СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Предпринимательство, производительность труда. Разделение труда " Класс:8

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном мире труд значительно видоизменился. Сегодня всё больше места занимает сложный интеллектуальный труд, который приходит на смену тяжёлому физическому. Труд сегодня требует глубоких знаний, системности мышления, развитых умений в своей сфере деятельности. На смену монотонному труду приходит взаимодействие с людьми.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Предпринимательство, производительность труда. Разделение труда " Класс:8»

Конспект урока "Предпринимательство, производительность труда. Разделение труда "


Используя предложенные слова, составьте определение « предпринимательтво»: инициативная, прибыль, человек, самостоятельная, направленная, получение, деятельность

Конституция РФ ст. 34:

«Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности»

-Значение предпринимательства для общества и государства?

- Значение для человека?

-! Главное условие предпринимательской деятельности: экономическая свобода (т.е. право на деятельность, методы ее осуществления, распоряжения доходами)


Б изнес должен быть социально ответственным!

Г. Форд: «Главная польза капитала не в том, чтобы сделать больше денег, а в том, чтобы делать деньги ради улучшения жизни».

 

Как вы понимаете социальную ответственность бизнеса (устное обсуждение)  Прочитайте пример для дальнейшего обсуждения.





ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Предпринимательство должно быть зарегистрировано государством, тогда его деятельность будет законной!

Если гражданин в своей деятельность не использует наемную рабочую силу и не имеет начальника – САМОЗАНЯТОСТЬ (работает сам на себя, получает доход для себя).

Налоговая ставка ниже . (6% и 4%).Налоговый вычет от государства . (10 тыс. руб.)

Самозанятый не обязан уплачивать страховые взносы.   Самозанятому необязательно открывать расчетный счет.       Работа без онлайн-кассы . Еще одна выгодная особенность самозанятых — минимум формальностей в работе: им не нужно отчитываться перед налоговой и сдавать декларацию.

Главный плюс самозанятости — легализация работы. При этом статус защищает предпринимателя от проверок и штрафов за незаконную предпринимательскую деятельность. Самозанятый может без опасений размещать рекламу и работать с клиентами.

Самозанятые могут официально подтвердить доход, поэтому могут оформить кредит, получить визу.





























ПРИЛОЖЕНИЕ

Социальная ответственность бизнеса на примере торгового предприятия (магазина)

В отношении сотрудников: 

 понижение текучести кадров за счет вежливого отношения к каждому сотруднику; 

 сплоченность коллектива за счет участия в различных видах конкурсов и проектов по продвижению бренда; 

 дать возможность каждому сотруднику предоставить свои идеи по вопросам социальной ответственности, а также призывать каждого участвовать в различных видах благотворительности; предоставить скидку для сотрудников на приобретение товаров в компании;

 В отношении потребителей: 

 ведение нефинансовой отчетности, которая делает компанию более привлекательной для потребителей, повышая её открытость и, в конечном счёте, увеличивая рентабельность; 

 повысить уверенность в качестве приобретаемых товаров за счет снижения жалоб потребителей по данным вопросам; 

 производить товары собственной марки еще лучшего качества, чем предлагают другие поставщики за ту же цену; 

 проявить творчество в дизайне торгового зала, сделать его более просторным и понятным для покупателей; 

 предоставлять различные скидки для пенсионеров, многодетных семей, инвалидов, ветеранов и малоимущих граждан;   

             В отношении общества: 

 использование пакетов под продукты, не содержащих вредных веществ для окружающей среды;

 оказывать спонсорство для спортивных и оздоровительных мероприятий, развивающих молодежь;   

 проводить семинары по здоровому питанию; 

 сотрудничать с местными производителями, продукты которых не содержат ГМО (генетически модифицированный организм) и являются экологически чистыми.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Предпринимательство – это самостоятельная инициативная деятельность человека, направленная на получение прибыли.

Значение для общества и государства:

1. развитие экономики

2. создание рабочих мест

3. поступление налогов

Для личности

1. получение средств к существованию

2. развитие личных качеств (предпринимательских способностей)

Понятия:

Производительность труда – количество продукции, произведенное за единицу времени.

Разделение труда -  распределение производственных функций между работниками

Труд — основа выживания человечества с древности и до наших дней. Это физические и умственные способности людей, используемые для создания экономических благ.

