зенитную школу.Старший лейтенант Осянин погиб на второй день войны в утренней контратаке.Начальство ценило неулыбчивую вдову героя-пограничника: отмечало в приказах, ставило в пример и поэтому уважило личную просьбу – направить по окончании учёбы на тот участок, где стояла застава, где погиб муж в яростном штыковом бою.Теперь Рита могла считать себя довольной: она добилась того, чего хотела. Даже гибель мужа отошла куда-то в самый дальний уголок памяти: у Риты была работа, а ненавидеть она научилась тихо и беспощадно…

^ На экране – фрагмент кинофильма «А зори здесь тихие…» с участием Жени Комельковой.

5. Женя Комелькова. Высокая, светловолосая, белокожая. Чрезвычайно общительная и озорная. То в перерыве цыганочку спляшет, то вдруг роман рассказывать начнёт – заслушаешься. Глаза детские: зелёные, круглые, как блюдца. Красивая…Красивые редко счастливыми бывают. Женя осталась одна. Маму, сестру, братишку – всех из пулемёта уложили. Семьи комсостава захватили и – под пулемёт, а её эстонка спрятала.Значит, и у неё личный счёт имеется.

2. Лиза Бричкина. Коренастая, плотная, здоровая, «лесная» красавица. Все девятнадцать лет прожила она в ощущении завтрашнего дня. Каждое утро её обжигало нетерпеливое предчувствие ослепительного счастья, и каждый раз выматывающий кашель матери отодвигал это свидание с праздником на завтрашний день. Не убивал, не перечёркивал – отодвигал.Жизнь была для Лизы понятием ощутимым. Она скрывалась где-то в сияющем завтра и пока обходила стороной этот затерянный в лесах кордон, но Лиза знала твёрдо, что жизнь эта существует, что она предназначена для неё и миновать её невозможно, как невозможно не дождаться завтрашнего дня. А ждать Лиза умела……Но началась война, и вместо города Лиза попала на оборонительные работы. Всё лето рыла окопы и противотанковые укрепления. Поздней осенью она оказалась где-то за Валдаем, прицепилась к зенитной части и поэтому оказалась на 171- м разъезде…

4. Галя Четвертак. Худощавая, востронасая, косички тоненькие торчат. Галя была подкидышем, и даже фамилию ей в детском доме дали Четвертак потому, что меньше всех ростом вышла.Галя прилежно занималась, возилась с октябрятами и даже согласилась петь в хоре, хотя всю жизнь мечтала о сольных партиях, длинных платьях и всеобщем поклонении. (Фрагмент из фильма.)Война застала Галя на четвёртом курсе библиотечного техникума, и в первый же понедельник вся их группа в полном составе явилась в военкомат.Группу взяли на фронт, а Галю нет. Но она не сдавалась, упорно штурмовала военкомат до тех пор, пока полковник в порядке исключения не направил Галю в зенитчицы.

3. Соня Гурвич. Серьёзное личико, умные проницательные глаза. Незаметная и исполнительная. В Минске она жила в очень дружной и большой семье: дети, племянники, бабушка, незамужняя мамина сестра, ещё какая-то дальняя родственница – все в одной квартире.Соня после 10 класса уехала в Москву, поступила в университет. Вместо танцев она бегала в читалку и , если удавалось достать билет, ходила в театр.Однажды она заметила, что сосед по парте совсем не случайно пропадает вместе с ней в читальном зале.Через пять дней после их единственного и незабываемого вечера в Парке культуры и отдыха друг подарил ей тоненькую книжечку стихов Блока и ушёл на фронт.Осталась ли в живых семья, Соня не знала. В зенитчицы она попала случайно; фронт сидел в глухой обороне, переводчиков хватало, а зенитчиц – нет.Вот её и откомандировали в зенитную часть.

2)Что же случилось в дальнейшем с этими девушками в повести Б.Васильева?(Они пошли в разведку со старшиной Васковым Ф.Е.и погибли,как герои.)Да, Жизнь этих девушек, не успев ещё начаться, так трагически оборвалась. Смерть и юность совпали на войне.

О жестокости и бесчеловечности войны повесть о девушках-зенитчицах и их командире Федоте Евграфыче. Пять девушек вместе со своим командиром идут навстречу фашистам-диверсантам, которых утром в лесу заметила Рита Осянина только оказалось фашистов не двое(2),а 16 человек, и все они хорошо вооружены и подготовлены для действий во вражеском тылу. И вот, чтобы предотвратить готовящуюся диверсию, Федот Евграфыч вместе с девушками идёт на задание.

