Тема: Правописание звонких и глухих согласных в корне. Способы проверки слов с парными согласными в корне
Цели:
Образовательные:
закреплять знания о способах проверки слов с парными согласными на конце;
учить применять полученные знания на практике;
совершенствовать умение распознавать слова с парными согласными на конце;
актуализировать, уточнить и конкретизировать знания учащихся о парных и непарных звонких и глухих согласных.
Развивающие:
формирование произвольного внимания, развитие устойчивости и распределения внимания;
развитие слуховой и оперативной памяти;
развитие логического и творческого мышления, умения делать выводы;
развитие устной и письменной речи учащихся;
развитие орфографической зоркости учащихся.
Воспитательные:
формирование познавательной мотивации;
воспитывать чувство взаимопомощи и сотрудничества при работе в парах.
воспитание аккуратности при работе.
Формирование общеучебных умений и навыков:
правильно готовить рабочее место к уроку;
соблюдать правильную осанку во время работы.
правильно пользоваться учебными принадлежностями, ориентироваться в содержании учебника;
понимать и удерживать учебную задачу;
проверять свою работу.
Метапредметные задачи урока:
Регулятивные:
уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные:
Познавательные:
уметь ориентироваться в своей системе знаний: строить логическую цепь рассуждения, доказывать, сравнивать, делать выводы;
находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Личностные
Ход урока.
I. Орг.момент.
-Вас я видеть очень рада.
И для меня уже награда
Сиянье ваших умных глаз,
Я знаю каждый в классе гений
Но без труда и ум не впрок
Скрестите шпаги ваших мнений
И вместе сочиним урок!
II. Актуализация знаний.
- Послушайте, пожалуйста, притчу.
Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «переверни и прочитай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь новое знание, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?» В чем сила этих слов? Что это значит?
Мы будем применять наши знания, опираясь на то, что уже хорошо знаем. Скажите, что пригодится нам для успешной работы на уроке? (Наши знания, внимание, умение слушать учителя и товарищей).
На этом уроке вы понаблюдаете за словами с парными по глухости-звонкости согласными, узнаете способы проверки слов с парными согласными в корне имён существительных, имён прилагательных и глаголов. Потренируетесь объяснять значение слова с помощью однокоренного, изменять слова по командам вопросов.
1.Основная часть:
Чтобы грамотно писать и знать, когда применять правила, нужно научиться замечать орфограммы и понимать значение слов и их частей. На уроке вы узнаете о правописании звонких и глухих согласных в корне и о способах проверки слов с парными согласными.
Можно ли доверять парным по глухости-звонкости согласным?
Некоторые слова мы пишем правильно без правила, потому что в этих словах каждому звуку соответствует одна-единственная (своя) буква.
Мир, стол, дом, сон, мох.
На конце этих слов непарные звонкие [р, л, м, н] и непарный глухой согласный звук [х]. Этим звукам при письме можно доверять. На их месте нет выбора букв, а значит, нет орфограмм.
А можно ли доверять парным по глухости-звонкости согласным?
Обозначим звуки, которые слышим в указанных местах.
1. Повар готовил обе [т],
А тут отключили све [т].
2. Пришли к нам четыре ко [ш] ки…
Отложили мы в сторону ло [ш] ки. О. Григорьев
Посмотрите, как пишутся эти слова: обед, свет, кошки, ложки.
Сравните звуки с буквами.
Иногда буквы парных согласных соответствуют звукам, а иногда – нет.
Звук [т] обозначается буквой т или д,
звук [ш] обозначается буквой ш или ж (см. Рис. 1).

Рис. 1. Схема
Парным по глухости-звонкости согласным звукам, когда они на конце слов и перед другими парными согласными, при письме доверять нельзя. А нельзя потому, что на месте одного и того же звука бывают разные буквы.
Правильную букву для такого звука нужно выбирать. Это орфограмма.
Перечислим буквы парных согласных: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с.
Как проверить парный согласный?