В современном мире труд значительно видоизменился. Сегодня всё больше места занимает сложный интеллектуальный труд, который приходит на смену тяжёлому физическому. Труд сегодня требует глубоких знаний, системности мышления, развитых умений в своей сфере деятельности. На смену монотонному труду приходит взаимодействие с людьми. Коммуникабельность, компромиссность, доброжелательность, умение работать в команде — также необходимые компетенции современного работника. Новые сложные машины требуют сегодня особой ответственности и пунктуальности от работника, а также способности к обучению, открытости всему новому. Всё это вместе определяет профессионализм работника — высокое качество его работы, эффективность труда, мастерство.

Представьте себя директором кондитерской фабрики. Как вы решите проблему повышения производительности труда своих работников?

Принято считать, что производство является одной из основ экономики. Почему? Потому что общество не может перестать производить, так как общество не может перестать потреблять. Именно в процессе производства создаются различные материальные блага, то есть различные товары или услуги, которые призваны удовлетворять потребности человека. А чем выше уровень жизни человека, тем больше ему необходимо различных материальных благ.

По-хорошему, мы можем говорить о том, что все виды экономической деятельности объединены в две большие группы: сферу материального производства и социально-культурную сферу (то есть нематериальное производство).

Материально производство – это производство, напрямую связанное с созданием материальных благ, удовлетворяющих определённые потребности человека и общества: сельское хозяйство, промышленность, транспорт, услуги, связь и так далее

Социально-культурная сфера (нематериальное производство) – это создание духовных и нравственных ценностей: образование, наука, медицинское обслуживание, искусство и так далее.

Новые технологии производства, возникающие благодаря технологическому прогрессу, в значительной степени увеличивают объёмы и качество производимых товаров, что более эффективно способствует удовлетворению постоянно растущих потребностей человечества.

То есть мы можем говорить о том, что производство – это процесс создания товаров и услуг, предназначенных для удовлетворения личных и общественных потребностей.

Давайте с вами вспомним, что производство – это первая фаза экономического (или производственного) цикла. Эта фаза всегда завершается созданием полезного продукта, так принято называть результат экономической деятельности, воплощённый в вещах и услугах.

Вторая фаза экономического цикла – распределение. В результате распределения устанавливается доля каждого человека, которую он должен получить за участие в производстве.

Чаще всего человек не может удовлетворить свои потребности только за счёт продукции, созданной им самим. Поэтому экономический цикл включает в себя ещё одну фазу – обмен, и завершается он фазой потребления произведённых продуктов (благ).

Так как потребности человека невозможно удовлетворить раз и навсегда, то завершение одного экономического цикла обуславливает начало нового.

Ни одно производство невозможно без использования ресурсов, то есть совокупности природных, социальных и интеллектуальных сил, которые могут быть использованы для создания материальных благ и оказания услуг.

Ту часть ресурсов, которые реально вовлечены в производство экономических благ, принято называть факторами производства: труд, земля, капитал, предпринимательские способности и информация.

Поэтому принято говорить, что производство бывает экстенсивным и интенсивным. При экстенсивном производстве количество выпускаемого продукта увеличивается за счёт количества прироста ресурсов, а при интенсивном производстве – за счёт эффективного увеличения факторов производства и повышения их эффективности.

В процессе производства люди вступают друг с другом в производственные отношения – это совокупность социально-экономических отношений, возникающих в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных благ:

· одна их часть – организационно-экономические – это отношения, связанные с кооперацией, разделением труда, специализацией производства;

· другая их часть – социально-экономические – это отношения собственности на ресурсы и факторы производства – составляют основу экономической системы.

В любом производстве главной производительной силой всегда является человек. Поскольку в процессе производства человек преобразует природу, подчиняет её себе, ведь только он может привести в движение средства производства, которые включают в себя предметы труда и средства труда.

Предмет труда – это сырьё, из которого человек производит необходимые ему блага (руда, уголь, нефть, древесина и так далее).

Средства труда – это то, чем человек воздействует на предмет труда. Они могут быть естественными (солнце, ветер, земля, водопады, реки и иные природные которые используются человеком для ведения хозяйственной деятельности). Например, река, которая приводит в движение колесо водяной мельницы.

Также средства труда могут быть и техническими, то есть искусственно созданные человеком: орудия труда, производственные здания, дороги, линии электропередач, различные средства для хранения и транспортировки продукции.