Соня Гурвич, Галка Четвертак, Лиза Бричкина, Женька Комелькова, Рита Осянина- вот они бойцы маленького отряда.

3)Как ведут себя девушки в трудную для них минуту, как погибают?

1. Лиза. «Жуткий одинокий крик долго звучал над равнодушным ржавым болотом. Взлетел к вершинам сосен, путался в молодой листве ольшаника, падал до хрипа и снова из последних сил взлетал к безоблачному небу.Лиза долго видела это синее прекрасное небо. Хрипя, выплёвывая грязь и тянулась, тянулась к нему, тянулась и верила.Над деревьями медленно всплыло солнце, лучи упали на болото, и Лиза в последний раз увидела его свет – тёплый, нестерпимо яркий, как обещание завтрашнего дня. И до последнего мгновения верила, что это завтра будет и для неё…».

^ Кадры из фильма.

2. Соня. «А старшина весь заострённый был, на тот крик заострённый. Единственный, почти беззвучный крик, который уловил он вдруг, узнал и понял. Слыхал он такие крики, с которыми всё отлетает, всё растворяется и поэтому звенит. Внутри звенит, в тебе самом, и звона этого последнего ты уже никогда не забудешь. Словно замораживает он и холодит, сосёт, тянет за сердце.Соня тускло смотрела в небо полузакрытыми глазами. Отличница была, - сказала Осянина. – Круглая отличница – и в школе и в институте.Да, - покивал старшина. – Стихи читала.А про себя подумал: не это главное.А главное, что могла Соня детишек нарожать, а те бы – внуков и правнуков, а теперь не будет этой ниточки. Маленькой ниточки в бесконечной пряже человечества, перерезанной ножом…».( Фрагмент из фильма).

3. Галя. «Она всегда жила в воображаемом мире активнее, чем в действительном, и сейчас хотела бы забыть всё, вычеркнуть из памяти, хотела – и не могла. И это рождало тупой, чугунный ужас, и она шла под гнётом этого ужаса, ничего уже не соображая.Коротко ударил автомат. Последний крик её затерялся в булькающем хрипе. Замерло всё на поляне. На секунду какую-то замерло, точно во сне».(Фрагмент из фильма).

4. Женя. «Женька не расстраивалась, она вообще никогда не расстраивалась. Она верила в себя и сейчас, уводя немцев от Осяниной, ни на мгновение не сомневалась, что всё окончится благополучно.И даже когда пуля ударила в бок, она просто удивилась. Ведь так глупо, так несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет».( Фрагмент из фильма.)

5. Рита. «Рита заплакала, плакала беззвучно, без вздохов, просто по лицу текли слёзы: она поняла, что Женьки больше нет. Рита спросила у Васкова, болит ли рука.Он стиснул зубы. Закачался, баюкая руку.Болит?Здесь у меня болит. – Он ткнул в грудь. – Здесь свербит, Рита. Так свербит! Положил ведь я вас, всех пятерых положил, а за что? За десяток фрицев?Ну, зачем так… Всё же понятно, война, - сказала Рита.Пока война, понятно. А потом, когда мир будет? Будет понятно, почему вам умирать приходилось? Почему я фрицев этих дальше не пустил, почему такое решение принял? Что ответить, когда спросят: что же это вы мужики, мам наших от пуль защитить не могли? Что же вы со смертью их оженили, а сами целенькие? Дорогу Кировскую берегли да Беломорский канал? Да там ведь тоже, поди, охрана, там ведь людишек куда больше, чем пятеро девчат да старшина с наганом…Не надо, - тихо сказала Рита, - Родина ведь не с каналов начинается. А мы её защищали. Сначала её, а уж потом канал.Он скорее почувствовал, чем расслышал этот слабый, утонувший в ветвях выстрел».(Фрагмент из фильма.)

  1. Почему погибла Лиза – она ведь была опытней всех?

  2. Почему Женя не затаилась, а приняла бой? (прочитать наизусть отрывок о смерти Жени).

  3. Права ли Рита, выстрелив себе в висок?

  4. Как погибли Соня и Галя, можно ли осуждать их за нелепую смерть?

  5. Какие чувства они вызывают у Федота Евграфыча?

  6. Как расценивает поведение этих девушек Васков?

  7. Можно ли сказать, что девушки вели себя героически? (доказать это).

  8. Почему в повести все 5 девушек погибают? (Война была очень жестокой и гибель девушек подчеркивает эту жестокость. Немцы в 1942 были вооружены до зубов. Чтобы их остановить нужно было платить жизнью советских людей. А здесь против них всего лишь старшина и 5 неопытных девочек). Но эти девочки прекрасно знали за что они отдают жизнь!

