-Несчастья, обрушившиеся на Русь, не сломили Русских людей. Возвращались на родные пепелища уцелевшие жители, прятавшиеся по лесам. Нужно было налаживать жизнь заново. Отстраивались города, возрождались ремёсла, крестьяне обрабатывали земли. К этому времени на Руси была обнаружена странная закономерность - жители южной территории старались переселиться севернее, где и климат был суровее и полей меньше. -Как вы думаете, почему люди переселялись? (Людей мучили набеги монголо-татар) -В учебнике на с.65 найдите подтверждение своих слов (Они были наиболее удалены от Орды) -Так какие же города относятся к северо-восточной Руси? Найдите их на карте на с.61 (Москва, Владимир, Суздаль, Ростов, Тверь, Ярославль) Работа в парах -На с.65-66 учебника найдите ответы на предложенные вам вопросы (карточки) 1.Опишите князей северо-восточной Руси. (Князья Северо-Восточной Руси были заботливыми хозяевами. Они ставили новые города, строили мощные крепости) 2.Охарактеризуйте развитие ремесла в северо-восточной Руси. (В городах Северо-Восточной Руси трудились кузнецы, кожевенники, гончары, сапожники, плотники, каменотесы. Особо ценились мастера, изготавливающие вооружение и доспехи) 3.Как развивалось купечество в северо-восточной Руси. 4.Как возникли монастыри? -Проверим, как вы читали текст учебника. Какой монастырь возник около города Радонежа? (Троице-Сергиева Лавра) Кто явился основателем этого монастыря? (Сергий Радонежский) Дети отвечают на вопросы по карточкам по желанию. -А вы знаете, что такое монастырь? (Монастырь-это территория, храм и все помещения общины) -Верно, ребята, давайте немного узнаем об истории Сергия Радонежского. -(на экране текст) Давно это было. В городе Радонеже жил с родителями мальчик. Звали его Варфоломеем. Однажды пропали кони, и послали мальчика их искать. Ходил – бродил Варфоломей по лесу, пока не заблудился. Совсем мальчик растерялся, коней не нашел, дорогу потерял – как бы самому в этом лесу не пропасть… А что было дальше нам расскажет… -И вдруг Варфоломей увидел старца – Монаха. Указал монах ему путь и благословил. Вышел мальчик из леса, и всю жизнь потом помнил о таинственном старце, который помог ему в трудную минуту. Решил Варфоломей тоже стать монахом – посвятить свою жизнь Богу. Когда человек становится монахом, он как бы начинает новую жизнь, поэтому ему дают новое имя. Варфоломею дали имя Сергий. Уважали на Руси Сергия Радонежского. Был он скромен, много трудился сам и призывал к труду других. Многие люди обращались к нему за советом и помощью. - (продолжаю) Отец Сергий стремился искоренить зло на земле, уничтожить ложь и недостатки людей, но к концу жизни понял, что сделать это не в силах. Тогда дал клятву никогда ни с кем не разговаривать до конца своих дней. Так и умер в молчании. Но память о нем сохранилась в веках. В его честь основанный им монастырь получил название Троице-Сергиев, а город. Где стоит этот монастырь. Называется Троицкий Посад. -Посмотрите на картину. Опишите то, что вы видите. Какой момент из жизни Сергия Радонежского представлен (разобрать детально)? Монах благословляет Сергия Детство (отрочество). -Сейчас мы определим, какой князь сыграл важную роль в возрождении Руси, а для этого, решим кроссворд. Вопросы к кроссворду (поле чудес, если возникнут трудности): 1. Зависимость от завоевателей, состоящая в уплате дани. 2. Столица Древнерусского государства, город Южной Руси, павший 6 декабря 1240 года под натиском монголо-татар. 3. Река, где впервые встретились русские воины с монголо-татарскими. 4. Натуральный или денежный побор, который выплачивала Русь Орде. 5. На льду какого озера Александр Невский с войском разбил рыцарей-крестоносцев. 6. Город Руси, первым подвергшийся разгрому со стороны монголо-татар. 7. Город, который 7 недель оборонялся от монголо-татар и был прозван «злым городом». 8. Название войска с воинами на конях. 9. Монголо-татарский хан, возглавивший поход на Русь. 10. Столица Золотой Орды. -Решите кроссворд и прочитайте ключевое слово – подсказку. Работа с текстом учебника. - А сейчас мы узнаем о том, какой князь стал управлять Московским княжеством в 1325 году, о московском князе Иване Даниловиче и о том, почему он получил историческое прозвище «Калита». Будем читать текст учебника со с.66 по цепочке. -Какие незнакомые слова вы заметили в тексте? (Торжище, калита, шапка Мономаха, Кремль) -Торжище-это место торговли возле Кремля. -Калита- кошель с деньгами. Рассмотрим иллюстрацию на с.68 -Шапка Мономаха-головной убор, увенчанный крестом и драгоценными камнями, подарок Константина Мономаха. Рассмотрим иллюстрацию на с.68 -Кремль-крепость; укрепленный центр древнерусского города. -Как ещё при жизни прозвали Ивана Даниловича? (Калита) -За что его так прозвали? (За щедрость к бедным людям) -Что такое Калита? (Кожаный кошель с деньгами) Работа с картой. -Перед вами список городов и княжеств, посмотрите на карту на с.73. Давайте проследим, как Иван Калита собирал русские земли вокруг Москвы. Чернигов, Владимир, Новгород, Вологда, Нижний Новгород. -Какие из этих княжеств лишние? (Чернигов, Новгород) -Что объединяет остальные княжества? Они присоединились к Московскому княжеству. -Дело по укреплению Москвы и собиранию русских земель вокруг неё продолжали дети и внуки Ивана Калиты. |