СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка "Письменное изложение" 3 класс УМК "Перспективная начальная школа"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Письменное изложение" 3 класс УМК "Перспективная начальная школа"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ


ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РЯЗАНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» (ОГБПОУ «РПК»)






Конспект урока по русскому языку


Тема. Письменное изложение






Наименование образовательной организации:

МБОУ «Школа № 8 имени Героя Российской Федерации Соколова Романа Владимировича»

ФИО учителя: Кобылян Людмила Леонидовна

Класс: 3 Б

Дата проведения: 21.02.20

ФИО студента: Перышкина Евгения Викторовна

ФИО методиста: Шмальцева Людмила Петровна








Рязань, 2020

Тема: «Письменное изложение»

Цель урока: научиться логично излагать свои мысли письменно.

Задачи урока

Образовательные:

уметь: 1) устно и письменно пересказывать текст; 2) видеть сложные слова, грамотно писать их;

знать: 1) определение понятия «письменное изложение»; 2) правильное написание сложных слов; 3) правила написания изложения.

Развивающие:

развивать:

1) основные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение);

2) письменную связную речь обучающихся.

Воспитательные:

воспитывать:

1) ценностный ориентир к написанию логичного письменного изложения;

2) чувства дружбы, верности и любви к животным.

Тип урока: комбинированный

Оборудование:

интерактивная доска, наглядное пособие.

УМК «Перспективная начальная школа»

Этапы урока

Д

Ход урока

еятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечания

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок русского языка проведу у вас я. Рада вас видеть, садитесь.

- Ребята, проверьте, всё ли необходимое у вас готово к уроку: тетрадь, пенал, учебник? Сядьте ровно, как сидят ученики.

Дети встают со своих мест, здороваются с учителем, а затем присаживаются на места.

Проверяют готовность к уроку, настраиваются на продуктивный лад. Принимают правильную рабочую позу.


2. Актуализация знаний

- Ребята, прежде чем начать наш урок, мы проведём с вами пальчиковую гимнастику. Ветер по лесу гулял,

Ветер листики считал:

Вот – дубовый,

Вот – кленовый,

Вот – рябиновый, резной,

Вот – с березки, золотой.

Вот – последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

- Теперь откройте тетради, запишите число, «Классная работа». На следующей строке, найдите середину, с заглавной буквы запишите слово «Изложение» (Учитель на доске)

- Как вы думаете, чем мы займемся сегодня на уроке?

- Какие бывают изложения?

- Что такое изложение?


- Из каких частей состоит текст изложения?

Ребенок выполняет ладошками плавные волнообразные движения. Ребенок загибает по одному пальчику, начиная с большого.

Ребенок поднимает руки вверх, а затем плавно опускает ладошки на стол или колени.




Записывают число, «Классная работа», «Изложение».




- Будем писать изложение.


- Устные и письменные.

- Письменный или устный пересказ текста.

- Вступление, основная часть, заключение.


3. Целеполагание; мотивационный момент

- Ребята, какая тема нашего урока?

- Как вы думаете, чем мы займёмся на сегодняшнем уроке?

- Цель: научиться логично излагать свои мысли письменно.

Задачи

1) Уметь устно и письменно пересказывать текст, видеть сложные слова, грамотно писать их.

2) Знать определение понятия «письменное изложение», правила написания изложения.

3) Развивать основные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение).

- Письменное изложение. - Будем учиться писать письменное изложение.


Слайд №1



Слайд №2


4. Первичное закрепление (в знакомой ситуации)

- Познакомимся с правилами написания изложения. Прочитайте их вслух на слайде.













- Мы будем работать согласно этим правилам.

- А теперь мы узнаем про кого и про что напишем сочинение, открыв учебник на стр. 94 упр. 39.

- Что вы видите?

- Есть ли у письменного изложения название?

- Давайте прочитаем и узнаем, про кого будем писать изложение. Сейчас я зачитаю вам рассказ, слушаем внимательно.