  9. А каким же показан старшина Васков? Что мы с вами о нем знаем?А как бы вы поступили на месте Васкова, если бы увидели 16 фашистов вместо 2.

4)Что же предпринимает Васков,когда погибли все 5девушек?(Он находит немцев и берет их в плен)зачитать эпизод «Последний бой Васкова» - стр.

5)Вывод:О чем же эта повесть? О девушках,их героизме,патриотизме,подвиге,которые все 5 ради спасения своей родины погибают как герои,защищая родину ценой своей гибели.

Каждая из девушек несёт в себе какое-то жизненное начало, а все вместе они олицетворяют женское начало жизни.

СОНЯ ГУРВИЧ погибает первой из девушек, а вместе с ней война убивает интеллигентность, душевную тонкость, образованность. Её смерть глупа и бессмысленна.

Следующей жертвой войны становится ГАЛКА ЧЕТВЕРТАК, маленькая, беззащитная, она ничего не имела в жизни- ни родителей, ни настоящей фамилии. У неё была только мечта о большой и настоящей любви, и эту мечту расстреливают из автомата.

ЛИЗА БРИЧКИНА – сама природа, тонко чувствующая и понимающая этот сложный мир, погибает страшно- её забирает болото.

ЖЕНЬКА КОМЕЛЬКОВА- это женственность и красота. Тем более контрастным кажется её владение оружием: она держит автомат в одной руке и с лёгкостью расстреливает фашистов. Из всех девушек право на убийство автор даёт только двум- Женьке и Рите. И это неслучайно, они потеряли на этой войне самых близких людей. Женя стала свидетелем расстрела своей семьи фашистами, а у Риты на фронте погиб муж.

Последней из девушек погибает РИТА, она покончила собой, чтобы не быть обузой для Федота. Перед своей смертью она поведает ему свою тайну – тайну своего материнства. Рита олицетворяет материнство.

Итак, война не жалеет никого и ничего – красота и гармония, ум и интеллект, женственность и материнство.

4.ИТОГИ УРОКА. Они воевали, не жалея себя, своей красоты, молодости. Эти девушки были ранимыми, чуткими, нежными, а им пришлось воевать, убивать. Им, которые должны были бы стать матерями, продолжательницами жизни.До сих пор страшно читать повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…». Женщина на войне воспринимается как нечто противоестественное. Юные героини повести мечтают о жизни – и погибают. Они готовы умереть за победу, но всё говорит о несправедливости этих смертей. Да, главная суть войны в правде о смерти, и её смог очень отобразить Б. Васильев. Конечно, мы понимаем, что это смерть ради жизни. Но от этого она не становится менее страшной. Герои Б. Васильева на войне не только воевали, но и любили, мечтали, надеялись, размышляли. Накал внутренней борьбы – анализ человеческого характера, выдвинулся на первый план, заставил глубже взглянуть на природу героизма. Б. Васильев поднимает вопрос не только о значении победы, но и о её ЦЕНЕ, писатель обратился к экстремальной ситуации, когда во избежание больших потерь приходилось жертвовать малыми силами. Но малая ли это цена?(Ответы и Рассуждения ребят).

5. Заключительное слово учителя.Война – это великий урок для всех людей. И произведения современных писателей позволяют нам, людям, родившимся в мирное время, понять, насколько тяжелы испытания войны, сколько горя несёт она людям, насколько ужасна смерть на войне.

Образы фронтовиков, встающие со страниц книг о Великой Отечественной войне, напоминают нам о том, каким должен быть человек, напоминают о его ценности, достоинстве, о тех нравственных принципах, которым мы должны быть верны в любых обстоятельствах.

Мы живём в мирное время, но и сейчас на планете Земля раздаются то там, то тут взрывы. Не всегда спокойно и на российской земле. Именно сейчас необходимо заново осмыслить величие подвига тех, кто выстоял войну. Это не только солдаты на фронте, это и мальчишки, которые стояли у станков, и деревенские женщины, которые кормили армию и страну, и люди, подвиг которых мог заключаться в том, чтобы просто оставаться людьми в нечеловеческих условиях оккупации, блокады.

Пока жива память, живы герои Великой Отечественной войны.

4.Итоги урока.

1)Каково же идейное значение повести Васильева?

2)Что нового вы узнали о людях, которые воевали?

Домашнее задание:написать мини-сочинение на тему «Героизм русских женщин»по повести Б.Васильева «А зори здесь тихие».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!