Объясним, почему в одних словах буквы парных согласных написаны, а в других вместо букв оставлены «окошки»?
Повё. – везут, увезли
Ду. – дубок, дубрава
Кни.ка – книжечка, книжный
Запи.ка – писать, записная
В словах повез, дуб есть орфограмма парных по глухости-звонкости согласных в конце слов. В словах книжка, записка эта орфограмма находится перед другим парным согласным. Поэтому на месте орфограмм оставлены «окошки».
Остальные слова проверочные. Они и помогают узнать нужную букву в корне. Корни в однокоренных словах пишутся одинаково, поэтому с их помощью можем вставить буквы.
Понаблюдаем за проверочными словами. Букву парного согласного в проверяемом слове будем подчёркивать одной чертой, в проверочном слове те буквы, которые подсказывают решение задачи, двумя чертами.
Повёз – везут. Корень вёз-, после проверяемого согласного звука [з] идёт гласный [у]. Дуб – дубок. Корень дуб-, после проверяемого согласного звука [б] идёт гласный [о]. Книжка – книжечка. Корень книж-, после согласного звука идёт гласный.
Записка – писать. Корень пис-, после согласного звука [с] идёт гласный [а]. Посмотрим на остальные слова.
Увезли – после проверяемого согласного звука идёт непарный звонкий [л']. Дубрава – после согласного звука идёт непарный звонкий [р]. Книжный, записная – после согласного звука идёт непарный звонкий [н] (см. Рис. 2).

Рис. 2. Образец
Как проверить парный согласный?
Чтобы проверить парный по глухости-звонкости согласный, нужно подобрать такое однокоренное проверочное слово, чтобы после проверяемого согласного звука был гласный.
В ряде случаев можно подобрать однокоренное слово, чтобы после проверяемого согласного звука следовал непарный звонкий, например [р, л, м, н].
Какие ещё существуют способы проверки данной орфограммы?
Супы, львы, шарфы, труды, лбы.
Эти существительные стоят во множественном числе.
Есть ли в корнях орфограммы парных согласных?
Нет, так как после парного согласного следует гласный.
Изменим слова, поставим их в единственное число.
Супы – су_
Львы – ле_
Шарфы – шар_
Труды – тру_
Лбы – ло_
В этих словах есть орфограмма на конце слов.
Используя слова первого столбика, вставим буквы, подчеркнём орфограмму, выделим корни.
Супы – суп, львы – лев, шарфы – шарф, труды – труд, лбы – лоб
Корни суп, шарф, труд. Вы заметили, что в корнях льв-лев-, лб-лоб- есть беглый гласный? (см. Рис. 3)

Рис. 3. Образец
Итак, чтобы проверить парный согласный в имени существительном, нужно изменить слово по числам.
Изменяем слова по команде вопроса: (много) кого? чего?
Вот как можно проверить слова, которые нам встретились в начале урока.
Обед – (много) чего? обедов
Свет – (много) чего? света
Кошки – (много) кого? кошек
Ложки – (много) чего? ложек
Открываем ещё один способ изменения имён существительных:
Можно изменить слова по команде вопроса кто? или что? (в ед. ч. или мн. ч.)
От слё (с, з) –
у о (с, з) –
в буке (т, д) –
на го(т, д) –
От слё (с, з) – что? слеза или слёзы, пишем букву з в корне слёз-,
у о (с, з) – кто? оса или осы, пишем букву с в корне ос-,
в буке (т, д) – что? букет (это не проверочное слово, на конце парный согласный), поставим во мн. ч. – букеты, пишем букву т в корне букет-,
на го(т, д) – что? год (это не проверочное слово, на конце парный согласный), во мн. ч. – годы или года, пишем букву д в корне год- (см. Рис. 4).