Текст

У меня в деревне, в моем деревянном доме у большого леса жили со мной домашний баран, заяц и пес. Они так ко мне привыкли, что не отходили от меня.

Я уходил недалеко от дома к реке, лесу и писал красками с натуры природу. Мой пес Феб нес во рту складной большой зонт. Заяц прыгал около, а баран шел за мною в стороне.

Когда я писал с натуры, заяц не отходил от меня. Он боялся, должно быть, что его поймают и съедят. Феб спал на травке около или бегал у речки и вспугивал уток.

Заяц сидел около меня и все водил ушами и слушал. Но ему надоедало, что я сижу и пишу. Он вдруг начинал стучать по мне лапами и довольно больно. Так он приглашал меня гулять.

Слово «гулять» знали Феб, заяц и баран. Они любили гулять со мною и гуляли со мной повсюду.

(По К. Коровину)

- Давайте попробуем разобраться.

- Где жил автор?

- В каком доме жил автор?

- Кто в этом доме жил ещё?

- Зачем он уходил к реке?

- Догадываетесь, кто по профессии хозяин барана, зайца и пса Феба?

- Что делал Феб?


- Что делал заяц, пока художник писал с натуры?



- Как вёл себя баран?

- Знакомо ли слово «гулять» для зверей?

- Прочитайте текст еще раз про себя.

- Кто хочет попробовать пересказать весь текст?

Что обозначает выражение «писать с натуры»?

В словаре 3 значения слова натура. Прочитайте их вслух.


- Так какое выражение нам подходит для данного текста?


- Значит это слово, какое?

- Кто из 3-х животных верно служит своему хозяину? Докажите.

- А кто воспринимает хозяина как защитника?

- Докажите свой ответ строчками из текста.



- Найдите, где в начале и в конце текста выражена его основная мысль?




- Придумай такое название для этого текста, которое соответствует его теме.

- А потом подумай и скажи другое название – которую выражает его основную мысль?

- Прочитайте текст по цепочке заменяя слова: «я», «у меня» на слово – «художник».

- Например, 1-е предложение будет звучать так: «У художника в деревне, в его деревянном доме у большого леса, жили с ним домашний баран, заяц и пес».

- Возьмите карандаш и замените все слова по образцу.

- Напишите слово «План» посередине листа, которые у вас на партах (Раздаю листочки).

- Ребята, прочитайте 1-ый абзац уже исправленный.

- О чем говорится в тексте?


- Давайте теперь подумаем, как можно озаглавить текст?

- Как назовем 1-ый пункт плана? (карточка на доске)

- Запишите 1-ый пункт плана в своих листочках.

- Для достижения целей нам нужно ещё немного потрудиться. Поэтому продолжаем работу.

- Приступим ко 2-му абзацу. Прочитайте его. Как назовем 2-ую часть? (на доске карточка) Напишите 2-ой пункт плана.

- Следующий абзац. Как мы его назовем? (На доске карточка). Напишите 3-ий пункт плана.

- Прочитайте 4-ый абзац. Как можно его озаглавить? (на доске карточка) Напишите 4-ый пункт плана.

Прочитайте 5-ый абзац. Как его мы озаглавим? (на доске карточка) Напишите 5-ый пункт плана.

- Прочитайте уже исправленный текст каждый про себя.

- Теперь в парах перескажите друг другу текст, который получился. А я слушаю, кто и как пересказывает.

1. Внимательно прослушай рассказ, который прочтёт тебе учитель. После прочтения будь готов ответить на вопросы по тексту.

2. Придумай варианты заголовка.

3. Составь план.

4. Расскажи по плану сам. Послушай товарищей.

5. Напиши изложение.

6. Проверь, ясно ли передана мысль, нет ли ненужных повторов одних и тех же слов, все ли слова употреблены удачно.

7. Не забудь про грамотность.

8. Проверь знаки препинания.


Открывают учебник.



- Текст по теме письменное изложение.

- Нет.

Слушают чтение учителя.


























- В деревне, у большого леса.

- В деревянном.

- Пёс Феб, баран и заяц.

