1. Организационный момент | Начинается урок русского языка. Проверьте глазками, все ли у вас есть на парте: учебник, тетрадь, пенал. Молодцы, тихонько садитесь. | Проверяют принадлежности , записывают число. | Р1,Р2. |
2.Актуализация знаний | Посмотрите на слайд, прочитайте строки. Берёза, моя берёзонька, Берёза моя белая, Берёза кудрявая. Прочитайте слова ниже. Берёзка Березняк Подберёзовик. Чем похожи эти слова друг на друга? Объясните значение каждого слова, что такое берёзка?березняк?подберезовик? Пальчиковая гимнастика. Минутка чистописания. Запишите в тетрадях эти слова в строчку и таким знаком выделите общую часть слов. Ребята, кто знает как называется та часть, слова которую мы выделили в словах? Эта часть называется – корень слова. В какую группу мы можем объединить эти слова с одинаковым корнем, как можем их назвать? | В этих словах выделена общая часть. Берёзка – это ласковая форма слова береза, березняк – это березовый лес, подберезовик- это гриб, который растёт под березой. Ответы детей. Однокоренные слова. | П2,П4. Р2,Р3,Р4. К1. |
3. Изучение нового материала. | Однокоренные слова – это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением. Найдите устно в предложениях однокоренные слова этим словам и докажите, что они однокоренные. Откройте свои учебники на странице 61, прочитайте правило в жёлтой рамке. Кто может рассказать правило? Прочитайте выразительно упражнение 108. Какое задание нам дано к этому упражнению? Назовите однокоренные слова. Какой корень в этих словах, почему? Запишите предложения в тетрадь, выделяя корень в однокоренных словах. Физминутка. Прочитайте слова в упражнении 109, подумайте в какие группы можно объединить эти слова? Работа у доски. Какие группы слов у нас получаться? Каждую группу слов записываем в отдельной строчке, выделяя корень слова. | Ответы детей. Ответы детей. Выделить корень в однокоренных словах. Грибы, грибной. Корень «гриб» , это общая и одинаковая часть в этих словах. В группы однокоренных слов. Солить, соль, солёный. Сад, садовник, садовый. Светить, свет, светлый. Звонить, звонок, звонкий. Синяк, синий, синенький, синить. | П2,П4. Р2,Р3,Р4. К1. Л1,Л2. П1,П2,П3,П4. Р2,Р3,Р4,Р5. К1.К2,К3,К4. |
4. Этап закрепления изученного материала | Прочитайте стихотворение. Я на любом столе – любимый самый, И в честь меня пора давать салют! Ведь из картофеля на кухне мама Вам приготовит сотню разных блюд! Подберите однокоренные слова к этому слову. Какую ошибку можно допустить при написании этого слова? Можем ли мы проверить это слово, чтобы не ошибиться в написании. Мы не можем проверить правильное написание, поэтому слово картофель – словарное слово и нам нужно запомнить его написание, чтобы не ошибиться в его написании. Запишите слово в тетрадь, поставьте ударение. Придумайте предложения с этим словом. Дети придумывают предложения, лучшее предложение ученик выходит записывает на доске, остальные записывают его в тетрадь. | Картофельный, картошка, картошечка, картофелина. Можно написать кОртофель. Нет, не можем. Варианты детей. | П1,П2,П3,П4. Р2,Р3,Р4,Р5. К1.К2,К3,К4. Л1,Л2. |