2. Актуализация знаний | - Ребята, прежде чем начать наш урок, мы проведём с вами пальчиковую гимнастику. Ветер по лесу гулял, Ветер листики считал: Вот – дубовый, Вот – кленовый, Вот – рябиновый, резной, Вот – с березки, золотой. Вот – последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку. - Теперь откройте тетради, запишите число, «Классная работа». На следующей строке, найдите середину, с заглавной буквы запишите слово «Изложение» (Учитель на доске) - Как вы думаете, чем мы займемся сегодня на уроке? - Какие бывают изложения? - Что такое изложение? - Из каких частей состоит текст изложения? | Ребенок выполняет ладошками плавные волнообразные движения. Ребенок загибает по одному пальчику, начиная с большого. Ребенок поднимает руки вверх, а затем плавно опускает ладошки на стол или колени. Записывают число, «Классная работа», «Изложение». - Будем писать изложение. - Устные и письменные. - Письменный или устный пересказ текста. - Вступление, основная часть, заключение. | |
4. Первичное закрепление (в знакомой ситуации) | - Познакомимся с правилами написания изложения. Прочитайте их вслух на слайде. - Мы будем работать согласно этим правилам. - А теперь мы узнаем про кого и про что напишем сочинение, открыв учебник на стр. 94 упр. 39. - Что вы видите? - Есть ли у письменного изложения название? - Давайте прочитаем и узнаем, про кого будем писать изложение. Сейчас я зачитаю вам рассказ, слушаем внимательно. Текст У меня в деревне, в моем деревянном доме у большого леса жили со мной домашний баран, заяц и пес. Они так ко мне привыкли, что не отходили от меня. Я уходил недалеко от дома к реке, лесу и писал красками с натуры природу. Мой пес Феб нес во рту складной большой зонт. Заяц прыгал около, а баран шел за мною в стороне. Когда я писал с натуры, заяц не отходил от меня. Он боялся, должно быть, что его поймают и съедят. Феб спал на травке около или бегал у речки и вспугивал уток. Заяц сидел около меня и все водил ушами и слушал. Но ему надоедало, что я сижу и пишу. Он вдруг начинал стучать по мне лапами и довольно больно. Так он приглашал меня гулять. Слово «гулять» знали Феб, заяц и баран. Они любили гулять со мною и гуляли со мной повсюду. (По К. Коровину) - Давайте попробуем разобраться. - Где жил автор? - В каком доме жил автор? - Кто в этом доме жил ещё? - Зачем он уходил к реке? - Догадываетесь, кто по профессии хозяин барана, зайца и пса Феба? - Что делал Феб? - Что делал заяц, пока художник писал с натуры? - Как вёл себя баран? - Знакомо ли слово «гулять» для зверей? - Прочитайте текст еще раз про себя. - Кто хочет попробовать пересказать весь текст? Что обозначает выражение «писать с натуры»? В словаре 3 значения слова натура. Прочитайте их вслух. - Так какое выражение нам подходит для данного текста? - Значит это слово, какое? - Кто из 3-х животных верно служит своему хозяину? Докажите. - А кто воспринимает хозяина как защитника? - Докажите свой ответ строчками из текста. - Найдите, где в начале и в конце текста выражена его основная мысль? - Придумай такое название для этого текста, которое соответствует его теме. - А потом подумай и скажи другое название – которую выражает его основную мысль? - Прочитайте текст по цепочке заменяя слова: «я», «у меня» на слово – «художник». - Например, 1-е предложение будет звучать так: «У художника в деревне, в его деревянном доме у большого леса, жили с ним домашний баран, заяц и пес». - Возьмите карандаш и замените все слова по образцу. - Напишите слово «План» посередине листа, которые у вас на партах (Раздаю листочки). - Ребята, прочитайте 1-ый абзац уже исправленный. - О чем говорится в тексте? - Давайте теперь подумаем, как можно озаглавить текст? - Как назовем 1-ый пункт плана? (карточка на доске) - Запишите 1-ый пункт плана в своих листочках. - Для достижения целей нам нужно ещё немного потрудиться. Поэтому продолжаем работу. - Приступим ко 2-му абзацу. Прочитайте его. Как назовем 2-ую часть? (на доске карточка) Напишите 2-ой пункт плана. - Следующий абзац. Как мы его назовем? (На доске карточка). Напишите 3-ий пункт плана. - Прочитайте 4-ый абзац. Как можно его озаглавить? (на доске карточка) Напишите 4-ый пункт плана. Прочитайте 5-ый абзац. Как его мы озаглавим? (на доске карточка) Напишите 5-ый пункт плана. - Прочитайте уже исправленный текст каждый про себя. - Теперь в парах перескажите друг другу текст, который получился. А я слушаю, кто и как пересказывает. | 1. Внимательно прослушай рассказ, который прочтёт тебе учитель. После прочтения будь готов ответить на вопросы по тексту. 2. Придумай варианты заголовка. 3. Составь план. 4. Расскажи по плану сам. Послушай товарищей. 5. Напиши изложение. 6. Проверь, ясно ли передана мысль, нет ли ненужных повторов одних и тех же слов, все ли слова употреблены удачно. 7. Не забудь про грамотность. 8. Проверь знаки препинания. Открывают учебник. - Текст по теме письменное изложение. - Нет. Слушают чтение учителя. - В деревне, у большого леса. - В деревянном. - Пёс Феб, баран и заяц. - Чтобы писать с натуры, рисовать. - Художник - Спал на траве около хозяина или бегал у речки и пугал уток. - Не отходил от хозяина, водил ушами и слушал. Но ему надоедало это, и тогда он начинал больно стучать по художнику лапами. - Баран шёл за художником в стороне. - Да. Читают текст про себя. Один ученик пересказывает весь текст. - 1. Прирожденный темперамент, характер человека. 2. Свойство, сущность чего-либо. 3. Природный образец для рисования. - В выражении писать с натуры слово «натура» использовано в 3-м значении (природный образец для рисования). - Многозначное. - Пёс Феб, потому что он помогал хозяину нести большой складной зонт. - Заяц. - Когда я писал с натуры, заяц не отходил от меня. Он боялся, должно быть, что его поймают и съедят. - Первый абзац последнее предложение, последнее предложение в тексте (Они так ко мне привыкли, что не отходили от меня. Они любили гулять со мною и гуляли со мной повсюду). - Баран, заяц и пёс или Художник и его питомцы. - Необычная дружба или Друзья на прогулке. Заменяют, читая по цепочке. Пишут «План». Читают. - О животных, которые жили у художника. - «Звери», «Художник и его питомцы» или др. - Рассказ художника. - Записывают. - Поход к реке. Записывают. - Чем занимался Феб и боязнь зайца. Пишут. - Чем занимался заяц. Записывают. - Гулять. Пишут. Выполняют задание. Пересказывают текст в парах. | Слайд №3 |