- Чтобы писать с натуры, рисовать.

- Художник


- Спал на траве около хозяина или бегал у речки и пугал уток.

- Не отходил от хозяина, водил ушами и слушал. Но ему надоедало это, и тогда он начинал больно стучать по художнику лапами.

- Баран шёл за художником в стороне.

- Да.

Читают текст про себя.

Один ученик пересказывает весь текст.


- 1. Прирожденный темперамент, характер человека. 2. Свойство, сущность чего-либо. 3. Природный образец для рисования.

- В выражении писать с натуры слово «натура» использовано в 3-м значении (природный образец для рисования).

- Многозначное.

- Пёс Феб, потому что он помогал хозяину нести большой складной зонт.

- Заяц.

- Когда я писал с натуры, заяц не отходил от меня. Он боялся, должно быть, что его поймают и съедят.

- Первый абзац последнее предложение, последнее предложение в тексте (Они так ко мне привыкли, что не отходили от меня. Они любили гулять со мною и гуляли со мной повсюду).

- Баран, заяц и пёс или Художник и его питомцы.

- Необычная дружба или Друзья на прогулке.







Заменяют, читая по цепочке.


Пишут «План».


Читают.


- О животных, которые жили у художника.

- «Звери», «Художник и его питомцы» или др.

- Рассказ художника.


- Записывают.






- Поход к реке.

Записывают.

- Чем занимался Феб и боязнь зайца.

Пишут.

- Чем занимался заяц.

Записывают.


- Гулять.

Пишут.


Выполняют задание.


Пересказывают текст в парах.



Слайд №3















ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- А теперь пришло время для физкультминутки. Все встаем из-за парт, отрываемся от тетрадей.

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

- Тихо сели.

Дети встают из-за парт, и проводится физкультминутка. Ученики повторяют движения учителя.









Садятся обратно на места.


4. Первичное закрепление (в изменённой ситуации)

- В тексте встречаются трудные слова, над которыми мы с вами сейчас поработаем.

- Пробегитесь глазами по тексту в вашем учебнике. Вы заметите слова, в которых подчёркнуты орфограммы. Я хочу проверить, как вы можете объяснить правильное написание слов. Давайте попробуем объяснить только некоторые слова (деревне, деревянном, натуры, съедят, травке).



Читают слова, в которых подчёркнуты орфограммы.



Объясняют правописание слов.


5. Самостоятельная работа и проверка по эталону

- Прочитайте еще раз текст.

- Прочитайте все слова еще раз посмотрите на орфограммы?

- Прежде чем приступить к написанию письменного изложения мы вами проговорим из каких частей состоит изложение (размещаю части изложения на доске на карточках).

- И вспомним также правила при написании изложения, с которыми мы познакомились в начале урока. Давайте прочтём с 5-го по 8-ой пункт (учитель читает вслух).

- А теперь мы с вами приступим к написанию изложения.

- Кто хочет зачитать нам своё изложение?

Читают текст еще раз.

Пробегаются по орфограммам.

- Вступление, основная часть, заключение.



Вспоминают.




Приступают к написанию изложения.


Ученик читает.


6. Подведение итогов занятия

- Давайте вспомним тему урока.

- Какую мы ставили цель урока?


- Итак, ребята, достигли ли мы с вами цель урока?

- Письменное изложение.

- Научиться логично излагать свои мысли письменно.

- Да.


7. Рефлексия

- А сейчас я предлагаю вам оценить свою работу на уроке с помощью лесенки успеха (Учитель раздаёт детям листочки). Вам необходимо нарисовать солнышко на той ступеньке, на которую вы себя оцениваете.

- Итак, первая ступень – я ничего не понял сегодня на уроке. Вторая – я понял тему, но не очень хорошо. Третья ступенька – я понял всё на уроке, отлично разобрался с темой.

- Сдаём их мне!

- Наш урок подошел к концу. До свидания.





Рисуют солнышки на той ступеньке, на которую они себя оценивают.




Сдают.

Дети прощаются с учителем.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!