Рис. 4. Образец
Узнаём буквы, подбирая однокоренные (ласковые) проверочные слова:
… – ло (д, т) ка
… – ули (д, т) ка
… – ша (б, п) ка
… – оши (б, п) ка
... – ча (ж, ш) ка
… – кру (ж, ш) ка
лодочка – лодка
улиточка – улитка
шапочка – шапка
ошибочка – ошибка
чашечка – чашка
кружечка – кружка
Объясняем значение слова с помощью однокоренного:
Ещё один способ подбора проверочных слов – это объяснение значения слова с помощью однокоренного.
Когда так говорят?
шу(д,т)ка
про(з,с)ьба
погру(з,с)ка
хо(д,т)ьба
шутка – шутят (буква т в корне шут-)
просьба – просят (буква с в корне прось-)
погрузка – грузят (буква з в корне груз-)
ходьба – ходят (буква д в корне ход-)
Как узнать буквы в корнях имён существительных:
Узнатьбуквы в корнях имён существительных можно так.
1. Подобрать однокоренное слово (объяснить значение слова, назвать предмет ласково).
2. Изменить проверяемое слово
1. по числам (ед. ч. – мн. ч.)
2. по команде вопроса (много) кого? чего?
3. по команде вопроса кто? что? (в ед. или мн. ч.)
В стихотворении найдите слова с парными согласными в корне, подберите проверочные слова.
Скрипит мороз. Сердит мороз.
И снег сухой и колкий.
И вяз озяб, и дуб замёрз,
Насквозь продрогли ёлки. Т. Волжина
мороз – морозный, (буква з в корне мороз-)
снег – снеговик, (буква г в корне снег-)
вяз (лиственное дерево) – нет чего? – вяза, (буква з в корне вяз-)
дуб – дубок, (буква б в корне дуб-)
насквозь – сквозит, (буква з в корне сквозь-)
Объясняем буквы согласных в глаголах:
А как объяснить буквы согласных в глаголах озяб и замёрз?
Измените проверяемые слова по командам вопросов что сделаю? что делать?
озябну, зябнуть – озяб (буква б в корне зяб-)
замёрзну, мёрзнуть – замёрз (буква з в корне мёрз-)
Узнай буквы согласных в глаголах, изменив слова по команде вопроса что сделаю?
…. – приля(к,г)
…. – промо(к,г)
…. – выте(к,г)
… – вле(с,з)
…. – внё(с,з)
…. – упол(с,з)
приляг – прилягу (буква г в корне ляг-)
промок – промокну (буква к в корне мок-)
вытек – вытеку (буква к в корне тек-)
влез – влезу (буква з в корне лез-)
внёс – внесу (буква с в корне нёс-нес-)
уполз – уползу (буква з в корне полз-)
Решаем задачи в корнях имён прилагательных:
А как решать задачи в корнях имён прилагательных?
У_ кая –
Лё_кий –
Кре_кая –
Попробуем подобрать однокоренное слово (например, сказать ласково).
Узкая – узенький
Лёгкий – лёгонький
Крепкая – крепенький
Узнали суффиксы -еньк-, -оньк- с уменьшительно-ласкательным значением?
Узенький, лёгонький, крепенький
А как проверить слово ги_кий? Ведь «гибенький» так не говорят.
Надо изменить слово по команде вопроса каков?
Справочное бюро: гибок, цепок, робок, хрупок.
Подберём эти слова к проверяемым словам.
Гибок – гибкий
Цепок – цепкий
Робок – робкий
Хрупок – хрупкий
Узнать буквы в корнях имён прилагательных можно так.
1. Подобрать однокоренное слово (например, сказать ласково).
2. Изменить слово по команде вопроса каков?
4. Итог урока:
Различаются слова с проверяемыми и непроверяемыми согласными. Написание слов с непроверяемыми согласными определяется по словарю.
Например, пишем: вокзал, футбол, ковш.
На уроке вы узнали, что, чтобы правильно выбрать букву согласного звука в корне, нужно подобрать проверочное слово. Для этого можно изменить проверяемое слово или подобрать однокоренное, чтобы после парного согласного был гласный звук.
В ряде случаев можно подобрать однокоренное слово, чтобы после проверяемого согласного звука следовал непарный звонкий, например [р, л, м, н].