Средства производства и рабочая сила (то есть люди, обладающие определённым производственным опытом, навыками к труду и приводящие эти средства производства в действие) образуют производительные силы общества.

Выделяют две основные формы производства: натуральное и товарное.

В условиях натурального хозяйства продукция изготавливается для удовлетворения собственных потребностей производителя. В товарном же хозяйстве продукты (товары) производятся для обмена на рынке путём купли-продажи.

Переход от натурального производства к товарному стал возможен благодаря нескольким условиям.

Прежде всего, произошло экономическое обособление производителей товаров. То есть отдельные люди или семьи самостоятельно изготавливали продукцию и являлись собственниками тех средств производства, с помощью которых они это делали. Следовательно, и сама продукция являлась их собственностью. А как мы с вами знаем, право владения каким-либо имуществом даёт собственнику возможность распоряжаться им любым желаемым способом, в том числе и обменять его.

Но для того, чтобы один продукт обменять на другой, необходимо, чтобы он был кому-то нужен. Иначе обмена не получится. Согласитесь, что менять выращенный вами картофель на такой же корнеплод, но выращенный вашим соседом, не имеет никакого смысла, а вот поменять мешок картошки, скажем, на ящик яблок или ведро клубники – совсем другое дело. Правда, тут есть ещё один маленький нюанс: ваш картофель должен быть нужен соседу, а его клубника или яблоки должны быть нужны вам, без этого условия никакого обмена не получится.

Так вот, такая ситуация обмена возможна только в условиях разделения труда. Этот термин обычно используют в двух значениях. Во-первых, это специализация на производстве того или иного вида продукции в масштабах общества.

В ходе исторического развития общества разделение труда прошло ряд этапов. Для каждого этапа характерно выделение определённой отрасли хозяйственной деятельности.

Первым этапом общественного разделения труда явилось распределение на два вида деятельности: скотоводство и земледелие. Развитие земледелия и скотоводства создавало, в свою очередь, предпосылки для отделения ремесла, которое первоначально не являлось самостоятельным видом деятельности людей. Рост объёмов производства и развитие ремесла создавали возможность для обмена и торговли, что привело к постепенному выделению особой группы лиц, для которых торговля становится основным занятием.

В ходе развития общества специализация производства углублялась. Внутри более широких специальностей выделялись более узкие профессии. Так, одни крестьяне стали специализироваться на выращивании пшеницы, а другие – стали выращивать овощи или фрукты. Одни кузнецы стали ковать топоры, косы и серпы, другие – мечи и стрелы, а третьи – кольчуги и другие доспехи.

Ну или, например, в каждой школе есть учителя по разным предметам: физике, химии, математике, русской литературе, иностранным языкам, информатики и многим другим.

Поэтому очень важно понимать тот момент, что общественное разделение труда неотделимо от специализации производителей, поскольку каждый из участников общественного труда, обособляясь от других, вынужден специализироваться на выпуске одного какого-то конкретного продукта, а потом обменивает его на необходимые ему блага. Например, повар готовит еду, сапожник шьёт сапоги, а парикмахер делает причёску.

То есть мы можем говорить о том, что специализация – это сосредоточение определённого вида деятельности в руках того человека или хозяйственной организации, которые справляются с нею лучше других.

Уровень специализации современной экономики настолько высок, что практически ни один из нас сам себя не обеспечивает всеми необходимыми благами. Специализация бывает не только между работниками, но и между предприятиями и даже государствами (пример: ВТО – Всемирная торговая организация).

Специализация на выпуске одного вида продукта также позволяет трудиться более эффективно, поскольку работники совершенствуют своё мастерство, а, следовательно, работают быстрее и качественнее. Такая организация производства увеличивает производительность труда, что благополучно сказывается на всей экономике и обществе.

Тут мы можем сказать о втором значении термина «разделение труда» – это деление процесса производства на независимые, но тесно взаимодействующие между собой этапы или операции, непосредственно исполняемые разными рабочими.

Вспомните, на уроках истории вы наверняка говорили о мануфактурах – предприятиях, основанных на ручном труде наёмных работников, где существует разделение труда на отдельные производственные операции.

Такое разделение труда между работниками на мануфактурах позволило значительно увеличить выпуск продукции при сохранении того же количества работников и использовании тех же, что и в ремесленных мастерских, ручных орудий труда.

Разделение процесса производства на мельчайшие операции лежит и в основе конвейера. При этом добавляется ещё одна важная вещь: конвейер предполагает непрерывность работы. Линия, на которой располагаются части собираемого изделия, движется с постоянной скоростью. Расстановка рабочих или автоматов (в современных условиях) на конвейерной линии осуществляется с учётом технологии и последовательности сборки или обработки деталей. Идея конвейера была известна ещё с древности, но его широкое внедрение в производство связано с именем Генри Форда.

Первая конвейерная линия Форда, введённая в строй в апреле 1913 года, использовалась для сборки генераторов. До этого времени один рабочий мог собрать от 25 до 30 генераторов за девятичасовой рабочий день. Это означало, что на сборку одного генератора затрачивалось около 20 минут.
Новая линия разбила данный процесс на 29 операций, выполняемых отдельными рабочими с отдельными узлами генератора, которые доставлял к ним постоянно двигающийся конвейер. Новый подход сократил время сборки одного генератора в среднем до 13 минут. Через год удалось разбить производственный процесс на 84 операции, и время сборки одного генератора сократилось до 5 минут.

Более эффективная организация труда привела к удешевлению производства автомобилей и сделала «Форд-Т» доступным для средней американской семьи.

В целом время, затрачиваемое на сборку автомобиля «Форд», благодаря разделению труда и использованию конвейера сократилось в 8 раз. Иначе можно сказать: производительность труда увеличилась в 8 раз.

То есть, производительность труда – это результативность труда, которая измеряется количеством продукции, произведённой в единицу времени (например, за день, за месяц, за год и так далее)

Можно выделить следующие основные факторы роста производительности труда:

· Размер капитала: чем больше основного капитала (машины, оборудование, приборы и устройства и так далее) приходится на одного работника, тем больше выпуск продукции.

· Рост уровня образования и квалификации работников, способных обслуживать современное оборудование.

· Увеличение темпов технического прогресса.

· Современная организация производства и современные формы стимулирования труда.

В конце нашего занятия попробуйте ответить на следующие вопросы:

1. Что такое производство?

2. Что такое производительность труда?

3. Что такое разделение труда?

4. Что такое специализация?

МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО (домашнее задание)

Прочитайте текст и выполните задания.

Структура сектора малого бизнеса в России характеризуется наличием большого количества малых и средних предприятий, которые занимаются производством товаров и услуг в различных отраслях экономики. В России существуют три категории малых предприятий: микропредприятия (до 15 человек), малые предприятия (от 16 до 100 человек) и средние предприятия (от 101 до 250 человек). Большинство предприятий в секторе малого бизнеса относится к категории микропредприятий.

Особенности рынка малого бизнеса в России связаны с недостатком доступного финансирования, высокой конкуренцией, нестабильностью налогового законодательства и сложной административной процедурой создания и ведения бизнеса…

Уровень квалификации предпринимателей и работников также играет важную роль в развитии малого бизнеса. В России имеются множество программ по обучению и повышению квалификации, которые могут помочь предпринимателям и работникам улучшить свои профессиональные навыки. Кроме того, существуют программы по поддержке и стимулированию предпринимательской активности, такие как конкурсы и гранты, которые могут помочь малым предприятиям реализовать свой потенциал.

Малый бизнес играет важную роль в социально-экономическом развитии России. Он способствует созданию новых рабочих мест, увеличению налоговых поступлений в бюджет, повышению уровня жизни населения и сокращению безработицы. Одним из основных вкладов малого бизнеса в экономику является создание новых рабочих мест. В России малый бизнес занимает более 20% экономически активного населения и создает до 50% новых рабочих мест. Это позволяет снизить уровень безработицы и обеспечить людей работой.  Малый бизнес также способствует увеличению налоговых поступлений в бюджет. Многие малые предприятия платят налоги в соответствии с упрощенной системой налогообложения, что уменьшает их налоговую нагрузку. Однако, за счет большого количества предприятий, налоговые поступления от малого бизнеса в целом оказывают значительное влияние на финансовое состояние государства.

1. Составьте план текста

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какие категории малых предприятий существуют в России (подчеркните в тексте одной чертой)

3. С какими проблемами сталкивается малый бизнес в России (подчеркните двумя чертами в тексте)

4. Какие формы поддержки бизнеса государством приведены в тексте (подчеркните волнистой линией)

5. Выделите в тексте  две значимые роли малого бизнеса в экономике и проиллюстрируйте каждую роль одним примером.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!